С помощью
транспортной базы такого агрегата можно обеспечить выполнение всех необходимых
технологических операций.
Для создания
мощных агрегатов необходимы технические решения, базирующиеся на применении
либо специальных транспортных средств, либо прицепов, оборудованных палубными
двигателями.
4. Колонна гибких труб
4.1. Мировой опыт применения колонн гибких труб
Впервые массовое
использование гибких труб большой длины было осуществлено при проведении
операции по форсированию Ла-Манша при высадке союзных войск во Франции во время
второй мировой войны. Для обеспечения снабжения войск горючим было развернуто
23 нитки трубопроводов по дну пролива: 6 трубопроводов были стальными с
внутренним диаметром 76,2 мм, а остальные имели композиционную конструкцию –
внутри слой из свинца, снаружи стальная оплетка. Укладку стальных трубопроводов
проводили с плавучих катушек диаметром порядка 12 м. На них были намотаны секции трубопроводов длиной 1220 м. Каждая секция, в свою очередь,
состояла из сваренных встык труб длиной 6,1 м.
Подобная
технология была положена в основу изготовления колонн гибких непрерывных труб в
начальный период проведения работ на промыслах. Впервые это осуществила
компания "Creat Lakes Steel Co." (США) в 1962 г. Трубы диаметром 33,4 мм с толщиной стенки 4,4 мм сваривали в атмосфере инертного газа встык
из 15 кусков. Изготовленную трубу наматывали на катушку с диаметром сердечника 2,7 м.
Технологию
создания гибких труб все время совершенствовали и отрабатывали, но только к
концу 70-х годов их качество стало соответствовать требованиям, необходимым для
проведения работ на нефтепромыслах.
Параллельно
специалисты Канады создавали гибкие трубы для бурения скважин. К 1976 г. фирмой "Flex Tube Service Ltd." была изготовлена и использована при проведении
буровых работ гибкая колонна из стали диаметром 60,3 мм, которая наматывалась на катушку с диаметром сердечника около 4 м и состояла из сваренных встык 12-метровых труб.
Вскоре
специалисты этой же фирмы изготовили колонну бурильных труб диаметром 60,3 из
алюминия. Работы по созданию труб подобной конструкции были прекращены из-за их
низкой прочности, при которой спуск на глубину колонны возможен лишь до 900 м.
Основное внимание
изготовителей труб было сосредоточено на отработке технологии, которая могла бы
обеспечить как можно большую длину отдельных плетей и таким образом сократить
число поперечных стыков, а также на совершенствовании конструкции самого стыка.
К 1983 г. благодаря использованию заготовок ленты из Японии специалистам фирмы "Quality Tubing
Inc." (США) удалось увеличить длину плетей до 900 м. Стыки отдельных плетей выполняли еще до поступления ленты в трубогибочную машину, что
позволило существенно повысить качество труб. При
этом наружный диаметр последних был увеличен до 89 мм.
К 1991 г. глубина спуска КГТ увеличилась до 5200 м, а в 1995 г. был начат выпуск труб с наружным диаметром 114,3 мм .
4.2. Материалы, применяемые для изготовления колонны
В настоящее время
большинство гибких труб изготавливают из стали обычной малоуглеродистой,
низколегированной и нержавеющей. Небольшое количество труб производят и из
других металлов, например, сплавов титана.
К малоуглеродистым
относится сталь А-66 типа 4 со следующим химическим составом:
Химический элемент ....
|
C
|
Mn
|
P
|
S
|
Содержание элемента, %
|
0,1–0,15
|
0,6 – 0,9
|
Не более 0,03
|
Не более 0,005
|
Химический элемент .....
|
Si
|
Cr
|
Cu
|
Ni
|
Содержание элемента, %
|
0,3–0,5
|
0,55–0,7
|
0,2–0,4
|
Не более 0,25
|
Эта сталь характеризуется следующими
прочностными и деформационными показателями:
Предел текучести
(минимальный), МПа.
|
480
|
Предел прочности при
растяжении (минимальный), МПа
|
550
|
Удлинение при разрушении , %
|
30
|
Твердость, HRc
|
22
|
Улучшение
прочностных показателей трубы может быть достигнуто за счет использования
высокопрочных низколегированных сталей, подвергаемых термообработке, включающей
закалку и отпуск. Химический состав сталей отличается повышенным содержанием
хрома и молибдена, обеспечивающих способность стали принимать закалку.
Прочность труб из
низколегированных сталей выше малоуглеродистых на 40 % (предел текучести 690 –
760 МПа) при сохранении пластических свойств.
К преимуществам
труб, изготавливаемых из низколегированных сталей, следует отнести их высокую
прочность при статических и циклических нагрузках.
