Частично эти
положения нашли реализацию в настоящем УВС ВС РФ, ст.42 которого обязывает
военнослужащего проявить разумную инициативу при выполнении поставленной
задачи, в особенности в тех случаях, когда полученный приказ не соответствует
резко изменившейся обстановке, а условие таковы, что получить новый приказ нет
возможности. С целью конкретизации указанной обязанности военнослужащих,
предлагается внести следующее дополнение в данную статью устава: «формами
проявления такой инициативы являются: досрочное выполнение приказа ; выполнение
приказа в большем объеме, чем определил начальник; преодоление трудностей,
встречающихся при исполнении приказа; изыскание наилучшего варианта исполнения
приказа».
Проявление
инициативы подчиненными должны всемерно учитывать командиры и начальники в
работе по укреплению воинской дисциплины. Крайне важно, чтобы любой, даже самый
незначительный случай инициативных действий военнослужащих не проходил мимо
внимания начальника, становился достоянием гласности.
В современных
условиях для успешного выполнения служебных функций исполнитель должен не
только беспрекословно повиноваться, но и обладать высокими моральными
качествами, психологической устойчивости, физической выносливостью, такими
знаниями воинской специальности, должностных обязанностей, навыками и умениями,
которые дали бы ему возможность должным образом выполнить приказ, любую задачу.
Поэтому сейчас важнейшее значение приобрело требование о постоянном овладении
военными профессиональными знаниями, совершенствовании своей выучки и воинского
мастерства.
Таким образом, требования
воинской дисциплины касаются:1.Вы-полнения военнослужащими комплекса общих,
должностных и специальных обязанностей, составляющих содержание служебной
деятельности и поведения вне службы. 2.Выполнения военнослужащими своих
обязанностей по согласованию, координации своих действий с другими
военнослужащими, по установлению правильных взаимоотношений с ними. 3.Выполнения
обязанностей подчиняться приказам и приказаниям начальников, соблюдать
субординацию.
Все
вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что содержание воинской
дисциплины определяется комплексом разнообразных и дополняющих друг друга норм,
правил, требований, регулирующих поведение и деятельность военнослужащих..
Содержание
воинской дисциплины в связи с развитием военного дела, реформированием всех
сфер жизни общества и самих Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных
органов исполнительной власти в современный период стало более емким. Возникла
необходимость регулирования новых видов деятельности военнослужащих, ряда новых
общественных отношений в армии и флоте, а также существенных изменений в
характере воинского труда. Поэтому появились группы новых норм, правил воинской
дисциплины, некоторые вопросы обрели большее значение и подверглись более
детальной регламентации. Так, например, новым и принципиально важным является
установление в УВС ВС РФ (ст.19) такой обязанности военнослужащих как знать и неукоснительно
соблюдать международный правила военных действий, обращения с раненными,
больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение, и гражданским населением в
районе боевых действий, а так же с военнопленными.
Несмотря на то,
что Женевские конвенции по защите жертв войны от 12 августа 1949 года были
ратифицированы СССР 17 апреля 1954 года, общевоинские уставы ранее не
содержали каких-либо правовых норм о возложении на военнослужащих требований
международно-правовых актов.
Поскольку все
большую опасность приобретают преступления, связанные с нарушением уставных
правил взаимоотношений , которые лежат в основе подавляющего большинства
тяжелых происшествий, совершенных в последние годы в Вооруженных Силах, в
военное законодательство включена норма, обязывающая воинов поддерживать
определенные воинскими уставами правила взаимоотношений между военнослужащими1.
