Приграничное сотрудничество
Введение
1. Приграничный
пояс России: проблемы и тенденции развития.
2.
Социально-экономические и геополитические особенности приграничных субъектов
Российской Федерации
3. Региональные
особенности развития российского порубежья
4. Роль
приграничного сотрудничества в развитии приграничных регионов
5. Развитие
приграничного сотрудничества
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: огромные пространства России оказались в положении
пограничных, сформировав так называемую зону 'нового приграничья'. 24 субъекта
России оказались в положении приграничья впервые, 3 субъекта РФ приобрели
дополнительные границы со статусом государственных. В недалеком прошлом они
имели абсолютно прозрачный характер, являясь по основным параметрам
формальными. В настоящее время в связи с изменением их политического статуса
открытость границ резко понизилась, а барьерная функция возросла, что привело к
изменению условий и факторов социально-экономического развития территорий
"нового приграничья" России.
Объект:
государство.
Предмет: приграничные регионы России.
Цель: осветить основные формы и методы осуществления функций приграничных
регионов России , рассмотреть теоретические основы вопроса о функциях и роли государства.
Задача:
• раскрыть проблемы
и тенденции развития приграничных регионов России, а также социально-экономические и геополитические
особенности приграничных субъектов Российской Федерации
• рассмотреть особенности развития
российского порубежья и роль приграничного сотрудничества в развитии
приграничных регионов;
• раскрыть развитие приграничного сотрудничества.
Приграничные
территории - это территории государства, прилегающие к государственной границе,
выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим
специфическими особенностями. Главным фактором, обуславливающим специфику
приграничья, является его географическое положение.
Суть
экономико-географического подхода к исследованиям приграничных территорий
состоит в том, что география помогает понять принципиальную неоднородность
приграничья, оценить ее индивидуальные особенности и дать рекомендации по
формированию системы региональной политики применительно к приграничным
регионам.
В связи с выше
сказанным практическое значение приобретает разработка методических основ
оценки значимости государственной границы и приграничных территорий. Последняя,
обуславливается тремя основными факторами: социально-экономическим потенциалом
приграничных территорий, геополитической значимостью и индивидуальными
особенностями границы. Однако значимость государственной границы может
проявляться по-разному: не только через ее контактную (развитие приграничного
сотрудничества, создание СЭЗ и т.д.), но и барьерную функцию (геополитическая
ситуация, территориальные споры и др.).
1.
Приграничный
пояс России: проблемы и
тенденции развития.
Наблюдается устойчивый
рост научного интереса к проблематике государственных границ и приграничных
районов. Это обусловлено глобализацией экономики, развитием регионального
сотрудничества, кардинальными изменениями на политической карте мира,
тенденциями к углублению демократии в общественном развитии
Государственные
границы влияют на развитие приграничных районов и страны в целом через свои
фундаментальные свойства - барьерность и контактность[1].
Обособляясь от
внешнего мира посредством границ, государство защищает интересы национальных
производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую
функцию.
Контактность
выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них
товаров, людей, финансов, информации. Она обусловлена степенью либерализации
внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми
актами; развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние
международные связи (торговые палаты и представительства, двусторонние
комиссии, советы, фонды, ассоциации и т.д. по содействию развитию международных
экономических и гуманитарных контактов, консальтинговые и посреднические
компании и др.); уровнем развития пограничной инфраструктуры (транспортной,
таможенной, туристической и др.); уровнем экономического развития приграничных
территорий и характером их участия в международных связях.
Преследуя
определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства
создают довольно сложный механизм общения с внешним миром, в котором
сочетаются элементы либеральной и протекционистской политики. Общемировой
тенденцией последних десятилетий является постепенная либерализация ускорило
формирование внешнеторговых связей с понижением тарифных ставок и сокращением
нетарифных ограничений.
Изменение
соотношения между контактностью и барьерностью государственных границ
происходит неравномерно у стран разного уровня развития и разной степени
вовлеченности в процессы глобализации. Например, развитые страны стремятся
устранить барьеры на пути движения капиталов, информации, услуг, но
одновременно поставить мощный заслон на пути перемещения рабочей силы и
регламентировать поступление товаров из бедных стран с низкой стоимостью
рабочей силы путем введения квот, контингентов, жестких требований к качеству,
ограничений по объемам поставок тех или иных товаров в рамках
межгосударственных соглашений и т.д.
Бедные страны, в
свою очередь, хотят расширить свое присутствие на товарных рынках развитых
стран, иметь гарантированную возможность экспорта рабочей силы и получать
стабильную финансовую подпитку от развитых стран. Согласование разнообразных и
противоречивых либерализационных интересов отдельных стран в рамках ВТО, как
показала ноябрьская сессия (1999 г.) этой организации в Сиэтле, представляет
весьма сложную, а подчас и неразрешимую задачу.
В целом общей
закономерностью является прямая зависимость контактности границ от: уровня
развития стран-партнеров, сходства уровней развития, однотипности
экономических и правовых систем, взаимной близости и соседства. При
неисполнении этих условий соответственно возрастает значение барьерных функций
государственных границ.
