Меню
Поиск



рефераты скачать Приграничное сотрудничество

Введение польскими властями новых правил пересечения границы с 1 января 1998 г. в сторону ужесточения вызвали сокращение объемов челночной торговли. Потери польского бюджета от стремления ограничить возможности нелегальной иммиграции и приблизится к таможенным и визовым требованиям ЕС оценивались в 400 - 800 млн. долл.[5]. Но наиболее сильный удар по приграничной и челночной торговле нанесла в 1998 г. четырехкратная девальвация рубля.

Особенностью традиционной модели является то, что доходы от приграничной торговли распылены между множеством индивидуальных торговцев-челноков, мелких и средних частных  и государственных фирм, что не позволяет реализовывать крупные инвестиционные проекты без поддержки из бюджетов стран и административных районов. Наибольший эффект от этой модели достигается при согласованных действиях правительств соседних стран в вопросах визового и таможенного режима, согласованных изменения курсов национальных валют и при наличии ценовых различий на потребительские товары и факторы производства. Но сочетание эти условий трудно достижимо.

Привлекательность приграничных районов для иностранных инвесторов при этой модели определяется транспортными условиями относительно стран-инвесторов, особенностями инвестиционного климата, ценой основных факторов производства,  потенциальной емкостью осваиваемого рынка и трансакционными издержками, связанными с пересечением государственной границы. Но большинство приграничных районов России сильно удалены от потенциальных инвесторов, в них малоемкие региональные рынки и неблагоприятный инвестиционный климат из-за слабо развитой рыночной инфраструктуры. Поэтому объемы прямых иностранных инвестиций в них пока явно недостаточны для заметных структурных изменений в экономике.

Определенные изменения произошли в 1999 г. - в размещенных в России ПИИ резко возросла доля приграничных. Однако в решающей мере это произошло за счет Сахалина в связи с реализацией проектов по добычи нефти и газа на шельфе Охотского моря, а также Краснодарского края и Ленинградского региона ( Санкт-Петербург и Ленинградская обл. На эти  четыре региона пришлось около 80% всех ПИИ, размещенных в приграничных субъектах РФ. Высокую территориальную концентрацию иллюстрирует также и то, что на первую десятку регионов пришлось 94% всего объема  инвестиций, накопленных в приграничном поясе за 1992 - 1999 гг. При этом произошло понижение инвестиционной привлекательности лидеров первой половины 90-х гг. Хабаровского и Приморского краев, Тюменской области и ее возрастание у Ленинградской, Новосибирской, Челябинской областей и особенно у Краснодарского края.

Обращает на себя внимание крайне слабая инвестиционная привлекательность регионов приграничных с Украиной.  Привлекательность регионов граничащих с другими рассматриваемыми странами немногим лучше. Основная часть инвестиций, размещенных в поясе регионов, соседствующих с Китаем приходится на Приморский и Хабаровский края, которые имеют и морскую границу. Регионы, расположенные по границе с Казахстаном, привлекают инвестиции, не благодаря своему соседству, а в связи с мощным промышленным потенциалом и  природными ресурсами. Инвестиционная привлекательность регионов Северо-Запада связана прежде всего с северной столицей.

Для привлечения финансовых ресурсов в приграничные регионы используется и инструмент специальных экономических зон. Зоны на основе федерального законодательства действуют в Калининградской и Магаданской областях, Приморском крае.  Но зонная модель развития не дала осязаемых результатов.

Ее низкая результативность объясняется отсутствием в 1992 - 1999 гг. стабильной правовой основы создания и деятельности СЭЗ, общей политической и экономической нестабильностью в стране и низким уровнем зонального менеджмента. Наряду с особой экономической зоной "Янтарь" и промышленной зоной "Находка" в приграничных регионах на основе постановлений правительства РФ были учреждены зоны оффшорного типа "Ингушетия" и "Алтай" и на основе решений органов власти в субъектах РФ беспошлинные зоны в Санкт-Петербурге и оффшорная зона "Калмыкия".

