Приватизационные стратегии ряда стран: опыт Центральной и Восточной Европы
Министерство образования Российской Федерации,
Новосибирский Государственный Университет,
Кафедра теоретической экономии
Курсовая работа
на тему: «Приватизационные стратегии ряда стран:
опыт Центральной и Восточной Европы»
Выполнила:
студентка 1-го курса,
группы 373.2 А.
В. Таркова
Зав. кафедрой
Проф., д.э.н. М.В.
Лычагин
Руководитель:
Доцент, к.э.н. Т.
П. Черемисина
г. Новосибирск
2004 г.
Оглавление:
Введение......................................................................................................................................... 3
Глава
1. Приватизация в России.................................................................................................. 5
1.1
Первый этап......................................................................................................................... 7
1.2
Второй этап.......................................................................................................................... 9
1.3
Третий этап........................................................................................................................ 11
Глава
2. Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы.................................. 13
2.1
Прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг..................................................... 17
2.2
Льготная продажа или бесплатная передача
активов работникам компаний........... 19
2.3
Массовая ваучерная приватизация................................................................................. 20
2.4
Реприватизация................................................................................................................. 22
Глава
3. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в России, на основании
стратегий стран Центральной и Восточной Европы........................................................................................... 23
3.1
Аренда с правом выкупа как метод приватизации: плюсы и минусы......................... 23
3.2
Чековые инвестиционные фонды.................................................................................... 25
3.3
Возможно или не возможно было провести приватизацию большим количеством методов 27
Заключение
Результаты исследования....................................................................................................... 29
Выводы..................................................................................................................................... 30
Список
литературы:..................................................................................................................... 30
Введение
Последние
30-40 лет прошлого века характеризовались все более увеличивающимся отставанием
в экономическом развитии стран социалистического лагеря, в которых государство
использовало административно-командные рычаги управления экономикой, от
капиталистических стран с рыночными механизмами хозяйственной деятельности,
основанными на частной собственности.
Приватизация
представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с
изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на
«частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов
органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в
целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и
разгосударствления заключается в том, что приватизация является
разгосударствлением собственности.
Объективные
причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и
микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного
согласования производственной деятельности государственных предприятий в
условиях административно-командной экономики обусловила их высокие
планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое
согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация
обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной»
системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением
предприятий к снижению издержек.
Приватизация
выполняет две функции. С одной стороны, она должна стать элементом
экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, -
инструментом государственного регулирования долговременного характера.
Непосредственными целями приватизации являются:
n формирование
слоя мелких и средних собственников;
n сокращение
доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
n
перераспределение экономических основ власти.
Достижение
социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства,
рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями
приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в
долгосрочном периоде.
Основными
критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и
размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета
трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля
предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение
инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы
приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций);
продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу
(на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.
Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.)
являются: приоритет политических целей процесса, введение системы
приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно
формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий;
аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эти черты сближают российскую практику приватизации с
восточноевропейской. Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса
в Восточной Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1)
использование в качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и
акционирования государственных предприятий; 2) введение чековой (или
купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа
малых объектов. Но результаты приватизации в разных странах различны. Это
обусловлено их особенностями. Россия – уникальная страна, нахождение своего
правильного курса приватизации, то есть определение соотношения различных
способов, времени проведения приватизации, программы развития отношений
собственности, – та проблема, которую приходилось решать правительству. Сейчас
трудно говорить, как могла бы пройти приватизация, если бы не был отклонен
метод аренды с правом выкупа, если бы чековые инвестиционные фонды не
прекратили своего существования и т. д., но оценить, я думаю, можно.
Эта проблема, я
считаю, достаточно актуальна, так как приватизация в России в 90-е годы прошла
не совсем так, как задумывалась ее идеологами и организаторами. Был совершен
ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в
других странах. Сейчас приходится исправлять ошибки, например, не осуществляя
национализацию «неправильно» приватизированных компаний, а возбуждая уголовные
дела там, где приватизация была произведена незаконными методами. Но ведь в
России есть предприятия, которые только вступают на путь приватизации. Нужно
сразу выбрать метод, который приведет к нахождению эффективного собственника.
Поэтому необходимо изучить опыт приватизации в других странах, проанализировать
ошибки, и затем, учитывая специфику нашей страны найти наиболее эффективный
способ приватизации.
Цель моего исследования
– ознакомление со стратегиями приватизации в бывших социалистических странах,
оценка возможных вариантов проведения приватизации в России с учетом ее
особенностей.
Для достижения
поставленной цели должны быть выполнены следующие задачи:
1.
Изучение и анализ хода и
итогов приватизации в России.
2.