Однако их
недостатком является сложность ремонта в промысловых условиях, так как
выполнение сварочных работ приводит к местному отпуску и снижению предела текучести
до 550 МПа. В качестве примера использования нержавеющей стали для изготовления
труб можно привести сталь 08Х18Н10Т (ГОСТ 5632–72).
В начале 90-х
годов для производства труб стали использовать титан и его сплавы, что
позволило, с одной стороны, улучшить их прочностные характеристики, а с другой,
повысить надежность, поскольку титановые, как и алюминиевые трубы,
изготавливают методом экструзии, что позволяет исключить продольный шов.
Сплавы титана
имеют следующие механические свойства:
Сплав
|
"2"
|
"12"
|
"Бета-С"
|
Предел текучести
(минимальный), МПа .
|
280
|
480
|
970
|
Предел прочности при
растяжении (минимальный), МПа
|
345
|
550
|
1030
|
Удлинение при разрушении, %
|
20
|
18
|
12
|
4.3. Технология изготовления гибкой трубы
В настоящее время
наиболее крупными изготовителями гибких труб за рубежом являются следующие
компании: "Precision Tube Technology", "Quality Tubing
Inc.", "Southwestern Pipe Inc.".
В 1989 г. в производство были внедрены цельнопрокатные трубы с минимальным количеством поперечных швов.
В результате дефекты, связанные с образованием свищей, сократились до минимума.
Например,
компания "Quality Tubing Inc." контролирует качество каждого сварного
шва, присваивает ему соответствующий идентификационный номер и в случае потери
герметичности выплачивает страховую сумму для устранения дефекта.
Технология
изготовления труб из малоуглеродистых и низколегированных сталей состоит из
следующих этапов:
а) вначале из рулонов
тонколистовой стали необходимой толщины вырезают непрерывные ленты, ширина
которых соответствует длине окружности образующей готовой трубы. Длина полос
определяется возможностями прокатных станов производителей листа. Для США она
соответствует 570 м, для Японии – 900 – 1000 м;
б) отдельные ленты сваривают
встык, причем листы соединяют либо наискосок, либо "ласточкиным
хвостом". Швы зачищают, поверхность обрабатывают механически и термически.
После этого качество сварочных швов проверяют с помощью дефектоскопии;
в) полученную стальную ленту
направляют в трубопрокатный стан, где она проходит между валками, формирующими
из нее трубу. Для соединения кромок последней применяют кузнечную сварку в
атмосфере инертного газа – кромки трубы нагревают с помощью индуктора, а затем
прижимают друг к другу валками;
г) с наружной поверхности трубы
механическим способом удаляют сварочный грат и зачищают стык;
д) зону сварочного шва
подвергают отпуску и последующему охлаждению;
е) проверяют качество шва;
ж) трубу пропускают через
калибровочный стан и подвергают окончательной термообработке – среднему отпуску
с последующим охлаждением на воздухе и в ванне.
В результате
выполнения указанных операций происходит образование перлитовой и ферритовой
структуры металла.
Готовую трубу
наматывают на транспортную катушку или барабан установки, в которой ее
предполагают использовать.
Особенности
технологии изготовления трубы из низколегированной стали заключаются в том, что
после калибровки колонну подвергают закалке и последующему отпуску. В
результате материал приобретает мартенситную структуру.
4.4. Механизм разрушения гибких труб
и основные результаты их эксплуатации
В настоящее время
несмотря на большой объем накопленной информации о работе КГТ отсутствует общая
теория, объясняющая механизм их разрушения в процессе эксплуатации. Наличие
подобной теории необходимо для правильной оценки ресурса труб и возможностей
прогнозирования их долговечности в промысловых условиях.
При нормальной
работе КГТ, отсутствии заводского брака и нештатных ситуаций при эксплуатации
их долговечность определяется количеством циклов спуска-подъема до потери
герметичности. К параметрам режима их работы следует отнести минимальный диаметр
барабана Dб или направляющих, на которых происходит изгиб
труб, давление технологической жидкости pж в трубе, ее
диаметр dтр и толщину стенки dтр, а также максимальную глубину спуска
КГТ. Кроме того, на долговечность трубы оказывают влияние условия работы и ее
состояние. К ним относятся наличие механических повреждений и коррозия. Однако
они носят случайный характер и в данной работе не рассматриваются.
