Параллельно с
совершенствованием и созданием новых технологий выполнения нефтепромысловых
работ шло развитие и технологии изготовления гибких труб, а также
нефтепромыслового оборудования и инструмента, обеспечивающего их применение.
Виды работ
|
Доля каждого вида работ в
общем балансе, %
|
США и Канада
|
Россия
|
Подземный ремонт скважин
|
95
|
100
|
В том числе:
|
|
|
удаление пробок
|
|
|
в колонне НКТ
электроцентробежного насоса
|
10
|
82,9
|
в затрубье установки
штангового насоса
|
–
|
3,5
|
очистка забоя, продувка
скважин азотом
|
50
|
6,7
|
кислотная обработка
|
10
|
1
|
ловильные работы
|
13
|
1,74
|
цементирование скважин
|
5
|
–
|
каротаж и перфорация
|
7
|
–
|
перфорация НКТ
|
–
|
2,4
|
Бурение горизонтальных участков
ствола скважины и забуривание второго ствола
|
2
|
–
–
|
Прочие операции
|
3
|
Примечание.
Прочерки в графах означают, что эти виды работ с применением КГТ не освоены.
|
Характерной
особенностью процесса совершенствования данной технологии ведения работ и оборудования
для ее реализации является то, что освоение этой группы оборудования идет более
высокими темпами, чем в целом всей группы машин для обслуживания скважин.
Сейчас можно сказать, что нефтепромысловое оборудование, реализующее
традиционные технологии, подошло очень близко к пределу своего совершенства. И
оборудование для реализации технологий с использованием КГТ является
"прорывом", обеспечивающим резкое повышение эффективности процессов
ремонта и бурения скважин, особенно при проведении работ на месторождениях со
сложными географическими и климатическими условиями, например, в Мексиканском
заливе, Канаде, Северном море, Западной Сибири, на Аляске и побережье
Ледовитого океана.
Поскольку в
комплекс КГТ не входят мачты или вышки, являющиеся необходимой составляющей
традиционного нефтепромыслового оборудования, его удобно применять на морских
платформах и различных эстакадах с ограниченными размерами рабочих площадок.
Естественно, что
с помощью рассматриваемого комплекса еще в определенной части не достигнуты
параметры и режимы работ, которые обеспечивает традиционное оборудование.
Однако преимущества КГТ и новые технические решения, способствующие их совершенствованию,
позволяют постоянно расширять область применения данного оборудования и
повышать эффективность ведения работ. Например, использование колонны гибких
труб внесло радикальные положительные изменения в практику бурения нефтяных и
газовых скважин, особенно при их заканчивании, а также в технологию выполнения
каротажных исследований, работ по вскрытию пласта в сильно искривленных и
горизонтальных скважинах.
Перспективы
дальнейшего применения КГТ обусловлены, в частности, следующими факторами:
а) к настоящему времени создано
оборудование, позволяющее работать с колоннами гибких труб практически всех
необходимых диаметров и длин при высоких скоростях спуска и подъема;
б) обеспечена долговечность КГТ
в условиях нейтральных и коррозионно-активных жидкостей.
Высокая
эффективность работ, выполняемых с использованием КГТ, безусловно повлияет на
стратегию и тактику разработки месторождений в будущем. Прежде всего это
касается эксплуатации месторождений, расположенных в отдаленных и труднодоступных
районах, а также тех, пластовая жидкость которых имеет аномальные свойства.
Кроме того, при дальнейшем совершенствовании оборудования, обеспечивающего
работу КГТ, можно достичь высокой эффективности проведения всего комплекса
работ, связанных с бурением, освоением, эксплуатацией и ремонтом горизонтальных
скважин.
Можно выделить
основные ключевые направления развития данных технологий в России:
а) расширение класса
типоразмеров установок;
б) повышение технического
уровня оборудования, эксплуатационных характеристик агрегатов;
в)
разработка систем автоматизированного контроля за функционированием узлов агрегатов
и технологическими процессами;
г) создание установок с
длинномерными безмуфтовыми трубами большого диаметра для забуривания вторых
стволов и проходки горизонтальных участков скважин;
д) обеспечение комплектности
поставок;
е) возможность сервисного
обслуживания;
ж) доступная стоимость.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ
АГРЕГАТА
Разработка
агрегата состоит из нескольких этапов.
Вначале
определяют набор операций, выполняемых агрегатом. Для решения этой задачи
необходимо проанализировать объемы работ, проводимых при подземных ремонтах
скважин, как с точки зрения их количества, так и номенклатуры. В результате
должны быть выделены группы близких по составу операций. Затем в соответствии с
их содержанием устанавливают требования к узлам агрегатов, при выполнении
которых реализуется проведение операций. При этом основными факторами,
определяющими эти требования, являются характеристики фонда скважин, для
обслуживания которых предназначен данный агрегат. Этот этап работ может быть
выполнен на уровне объединения, региона и в целом нефтедобывающей отрасли, что
обусловливается масштабом решаемых задач.