Ознакомление с особенностями
стратегий приватизаций в странах Центральной и Восточной Европы. Определение
преимуществ, за счет которых эти страны добились лучших результатов.
3.
Оценка возможных вариантов
проведения приватизации в России, взяв за основу стратегии стран Центральной и
Восточной Европы.
Объектом
исследования является
рассмотрение законодательных основ и опыта приватизации в европейских странах
бывшего социалистического лагеря.
Предметом
исследования настоящей работы
являются процессы реформирования экономики в европейских странах бывшего
социалистического лагеря.
Методологическая
основа исследования. В работе
используются различные подходы для достижения поставленной цели, такие как
анализ источников, сравнение некоторых характеристик и показателей, выявление
общих черт и различий, а также анализ законодательных и нормативных актов.
Информационной
базой являются монографии,
статьи в сборниках научных трудов, публикации в периодических изданиях, в
интернете, российских и западных ученых, посвященные теме исследования.
В настоящий момент в правительстве обсуждается
вопрос о приватизации лесных угодий и предприятий оборонной промышленности. Я
думаю, эти процессы пройдут без особых осложнений, учитывая уже достаточно богатый опыт
самой России в плане приватизации, и не приведут к многократному переделу
собственности и спекуляции ценными бумагами.
Проблема изменения
экономической системы России назревала еще в конце 60-х годов. Но все попытки
реформировать систему были обречены на провал. Ведь для каких-либо изменений
надо было реформировать полностью весь бюрократический аппарат. А этого не мог
(или не хотел) делать никто. Эти мизерные попытки продолжались до тех пор,
пока к власти не пришел в 1985 году М.С. Горбачев. Это был энергичный
реформатор, но именно его необдуманность решений привела к провалу перестройки.
Первое
событие, положившее начало приватизации, произошло в 1989 году, когда Съездом
КПСС был утвержден закон «О приватизации и денационализации государственной
собственности». Но, опять таки, из-за огромного бюрократического аппарата
ничего не получилось: в частное владение перешло очень малое количество
государственных предприятий. Но в 1991 , благодаря известным событиям, все
резко переменилось. 29 декабря 1991 г. президент РФ подписал указ "Об
ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", в
соответствии с которым, были утверждены разработанные на основе проекта
Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ"
на этот период. Их реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные
положения..." стали фактически первым документом, на практике регулирующим
приватизационный процесс и давшим старт программной (т.е. не спонтанной)
приватизации в России.
Первая
программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим документом для
последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно,
компромиссом, с одной стороны, между платной (для активной части населения) и
безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам)
приватизацией, и, с другой стороны, между моделью приватизации для всех и
разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил
такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как
-
остаточная методика оценки имущества,
-
игнорирование реструктурирования (привлечения
инвестиций) предприятий перед и в ходе технической приватизации,
-
проблемы социальной инфраструктуры предприятий,
-
игнорирование демонополизации одновременно с
проблемой сохранения технологических цепей,
-
отсутствие инвестиций и т.п.
Государственной программой предусматривались следующие способы
приватизации:
·
Продажа акций акционерных обществ открытого типа,
созданных в процессе приватизации;
·
Продажа предприятий, не являющихся акционерными
обществами, на аукционах;
·
Продажа предприятий, не являющихся акционерными
обществами, по коммерческому конкурсу;
·
Продажа пакетов акций акционерных обществ по
инвестиционному конкурсу;
·
Продажа имущества действующих, ликвидируемых и
ликвидированных предприятий, а также не завершенных строительством объектов на
аукционах и по конкурсу;
·
Выкуп арендованного имущества; продажа предприятий
товариществам, созданным в соответствии с дополнительными льготами;
·
Продажа долей (паев, акций), находящихся в
государственной и муниципальной собственности, на аукционе, по коммерческому
конкурсу, в том числе с ограниченным составом участников.
В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятий.
По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из
которых ставились свои условия приватизации. Критериями определения размеров
предприятия являлись численность работников и стоимость основных фондов.
Малые предприятия с
балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. не более
1 млн. рублей, к которым не применялась процедура акционирования, подлежали
продаже любому покупателю через аукционы или выставлялись на торги на
конкурсной основе. Эти предприятия могли выкупаться и лицами, работающими на
них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые
заключили с государством договор аренды, с правом последующего выкупа имущества
предприятия.
На средних и крупных предприятиях приватизация
проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование (преобразование
в акционерные общества открытого типа), то есть изменение
организационно-правовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые
распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и
внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных по выбору
коллектива. Часть акций могла закрепляться в государственной или муниципальной
собственности. В органы управления таких обществ назначались представители РФ,
субъектов РФ или муниципальных образований.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|