Права и обязанности проводника в вагонах дальнего следования перевозки пассаж
ВЕДЕНИЕ
Основным в работе
проводника пассажирских вагонов является обслуживание пассажиров. Проводник является
представителем железнодорожного транспорта, который непосредственно
соприкасается с пассажирами и обеспечивает их право совершать поезду с необходимым
уровнем удобств и услуг, а также отвечает за их безопасность. Кроме того,
проводник работает с техническими устройствами вагона: отоплением, вентиляцией,
водоснабжением, электроснабжением. На проводника возлагается и работа по санитарному
содержанию вагона.
Проводник должен
иметь достаточно высокий уровень культурного и политического развития, быть активным
сторонником перестройки, проходящей в нашей стране. Внимательность,
предупредительность, вежливость, готовность в любой момент выслушать пассажира,
помочь в решении возникших недоразумений и вопросов — все это важнейшие
профессиональные качества проводника пассажирского вагона. В случае
невозможности удовлетворить требования пассажиров или разрешить возникшие
недоразумения следует пригласить начальника поезда.
Проводник имеет
вполне определенные служебные обязанности в пассажирском вагоне, который он обслуживает,
в том числе по предрейсовой его подготовке и экипировке, при посадке
пассажиров в вагон, во время рейса и после окончания его. Работа проводника
регулируется Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ, должностной
инструкцией, Правилами перевозок пассажиров, приказами и указаниями ОАО «РЖД».
Проводник должен эти документы знать и неукоснительно выполнять их требования.
Во всех ситуациях, когда возникает угроза безопасности движения или жизни
пассажиров, проводник должен быть готовым действовать решительно и грамотно.
2. ОПИСАНИЕ
2.1. Обязанности
проводника по подготовке и экипировке вагона перед рейсом
Каждый пассажирский
вагон перед рейсом проходит техническую и санитарную подготовку. Проводник,
принимая вагон, должен убедиться, что по санитарно-техническому состоянию он
соответствует требованиям, правилам и инструкциям. Технический осмотр и ремонт
вагонов, как по ходовым частям, так и по внутреннему оборудованию вагона,
осуществляют специальные бригады пункта технического обслуживания. Уборку,
чистку и мойку внутри вагона производят в пункте формирования поезда специальные
бригады полностью, бригады с участием проводников вагонов и сами проводники.
В пунктах
формирования и оборота с помощью вагономоечных машин или вручную проводится
наружная обмывка поверхности кузова, оконных стекол и ходовых частей. Обмывка
производится горячей или холодной водой и специальными моющими растворами. При
этом должны удаляться загрязнения внешней поверхности вагона, но без повреждения
окраски. Как правило, наружную обмывку делают перед каждым рейсом.
Внутри вагонов
промывают и протирают оконные рамы, стены, полки, диваны, рундуки, полы, моют горячей
водой с применением моющих средств тамбуры, трубы отопления и помещения
туалетов, производят дезинфекционную обработку туалетов и мусорных ящиков. Не
реже одного раза в месяц следует проводить дезинсекционную обработку вагонов с
применением инсектицидов с целью предотвращения появлений в вагонах насекомых
(клопов, тараканов и др.). Уборка внутренних помещений вагонов производится после
дезобработки и ремонтных работ. После дезинсекционной обработки ремонт и
уборка могут быть начаты не ранее чем через 2 ч, а после дезинфекционной обработки
— через 30 мин.
Бригада,
производящая санитарную подготовку пассажирского вагона, должна быть обеспечена
спецодеждой, моющими средствами, ветошью, швабрами для мытья полов и горячей
водой. Инвентарь для внутренней мойки вагона должен
быть помечен надписями: «для туалета», «для пола», «для полок». Ведро «для
полок» используют и для мытья стен. Инвентарь, применяемый для уборки внутри
вагона, по окончании работы обеззараживают 3%-ным раствором хлорамина или 5
%-ным раствором лизола с выдержкой 1 ч, после чего ополаскивают водой.