Полученные данные
служат основой для выполнения следующего этапа работ – выбора соответствующих
конструктивных схем и проработки основных узлов агрегата, что в итоге позволяет
определять их габариты, весовые характеристики и мощность, необходимую для
приведения их в действие.
Дальнейшие этапы
включают предварительную компоновку необходимых узлов агрегата и выбор
соответствующей транспортной базы. Одновременно устанавливают тип приводного
двигателя (ходовой или палубный) и его характеристики.
Наиболее
ответственными являются начальные этапы, поскольку именно на этих стадиях
определяют облик создаваемого агрегата и его параметры, а также концепцию
проектируемой машины – создание многопрофильной либо узкоспециализированной
установки. Желательно, чтобы эти проблемы решались не для одного типоразмера, а
для параметрического ряда в целом, что позволяет оптимальным образом определить
тираж изготовления машин с заданными техническими характеристиками. При этом
упрощается унификация отдельных узлов и выбор комплектующих изделий.
Особенностью
разработанной нами методики построения параметрического ряда
оборудования является отказ от создания машин с геометрически подобными
кинематическими схемами. При этом каждый тип схемы установки имеет
вполне определенную область оптимального применения, выход за пределы
которой в сторону увеличения приводит к ухудшению ее технико-экономических
показателей (прогрессирующему увеличению массы и стоимости), а
уменьшения – к снижению эксплуатационных характеристик (усложнению обслуживания
и ремонта). Поэтому в качестве основного принципа создания ряда
агрегатов с заданными параметрами принято проектирование
отдельных установок с различными принципиальными схемами, но при
обеспечении максимальной унификации деталей, изнашивающихся в
процессе эксплуатации.
1.4. Требования к конструкции агрегата
Установки с
использованием колонны гибких труб следует создавать компактными и монтировать
на автомобильном шасси с проходимостью, обеспечивающей передвижение в условиях
намывных кустов и дорог без твердого покрытия. Оборудование агрегата должно
работать при температуре окружающей среды от –45 до +45 °С и быть стойким к
агрессивным средам. Необходимо, чтобы монтаж-демонтаж установки на устье
скважины проводился без привлечения дополнительной грузоподъемной техники.
Агрегат должен
обеспечивать выполнение следующих технологических операций:
а) очистку
эксплуатационных колонн от гидратопарафиновых пробок путем промывки горячим
солевым раствором с плотностью до 1200 кг/м3 и температурой до 150 °С;
б) удаление
песчаных пробок;
в) извлечение
бурового раствора из скважины;
г) ловильные
работы при капитальном ремонте скважин (КРС);
д) цементирование
скважин под давлением;
е) кислотные
обработки под давлением;
ж) разбуривание
цемента;
з) изоляцию
пластов.
Основное
оборудование должно состоять из набора блоков.
Первый блок включает:
– катушку с
колонной гибких труб;
– монтажное
устройство;
– инжектор –
устройство, транспортирующее КГТ;
– кабину
управления агрегатом;
– насосную
(компрессорную) станцию для очистки гибкой трубы от технологической жидкости.
Второй блок
включает:
– емкость для
технологической жидкости (8 – 10 м3), снабженную теплоизоляцией;
– нагревательное
устройство для технологической жидкости. В конструкции следует предусматривать
устройства, обеспечивающие ликвидацию отложений на стенках теплообменника
нагревателя;
– насос объемного
действия для перекачивания технологической жидкости с максимальной подачей 30
л/с и давлением до 70 МПа. Привод насоса осуществляется от ходового двигателя
агрегата.
В состав вспомогательного
оборудования, которым должна укомплектовываться установка, входят:
– уплотнительный
элемент устьевой гибкой трубы;
–
четырехсекционный противовыбросовый превентор;
– комплект
быстроразборного манифольда для технологической жидкости;
– прибор, регистрирующий
нагрузку от веса колонны труб;
– комплект внутрискважинного инструмента (локаторы конца трубы, шарнирные отклонители,
разъединитель с извлекающим устройством, центраторы колонны, обратные клапаны,
струйные насадки, ясы и акселераторы и т.п.).
В комплект
оборудования входит инструмент:
– полный комплект
инструмента, необходимого для выполнения технологических операций и
технического обслуживания агрегата;
– запасные части,
которыми установка должна быть обеспечена на три года ее эксплуатации.
