Порядок и этапы госрегистрации предпринимательской организации
Министерство
образования Российской Федерации
Государственный
Университет Управления
Институт
бизнеса в строительстве и управления проектом.
Курсовая работа по дисциплине “Основы
предпринимательства”
на тему:
“Порядок и этапы госрегистрации предпринимательской
организации”.
Проверил: Ильдеменов А. С.
Выполнил: Севостьянов И.О. УП III-1
Москва
Содержание.
Введение.
1. Государственная
регистрация предприятий.
2. Трудоемкость
и затраты, связанные с регистрацией предприятия.
3. Практика
регистрации фирмы в городе Москва.
4. Проблемы
совершенствования регистрации предприятий.
Заключение.
Введение.
Переход к рыночной
экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в
России активную предпринимательскую деятельность. Вместо доминировавших ранее
во всех отраслях экономики предприятий (организаций), базирующихся на
государственной собственности, возникли и функционируют более 2,9 млн.
предприятий (организаций), базирующихся на частной, смешанной, коллективной
формах собственности.
Вместе с
тем стоит отметить тот факт, что экономическая среда современной России
все еще не насыщена малым и средним бизнесом в силу отсутствия условий
для его развития. Это ярко демонстрирует сопоставление соотношения числа
малых и средних предприятий в странах ЕС и в России: на 1000 жителей в странах
с развитой рыночной экономикой приходится в 10-14 раз больше субъектов
предпринимательства, чем в Российской Федерации.
За словами
“предпринимательство” и “предприниматель” стоит предприятие — сложный организм,
представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой
производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта
рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями.
Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для
экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом и
является движущей силой социального и экономического прогресса. Рыночная среда
заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если оно не хочет
покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью
функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных
условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги,
которые удовлетворяют насущные потребности.
Среди причин, сдерживающих
развитие предпринимательства, заметное влияние имеют бюрократические
трудности, связанные как с созданием предприятия, так и с его ликвидацией.
Ощутимые затраты времени и средств при регистрации особенно
значимы, если речь идет о малом предприятии, доход от которого не
является регулярным. Эти затраты побуждают предпринимателя уходить “в
тень” и, следовательно, в дальнейшем уклоняться от уплаты налогов,
вступать в соответствующие “неформальные” отношения с арендодателями,
поставщиками и покупателями, иметь дело с организованной преступностью и
т.д.
Одним из ключевых
факторов улучшения состояния предпринимательской среды является
выявление в регионах успешной существующей практики регистрации и
ликвидации субъектов предпринимательства и повсеместное распространение ее в
других регионах России, а также на федеральном уровне.
Есть ряд регионов с
известными достижениями в области регистрации и ликвидации предприятий.
Так, в Москве была сделана попытка реализовать “модель единого окна”. Суть
идеи – для вновь регистрируемого предприятия все “регистрационные контакты”
должны осуществляться через один-единственный орган. В упрощенном виде это
выглядит так: регистрирующийся субъект предпринимательства сдает все
необходимые документы в “одно окно”, и из этого же “окна” получает
свидетельство о регистрации. Уже в свою очередь этот орган осуществляет все
иные необходимые контакты внутри регистрационной системы (то есть ставит
субъект предпринимательства на учет в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды,
орган статистики, получает от них все справки и подтверждения и т.д.).
Однако, в Москве данная практика столкнулась с рядом проблем. В частности,
не была решена проблема, какой орган выступит в качестве “единого окна”.
Была выдвинута идея назначить этим органом или регистрационную палату,
или территориальное агентство по развитию предпринимательства (ТАРП). В
связи с этим встала проблема подчиненности данных органов и их
юридического статуса. Регистрационная палата, которая находится в ведении
Московского Правительства, не вызывает возражений внебюджетных фондов, но
категорически неприемлема для налоговой инспекции, имеющей федеральное
подчинение и свою пирамиду инструкций и ведомственных актов. Против
главенства в области регистрации налоговой инспекции выступают внебюджетные
государственные фонды (особенно, пенсионный).