После окончания
подготовки в пункте формирования или оборота все пассажирские составы подвергаются
санитарному осмотру, который проводят работники санитарно-контрольного пункта
совместно с работниками пассажирского хозяйства и с участием проводников. Все
предписания санитарного надзора обязательны для исполнения, и отправление пассажирского
состава может быть задержано до устранения всех недостатков, выявленных при санитарном
осмотре, а пассажирский вагон по требованию представителя санитарной службы
может быть отцеплен от поезда.
Экипировку
пассажирских вагонов необходимым внутренним оборудованием и продуктами для чая
обеспечивают базы обслуживания пассажирских поездов, База производит стирку
белья, химическую чистку, ремонт и дезинфекцию постельных принадлежностей.
Подготовка и выдача имущества в экипируемые составы производится по графику
снабжения поездов, составленному в соответствии с расписанием их отправления.
Во вновь
сформированный поезд в соответствии с установленной для каждого вагона нормой
выдаются матрацы, подушки, одеяла, занавески, салфетки и другой инвентарь по
числу спальных мест. Количество постельного белья, выдаваемого в рейс, определяется
по длительности рейса, количеству спальных мест в вагоне и предполагаемой
населенности вагонов. Постельное белье и другой спальный инвентарь подвозят к
каждому вагону и передают проводникам.
Постельные
принадлежности пассажира состоят из матраца, подушки, одеяла, чехлов на матрац,
подушки и комплекта постельного белья. В комплект постельного белья входят две
простыни, наволочка закрытого типа, полотенце, в вагонах СВ — вместо одной простыни
пододеяльник. Комплект постельного белья помещают в опломбированный или прошитый
матерчатый конверт либо прошитый или термически заклеенный пакет из синтетической
пленки. Постельное белье расфасовывают в специальные мешки по 15 комплектов,
которые пломбируют и пронумеровывают. Простыни, наволочки и полотенца должны
иметь штамп предприятия с годом ввода в эксплуатацию. Часть простыней и
наволочек изготавливается из хлопчатобумажной ткани с нанесенными знаками ОАО
«РЖД» в виде сплошного орнамента.
Количество и
качество внутреннего инвентаря, выдаваемого в пассажирские вагоны разной
категории: международные, фирменные, скорые, местного сообщения, СВ, купейные,
плацкартные, — установлено перечнем, утверждаемым приказом ОАО «РЖД», а также
Положением о фирменном поезде. В состав внутреннего инвентаря могут входить шторы
и занавески, ковровые дорожки, коврики коридорные и купейные, покрышки для
коридорных дорожек, салфетки для оконных столиков, диванные чехлы, подстаканники,
стаканы, чайные ложки, тарелки, ножи и вилки, чайники для заварки чая и для
кипятка, полотенца для посуды, настольные игры, щетки одежные и сапожные,
бумага и мыло туалетное, а также инвентарь для санитарного содержания вагона,
пылесос, огнетушители, посадочные номера, маршрутные доски и другой инвентарь.
Проводник несет
материальную ответственность за сохранность внутреннего инвентаря, он лично
принимает его и сдает. При повреждении или утере инвентаря пассажиром
проводник принимает меры по возмещению его стоимости для железных дорог. С
пассажира удерживается стоимость поврежденного или 1 утраченного предмета
согласно расценочной ведомости, утвержденной приказом ОАО «РЖД».
Продукты для
чайной торговли, чайную и другую посуду экипировочная бригада (или поездная)
получает на базе обслуживания пассажиров и развозит по вагонам. Она подвозит
также древесный уголь или торфяные брикеты для кипятильников.
Вагоны снабжаются
мылом, туалетной бумагой, моющими средствами для посуды (содой, моющим
средством «Прогресс»). В каждый вагон выдается инвентарь для уборки помещений:
пылесос, веники, совок для мусора, моющие и дезинфицирующие средства, тряпки
и ветошь, маркированные ведра (для полов, для полок, для туалетов). В каждом вагоне
должен быть бачок с дезраствором и ершом. Аптечки текущего пользования и аварийные
комплектуются медикаментами. В пассажирском составе должно быть двое носилок.