Необходимо подчеркнуть, что соседние с Россией государства довольно широко используют зонный механизм для повышения конкурентоспособности приграничных с ней районов. Деятельность многих зон тесно увязана с российским рынком. В частности в пограничных с Россией районах Китаем созданы специальные экономические зоны приграничного сотрудничества в Манчжоули, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хунчуне. Эти зоны играют важную роль в развитии российско-китайской торговли и экономическом подъеме отсталых северных районов Китая.

Предприятия 8 СЭЗ (Мерсин, Анталья, Измир, Стамбул, Трабзон, Адана, Мардин и Эрзурум) Турции широко используют импортное российское сырье и материалы для производства продукции, которая затем частично реализуется на российском рынке.

Беспошлинные зоны Польши, Финляндии (Хельсинки, Турку, Ловиса, Котка, Оулу, Лапенранта, Ханко) и стран Балтии (Таллин, Рига,  Клайпеда) занимаются накоплением, хранением и подготовкой к экспорту комплектующих для сборочных производств,  действующих или разворачиваемых в России. При этом используется разница в таможенных пошлинах на готовые изделия и на их отдельные компоненты.

Инвестиционная деятельность в приграничных регионах России в основном связана с созданием соответствующей транспортной и таможенной инфраструктуры. Наиболее динамично эти объекты сооружаются либо планируются к сооружению в Ленинградской области. В 1997 г. на российско-финской границе открыт современный автопереход в Торфяновке стоимостью 37 млн. долл. Он может обслужить в сутки до 3 тысяч автотранспортных средств. Завершено  сооружение подобного перехода в Брусничном, расширен переход в Святогорске. Проводится реконструкция пограничной железнодорожной станции Бусловская, что позволит в несколько раз увеличить ее пропускную способность. Эти мероприятия, а также планируемое сооружение скоростной железной дороги Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва, объездной автомагистрали вокруг Санкт-Петербурга, морских портов в Финском заливе (Батарейная, Усть-Луга, Приморск), создание в ближайшие годы Балтийской трубопроводной системы свидетельствует о возрастании значения для России балтийского транспортного коридора.

Перспективы развития пограничной транспортной инфраструктуры в Калининградской области связаны с модернизацией морских портов, улучшением качества обслуживания на переходах и реализацией проекта автомагистрали "Виа Ганзеатика" (Санкт-Петербург - Рига - Клайпеда - Гданьск - Гамбург). Россия выступает за создание в кооперации с балтийскими странами энергетического кольца, включающего ЛЭП и газопроводы. В качестве первого шага планируется сооружение в районе Выборга электростанции, которая будет поставлять электроэнергию в Финляндию и Швецию, и газопровода на те же страны4.

В Северо-Кавказском районе расширение контактных функций связано с расширением пропускной способности портов Таганрог, Темрюк, Новороссийск, Сочи, Туапсе и развитием сопутствующих транспортных услуг. Контактность каспийских границ России возрастет с реализацией проектов совместного российско-иранского порта Оля вблизи Астрахани, создания паромной переправы от калмыцкого города Лагань до иранского Амир Абада. Существенно повысил надежность железнодорожного сообщения отрезок железной дороги, дающий прямое сообщение между Махачкалой и черноморскими портами Туапсе и Новороссийск, минуя Чечню. Большое значение для развития регионального сотрудничества будет иметь сооружение прямого газопровода между Россией и Турцией по дну Черного моря "Голубой поток" и нефтепровода Тенгиз - Новороссийск Каспийским трубопроводным консорциумом.

