|
Цифры, приведенные в таблице, показывают, насколько экономика страны зависела от государственной системы распределения ресурсов. Если сравнить эти данные с нынешним положение в этих странах, то можно проследить четкую тенденцию: чем выше была доля государственного сектора в добавленной стоимости, тем тяжелее проходят реформы в данной стране. В таблице 2 оценка масштабов de novo частного сектора дается как процент от ВВП для каждой из переходных стран ЦВЕ в 1995 г., за вычетом долей, относящихся к недавно приватизированным предприятиям, из полных долей частного сектора в ВВП. Таблица 2. Страны с переходными экономиками - доля de novo сектора в ВВП, 1995 г. | ||||||||||||||||
Страна |
Доля de novo сектора (процент от ВВП) |
||||||||||||||||
Албания |
50 |
||||||||||||||||
Болгария |
40 |
||||||||||||||||
Хорватия |
45 |
||||||||||||||||
Чешская Республика |
30 |
||||||||||||||||
Венгрия |
45 |
||||||||||||||||
Македония |
40 |
||||||||||||||||
Польша |
50 |
||||||||||||||||
Румыния |
35 |
||||||||||||||||
Словацкая Республика |
25 |
||||||||||||||||
Словения |
45 |
||||||||||||||||
Эстония |
50 |
||||||||||||||||
Латвия |
50 |
||||||||||||||||
Литва |
40 |
||||||||||||||||
Молдова |
20 |
||||||||||||||||
Россия |
20 |
||||||||||||||||
Украина |
30 |
Таким образом, можно сделать вывод, что Россия, Украина и Словакия имели значительно низкий уровень частного сектора по сравнению с такими странами, как Польша и Латвия, что можно объяснить тем, что в России, Украине, Словакии и др. странах приватизация еще только набирала обороты. Это лучше прослеживается в модели, представленной рисунком 1, где процесс приватизации показан в динамике.
Рисунок 1. Доля частного сектора в ВВП
(В процентах)
Всемирный банк выделяет следующие способы приватизации в пост-социалистических странах:
- прямая продажа активов,
- массовая приватизация по ваучерным схемам,
- выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/или работниками,
- публичное предложение,
- ликвидация,
- безвозмездная передача муниципальным органам,
- акционирование,
- акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала.
В принципе, все разнообразие методов может быть сведено к следующим:
- прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг (продажа аутсайдерам),
- льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний (продажа инсайдерам),
- массовая ваучерная приватизация,
- реприватизация.
Ключевой вопрос здесь - может ли метод приватизации оказаться оптимальным с позиции достижения эффективности. При этом оказывается вполне уместной так называемая проблема "представительства" из теории промышленной организации: поскольку собственники обычно не могут стать еще и менеджерами, возникает вопрос, выразит ли агент-представитель (назначенный менеджер) достаточно полно интерес собственника в максимизации прибыли. Многие экономисты считают, что, так как в странах с переходной экономикой механизмы внешнего управления (аутсайдеров), такие как внешняя конкуренция, рынки ценных бумаг, а также директорский корпус и рынок талантливых менеджеров в значительной степени неэффективны, то оптимальная приватизация должна иметь прямой контроль собственника. По их представлениям, массовая приватизация также менее желательна, если не созданы адекватные механизмы для управления через инвестиционные фонды.
Весьма остро перед началом приватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий — все граждане, только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупа капиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизации иностранного капитала. По всем этим проблемам в пост-социалистических странах шли острые дискуссии социально-политического и экономического плана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированных элементов рыночной трансформации. Огромные массы меняющих форму собственности государственных активов во всех пост-социалистических странах потребовали достаточного разнообразия возможных легальных форм приватизации. Причем соображения социальной справедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходе реформ раздвинули круг возможных участников за счет включения в число новых владельцев активов населения, работников и управляющих компаний, бывших владельцев или их наследников, утративших некогда право собственности в процессе социалистической национализации. Характерно также, что приватизация во многих странах с переходной экономикой проводилась одновременно с либерализацией законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности.
Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.
На практике в странах с переходной экономикой использовались самые разнообразные методы и их комбинации, которые привели к радикально противоположным результатам, как в терминах структуры собственности, так и в отношении достижения совокупной эффективности. Мировой Банк (1996) приводит данные (табл. 3), выделив главные методы приватизации, применяемые в разных странах с переходными экономиками.
Таблица 3: Методы приватизации средних и крупных предприятий (в %)
Страна
Продажи аутсайде-рам
Выкупы ме-неджерами и служащими
Ваучерная при-ватизация с рав-ным участием
Реституция
Дру-гое
Остаются в госсобст-венности
Чехия
Число фирм
Стоимость фирм
32
5
0
0
22
50
9
2
28
3
10
40
Эстония
Число фирм
Стоимость фирм
64
60
30
12
0
3
0
10
2
0
4
15
Венгрия
Число фирм
Стоимость фирм
67
34
13
3
0
0
0
5
3
7
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.