На протяжении развития
отечественных Вооруженных Сил, пограничных войск понятие «воинской дисциплины»
наполнялось новым содержанием.
Так, в
Дисциплинарном уставе РККА (1919г.) дисциплина определялась как установленный
законами порядок в Красной Армии3. Дисциплинарный устав 1925 г. усиливает
категоричность требований дисциплины4. В нем подчеркивается необходимость
точного соблюдения порядка в армии. Дисциплинарный устав 1940 г. повышает
ответственность за знание и строгое соблюдение установленного порядка1.
«Воинская
дисциплина, - говорилось в Дисциплинарном уставе 1946г. и последующих уставах
(1960,1975гг.), - есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими
порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами». Дисциплинарный
устав 1993г. дополнил это определение словами «и приказами командиров
(начальников)». В настоящее время законодатель признаёт указанное определение с
практической точки зрения удовлетворительным, так как в нем отражается общее
понятие воинской дисциплины и указанны наиболее важные ее требования.
Из содержащегося
в ДУ ВС РФ определения воинской дисциплины следует, что она является
обязательной для всех военнослужащих, независимо от их служебного положения,
воинского звания и заслуг. Одновременно, она представляет повышенные требования
к командирам и начальникам, которые не только обязаны ими повседневно
руководствоваться, но и обеспечивать соблюдение дисциплины своими подчиненными2.
На граждан,
пребывающих в запасе или находящихся в отставке, распространяются лишь
отдельные правила воинской дисциплины при ношении ими военной формы одежды
(правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия,
правила ношения военной формы одежды)3.
Анализируя далее
понятие воинской дисциплины, необходимо чётко определить какие отношения ею
регулируются, в каком объеме, какому порядку обязаны подчинятся военнослужащие,
каковы приделы действия соответствующих норм права. В действующем законодательстве
нет четких указаний о том, на какую деятельность военнослужащих и в каких
приделах распространяются требования воинской дисциплины. В том, что правила,
нормы воинской дисциплины, установленный ими порядок распространяются на всю
служебную деятельность военнослужащих, сомнений не возникает. Причем они
обязательны не только в мирное, но и в военное время, когда их значение,
обязательность, намного возрастают. Пределы же их действий во внеслужебной
деятельности военнослужащих недостаточно четко оговорены в нормах военного
законодательства. Очевидно, что внеслужебная деятельность военнослужащих
регулируется только в тех случаях, когда это вытекает из интересов военной
службы, необходимо для обеспечения воинского и общественного порядка,
правильных взаимоотношений военнослужащих между собой и с гражданским
населением. Существующие нормы права устанавливают, что военнослужащие обязаны
с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и
удерживать других от недостойных поступков и содействовать защите чести и
достоинства граждан1. Нарушение этой обязанности
военнослужащими выступает в качестве правового основания их дисциплинарной
ответственности за нарушение общественного порядка как составляющей воинского
дисциплинарного проступка (см.: Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
Стст. 28; ДУ ВС РФ. Ст.ст. 48, 85).
Однако проведенные
социологические исследования свидетельствуют о том, что у многих
военнослужащих, в том числе у командиров и начальников, отсутствует четкое
представление о том, какие же конкретные противоправные действия образуют
нарушения общественного порядка, влекущие привлечение виновного к
дисциплинарной ответственности. К их числу нередко относят воровство, нарушение
правил дорожного движения и т.п. В результате подчиненные нередко неоправданно
привлекаются к дисциплинарной ответственности за любые проступки вне службы,
ставшие известными их начальникам2.
Общественный
порядок – явление многофакторное. Он понимается и в значении идентичном
общественному устройству и как область волевых общественных отношений, обеспечивающих
элементарные условия человеческого общежития. В военно-юридической науке
нарушение общественного порядка как составляющей воинского дисциплинарного
проступка рассматривается лишь в смысле нарушения правил поведения в
общественных местах, т.е. утвержденных соответствующими органами
государственной власти и местного самоуправления правил поведения при
нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, кинотеатров и
других подобных случаях.
В связи с этим
предлагается абзац 1 ст. 48 ДУ ВС РФ изложить в следующей редакции: «За
нарушение воинской дисциплины или утвержденных соответствующими органами
государственной власти и местного самоуправления правил поведения в
общественных местах военнослужащий лично несет дисциплинарную ответственность».
Вместе с тем,
воинская дисциплина не регулирует порядок тех отношений, в которые
военнослужащие во внеслужебной деятельности вступают наравне с другими
гражданами и которые регулируются иными видами государственной и общественной
дисциплины. К нарушениям воинской дисциплины нельзя относить, к примеру,
несвоевременное внесение военнослужащими квартирной платы, ненадлежащее
воспитание детей в семье, несоблюдение требований правовых норм в области
брачно-семейных, гражданско-правовых отношений и т.п. Представляется, что на
основании вышеизложенного в ст. 1 ДУ ВС РФ необходимо включить второй абзац
следующего содержания: «Требования воинской дисциплины распространяются на
военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, а также при
нахождении в общественных местах вне расположения воинской части, правила
поведения в которых утверждены соответствующими органами государственной власти
или местного самоуправления».