2.2. Снабжение
водой и углем пассажирских вагонов в пунктах формирования, оборота и в пути
следования
В начальном и
конечном пунктах и в период рейса пассажирские вагоны снабжаются водой, а в
зимний отопительный сезон — и углем. В пути следования пассажирского поезда
снабжение углем и водой осуществляется на станциях со стоянкой, по времени
достаточной для этой операции, через каждые 8—12 ч движения поезда. Для
снабжения вагона водой заправщики подключают его водозаправочные патрубки к
имеющимся на станции водоразборным колонкам шлангами. Проводник открывает
запорные вентили шщ наливных трубах и следит за заправкой вагона, не допуская
перелива воды на рельсовый путь. Проводник должен обращать внимание на то, как
заправляют вагон. Категорически запрещается перетаскивать заправочные шланги головками
по земле. Головки водозаправочных рукавов в период между заправками должны
помещаться в специальные устройства, предотвращающие их загрязнение. На всех
пунктах водоснабжения с водоразводящей сетью как капитального, так и
временного типа периодически проверяют соответствие качества воды требованиям
ГОСТа.
Проводник вагона
обязан следить, чтобы головки водоналивных патрубков вагонов также были защищены
от загрязнения. В целях предупреждения замерзания головки наливных труб
оборудованы водяными или электрическими обогревателями. Наиболее надежным
средством является обогрев наливных труб горячей водой. Водяной обогреватель состоит
из сварного цилиндрического корпуса на концевой части наливной трубы. К обогревателю
подается и отводится от него по трубам горячая вода.. Корпус обогревателя на
ощупь всегда должен быть горячим. Разобщительные краны и вентили на подводящих
и отводящих трубах обогревателя зимой постоянно открыты. После заправки
вентили на водоналивных трубах закрывают.
Начинают
отопление пассажирских вагонов при температуре наружного воздуха +10°С и ниже.
В начале отопительного сезона, еще при плюсовых температурах воздуха,
снабжение углем производится только в пунктах формирования и оборота поездов.
В зимнее время все пассажирские поезда, имеющие оборот более суток, снабжаются
углем в пунктах формирования, оборота и на промежуточных станциях, указанных
в расписании движения поезда.
Нормы снабжения углем
определенных марок установлены ОАО «РЖД» для конкретных железных дорог (табл. 1).
Количество угля на одни сутки (в килограм-
Таблица 1.
Температура наружного воздуха, 0С
|
Норма выдачи натурального топлива на один
вагон, кг/сут
|
Донецкие антрациты крупных и средних классов,
силезский, кузнецкий, печорский, забайкальский угли
|
Кизеловский, карагандинский,
черемховский угли
|
Хакасский, райчихинский, приморский угли
|
+10…+5
+5…0
0…-5
-5…-10
-10…-15
-15…-20
-20…-25
-25…-30
-30…-35
-35 и ниже
|
21
35
55
76
95
116
136
156
177
198
|
26
43
68
94
117
143
168
193
219
245
|
37
63
99
136
171
208
244
280
318
256
|
Выдача топлива на растопку
|
14
|
17
|
25
|
мах)
рассчитывается в зависимости от температуры наружного воздуха и марки угля,
имеющегося в пункте снабжения. Уголь подвозят к поездам на электрокарах,
тракторах с прицепами и грузовых автомашинах расфасованным в металлические
ящики емкостью по 15 кг. Проводники высыпают уголь из ящиков в места хранения
его в вагоне, а ящики возвращают. В пунктах формирования и оборота в зимнее
время пассажирские вагоны должны снабжаться до полной их вместимости.
Поезда, следующие
на комбинированном отоплении, могут отапливаться как электроэнергией, так и углем
и поэтому снабжаются в пунктах формирования по полной норме, а на промежуточных
станциях — только в аварийном случае, когда по какой-либо причине не работает
электроотопление и уголь выдается по требованию начальника пассажирского поезда.
2.3. Посадка и
размещение пассажиров в вагоне
Основная задача
проводника вагона — обеспечение необходимых удобств и услуг пассажирам в пути
следования. Важнейшими моментами в работе проводника являются посадка
пассажиров и размещение их в вагоне, обеспечение нормального отопления, вентиляции
и освещения в вагоне, предоставление постельных принадлежностей, чая, настольных
игр, необходимой информации.
