Если эта величина
в сумме с новым значением G1 окажется меньше
первоначального значения G0, то затраты, направленные на
снижение риска привели к положительным результатам. Практика многих стран
показывает, что по крайней мере на начальном этапе внедрения системы управления
экологическим риском сравнительно малые вложения приводят к существенному
снижению цены риска. Процедура может повторяться до тех пор, пока стоимость
новых мероприятий не превысит уменьшения цены экологического риска от их
реализации.
Существует немало
мер безопасности, которые могут подойти в той или иной ситуации:
·
По
возможности, замена опасных материалов безопасными или менее опасными в
существующем технологическом процессе.
·
Снижение
запасов опасных материалов. Производство опасных материалов на месте и их
использование непосредственно в технологическом процессе.
·
Обеспечение
безопасного расстояния между опасным производством и жилой зоной.
Предотвращение размещения жилых зданий и других общественных сооружений вблизи
предприятия. Если потребуется, выкуп земли вокруг предприятия для обеспечения
безопасного расстояния для населения.
·
Применение
автоматизации с тем, чтобы необходимость для производственного персонала
посещать опасные производственные участки предприятия была минимальной.
·
Предотвращение
аварийных утечек путем:
-
грамотного
проектирования конструкций с применением коррозионно-стойких материалов,
рассчитанных на определенное давление;
-
соблюдения
установленных норм и стандартов;
-
эксплуатации
предприятия в соответствии с установленным ограничением по предельной мощности;
-
анализа
по методике определения опасностей и работоспособности (HAZOP) во время
проектирования и до внесения изменений на предприятии;
-
регулярного
ремонта и технического обслуживания;
-
подготовки
письменного руководства по безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию
(ремонту) оборудования;
-
подготовки
и повышения квалификации операторов, ответственных за соблюдение техники
безопасности;
-
минимизации
потенциальных источников возгорания на предприятиях, использующих горючие и
воспламеняющиеся материалы (специальные конструкции электрооборудования и
приборов, запрет и специальные меры предосторожности при проведении сварочных
работ, ремонт и техническое обслуживание оборудования с вращающими узлами для
предотвращения перегрева от трения);
-
быстрого
определения любых утечек путем использования детекторов газа, манометров или
других средств, в том числе для изоляции подтекающих участков, а также
автоматических или ручных дистанционных задвижек для снижения объема выброса
опасных веществ. Продувка изолированных участков через трубопроводные системы
безопасности, такие как факельная установка, скруббер или вытяжная труба;
-
оснащения
системами аварийной сигнализации и разработки планов эвакуации людей в
безопасные места, расположенные вдали того места, где возможен выброс опасных
веществ в значительных количествах;
-
оборудование
предприятия противопожарными автоматическими системами, такими как: спринклеры,
дренчеры и огнетушители для снижения ущерба от пожара.
-
использования
подручных средств, обучения персонала пользованию противогазами и другими
специальными средствами защиты при локализации утечек, борьбе с огнем или
выбросом газа. Например, при выбросе аммония, который хорошо растворяется в
воде, использование завесы из водяной пыли может способствовать поглощению
значительной части этого вредного вещества в облаке выброса.
Цикл управления риском как
итерационный процесс основан на возможности осуществления эффективного
уменьшения цены экологического риска с учетом стоимости мероприятий по снижению
риска. При этом выбор тех или иных мероприятий, обеспечивающих снижение цены
риска соответствует подходу, называемому в международной практике ALARA (as low
as reasonably applicable) Это подход к управлению риском, который подразумевает
его максимально возможное снижение, достигаемое за счет реально имеющихся
(ограниченных) ресурсов. Особенность подхода заключается в преимущественной
ориентации не на жесткие нормативы, а на такие решения, которые разумны с
экономической точки зрения.
Две основные фазы управления риском.
Основы
деления управления риском на фазы заложены в докладе «Оценка риска на уровне
федерального правительства: управление процессом», подготовленным Национальным
Научным Советом Национальной Академии наук США в 1983 г .
Принято
делить этапы на две фазы. В первой фазе поэтапный процесс состоит в определении
опасности, оценке «доза – ответ », оценки воздействия, характеристике риска.