Требования воинской дисциплины охватывают различные стороны
жизни и деятельности военнослужащих. Однако они касаются не только
обязанностей, общих для всех военнослужащих. Значительная часть обязательных
для исполнения правил относится к определенным видам, функциям, сторонам
деятельности военнослужащих, воинских коллективов, органов управления и
должностных лиц, регулирует самостоятельные группы воинской отношений. Это дает
основание выделить в зависимости от предмета регулирования отдельные разновидности
воинской дисциплины1:
-
дисциплину служебно-боевой деятельности:
пограничной службы, пограничного поиска, боевых действий, специальных действий,
пограничной операции;
-
дисциплину боевого дежурства, караульной службы,
выполнения задач в экстремальной обстановке;
-
дисциплину наряда, дежурства, гарнизонной службы;
-
организационную (исполнительскую) дисциплину как
отношение к организующим факторам военной службы (время, распорядок дня, строй,
точность исполнения приказов и распоряжений);
- учебную дисциплину (дисциплину учебного процесса);
-
дисциплину общения, взаимодействия,
взаимоотношений, в том числе руководства и подчинения, воспитательной работы;
-
дисциплину,
регламентирующую отношения военнослужащего к самому себе (гигиена, соблюдение
мер безопасности, свобода от вредных привычек и т.д.);
-
материально-техническую, финансовую дисциплину
(отношения людей к оружию, боевой технике, другим материальным и финансовым
ценностям);
-
дисциплину
хозяйственной деятельности (войскового тыла, снабжения и обеспечения).
Подобная классификация имеет как теоретическое, так и практическое
значение. Только с помощью систематизации многочисленных норм, соблюдение
которых признается обязательным, можно более тщательно их разработать,
согласовать, облегчить контроль за их соблюдением, более дифференцированно
установить ответственность за нарушение. Это также дает возможность более точно
очертить пределы тех или иных конкретных правил воинской дисциплины.
Необходимо
специально остановится на воинской дисциплине в сфере военного
управления, которая заключается в соблюдении порядка и правил,
обеспечивающих согласованную деятельность органов военного управления и
должностных лиц по выполнению (осуществлению) ими своих функций, задач. Она
регулируется как правовыми нормами, так и индивидуальными предписаниями
(приказами, распоряжениями) вышестоящих начальников, моральными и техническими
нормами: а) зак- репляющими систему и организацию управления, устанавливающими
субординацию между органами военного управления, координацию их действий, их
правовое положение, полномочия должностных лиц, структурных подразделений и
личного состава аппарата военного управления; б) регламентирующими порядок
совершения управленческих действий, включая действия в области издания
нормативных и индивидуальных правовых актов, реализации юридических норм и
указаний вышестоящих органов и должностных лиц, поддержания и укрепления
воинской дисциплины в военном управлении.
Для работников аппарата управления важное значение имеют те из них,
которые регламентируют права и обязанности по осуществлению управления, властные
распорядительные полномочия, порядок взаимоотношений с другими органами
управления и должностными лицами, а также нормы, обеспечивающие высокую
исполнительность, культуру и четкость в работе, сохранение государственной и
военной тайны, бесперебойность и скрытность управления. На личный состав
органов военного управления распространяются и требования воинской дисциплины,
обязательные для всех военнослужащих.
В силу специфики военной организации и воинских отношений, а также
особого служебно-правового положения их участников – военнослужащих воинская
дисциплина отличается от других видов государственной дисциплины рядом
существенных особенностей 1.
Во-первых, воинская дисциплина более широко и детально регламентирует
требования, предъявляемые к исполнителям, регулируя, в отличие от других
видов государственной дисциплины, такие, например, отношения, которые связаны с
порядком отдачи и выполнения приказов, представления командирам (начальникам),
установлением и соблюдением правил воинской вежливости и др.
Во-вторых, правила воинской дисциплины распространяются не только на
служебную деятельность военнослужащих, но и на их поведение вне службы,
т.е. вне расположения части и не при исполнении служебных обязанностей, в то
время как правила, например, трудовой дисциплины распространяются лишь на
деятельность работников, связанную с выполнением ими трудовых обязанностей, и
преимущественно в рабочее время.
В-третьих, воинская дисциплина предъявляет значительно более высокие
требования к исполнителям, в том числе и такие, которые не
предусматриваются другими видами дисциплины: например, не щадя своей крови и
самой жизни, выполнять воинский долг, быть храбрым, беспрекословно повиноваться
командирам (начальникам) и защищать их в бою2 и др.
В-четвертых, нормы воинской дисциплины требуют беспрекословного
повиновения подчиненных своим командирам и начальникам, приказы и
распоряжения которых обладают высокой степенью категоричности и императивности.