Посадка
пассажиров в начальном пункте отправления поезда начинается немедленно после
объявления ее по громкоговорящей сети вокзала, а в пути следования — после прибытия
поезда и высадки пассажиров. Любая задержка в посадке неприятно действует на
пассажиров, поэтому проводник обязан подготовиться к ней заранее. Во время
посадки проводник встречает пассажиров перед входом в вагон, а если плохая
погода — в тамбуре у открытой двери вагона. Посадка в вагон производится через
открытые тамбурные двери рабочей (котловой) стороны вагона с посадочной
платформы.
При посадке
проводник обязан тщательно проверить проездные документы пассажиров:
установить, правильно ли оформлены проездные документы, соответствуют ли номер
поезда, направление, дата посадки и отправления, а также категория и номер
вагона и места тем, что указаны в документах. В случае необходимости он может
также попросить пассажира предъявить документы, дающие право на приобретение льготного
билета.
Если при посадке
проводник обнаружил, что кассой продано два или более билетов на одно место,
он разрешает пассажиру войти в вагон, и просит его подождать решения вопроса о
предоставлении ему места. Начальник поезда сам или с помощью работников вокзала
выделяет место пассажиру здесь или переводит его в другой вагон. Следует принести
извинения пассажиру за ошибку, допущенную работниками железной дороги.
Находящиеся в
алкогольном опьянении пассажиры к посадке на поезд не допускаются. Если пьяный
пассажир обнаружен проводником во время поездки, то его удаляет из вагона
начальник поезда или работники милиции. При этом составляется акт, который подписывают
кроме проводника или начальника поезда еще два свидетеля. Пассажиру, находящемуся
в алкогольном опьянении, делается соответствующая отметка в билете или билет
погашается, и таким образом он лишается возможности использовать или сдать этот
билет.
Запрещается
посадка в вагон пассажиров с ручной кладью, общий вес которой превышает
установленную норму (36 кг на один взрослый или детский билет) или она загромождает
проходы или купе. Излишний вес ручной клади пассажиру предлагают оплатить по
действующему тарифу через кассу вокзала или непосредственно начальнику поезда.
Только после этого разрешается посадка. Так как на вокзалах отсутствуют весы
для определения точного веса ручной клади, его устанавливают приблизительно,
путем внешнего осмотра.
В пассажирских
вагонах запрещается провозить при себе легкогорючие, взрывчатые и токсичные
вещества. При обнаружении их в ручной клади пассажира ему может быть отказано
в посадке на поезд или его удаляют из поезда. Поездка может быть разрешена только
после того, как пассажир удалит опасные грузы из своей ручной клади. В случае
отказа пассажиру в поездке из-за наличия в его вещах легкогорючих, взрывчатых и
токсичных грузов его проездные документы годности не теряют.
Проводник обязан
предупреждать пассажиров, чтобы они не забывали билеты у провожающих. За 5 мин
до отправления поезда начальник поезда предупреждает об этом пассажиров по
поездной громкоговорящей сети. За 2 мин до отправления начальник поезда по
громкоговорящей сети, а проводники — в вагонах предлагают провожающим покинуть
вагоны.
Пассажиры,
которым билеты были оформлены без указания места, имеют право войти в вагон.
При наличии свободных мест после отправления поезда они им предоставляются, а
при отсутствии мест их переводят в другие вагоны или предлагают подождать,
пока освободятся места.
Пассажирам
приятно видеть при посадке приветливого и вежливого проводника. Он должен
оказывать помощь престарелым пассажирам, инвалидам и пассажирам с детьми. Если
при посадке в вагон возникли какие-либо недоразумения или пассажир обратился с
просьбой к проводнику, тот предлагает ему подождать конца посадки, а если у
пассажира проездные документы оформлены на этот поезд или в этот вагон, то он
просит его войти в вагон. После окончания посадки и отправления поезда
проводник сам или с помощью начальника поезда разрешает возникшие недоразумения
или удовлетворяет просьбу пассажира. Если пойти ему навстречу нет возможности,
нужно в вежливой форме объяснить причину.
Страницы: 1, 2, 3
|