На Дальнем Востоке большое геополитическое и геоэкономическое значение имеет сооружение автомобильного моста через Амур. Наиболее крупными проектами являются сооружение ЛЭП от Богучанской ГЭС и газопровода от Ковыктинского месторождения в Иркутской области в Северный Китай, нефтепроводов от Ангарска в направлении на Пекин через Монголию, современного перехода на российско-китайской границе в Забайкальске,  строительство автодороги Хабаровск - Чита, расширение и модернизация дальневосточных портов, развитие СЭЗ "Находка". Расширению транзитных функций Дальнего Востока будет способствовать сооружение в рамках международного портово-промышленного комплекса в устье пограничной реки Туманган железной дороги, которая соединит китайский город Хунчун с портом Зарубино (77 км) и тем самым даст выход Китаю к Японскому морю4.

Развитие производственных и транспортных функций приграничных субъектов в 1992 - 1999 гг. опиралось в основном на федеральные финансовые ресурсы, привлекаемые иностранные кредиты и средства российских банков и компаний. Государственные инвестиции поступают в рассматриваемые регионы в рамках федеральных региональных (Краснодарский край, Псковская область, Кабардино-Балкария, Республики Тыва и Горный Алтай, Дальний Восток и т.д.) или отраслевых (таможенная инфраструктура, транспорт и др.) программ. Однако эффективность федеральных программ до сих пор была невысока в связи с  крайне  неудовлетворительным их финансированием.


 

4. Роль приграничного сотрудничества в развитии приграничных регионов

В экономической и культурной жизни приграничных районов России важную роль играет сотрудничество со смежными регионами соседних стран. Оно осуществляется при отсутствии специального законодательства.

Его правовую базу образуют нормативно-правовые документы, регулирующие отношения на трех юридических ярусах. Первый составляют федеральные юридические акты образующие основы правового режима международных связей и внешнеэкономической деятельности федерации и ее субъектов. Наиболее важными среди них являются законы «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и «О международных договорах Российской федерации», «Таможенный кодекс и таможенный тариф», «О государственной границе РФ».

Второй правовой ярус создают межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными зарубежными странами. Среди них важное место занимают международные соглашения РФ с иностранными государствами о содействии межрегиональному сотрудничеству субъектов федерации. Огромное значение для приграничных территорий имеет нормативно-правовая база, определяющая режим внешних связей России с соседними странами. Например, среди соседних стран самый либеральный торговый режим установлен с Белоруссией в рамках Союза, а наиболее жесткий - с Эстонией.

К третьему, нижнему, ярусу  относятся юридические акты, заключаемые региональными и местными органами власти со своими аналогами в соседних странах о партнерстве и сотрудничестве. При этом субъекты РФ и единицы местного самоуправления не являются субъектами международного права, соглашения заключаются в рамках имеющихся у них компетенций.

Большое значение для сотрудничества имеет уровень развития приграничных территорий. Как показывает международный опыт, потенциал сотрудничества у богатых стран многократно больше, чем у бедных.

Все многообразие условий развития приграничных районов России и их сотрудничества со смежными районами соседних стран и его конкретного содержания в обобщенном виде можно представить в трех основных типах: европейском, постсоветском и азиатском[5].

Европейский тип характерен для регионов России, граничащих со странами - членами ЕС или странами кандидатами на вступление в Союз. Это небольшая часть приграничного пояса страны. На узком фронте границ сосредоточены морские и сухопутные коммуникации связующие Россию с зарубежной Европой, Европу с Северо-Восточной Азией, Северную Европу с Закавказьем и Центральной Азией. Значение балтийского транспортного коридора для внешнеэкономических связей России после распада СССР устойчиво возрастает. В геоэкономическом плане также весьма важно, что Россия имеет здесь  Санкт-Петербург - город мирового культурного значения. Вместе с тем российские приграничные районы по уровню благосостояния сильно уступают своим визави в Финляндии и Норвегии и заметно уступают соседним регионам Польши, Эстонии, Латвии и Литвы.

Прямое соприкосновение с ЕС, хотя и с его периферийной частью имеет большое значение, поскольку приграничное сотрудничество руководствуется принципами и подходами выработанными в Союзе в ходе устранения внутренних границ и унаследованных "пограничных рубцов" на едином европейском экономическом пространстве.