Необходимо, чтобы
конструкция агрегата соответствовала требованиям техники безопасности,
действующим в нефтяной и газовой промышленности:
а) система освещения установки
должна быть защищена от взрывов и обеспечивать освещенность на устье скважины,
равную 26 лк;
б) уровень звукового давления
на рабочих местах не должен быть выше 85 дБ;
в) площадки, расположенные на
высоте более 1 м, должны иметь перильные ограждения высотой не менее 1 м;
г) для подъема на платформу
агрегата нужны маршевые лестницы с перильными ограждениями шириной не менее 0,75 м;
д) выхлопную систему двигателей
агрегатов следует снабжать искрогасителями;
е) пост управления агрегатом
нужно размещать с учетом хорошей видимости рабочих мест как у скважины, так и
на других участках;
ж) расположение центра тяжести
агрегата должно обеспечивать его устойчивое положение при перемещении по
дорогам с уклоном до 25° в осевом направлении и до 15° в боковом;
з) агрегат необходимо снабжать
электрической панелью с выходом 220/50 В для освещения, зарядным устройством и
трансформатором-выпрямителем на 24 В постоянного тока для подзарядки
аккумуляторов и аварийным освещением.
Габаритные
размеры агрегата в транспортном положении не должны превышать по высоте 4,5 м, а по ширине – 3,2 м.
1.5. Унификация узлов агрегатов
Принимаемая
идеология унификации узлов и деталей машин обусловливается серийностью их
производства и числом типоразмеров.
Тираж агрегатов,
работающих с колонной гибких труб, по сравнению с количеством машин массового
производства относительно мал. При этом разброс параметров отдельных
типоразмеров установок весьма велик. Следовательно, нецелесообразно
унифицировать их металлоконструкции, элементы шасси и другие части, ремонт
которых не запланирован, а срок службы соответствует сроку службы всего агрегата.
В данной ситуации
важнее унифицировать узлы, сложные в кинематическом отношении, составляющие,
обеспечивающие быструю перенастройку при необходимости перехода во время работы
с одного диаметра труб на другой, а также узлы, непосредственно не связанные с
величиной параметров агрегатов, например, пульты управления, элементы оборудования
кабин операторов и другие, а также сложные комплектующие изделия, прежде всего
элементы гидропривода.
При выборе
комплектующих следует ориентироваться на изделия, применяемые для агрегатов,
работающих в аналогичных условиях, к которым прежде всего относятся дорожные и
строительные машины, а также транспортная техника. В настоящее время для них
освоена широкая гамма комплектующих изделий гидропривода – насосы, моторы, управляющая
и регулирующая аппаратура, элементы гидросистем. Эти изделия обладают наибольшей
надежностью по сравнению с имеющимися аналогами в других отраслях. Для них
создана ремонтная база, система приобретения этих изделий достаточно хорошо
отработана.
Что касается
унификации уникальных узлов специализированного назначения, то ее следует
проводить прежде всего для тех составляющих, параметры которых либо вообще
несущественно зависят от их характеристик, либо это прослеживается лишь на
определенном интервале. Эта задача должна решаться при проектировании конкретных
узлов типа транспортеров гибкой трубы, ее укладчиков, элементов барабанов и
уплотнений устья.
2. Устройство агрегатов для работы с колонной
гибких труб
2.1. Основные типы компоновок агрегатов
К настоящему
времени сформировалось несколько определенных и отличающихся друг от друга
направлений в проектировании и изготовлении комплексов оборудования для работы
с использованием колонны гибких труб.
Операции с
применением КГТ:
а) транспортные
операции по доставке оборудования на место проведения работ;
б) спуск и подъем
колонны гибких труб;
в) подготовка
технологической жидкости, применяемой при ремонте скважины, – доставка
жидкости, ее подогрев и т.д.;
г) собственно
подземный ремонт – промывка пробок, сбивка клапана и т.д. К этой же группе
операций относится и закачка жидкости в скважину;
д) операции по
восстановлению свойств технологической жидкости, использованной в процессе
подземного ремонта, – дегазация, очистка и подогрев. При определенной организации
работ эта группа операций может не выполняться.
Все элементы,
входящие в комплекс рассматриваемого оборудования, выполняются мобильными.
Отличаются они лишь количеством единиц, входящих в комплекс, типами
транспортных средств, используемых для их перемещения, и компоновками основных
узлов на последних. Столь пристальное внимание к средствам транспортирования
обусловлено тем, что именно они в значительной степени определяют общую
компоновку машин и их основные показатели.
Рассмотрим
наиболее характерные и достаточно хорошо отработанные в настоящее время
конструктивные решения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|