Любая оценка риска начинается с идентификации опасности или определения
проблемы.
После того,
как идентифицированы опасности, следующий шаг – определение потенциальных
поражений объектов окружающей среды; воздействие происходит, когда организм
входит в контакт с опасностью, т .е . совместное появление по времени и месту
(пространству ) опасности и «рецептора » индивидуума . Другими словами ,
опасность представляет собой риск только если имеется такой контакт.
Целью
оценки «доза – отклик » является определение взаимосвязи между степенью
воздействия опасности и размером и вероятностью негативных последствий. В
характеристике риска, результаты оценки воздействия и зависимости «доза –
отклик » объединяются, давая возможность провести количественные оценки риска,
а также связанные с ними неопределенности.
Данный шаг
является «мостом » между оценкой риска и управлением риском. В анализе
безопасности конечные результаты хорошо определены : Примерами таких
результатов являются: смертность, число пострадавших и экономические потери.
Для анализа
кратковременных воздействий причинно - следственные зависимости совершенно
четкие, как в катастрофических авариях в Бхопале и Чернобыле. Напротив,
значительная неопределенность присуща анализу оценки риска здоровью из - за
множественной причинности, видов заболеваний среди населения, длительного
периода развития (латентности ), где причинно - следственные зависимости
выражены не столь явно .
Наиболее
важной является вторая фаза, которая представляет собой собственно управление
риском. Она делится на принятие решения о внедрении, внедрение, осуществление
мониторинга и оценки хода реализации программы и организацию наблюдения за
состоянием системы.
Обеспечение безопасного жизненного
цикла управления предприятием
Большинство
крупных аварий связано с одним или несколькими из следующих явлений:
-
Выбросом
токсичных веществ;
-
Выбросом
или сбросом горючих веществ, их разлитию, пожару или взрыву.
-
Неуправляемой
химической реакцией.
Опасность
хранения химические вещества возрастает при хранении их
-
в
значительных количествах,
-
под
давлением;
-
при
температуре выше точки кипения.
Поэтому
предотвращение аварий требует значительных усилий и финансовых затрат на всех
этапах управленческого цикла. Средства, затраченные на обеспечение
безопасности, уменьшают прибыль предприятия в краткосрочной перспективе и
снижают конкурентоспособность его продукции. Направление деятельности по
предотвращению аварий может осуществляться эффективно лишь на основе включения
его в стратегию развития.
В худшем случае
компания может потерять бизнес или будет вынуждена закрыть предприятие под
давлением со стороны общественного мнения. Может быть подорвана репутация
компании. Может потребоваться перепрофилирование предприятия, что повлечет
потерю выпуска продукции в течение переходного периода (может быть до
нескольких лет), что в свою очередь, может привести к потере компанией своей
доли на рынке.
В большинстве
случаев, компании, где возникли крупные аварии, несут огромные финансовые
потери и теряют репутацию. Для иллюстрации приведем ряд примеров:
В 1974 г. после
аварии в Фликсборо, промышленная площадка перешла к конкуренту фирмы Нипро.
Предприятие было переоборудовано для использования другой технологии, однако
вскоре было закрыто совсем.
В 1976 г.
репутации швейцарского фармацевтического гиганта компании «Хоффманн- ЛяРош» был
нанесен серьезный удар после аварии в Севезо.
В 1984 г.
компания «Юнион Карбайд» была вынуждена прекратить свою производственную
деятельность в Индии и покинуть страну в результате газовой трагедии в Бхопале.
Репутация компании была подорвана и она была вынуждена выплатить огромные суммы
страховки.
В 1988 г.
компания «Оксидентал Петролеум» вынуждена была закрыть свою производственную
деятельность в Англии и покинуть страну вследствие аварии на нефтяной платформе
«Пайпер Альфа».
Трагедия другого
рода, когда в 1988 г террористы взорвали бомбу на борту самолета «ПанАм»,
пролетавшего в тот момент над местечком Локерби, Шотландия. Авиакомпания
«ПанАм», одна из крупнейших и наиболее престижных авиакомпаний в мире, вскоре
после этого случая разорилась. Несмотря на то, что авиакомпания не имела
отношения к установке бомбы на борту самолета, ее плохая система обеспечения
безопасности считалась одним из важных факторов, помешавшим вовремя обнаружить
бомбу.
