Собственник
имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает
по обязательствам предприятия, если иное не предусмотрено. В равной мере и
предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества.
В составе
государственных предприятий есть такие, которые, будучи образованными, на базе
федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим
имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями.
Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам
казенного предприятия при недостаточности его имущества.
К возможным
негативным сторонам государственных предприятий следует отнести:
-
отторжение
производителя от собственности, ослабление мотивации к труду;
-
монополизацию
экономики, ослабление конкуренции;
-
меньшую
гибкость, невосприимчивость к запросам потребителей, медленную перестройку
своего производства;
-
зависимость
от ведомств в определении стратегии деятельности, выборе руководителя,
определении направлений использования прибыли.
Опыт стран с
рыночной экономикой позволяет утверждать, что государственные предприятия могут
эффективно использоваться в системе государственного предпринимательства.
Наиболее
распространенной формой государственного предпринимательства является
публичная корпорация. Такие корпорации создаются по правительственным указам в
форме АО, все акции которых принадлежат государству. Такие АО не входят в
систему органов государственного управления, они лишь согласовывают с ними
планы своей деятельности и контролируются ими. Управляющие публичных корпораций
назначаются государством, однако ни они сами, ни остальной персонал не
считаются государственными служащими. В случае необходимости публичная
корпорация легко преобразуется в смешанное акционерное общество. [3]
Частногосударственное
предпринимательство.
Широкие
возможности для участия государства в предпринимательской деятельности
открываются благодаря смешанным формам, акции которых принадлежат и
государству, и частным вкладчикам, определяемых как частногосударственное
предпринимательство.
Его целью
является реализация целей частного предпринимательства (т.е. максимизация
прибыли) в направлениях и сферах хозяйственной деятельности, соответствующих
целям государственного предпринимательства.
В России одной из
форм частногосударственного предпринимательства является финансово-промышленная
группа (ФПГ) – как совокупность юридических лиц, действующих как основные или
дочерние общества либо полностью объединивших свои материальные и нематериальные
активы на основе договора с целью технологической и экономической интеграции
для реализации инвестиционных и иных проектов, направленных на повышение
эффективности деятельности в больших масштабах (повышение
конкурентоспособности, научно-техническое развитие).
Участниками
ФПГ выступают:
1.
Производственные
организации;
2.
Банки и
иные кредитные учреждения.
Частногосударственное
предпринимательство осуществляется в соответствии с нормами гражданского
законодательства, как правило, через создание АО или ООО.
Такие смешанные
компании обладают привилегиями, во-первых, по сравнению с частным
предпринимательством:
-
предоставление
субсидий и дотаций;
-
льготный
режим получения импортных лицензий;
-
гарантированные
поставки сырья и полуфабрикатов с других государственных предприятий по твердо
фиксированным ценам;
-
экспортные
дотации;
во- вторых, по
сравнению с государственным:
-
обладают
большими возможностями заемных средств;
-
диктат
государственных ведомств в управлении нейтрализуется процедурой принятия решения
квалифицированным в области рынка большинством.[9]
Предприятие может
быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего
юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения,
преобразования).
Перед тем, как
предпринимать конкретные шаги по созданию нового предприятия, оно должно быть
уже создано мысленно, то есть, спрогнозировано и спланировано.
Создание любого
предприятия начинается с определения своей хозяйственной ниши в экономическом
пространстве, изучения состояния рынка, предложения и спроса на реализуемые
товары и услуги в интересующей его отрасли и регионе, определяются общие
условия инвестирования средств, изучения уровня развития науки и техники в
соответствующей отрасли производства (следует предусмотреть возможные
препятствия и ограничения, изучить возможности получения льгот — заемных,
налоговых и др.)
Определяющим
является спрос на продукцию: если продукция предприятия не будет пользоваться
спросом, ему грозит разорение. Такая продукция остается нереализованной, а
затраты на ее изготовление неоплаченными.
По мнению
профессора Школы бизнеса Нью-йоркского университета, одного из самых читаемых
авторов в США и в мире, Питера Друкера, создание нового предприятия требует:
1)
концентрации
внимания на рынке;
2)
финансового
предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;
3)
создания
высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие
почувствует в этом реальную потребность, и задолго до появления у него реальной
возможности позволить себе иметь это подразделение;
4)
умения
определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей;
Перед началом
собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е.
найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:
1)
политические
факторы – стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;
2)
социально-экономические
– состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на
удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная
конкуренция, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной
системы;
3)
правовые
– наличие и состояние законодательной базы предпринимательства;
Далее возникает
вопрос об учредителях. При подборе учредителей следует учитывать:
платежеспособность, деловую порядочность, полное взаимное доверие. Практика
показывает, что нередко учредители, начав свой бизнес и столкнувшись с
определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому
подбирать учредителей следует тщательно и неторопливо.
Не менее важным
этапом при создании предприятия является выбор организационно-правовой формы
создаваемого предприятия.
В соответствии с
ГК РФ, предприятие на территории РФ может быть создано в одной из следующих
организационно-правовых форм:
1)
полное
товарищество
2)
товарищество
на вере
3)
общество
с ограниченной ответственностью
4)
общество
с дополнительной ответственностью
5)
акционерное
общество: открытое или закрытое
6)
дочерние
предприятия
7)
зависимые
предприятия
8)
производственные
кооперативы
9)
государственные
и муниципальные унитарные предприятия
10)
потребительские
кооперативы
11)
общественные
и религиозные организации
12)
фонды
13)
учреждения
14)
ассоциации
и союзы
Факторы,
определяющими выбор организационно-правовой формы являются следующие:
1)
участие в
образовании имущества юридического лица и обязательственное либо право
собственности или другое вещное право по отношению к этому имуществу;
2)
объем
правоспособности (общей или специальной);
3)
вид
деятельности;
4)
необходимость
лицензирования и территория деятельности;
5)
место
государственной регистрации;
6)
количество
участников;
7)
предполагаемые
органы управления;
8)
наличие
предполагаемых филиалов и представительств;
9)
система
налогообложения, желательная участникам, а также система бухгалтерского учета и
отчетности;
Создание
предприятия основывается на определённых законодательно регулируемых принципах
и проходит несколько этапов:
1)
возникновение
идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства
конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);
2)
изучение
и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов
труда;
3)
изучение
рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;
4)
подбор
поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих
изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и т.д.);
5)
подбор
соучредителей предприятия;
6)
определение
финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала
(уставного фонда);
7)
разработка
учредительных документов и бизнес-плана;
8)
проведение
организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости
от организационно-правовой формы и формы собственности;
9)
осуществление
государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банке;
10)
изготовление
печатей, штампов;
11)
постановка
на учёт в органе государственной налоговой службы, территориальном органе
пенсионного фонда и др;
Порядок создания
юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами.
На практике
существует три порядка образования юридических лиц: распорядительный,
разрешительный и нормативно-явочный.
Распорядительный
порядок означает, что юридическое лицо создаётся по распоряжению собственника
либо уполномоченного им органа и специальной государственной регистрации не
требуется. Например, приказом министерства создаётся предприятие,
постановлением правительства – концерн и т.д.
В странах с
рыночной экономикой такой порядок заменяет явочный порядок образования
юридических лиц. Для этого способа образования юридических лиц также характерно
отсутствие специальной государственной регистрации последних. Предприятия
(организации) создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей,
выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Так,
некоторое время в России в явочном порядке создавались профессиональные союзы,
их объединения и отделения. За рубежом явочный порядок применяется, например,
при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии.
Однако в настоящее время в статье 51 Гражданского Кодекса не предусматривается
исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому
можно предположить, что этот способ образования юридических лиц сегодня в
России не применяется.
Разрешительный
порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия
(организации) разрешено тем или иным компетентным органом. Например, в таком
порядке в СССР создавалось большинство общественных и кооперативных
организаций. При этом в разрешении на создание юридического лица могло быть
отказано по мотивам нецелесообразности. Современное действующее
законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам
нецелесообразности, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания
некоторых видов юридических лиц. Для создания объединений коммерческих
организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие
федерального антимонопольного органа. В России, как и в большинстве европейских
стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых
обществ и банков.
Явочно-нормативный
порядок состоит в том, что юридическое лицо создаётся по инициативе граждан и
(или) юридических лиц после получения на это согласия (разрешения)
соответствующего государственного либо иного органа (например, создание
дочерних предприятий и т.д.) Этим нормативно-явочный порядок отличается от
разрешительного. Такой способ образования юридических лиц наиболее
распространен в России, и за рубежом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|