Работа в рыночной экономике
выдвигает перед предпринимателями и менеджерами требование высокой
компетентности при осуществлении бизнеса. И каждый менеджер и предприниматель,
помимо владения профессиональными знаниями и инструментами работы, должен
знать (или хотя бы представлять в общих чертах) как надо создать свое дело,
зарегистрировать предприятие. Именно этой проблеме и посвящена тема этой
работы. В ней я хотел бы отразить, прежде всего, порядок и этапы регистрации
предприятий, а также оценить трудоемкость и затраты на регистрацию и показать,
как проходит регистрация на практике.
1. Государственная регистрация
предприятий
Итак,
давайте начнем разбираться в том, что такое регистрация предприятия. Итак, в
соответствии с законодательством вновь созданные или реорганизованные
предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной
регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического
лица. В соответствии со ст. 51 ГК РФ нарушение установленного законом порядка
образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов
закону влечет отказ в государственной регистрации. Отказ в регистрации по
мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Как отказ
в государственной регистрации, так и уклонение от такой регистрации учредители
юридического лица могут обжаловать в суд. Правоспособность предприятия
возникает в момент его создания, т. е. С момента его государственной
регистрации, и прекращается в момент его ликвидации.
В
соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин имеет право заниматься
предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в
качестве индивидуального предпринимателя. Поскольку к предпринимательской
деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица,
применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц,
являющихся коммерческими организациями, то индивидуальный предприниматель принимает
де-факто статус предприятия. Этот вывод подтверждает содержание ст. 25 ГК РФ о
несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя.
В
соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов
предпринимательской деятельности регистрация предприятий осуществляется при
представлении следующих документов:
1) заявления о
регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного
учредителем (учредителями) предприятия;
2)
учредительного договора или решения (если предприятие создается одним
учредителем) о создании предприятия;
3) устава
предприятия (кроме хозяйственных товариществ), утвержденного учредителями. В
уставе государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также
некоммерческих организаций, имеющих право на ведение предпринимательской
деятельности, обязательно должен быть указан вид деятельности, осуществляемой
этими предприятиями;
4)
документов, подтверждающих оплату не менее 50% уставного капитала предприятия,
указанного в решении о создании предприятия или в учредительном договоре;
5)
свидетельства об уплате государственной пошлины;
6)
документа, подтверждающего согласие соответствующего антимонопольного органа
на создание предприятия, если размер уставного капитала превышает величину,
установленную антимонопольным законодательством РФ;
7)
документа о согласовании с соответствующим комитетом по управлению имуществом
или уполномоченным органом величины, способа оплаты вклада унитарного
предприятия, являющегося учредителем (кроме внесения вкладов в денежной форме
за счет прибыли предприятий-учредителей) предприятия.
Государственная
регистрация осуществляется в течение 3 дней с момента представления необходимых
документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления,
указанной в квитанции об отсылке учредительных документов, указанных выше.
При
государственной регистрации предприятия не допускается требование гарантийных
писем и иных документов, подтверждающих его местонахождение, указанное в
учредительных документах.
Регистрация
осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале
регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа)
с наименованием регистрационного органа, номером и датой на первой странице
(титульном месте) устава предприятия, скрепляемой подписью должностного лица,
ответственного за регистрацию.
Отказ
в государственной регистрации предприятия может быть сделан при
несоответствии представленных документов закону.
Уведомление
об отказе в государственной регистрации в 3-дневный срок со дня представления
документов на регистрацию направляется заявителю (заявителям) по указанному им
адресу в письменной форме за подписью должностного лица, ответственного за
регистрацию, с обязательным указанием всех документов или сведений, не
представленных на регистрацию.