Проблематика
приграничья содержит в себе многие противоречия характерные для современного
этапа развития. Среди них следует выделить противоречия между: глобализацией
экономики, опирающейся на широкую либерализацию межгосударственных
экономических отношений, и протекционистской сущностью государств; культурной
унификацией в рамках глобализма и национальной (региональной) культурной
идентичностью; богатыми (центральными) и бедными (периферийными) странами и
районами стран; международной региональной интеграцией (сотрудничеством) стран
и их суверенитетом; политическими центрами, стремящимися укрепить или
сохранить властную вертикаль, и подчиненными им территориями, желающими
расширения своих прав и полномочий и в частности в том, что касается
международной деятельности. По сути эти противоречия можно свести к проблеме
соотношения однородности и различий (континуальности и дискретности) в динамике
мирового пространства, в которой ключевую роль играют государственные границы и
приграничные территории.
Особое значение
проблематика приграничных районов имеет для России, имеющей громадный
пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным,
демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории.
2. Социально-экономические и
геополитические особенности приграничных субъектов Российской Федерации
Общая
протяженность государственных границ России равняется 60933 км, в том числе
38807 км морских. Среди 89 субъектов РФ у 48 одна из границ совпадает с
межгосударственной, проходящей по морю, суше или рекам. По этому формальному
признаку мы и определяем приграничные субъекты РФ. Причем у 21
межгосударственные границы являются старыми, унаследованными от советского
периода. У стольких же они являются новыми, возникшими в связи с распадом
СССР. У Астраханской, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарского
края, Республик Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собой
сочетание старых и новых границ.
Большая часть
периметра морских границ приходится на арктические моря (19,7 тыс. км) с
небольшим по объему или практически отсутствующим международным судоходством.
Поэтому приполярные субъекты федерации с определенной долей условности можно
относить к приграничными.
От Республики
Карелия при движении на восток и до Республики Алтай плотность населения в
приграничных субъектах РФ существенно меньше среднероссийской - 8,6 чел. на кв.
км. В этом громадном по площади и протяженности окраинном ряду регионов
небольшое исключение составляет только Приморский край. Наиболее высокую
плотность населения - более 50 чел. на кв. км в остальной части периметра
приграничных субъектов РФ имеют Краснодарский край, Калининградская и
Белгородская области, республики Северная Осетия и Кабардино-Балкария.
У большинства
приграничных субъектов РФ объем РВП на душу населения ниже среднего по стране
уровня (у 39 из 48). Среди рассматриваемых регионов наиболее высок этот
показатель у Ямало-Ненецкого АО.
Только у 6
субъектов РФ отношение денежных доходов населения к прожиточному минимуму выше
среднего по России значения. Эти показатели в самом общем виде отражают, с
одной стороны, глубинное внутриматериковое размещение экономики страны, высокую
долю ее ресурсной составляющей, а, с другой, бедность и социальное
неблагополучие большинства приграничных регионов. Такая территориальная
организация российской экономики имеет историческое объяснение. Положение
вблизи государственной границы бывшего СССР сдерживало экономическое развитие
приграничных территорий. Военноопасный, барьерный характер границ 20 - 60 гг.
вынуждал размещать производство в глубинных районах страны. Кроме того большая
часть пограничного периметра проходит по неосвоенным слабозаселенным
пространствам российского Севера и Востока. Новые границы, возникшие в
результате распада СССР, также проходят в своем большинстве по экономическим
лакунам, расположенным между столичными и региональными центрами новых
государств.
В результате
этого наследия пояс приграничных территорий сегодня в среднем является менее
развитым и экономически более депрессивным, чем схожие по уровню освоенности
глубинные территории. Необходимо подчеркнуть также и то, что большинство
регионов российского порубежья имеют крайне слабый потенциал участия во
внешнеэкономических связях[2].
Сегодня пояс приграничных субъектов РФ представляет собой своего рода
структурный барьер вхождения России в мировую экономику.
Исторически
страны - непосредственные соседи играют важную экономическую и политическую
роль для России. Они сильно различаются по размерам и структуре хозяйства,
уровню развития, культурным особенностям. Необходимо подчеркнуть, что, будучи
сравнительно бедной страной (ВВП на душу населения составляет около 3 тыс.
долл., что в 7-10 раз меньше, чем у наиболее развитых стран мира), Россия
большей частью своего периметра граничит с еще более бедными странами.
Особенностью является также и то, что большая часть приграничных территорий,
соседних с Россией стран, являются менее развитыми их частями.
В
культурно-цивилизационном плане регионы, выходящие к старым государственным
границам, одновременно граничат с иными культурными системами: европейской и
китайской. Граница с Монголией не является пороговым культурным рубежом,
поскольку Бурятия и Тува близки к монголо-ламаистской культурной системе. Еще
ярче это выражено у новых границ с Белоруссией и Украиной, которые проходят по
территориям однородным в культурном отношении. На Кавказе государственные
границы соприкасаются со странами относящимся к разным культурным системам. Но
на значительной ее части культурный рубеж (исламский) смещен вглубь России.