Анализ перечисленных параметров сразу приводит к выводу о сложности их
описания, регистрации и анализа. Это объясняется и уникальностью режимов
ведения работ на каждой скважине, и многообразием вариантов нагружения КГТ даже
при проведении одного подземного ремонта скважины. Кроме того, в чисто
техническом плане сложность представляет регистрация условий работы трубы в процессе
проведения всего комплекса операций – спуск колонны, выполнение технологических
операций и ее подъема. Например, даже такая простая в технологическом отношении
операция, как промывка скважины, сопровождается периодической остановкой КГТ,
подъемом ее на небольшую величину, повторным спуском и т.д. При этом изменяются
давление технологической жидкости, прокачиваемой через трубы, температуры
окружающей среды и жидкости и т.д. Существенное влияние на интересующие
показатели оказывают также срок и условия хранения трубы до ввода ее в эксплуатацию.
Тем не менее,
необходимо прогнозировать срок службы трубы в конкретных условиях и иметь
методики расчетов ее долговечности.
Сложность создания подобной теории определяется прежде всего тем, что в
настоящее время отсутствуют методики расчета деталей в условиях
малоциклического нагружения, материал которых работает за пределом упругости,
так как в подобных условиях нагружения не работает ни одна из деталей,
применяемых в отраслях гражданского и военного машиностроения.
В зависимости от
конкретных условий работы гибкой трубы и режима эксплуатации агрегата опасными
сечениями являются места перегибов трубы в зонах пластического деформирования
при взаимодействии с барабаном, направляющим устройством и выходе из
транспортера на вертикальном участке. Возможен изгиб трубы с образованием
пластических деформаций и в транспортере, однако подобные случаи встречаются
лишь при работе неопытного оператора.
При деформации
трубы в точках, наиболее удаленных от нейтральной линии изгиба, возникают
максимальные напряжения. При определенном соотношении наружного диаметра трубы
и радиуса ее изгиба напряжения могут превысить предел упругости.
Радиус изгиба,
соответствующий переходу материала трубы из упругого состояния в пластическое,
определяется по формуле
R = Edтр/2sт,
где Е –
модуль упругости материала трубы.
При пределе
упругости (для простоты расчетов его принимают равным пределу текучести) 480
МПа минимальные радиусы изгибов будут следующими:
Наружный диаметр КГТ, мм
.........
|
19,1
|
25,4
|
31,8
|
38,1
|
44,5
|
Радиус изгиба (минимальный),
м
|
3,97
|
5,49
|
6,71
|
8,24
|
9,46
|
Наружный диаметр КГТ, мм
.........
|
50,8
|
60,3
|
89
|
114
|
Радиус изгиба (минимальный),
м
|
10,98
|
12,81
|
19,2
|
24,6
|
Из описания
конструкций агрегатов и их основных узлов, очевидно, следует, что при
существующих габаритах установок и реальных размерах деталей и узлов тракта, по
которому проходит гибкая труба, радиусы ее изгиба намного меньше приведенных
выше, и поэтому, возникновение пластических деформаций неизбежно. С учетом
этого и будем рассматривать вопросы прочности гибкой трубы согласно теории
пластичности, поскольку напряжения, действующие в опасном сечении, превышают
предел пропорциональности.
Процесс работы
материала КГТ в течение всего срока службы изделия можно охарактеризовать с
помощью графиков, приведенных на рис. 18.
Рис.
18. Диаграммы деформирования материала КГТ в процессе их эксплуатации:
а – видоизменение диаграммы растяжения материала в процессе
эксплуатации трубы; 1 – исходная диаграмма; 2 – 4 – диаграммы, соответствующие
различным стадиям накопления усталости материалом трубы; 5 – диаграмма,
отражающая момент разрушения трубы; sв1 – sв4 – пределы прочности материала трубы, соответствующие
различным стадиям; sвmax – предел прочности материала трубы, отражающий момент ее
разрушения; Ds – разность между пределами прочности и текучести; sп – предел пропорциональности материала трубы; eф – максимальная величина деформаций, имеющая место при
разрушении трубы; б – напряженное состояние материала трубы в зонах
пластического деформирования при ее разматывании и наматывании на барабан; в –
то же, в опасном сечении в точке подвеса трубы; нормальные напряжения: st – тангенциальные, обусловленные давлением технологической
жидкости в трубах, sz – осевые,
обусловленные осевой нагрузкой на трубу и внутренним давлением; t – касательные напряжения,
возникающие в результате реактивного крутящего момента при работе забойного двигателя
В начале
эксплуатации трубы прочностные и деформационные свойства материала
соответствуют кривой 1, представляющей по существу диаграмму идеально
пластичного материала. При этом напряжения, возникающие при пластическом
деформировании трубы в период ее взаимодействия с барабаном, определяются чисто
геометрическими параметрами
sи = Edтр/Dб.
Этой деформации соответствуют
напряжения sа в точке а, которые можно считать равными пределу
текучести материала новой трубы sт0. При действии внутреннего давления
технологической жидкости и продольного усилия натяжения трубы в продольных и
поперечных сечениях возникают следующие нормальные напряжения:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|