В-пятых, командиры (начальники) в целях обеспечения дисциплины
наделены большим объемом дисциплинарных прав, чем должностные лица,
обеспечивающие соблюдение правил других видов государственной дисциплины.
Ими могут применяться и меры, направленные на пресечение нарушений дисциплины и
восстановления порядка, в том числе и крайние меры воздействия, предусмотренные
ДУ ВС РФ1.
В-шестых, особо ответственный характер задач, выполняемых
военнослужащими, предопределяет повышенную по сравнению с гражданскими
условиями общественную опасность нарушений, совершаемых на военной службе,
вследствие чего устанавливаются более строгие меры дисциплинарного
воздействия на виновных (например, арест с содержанием на гауптвахте,
лишение очередного увольнения из расположения части и др.), а за такие
нарушения, как неисполнение приказа, самовольное оставление части или места
службы , предусмотрена уголовная ответственность, чего не знают другие виды
дисциплины.
Рассматривая содержание дисциплины в преломлении к пограничным коллективам,
следует отметить, что при всей схожести с нормами общевоинского характера
она тем не менее имеет свои особенности. Главная – в
исключительной ответственности, значимости решаемых задач по защите и охране
Государственной границы, территориального моря, исключительной экономической
зоны и континентального шельфа Российской Федерации. Повседневная служебная
деятельность пограничников, прежде всего на пограничных заставах и
контрольно-пропускных пунктах, связана с применением и практическим осуществлении
соответствующих положений законов и других нормативных актов в целях
обеспечения безопасности России на порученных участках. Этим обуславливается
важность предъявляемого к ним требования строго соблюдать Конституцию и законы
Российской Федерации. Помимо того несение службы по охране не только рубежей
России, но и внешних границ некоторых государств СНГ порождает необходимость
того, чтобы российские части и подразделения пограничных войск
руководствовались еще и документами, законодательными положениями, вытекающими
из заключаемых Россией с этими государствами договоров и соглашений.
Нередко случается так, что договорная база межгосударственных
отношений, в частности по пограничным вопросам, отрегулирована недостаточно
тщательно, имеют место некоторые противоречия, правовые коллизии. Задача
должностных лиц в этой связи состоит в том, чтобы не допускать конфликтных
ситуаций и в то же время строго и неуклонно проводить в жизнь линию,
выработанную по итогам переговоров. Значимость высокой ответственности,
дисциплины в этих условиях неоспорима.
Одна из особенностей пограничной службы – выполнение служебных задач в
«горячих точках», в районах межнациональных конфликтов. Участие в боевых
действиях, которые выражается в пересечении вооруженных прорывов бандформирований
и нарушителей через границу, отражение вооруженных нападений на заставы и
подразделения и т.п., требует от пограничников исключительной бдительности,
профессиональной выучки и конечно же дисциплины, исполнительности во всех
звеньях.
Вместе с тем «автономные пограничные заставы и посты, дислоцируясь
вдоль границы на большом удалении от штабов пограничных отрядов, несут службу
на участках большой протяженности. На некоторых заставах охраняемые участки
достигают десятков и даже сотен километров. Удаленность и большая протяженность
участков предъявляет высокие требования к боевой готовности, к
морально-психологическим качествам личного состава, повышая тем самым
ответственность офицерского состава за организацию жизни воинского коллектива,
состояние дисциплины, порядка и организованности в подразделении»1.
К тому же в пограничных войсках в качестве начальников выступают не
только офицеры, прапорщики, старшины и сержанты, а довольно часто и рядовые
пограничники. Имеются в виду старшие пограничных нарядов, которые « с момента
объявления им о подготовке наряда к службе и до доклада о выполнении полученной
задачи, сдачи оружия и боеприпасов являются должностными лицами пограничных
войск и начальником всего личного состава наряда»1.
Следовательно, воинская дисциплина в условиях пограничной службы – это
дисциплина коллективной деятельности. Сегодня дисциплина подразделения, успех в
охране границы зависит от дисциплины каждого воина и наоборот.