Граница с Казахстаном формально является границей с исламским миром[3]. Но в силу высокой доли
русского населения в приграничных с Россией районах Казахстана можно говорить о
смещении культурного рубежа относительно государственной границы вглубь этой
страны.
3.
Региональные
особенности развития
российского порубежья
Опыт
либерализации внешнеэкономических связей показал, что отладка
контактно-барьерного механизма включения страны в мирохозяйственные связи в
условиях глобализации экономики и регионализации международных экономических
требует многолетней кропотливой работы. Шоковое открытие страны в начале 1992
г. в дальнейшем потребовала создания механизмов защиты национальных
производителей, рынка труда, финансового рынка, валютных резервов, инструментов
борьбы с криминалитетом паразитирующем на неотработанности законодательства,
регулирующего внешнеэкономическую деятельность и, в частности, со странами СНГ,
на отсутствии необходимого таможенного прикрытия на новых границах.
Громадный
пограничный периметр страны в условиях произошедших с начала 1992 г.
кардинальных геополитических и экономических изменений до сих пор не может
нормальным образом выполнять как барьерные, так и контактные функции. Работа по
созданию пограничных пунктов пропуска, обеспечивающих быстрое и качественное
пограничное и таможенное оформление пока далека от завершения.
Плотность
международных переходов на российских границах одна из самых низких в мире. На
конец 1998 г. на морских и речных границах имелось 94 порта, осуществлявших
пропуск грузов, пассажиров и транспортных средств в международном сообщении или
1 на 489 км водных границ. На сухопутных границах располагалось 95 пунктов
пропуска для автотранспорта и 35 для железнодорожного или в сумме 1 пункт на
112 км границ.
Наиболее густая
сеть пограничных переходов была в Калининградской области - 24, в том числе 8
морских (речных) на 139 км морской границы, 8 автомобильных и 7 железнодорожных
на 512 км сухопутной границы. Плотность пунктов пропуска на границах РФ в этой
эксклавной области - 1 на 27 км периметра границ, наиболее близка к
европейскому уровню. В то же время плотность пунктов пропуска на участке
российско-китайской границы, занимаемом провинцией Хэйлунцзян в 1999 г.
равнялась 17 на 3045 км или один переход на 180 км границы.
За почти
десятилетие либерализации внешнеэкономической деятельности пока не произошло
существенных изменений в структуре экономики приграничных районов. Оно
происходило главным образом на основе традиционной модели. Последняя базируется
на обслуживании внешнеэкономических связей и развитии приграничной торговли,
движущей силой которой являются различия в уровне и соотношении цен на товары
потребительского и производственного назначения в соседних странах.
Экономический эффект этой модели связан с расширением рынка сбыта для одних и
получением более дешевых товаров и услуг для других. И то и другое лежит в
основе получаемых по обе стороны границы доходов и осуществляемых сбережений и
накоплений. При значительных объемах приграничной торговли и транзитных
товаропотоков возникают предпосылки для экономического подъема приграничных
районов.
В связи с этим
одним из главных элементов развития приграничных районов вплоть до
августовского 1998 г. финансового кризиса в России была приграничная и
челночная торговля преимущественно по линии импорта. Максимального размера
челночный импорт достиг в 1996 г., когда сложились наиболее благоприятные
условия его осуществления - 14,4 млрд. долл. или около четверти российского
импорта. В челночной торговле участвовало до 10 млн. человек., что позволяло
решать проблемы безработицы, личных доходов и снабжения рынка сравнительно
дешевыми товарами. В начале 90-х гг. наибольший размах приграничная торговля
приобрела в дальневосточных регионах в связи с установлением либерального
трансграничного режима на российско-китайской границе и существовавших больших
различий в соотношении цен на товары потребительского и производственного
назначения в России и Китае[4].
Затем главный вектор этой торговли сместился на Северный Кавказ. В 1997 г.
российско-турецкий челночный оборот составил 5 млрд. долл. или около 40% всего
челночного оборота России. Крупные объемы челночной торговли осуществлялись с
Польшей - около 1 млрд. долл., в которой ведущую роль играет Калининградская
область. Значительные объемы челночной торговли имели место и на границах
России со странами СНГ. Причем, если в страны дальнего зарубежья преимущественно
вывозится валюта в обмен на товары, то в случае СНГ ввозятся дешевые товары в
обмен на деньги. С 1997 объем челночной торговли начал сокращаться. Слабостью
развития челночных функций является их зависимость от таможенного и визового
режима. Введение одной из соседних стран тех или иных ограничений сильно
сказывается на объемах приграничной торговли. Так например, в результате
ужесточения правил бартерной и челночной торговли, повышения тарифов на импорт
продовольствия, введения визового режима взаимного посещения резко сократились
объемы приграничной торговли России и Китая. Объем внешней торговли Амурской
области за 1993 - 1999 гг. сократился в 6 раз.
Страницы: 1, 2, 3
|