Довольно жесткий таможенный и визовый режим этих границ компенсируется развитием институциональной контактности. Для этого типа  характерно широкое участие в приграничном сотрудничестве органов власти субъектов РФ и местного самоуправления на основе договоров с аналогичными территориальными органами власти соседних стран. Сферой сотрудничества являются не только транспорт и торговля, но и экология, образование, культура, информация, новые технологии. Оно реализуется на основе совместно или согласованно разрабатываемых проектов. При этом экономически более сильные партнеры через свой бюджет и бюджеты европейских организаций в рамках программ INTERREG и PHARE оказывают техническую и финансовую помощь российским партнерам. Наиболее ярко этот тип представлен в российско-финском и  российско-норвежском приграничном сотрудничестве.

Для развития приграничного сотрудничества со странами ЕС и финансирования проектов этого сотрудничества из бюджета этой организации важную роль сыграет "Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией", а также деятельность Совета государств Балтийского моря и Баренц-Арктического региона.  Большое значение для развития приграничных связей будет  иметь реализация проекта «Северное измерение», нацеленное на активизацию экономических и культурных связей на европейском Севере.

Среди множества соглашений, существенных для приграничного сотрудничества, следует также выделить заключение в 1992 г. межгосударственного соглашения с Финляндией о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В том же году было подписано соглашение с Литвой "О сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии Калининградской области" и Польшей "О сотрудничестве северо-восточных воеводств и Калининградской области" и о «трансграничном сотрудничестве»

Солидную правовую базу имеет приграничное сотрудничество Калининградской области с соседними районами Польши и Литвы. В 1991 г., а затем в 1999 г. было подписано межправительственное соглашение о долговременном сотрудничестве Калининградской области районов Литвы. Калининградская область является соучредителем и членом еврорегиона «Балтика», образованного в феврале 1998 г. совместно с районами Дании, Латвии, Литвы, Польши, Швеции и Эстонии[6].

Несмотря на натянутые отношения России с Латвией и Эстонией создан и действует Совет по сотрудничеству приграничных регионов Латвии, России и Эстонии, в который входят органы местного самоуправления и региональные власти этих стран. От России в Совете участвуют три пограничных района Псковской области. Калининградская область совместно с Латвией и Литвой область участвует в создании еврорегиона «Сауле».

Постсоветский тип. Особенностью приграничного сотрудничества стран СНГ является то, что оно осуществляется в условиях когда процесс международно-правового  оформления протяженных сухопутных границ между ними только начался[7]. Эти границы разделили в прошлом  единое экономическое и во многом общее культурное пространство. Границы между Россией и этими странами в своем большинстве проходит по обжитым территориям. При этом российские приграничные районы более развиты и социально более благополучны, чем их соседи в Казахстане и Закавказье. Социально-экономические показатели смежных регионов на белорусском и украинском участках границы более или менее близки. Экономическое взаимодополнение приграничных территорий базируется прежде всего на межотраслевой основе.

Реинтеграция постсоветского пространства, в силу тесной экономической, социальной и культурной связанности,  как полагали сразу после распада СССР, произойдет естественным образом. Тем самым автоматически снимется проблема новых межгосударственных границ сама по себе. Однако до сих пор не удалось добиться заметного прогресса в создании ни Таможенного союза, ни Зоны свободной торговли. Барьерность новых границ возрастает. Сегодня ставится вопрос со стороны администраций ряда российских регионов, пограничных с Казахстаном, о цивилизованном закрытии границ. К этому вынуждают растущая нелегальная миграция, стремительный рост наркоторговли, большие объемы контрабандной торговли, криминализация приграничья. Речь идет о необходимости полного таможенного и пограничного прикрытия границ России. Реализации  этих планов препятствуют громадные затраты по их осуществлению.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.