Таким образом, особенности воинской дисциплины проявляются как в
содержании и сфере действия ее требований, так и в характере и степени
ответственности за их нарушение.
Воинская дисциплина в подразделении, части, на корабле во многом
зависит от уровня дисциплинированности их личного состава. Однако
дисциплинированность воинов не единственный фактор, влияющий на ее состояние.
Поэтому в процессе обучения и воспитания не следует отождествлять понятия
«дисциплина» и «дисциплинированность». Дисциплинированность это одна из
черт характера человека, закрепленное качество личности, тесно связанное с
другими ее качествами и свойствами2. По своей сущности она представляет
собой способность управлять своим поведением, своей деятельностью в
соответствии с требованиями воинской дисциплины, в любых условиях стойко
противостоять отрицательным воздействиям3. Следовательно,
соотношение дисциплины и дисциплинированности проявляется в том, что
дисциплинированность является и условием соблюдения требований дисциплины, и в
то же время ее результатом.
Поскольку дисциплинированность военнослужащих является динамичным
качеством, то его следует постоянно активизировать, стимулировать и управлять,
воздействуя на ее структурные элементы. Дисциплинированность включает в себя
совокупность знаний сущности и требований дисциплины, выработанных на их основе
убеждений в необходимости их выполнения, навыков, умений и привычек поведения,
а также мотивов, которыми руководствуется военнослужащий в своем поведении1.
Таким образом,
командиры и их заместители по воспитательной работе должны четко видеть
взаимосвязь, различия и взаимообусловленность таких понятий, как дисциплина и
дисциплинированность. Это даст им возможность правильно определять свое
отношение к поведению подчиненных, вырабатывать способы воздействия на них,
организовывать весь сложный комплекс управляющих действий по поддержанию и
укреплению дисциплины.
1 «… Дисциплина рисуется иногда как
средство воспитания. Я считаю, что дисциплина является не средством воспитания,
а результатом воспитания… Режим – это есть определенная система средств и
методов, которые помогают воспитывать. Результатом же воспитания является
именно дисциплина» (Макаренко А.С. Соч.: В 7т. М., 1957. Т.1.С. 133-134).
«Дисциплина нужна не ради дисциплины, не в этом суть, а что она даёт
возможность лучше выстоять в борьбе с врагом». (Калинин М.И. О коммунистическом
воспитании и воинском долге. М.: Воениздат, 1958. С. 333)
2 « Спайка дает силу, порядок
обеспечивает спайку, дисциплина способствует порядку. Без дисциплины и порядка
нельзя иметь успеха». ( Г. Жомини. Очерки воинского искусства. М.: Воениздат,
1939. Т.1. С. 61).
1 Слово «дисциплина» впервые,
по–видимому, появилось в русской военной литературе в указе Петра I о призыве иноземцев в Россию (1702 г.), которые должны были помочь
тому, «…. чтобы армии наши составлялись из людей, знающих воинские дела и
хранящих добрый порядок и дисциплин».
2 Не случайно в некоторых языках,
например в польском, слово «дисциплина» кроме общепринятого имеет ещё одно
значение – кнут с коротким кнутовищем и длинным бичом.
3 Варваров В.И., Мерзляк Л.Е. Командир
и подчинённые. М. : Воениздат, 1986. С.120.
1 Дисциплина – это подчинение
определенному строгому и точному порядку поведения и деятельности,
установленному для членов общества в целом или для какой-либо определённым
образом организованной его части, социального коллектива (Белявский В.Г.
Правовые основы укрепления воинской дисциплины и предупреждения правонарушений
в Вооруженных Силах СССР. М., 1983. С. 6-7).
Дисциплина – обязательное для всех членов данного коллектива подчинение
твердо установленному порядку (Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М.:
Рус. Яз., 1988. С. 170 ).
Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий
сложившимся в обществе нормам морами и права, а так же требованиям той или иной
организации (Советский энциклопедический словарь, 4-е изд., ипр. и доп. М.:
Советская энциклопедия, 1989. С. 400 ).
Дисциплина – обязательное для всех членов кокого-нибудь коллектива
подчинение установленному порядку, правилам ( Малый толковый словарь русского
языка. М.: Рус. Яз., 1990. С.116 ).