Есть и иные
соображения, повышающие важность разработки стратегии снижения риска
аварийности. Персонал компании будет работать с большей заинтересованностью и
продуктивностью, если будет видеть озабоченность администрации компании их
безопасностью.
Соседи и местные
жители будут более доброжелательно настроены к компании, если увидят, что она
серьезно относится к вопросам обеспечения безопасности.
Технология и
оборудование, предназначенные для предотвращения крупных аварий, так же будут
способствовать снижению числа мелких аварий и травм (приводящих к потере
времени), и, тем самым, росту производства.
Таким образом, долгосрочные
результаты разработки и внедрения стратегии предприятия по снижению риска
аварий в конечном счете экономически состоятельны: они могут обеспечить как
повышение устойчивости организации или ее наиболее уязвимых частей, так и
долгосрочные экономические выгоды.
Широкий круг вопросов обеспечения экологической безопасности с начала
девяностых годов нашел отражение российском законодательстве в области
санитарно- эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей
природной среды. Интенсивно развивающееся законодательство в период с 1993 по
1996 г., привело к появлению новых законов, регулирующих отношения по
безопасности на предприятиях. Это касается вопросов охраны труда, пожарной
безопасности, чрезвычайных ситуаций и ряда других. К этой группе законов
относятся «Основы законодательства по охране труда», федеральные законы "О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", "О пожарной безопасности", "Об
экологической экспертизе" и другие. В результате отношения по безопасности
для предприятий, аварии на которых могут произойти с ничтожно малой
вероятностью и последствия этих аварий практически не представляют опасности
для населения и окружающей среды, в достаточной степени регулируются
действующим законодательством. Среди относящихся к этой группе законов
регулирование отношений по экологическому страхованию представлено Федеральным
законом "Об охране окружающей среды" и Законом РФ "Об
организации страхового дела в Российской Федерации".
Первый из них рассматривает экологическое страхование как один из методов
экономического регулирования в области охраны окружающей среды (глава IV, ст. 18):
"Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных
интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В
Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное
экологическое страхование". Причем следует отметить, что государственное страхование
осуществляется страховыми организациями любой формы собственности, но за счет
средств, предоставленных из соответствующего бюджета (статья 927 ГК Российская Федерация).
Закон РФ "Об
организации страхового дела в РФ" в большей части оказался поглощенным
Гражданским кодексом и реально регулирует лишь организационные аспекты
страхования.
Правовое
обеспечение предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на
основе федерального закона и. подзаконных актов главным образом МЧС РФ.
Основные
документы перечислены ниже.
Федеральный закон
РФ от 21.12.1994 “О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера”;
Постановления
Правительства РФ:
“О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” №
1113 от 05.11.1995;
“О классификации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” № 1094 от
13.09.1996;
“О порядке сбора
и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” №334
от 24.03.1997.
Развитие
принципов обеспечения экологической безопасности находит отражение в
региональном законодательстве, например в законе Нижегородской области «Об
экологической безопасности». Этот закон констатирует недопущение на территории
Нижегородской области деятельности, последствием которой является ухудшение
экологической ситуации. Перечень экологически опасных видов деятельности и
источников опасности устанавливается решением органов власти Нижегородской
области. Установлены также порядок и нормы включения вопросов обеспечения
экологической безопасности в программы социального и социально-экономического
развития. Дополнительные по сравнению с федеральным законодательством ерами
являются:
-
Возможность
ужесточения отдельных требований к экологической безопасности по сравнению с
федеральным законодательством;
-
Установление
требований к социальной политике, в первую очередь к экологическому воспит
-
анию и
образованию;
-
Установление
требований к расселению населения и градостроительной политике, включая
введение экологического зонирования территорий;
-
Повышение
эффективности управления экологической безопасностью на основе координации
деятельности всех организаций, обеспечивающих экологическую безопасность,
исходя из приоритета территориальных интересов над отраслевыми;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|