Повышение эффективности деятельности малого инновационного предприятия
Повышение
эффективности деятельности
малого
инновационного предприятия
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.
Малое инновационное предприятие в экономике России 6
1.1.Роль
инновационных предприятий малого и среднего бизнеса в становлении рыночной
экономики 6
1.2.
Методы совершенствования организационных структур малых и средних инновационных
предприятий 15
1.3.
Организация маркетинговых исследований на инновационных предприятиях малого и
среднего бизнеса 29
2.
Методы повышения эффективности инновационной деятельности на ООО Фирма
"дженезис" 41
2.1.
Разработка оптимальных организационных структур для малых и средних
инновационных предприятий 41
2.2.
Разработка системы показателей оценки эффективности организации управления на
малых предприятиях 52
2.3.
Оценка показателей эффективности управления ООО фирма "Дженезис" 58
Заключение:
выводы и рекомендации 63
СПИСОК
источников и ЛИТЕРАТУРЫ 67
Актуальность темы исследования и современное состояние проблемы.
Проблема совершенствования управления инновационной деятельностью на
предприятиях малого и среднего бизнеса в России рассматривается в данном дипломе
как составная часть экономических преобразований в стране, ее массовая база и
интегральный элемент формирующегося конкурентного рыночного механизма.
За прошедшие годы экономических преобразований в России созданы
определенные предпосылки для становления и развития малого и среднего
предпринимательства. По крайней мере, в настоящее время стало очевидным, что
малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка,
придает рыночной экономике необходимую гибкость. Малый бизнес мобилизует
значительные финансовые и производственные ресурсы населения, которые в его
отсутствие не могли бы быть использованы.
Как отмечалось выше, развитие малых и средних предприятий является
важным направлением экономических преобразований в России.
К сожалению, возможности анализа места и роли малых предприятий в
промышленном развитии в России ограничены имеющейся статистической информацией,
которая, зачастую, носит недостоверный или дискретный характер. Поэтому вопросы
динамики развития малых предприятий можно решать только на основе отдельных
научных разработок, отрывочных статистических данных и преимущественно
экспертных оценок.
Необходимо отметить, что в значительной степени современные
экономические трудности в развитии малого предпринимательства обусловлены
несовершенством системы управления производством и инновационной деятельностью
на малых и средних предприятиях. Это обстоятельство и определяет актуальность
темы данного дипломного исследования.
Целью данного дипломного исследования является разработка
организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью
на предприятиях малого и среднего бизнеса.
В соответствии с указанной целью в исследовании были поставлены и
решались следующие локальные научные задачи:
1)
разработка оптимальных организационных структур для
малых и средних предприятий;
2)
совершенствование внутрифирменного планирования и
оценки эффективности инновационной деятельности на предприятиях;
3)
определение оптимальной системы показателей,
характеризующих эффективность организации управления хозяйственной и
инновационной деятельностью предприятия;
4)
расчеты перспективных направлений формирования
финансовой политики для ООО фирма «Дженезис».
Объектом дипломного исследования является сложившаяся в настоящее время
система управления инновационной деятельностью на малых и средних предприятиях.
Предметом исследования выступают основные элементы системы управления
инновационной деятельностью на малых и средних предприятиях.
При исследовании данной проблемы использовались труды российских и
зарубежных ученых в области управления производством и инновационной
деятельностью: М.Л. Башина, В.К. Ващенко, С.Ю. Глазьева, Д.М. Гвишиани, В.Н.
Гунина, А.А. Дагаева, Г.М. Доброва, О.А. Дейнеко, В.А. Исаева, Г.А. Лахтина,
В.И. Мухопада, А.В. Тодосийчука, Э.А. Третьякова, Л.П. Фатькиной и др.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что
содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы в
законотворческой деятельности, направленной на совершенствование экономических
отношений в сфере малого и среднего бизнеса, в рационализации системы
управления инновационной деятельностью на малых и средних предприятиях, в
профессиональной подготовке и переподготовке линейных руководителей среднего
звена предприятий, в прогнозировании развития данной отрасли малого
предпринимательства.