1 Манюхин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев
З.А. Российское административное право. М.: Юристъ, 1996. С. 206.
1 См. Манохин В.А., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Указ. соч. С. 207.
2 См.: Кулаков В.Д. Воспитание
дисциплинированности у советских воинов. М.: Воениздат, 1977. С. 6.
3 Фрунзе М.В. Избранные произведения. М.,1957. Т. II. С. 386.
1 Под должностным лицом следует
понимать лицо, постоянно или по специальному полномочию осуществляющее или
выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные
функции Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти.
Начальник – это лицо, которому постоянно или временно подчинены по
службе другие военнослужащие. (Демченко В.В. Незаконный приказ и
военнослужащий (всегда ли приказ правомерен ?) // Право в Вооруженных Силах.
1997. №5. С. 62).
1 Долгополов С., Жаданов И. Воинская дисциплина и правовые основы ее
укрепления. // Вестник границы России. 1994. №3. С. 51.
2 См.: Конституция Российской Федерации. Ст. 15.
3 Воинская дисциплина есть
установленный законами Российской Социалистической Федеративной Республики
порядок в Рабоче-Крестьянской Красной армии (Дисциплинарный устав
Рабоче-Крестьянкой Красной Армии. М., 1919. С.9)
4 Воинская дисциплина есть точное
соблюдение порядка, установленного в Рабоче-Крестьянкой Красной Армии законами
и уставами и поддерживаемого приказами и распоряжениями начальников (Временный
Дисциплинарный Устав РККА. М.: Государственное военное изд-во, 1925. С. 4.)
1 Советская воинская дисциплина есть
знание и строгое соблюдение установленного в Красной Армии порядка, основанного
на законах Советского Правительства и на воинских уставах, регламентирующих
жизнь, быт и боевую деятельность войск (Дисциплинарный устав Красной Армии. М.:
Военное изд-во Народного Комиссариата обороны Союза ССР, 1940. С.5)
2 См.: Дисциплинарный устав ВС РФ.
Ст.5.
3 См.: Устав внутренней службы ВС РФ. Ст. 71.
1 См.: Дисциплинарный устав ВС РФ. Ст. 3.
2 См.: Долгополов С., Жаданов И. Указ. соч.С.55.
1 См.: Утлик Э.П. Психологические
основы дисциплины. М., 1993. С. 23.
2 В 1921 г. журнал Западного фронта «
Революция и война» опубликовал статью Ф. Огородникова «Военная пропаганда»,
где, в частности, утверждалось: « У нас постоянно говорят о сознательной
дисциплине в противоположность прежней, «палочной», что неверно и подает повод
к серьезным недоразумениям. Настоящая твердая дисциплина должна быть, конечно,
сознательной, но то не значит, что в каждом отдельном случае, выполняя
приказание или обязанности, надо подумать и решить, что то и другое подлежит
выполнению. Между тем в действительности это нередко так и делается….. Ничего
подобного допускать нельзя. Дисциплина должна быть не сознательная, а
убежденная. Надо раз навсегда убедиться человеку, что он должен выполнять
требования закона, устава и начальника и уже не раздумывать каждый раз над
исполнением. Вот почему в военном деле в мелочах надо требовать не
сознательного, а привычного исполнения, из которого вырабатывается одно из
самых ценных качеств – исполнительность ( Революция и войска. 1921. № 9-10. С.
15-16).
1 См.: Теория государства и права.
Учебник./ Под ред. В.И. Корельвского и В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА-ИНФРА. М,
1998. С. 386-387.
2 См.: Скрыльник А.И. Нравственность и
дисциплина воина. М: Воениздат, 1985. С. 23-24.
1 См.: Кудашкин А.В., Фадеев К.В.
Комментарий Федерального закона « О статусе военнослужащих»./ Под. общ. ред.
В.Г. Стрекозова. М.: Спарта, 1998. С.6.
2 См.: Федеральный закон «О статусе
военнослужащих», ст.27, Устав внутренней службы ВС РФ. Ст.ст. 72-89.