Если
установлены недостоверность сведений, содержащихся в представленных
документах, нарушение порядка создания предприятия, а также несоответствие
учредительных документов законодательству РФ, регистрирующий орган
обязан в течение одного календарного месяца со дня регистрации уведомить
предприятие о необходимости внесения соответствующих дополнений и (или)
изменений в учредительный документ. Предприятие в течение 7 календарных дней с
даты получения им указанного уведомления обязано внести соответствующие
дополнения и (или) изменения в учредительные документы и представить их в
орган, осуществляющий регистрацию. Если в установленные сроки предприятие
этого не сделает, то орган, осуществляющий регистрацию предприятия, обязан
обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными (полностью
или частично) документов предприятия.
Любое заинтересованное лицо
вправе в течение 6 календарных месяцев с даты регистрации предприятия
обратиться в суд (арбитражный суд) о признании недействительными регистрации
предприятия и (или) его учредительных документов (полностью или частично).
Решение суда или
арбитражного суда является основанием для аннулирования государственной
регистрации предприятия (предпринимателя). Аннулирование производится в
течение 7 календарных дней с даты получения регистрационным органом судебного
решения. Регистрационный орган обязан в 3-дневный срок с даты аннулирования
государственной регистрации на основании судебного решения направить
предприятию (предпринимателю) письменное уведомление об этом факте.
Регистрационный орган в
недельный срок обязан сообщить налоговой инспекции о регистрации предприятия
для включения его в Единый государственный реестр и об аннулировании
государственной регистрации предприятия — для исключения его из Единого государственного
реестра. Сведения о включении предприятия в Единый государственный реестр и
исключении из Единого государственного реестра подлежат публикации в
установленном порядке.
Решение об отказе в
государственной регистрации может быть обжаловано в суде (арбитражном суде).
При соответствии всех
представленных на регистрацию предприятия документов установленным требованиям
заявители получают свидетельство о регистрации.
В течение 10 дней после дня
государственной регистрации предприятие (организация)-налогоплателыцик должно
встать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, представив
следующие документы:
заявление по установленной
налоговой службой форме;
карту постановки на учет налогоплательщика
в трех экземплярах;
копии заверенных в
установленном порядке учредительных документов (в зависимости от
организационно-правовой формы);
копию свидетельства о
государственной регистрации;
копии других документов в
соответствии с действующим законодательством.
При постановке на учет в
налоговой инспекции предприятию (организации) присваивается идентификационный
номер налогоплательщика(ИНН), являющийся единым учетным номером в налоговых
органах по всей территории страны. ИНН налогоплательщика представляет собой
десятизначный цифровой код, в котором установлен код (номер)
госналогинспекции, осуществившей постановку на учет налогоплательщика;
собственно порядковый номер налогоплательщика-организации и контрольное число,
рассчитанное по утвержденному Министерством но налогам и сборам РФ алгоритму.
ИНН проставляется во всех формах заявлений, деклараций, справок, письмах, а
также в иных документах в соответствии с утвержденными в установленном порядке
нормативными актами.
Если
все предъявленные в государственную налоговую инспекцию документы соответствуют
установленным требованиям, последняя не позднее 5 рабочих дней со дня подачи
налогоплательщиком-организацией полного пакета документов обязана поставить ее
на учет. Сведения о налогоплательщике и присвоенном ему ИНН включаются в единую
автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы
(АНС “Налог”), а в части, относящейся к учету налогоплательщиков-предприятий,—
также в Государственный реестр предприятий и организаций.
После
постановки на налоговый учет предприятию (организации) выдается первый
экземпляр карты постановки на учет-налогоплательщика за подписью начальника
или заместителя начальника налоговой инспекции, скрепленной гербовой печатью
госналогинспекции, и информационное письмо с указанием ИНН по установленной
форме.
Для
открытия в банке или иной кредитной организации расчетного (текущего) или иных
счетов налогоплательщику выдается справка о постановке на учет в налоговом
органе юридического лица. За несвоевременную постановку на налоговый учет
первой частью Налогового кодекса установлена ответственность в форме штрафа.
После
открытия счетов предприятие обязано в пятидневный срок собщить об этом
налоговой инспекции по месту постановки на налоговый учет. Юридическое лицо
также обязано встать на учет в территориальном органе Пенсионного фонда и
других государственных внебюджетных социальных фондов.
Страницы: 1, 2, 3
|