Малое и среднее предпринимательство, по
мнению большинства специалистов, представляет собой существенную структурную
часть рыночной экономики, ее массовую базу и интегральный элемент конкурентного
рыночного механизма [5, 13, 40, 61, 85, 87, 93, 105, 106, 114]. Без малого и
среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в
состоянии. Отсюда следует, что его становление и развитие, разумеется, наряду с
крупным предпринимательством, является стратегической проблемой экономической
политики в условиях перехода от административно-командной экономики к социально
ориентированному рыночному хозяйству. Соответственно, недооценка роли малого и
среднего предпринимательства, игнорирование его значительных
технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в
данных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета.
Анализ функций малого и среднего
бизнеса в рыночной экономике показывает следующее.
Малое предпринимательство, оперативно
реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую
гибкость. Эта черта малого бизнеса приобретает в современных условиях особую значимость
в силу быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса,
ускорения научно-технического прогресса, возрастания номенклатуры производимых
товаров и услуг.
Кроме того, малый бизнес мобилизует
значительные финансовые и производственные ресурсы населения (в том числе
трудовые и сырьевые), которые в его отсутствие не были бы использованы. О
возможности малого бизнеса в данном отношении можно судить по опыту промышленно
развитых стран, в экономике которых его по ряду показателей принадлежит
заметное, а подчас и ведущее место: на малый бизнес здесь приходится до 90-95%
всех предприятий и до 20-60% валового национального продукта. Особую роль
играет малое предпринимательство в развитии сферы услуг и торговли (т.е., стоит
заметить, в наиболее запущенной у нас области хозяйственной жизни). В США,
например, в сфере услуг функционировало 1811 тыс., а в розничной торговле 1441
тыс. предприятий, почти на 100% являющихся предприятиями малого бизнеса
(данные 1986г.: в настоящее время сдвиги, если и произошли, то в сторону
увеличения) [85, 105].
Существенный вклад вносит малый бизнес и в формирование конкурентной
среды, что для нашей высокомонополизированной экономики России имеет
первостепенное значение. Еще к началу 1993г. монопольное положение в ней
занимали десятки мощных предприятий, среди которых немало абсолютных
монополистов, т.е. таких, что сосредотачивают все 100% продукции своей отрасли
(производство магистральных тепловозов и электровозов, льно- и
картофелеуборочных комбайнов; троллейбусов и т.п.). Малый бизнес антимонополен
по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его
функционирования. С одной стороны, он ввиду многочисленности составляющих его
элементов и их высокой динамики в гораздо меньшей степени поддается монополизации,
нежели крупные предприятия. С другой стороны, при узкой специализации и
использовании новейшей техники малое предпринимательство выступает в качестве
серьезного конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных корпораций.
Именно это качество малого бизнеса, кстати, сыграло существенную роль в
ослаблении, а подчас и преодолении промышленно развитыми странами присущей
крупному капиталу тенденции к монополизации и задержке технического прогресса.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду
важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области
электроники, кибернетики и информатики. В США на малый бизнес приходится около
50% научно-технических разработок. Значение для Российской экономики и этой
стороны дела трудно переоценить, имея, в частности, в виду и развернувшийся
процесс конверсии [56].
Заметен вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. В
промышленно развитых странах на него приходится до 50-60% всех занятых и до
70-80% новых рабочих мест. Представляется очевидной особая значимость этого
аспекта развития малого предпринимательства для Российской современной
экономики, стоящей перед угрозой массовой безработицы [86].
Следует отметить, наконец, роль малого бизнеса в смягчении социальной
напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое
предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего
класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденций к
социальной дифференциации.
Все эти свойства малого предпринимательства делают его развитие
существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Имеются в виду образование регулируемого, социально ориентированного рыночного
механизма, преодоление нынешнего кризисного падения производства, стабилизация
экономики и обеспечение предпосылок для быстрого и устойчивого экономического
подъема в дальнейшем. Необходимо подчеркнуть, что речь не ведется о каких-то
особых свойствах малого бизнеса, взятого изолированно. Конечно, предполагается
его существование в органическом единстве со средним и крупным
предпринимательством в условиях экономически активной роли государства.
Вместе с тем приходится констатировать, что именно малому бизнесу менее
всего повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований.
Остается в тени не только накопленный в ситуациях, подобных настоящей мировой,
но и Российский опыт, столь ярко проявившейся при осуществлении НЭПа.
В настоящее время сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном
обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора
экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых
предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не
разработана государственная программа развития малых предприятий. Для
эффективного функционирования экономики на рыночных началах нужно, очевидно,
иметь 10-15 млн. малых предприятий. Действует же сейчас в России около 1,5 млн.
Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной
экономики России еще, по сути дела, не сформировался, а значит, фактически не
используется и его потенциал.
Более того, развернувшиеся в настоящее время в России экономические
процессы сдерживают образование сектора малого предпринимательства, а подчас и
ведут к ликвидации уже образовавшихся малых предприятий, в том числе и в
жизненно важных для страны сферах реализации новейших достижений
научно-технического прогресса.
Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий в
производственной сфере, начавший набирать силу в 1991г., уже в 1992г.
фактически прекратился. По данным Лиги кооперативов и предпринимателей
Российской Федерации, «за 1992 год в России практически не возникло не единого
малого негосударственного предприятия в производственной сфере» [74]. Для
сравнения замечу, что в развитой рыночной экономике процесс образования новых
фирм-субъектов рынка идет нарастающим потоком. Если в 1970г. в США возникло 264
тыс. новых фирм, то в 1980г. – 532 тыс., а в 1988г. – 682 тыс. Всего же, по
оценке специалистов, в американской экономике в 1992г. действовало 18 млн.
предприятий, прежде всего в малом бизнесе (в 1970г – 12 млн., в 1947г. – 8
млн.) [85].
Проводившаяся в 1992-94гг. экономическая политика и сложившаяся
экономическая обстановка негативно воздействовали на малое предпринимательство
по самым различным направлениям. Либерализация цен и связанная с ней все
ускоряющаяся инфляция привели к ликвидации финансовой базы мелкого бизнеса
из-за обесценения сбережений населения и резкого повышения процентных ставок.
Это вызвало паралич в формировании малого бизнеса и в его инвестиционной
деятельности. Малое предпринимательство душат многочисленные и непомерные
налоги и поборы, нередко оставляющие ему лишь 5-10% полученной прибыли. В
результате малые предприятия, особенно в сфере производства, где налоговая
система является более организованной и жесткой, ставятся на грань банкротства
независимо от их народнохозяйственной значимости. Под жесткий налоговый удар
попадают и предприятия, работающие над приоритетными направлениями
научно-технического прогресса, стратегически значимыми для всей российской
экономики.
Малый бизнес наименее защищен от давления коррупции, организованной
преступности и чиновничьего произвола, грозящих перерасти в главное препятствие
экономическому развитию страны.
Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к
предпринимательской деятельности в производственной сфере, которые могут
содействовать образованию рыночной экономики. К тому же финансовое обескровливание
малых предприятий фактически закрывает перед ними пути к современным
технологиям.
Ранее проводившаяся экономическая политика привела к серьезной
структурной деформации предпринимательской деятельности, поскольку фактически
поощряла лишь торговое посредничество и делала невыгодной деятельность в сфере
производства. Эта политика дискредитировала саму идею предпринимательства,
которое стало отождествляться в общественном сознании с безудержной спекуляцией
и торговым рвачеством, ведущим к обнищанию широких масс народа.
Между тем действительная экономическая сущность предпринимательства,
определяющая его место в структуре отношений, обусловливаемых законом
стоимости, находится в сфере производства и предполагает получение прибыли за
счет понижения издержек производства по отношению к рыночной цене (или
понижения индивидуальной стоимости по отношению к общественной стоимости). При
таком понимании дела извлечение прибыли органически сопряжено, прежде всего, с
научно-техническим прогрессом. А это, в конечном счете, создает предпосылки и
для социально-экономического прогресса.
Предпринимательство, таким образом, носит поистине творческий характер
и ничего общего не имеет с получением прибыли каким угодно путем и во что бы то
ни стало, из чего фактически исходит ряд законов о предпринимательской
деятельности, принятых в последнее время в РФ.
Существенным фактором, сдерживающим развитие малого
предпринимательства, является неразвитость рыночной инфраструктуры, нацеленной
на обслуживание предприятий малого бизнеса.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес –
непрекращающийся глубокий спад производства. Он губителен для экономики страны
вообще, а для малого бизнеса в особенности, поскольку усиливает
монополистический характер экономики, ее дефицитность, подхлестывает
инфляционную спираль, порождает экономический хаос и неуверенность. К тому же,
современный этап инфляционного процесса, при котором рост цен явно обгоняет
повышение номинальных доходов населения, ведет к сужению емкости внутреннего
рынка, что существенно сдерживает развитие предпринимательской деятельности в
производственной сфере, в том числе и на основе малого бизнеса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|