3 См.: Временный Устав пограничных
войск Российской Федерации. Ч.I. Ст. 34.
4 См. Там же – Ст. 257.
5 См.: Временный Устав пограничных
войск Российской Федерации. Ч.II. Ст.89.
1 См.: Устав внутренней службы ВС РФ.
Ст. 36.
1 Единоначалие не является абсолютным,
т.е. безграничным. Командирам – единоначальникам предоставляется такой объем
полномочий, который обеспечивает эффективный контроль над всеми сторонами жизни
и деятельности воинской части, их самостоятельность в единоличном решении
основных вопросов осуществления власти. (Кудашкин А.В., Фадеев К.В. Указ. соч.
с. 493.).
2 См.: Ким А.П. На страже законности.
// Граница России . 1998. № 46. С.2.
3 Васильевский А.В. О дисциплине и воинском воспитании. М.:
Воениздат,1987. С. 33.
1 См.: Постановление Пленума Верховного
Суда СССР от 30 марта 1990г. №4 « О судебной практике по делам о
злоупотреблениях властью или служебным полонием, превышении власти или
служебных полномочий, халатности и должностном подлоге » П.11.
1 Фрунзе М.В. Избранные произведения.
М.: Воениздат, 1965. С. 262-263.
2 Применительно к неисполнению приказа,
существенный вред может состоять в серьезном затруднении выполнения конкретных
задач боевой подготовки, ущемлении
прав и законных интересов отдельных военнослужащих, отрыве
военнослужащих от выполнения служебных обязанностей и т.п.
К тяжким последствиям могут быть отнесены: срыв мероприятий по
обеспечению боевой готовности подразделения, части, корабля; причинение средней
тяжести или тяжелого вреда здоровью людей; вывод из строя боевой техники,
причинение значительного материального ущерба воинской части и т.п. (Демченко.
В.В. Указ. соч.. С. 64).
1 Заведомая незаконность приказа
(распоряжения) означает, что исполнитель сознавал его незаконность, заведомо
знал о его преступном характере (Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Общая
часть. Под общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М.: ИНФРА М – НОРМА, 1996.
С.120.)
1 Долгополов С., Жаданов И. Указ. Соч.
С. 57.
1 См.: Дисциплинарный устав ВС РФ. Ст.
3.
1 См.: Вдовин Е.И. Дисциплина – не
только «закручивание гаек»…»// Вестник границы России. 1997. №7. С.24-25; Утлик
Э.Т. Психологические основы дисциплины. М., 1993. С.111-112. Хробостов В.П.
Методологические проблемы формирования у воинов высоких морально-боевых
качеств. М.: Воениздат, 1984. С. 46.
1 См.: Белявский В.Г. Советская
воинская дисциплина и правовые средства ее укрепления. М., 1973. С. 16-17;
Военная администрация. Учебник / Под ред. Н.И. Кузнецова. М., 1990. С. 261-262;
Военное право. Учебник / Под ред. А.Г. Горного. М.: Воениздат, 1984. С.
173-174; Жаданов И., Долгополов С. М.: Указ. соч. С. 52; На страже границ
России . Учебное пособие . М.: Граница, 1997. Ч. II. С.
75.; Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право. Учебник М.: ЗАО «Бизнес
Консалтинг Центр», 1998. С. 226-227.
2 См.:
Устав внутренней службы ВС РФ. Ст. 13.
1 См.: Дисциплинарный устав ВС РФ. Ст. 9.
1 Кулаков В.Д. Воинский коллектив и
дисциплина. М., 1976. С.21.
1 Временный устав пограничных войск РФ. Ч.III. ст.
19
2 Варваров В.И., Мерзляк Л. В. Командир и подчиненные. М.: Воениздат,
1986. С. 125.
3 См.: Китов А.И. Предупреждение нарушений
воинской дисциплины. М., 1970. С.43; Кулаков В.Д. Воспитание
дисциплинированности у советских воинов. М: Воениздат, 1977. С.15.
1 См.: Микора В.И. Офицер. Сержант.
Дисциплина. – М.: Воениздат, 1987. С.5.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|