Дисциплинарный
устав ВС РФ (ст.2) подчеркивает сознательный характер воинской дисциплины,
которая основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и
личной ответственности за защиту своего Отчества, на его беззаветный
преданности своему народу.
В науке под сознательной
дисциплиной понимают адекватно мотивированное общественно-групповыми
интересами, базирующееся на идейных установках нормативное поведение1.
Сознательность здесь противостоит вынужденности подчинения, мотивам своекорыстного
расчета, страха и т.д.
Распространено и
несколько иное понимание сознательности, характеризующее не мотивационную, а
исполнительную часть структуры поведения (поступка). Сознательность в этом
смысле соотносится с навыками и другими поведенческими автоматизмами. В одних
случаях сознание и навыки рассматриваются в комплексе, как взаимодополняющие
звенья, выполняющие различные поведенческие функции, в других –
противопоставляются друг другу. Часто мотивационный аспект сознательности
смешивается с исполнительным2.
Таким образом, сущность
воинской дисциплины заключается в соблюдении порядка и правил, установленных
законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников), в
сознательном выполнении всеми военнослужащими своего воинского долга.
Установленный
порядок, основываясь на общих правилах поведения и деятельности в обществе,
отвечает интересам и воле народа, политике государства, отражает специфику
военной организации, особенности отношений между военнослужащими, вытекает из
задач, требований военной службы в настоящее время и является обязательным для
соблюдения в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти.
Государство
устанавливает для воинской дисциплины, как одного из видов государственной
дисциплины, определенный правовой режим (требования, обязанности), определяет
круг лиц, на которых распространяются ее правила, а так же устанавливает
средства поддержания воинской дисциплины, предупреждения ее нарушений и порядок
применения этих средств в законах и нормативных подзаконных актах, которые
составляют ее правовую основу. К их числу относятся Конституция Российской
Федерации, законодательные акты ( прежде всего федеральные законы «О
Государственной границе Российской Федерации», «О воинской обязанности и
военной службе», «О статусе военнослужащих» и др.), Указы Президента и
постановления правительства России, общевоинские уставы.
Правила воинской
службы, определяющие особенности задач, выполняемых военнослужащими органов и
войск ФПС России и устанавливающие права и обязанности органов, частей,
подразделений, отдельных категорий военнослужащих и должностных лиц по
обеспечению надежной защиты и охраны Государственной границы Российской
Федерации, содержатся в нормативных актах Директора и органов военного
управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации – приказах,
распоряжениях, наставлениях, положениях, инструкциях, руководствах и т.д. Они
могут устанавливаться и в локальных подзаконных актах, издаваемых
соответствующими правомочными командирами и начальниками в региональных
управлениях (группах) и частях, для решения своих внутренних вопросов и
действующих лишь в их пределах. Такие нормативные акты должны строго
соответствовать законам и уставам, приказам вышестоящих должностных лиц,
издаваться только на их основе, конкретизируя их положения применительно к
создавшейся обстановке (например, при установлении распорядка дня части).
Содержащиеся в
законах и нормативных подзаконных актах нормы права регулируют основные сферы
деятельности военнослужащих, те их качества, которые государство считает
необходимыми для успешного выполнения воинского долга. С помощью правовых норм
государство направляет действия и поведения военнослужащих, определяет границы
и характер должного и возможного поведения, наделяет их субъективными правами и
возлагает определенные обязанности.
Основная масса
правовых норм, относящихся к воинской дисциплине, носит регулятивный
характер. Эти нормы закрепляют требования, предъявляемые к военнослужащим,
регулируют их деятельность, поведение, взаимоотношения между ними путем
определения прав и возложения на них обязанностей по соблюдению и поддержанию
крепкой воинской дисциплины.
Наиболее
многочисленную группу регулятивных норм составляют нормы обязывающие,
которые выражены в категорической форме и не допускают каких-либо отступлений
от содержащихся в них предписаний, исключают возможность решения вопроса об их
соблюдении в зависимости от усмотрения лиц, на которых они распространяются.
К регулятивным
нормам относятся и нормы запрещающие, которые требуют от военнослужащих
воздержаться от совершения определенных действий. Эти нормы могут относиться ко
всем военнослужащим или к определенным их категориям, к лицам, выполняющим
специальные обязанности по военной службе. Например, согласно ст. 68 УВС ВС РФ
запрещается всем военнослужащим держать руки в карманах одежды, сидеть или
курить в присутствии начальника (старшего) без его разрешения, а также курить
на улицах на ходу и в местах, не отведенных для этой цели.
Статьей 91 ДУ ВС
РФ установлено, что командиру (начальнику) запрещается за один и тот же
проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно
взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения
вместо наказания непосредственных виновников, а также подвергать дисциплинарному
взысканию-аресту без определения его срока.
Нормы права,
относящиеся к регулятивным нормам, могут быть также управомочивающими. Они
устанавливают право различных категорий военнослужащих на совершение активных
действий (в том числе по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка) и
определенный порядок их поведения в особых условиях (при отдаче и
выполнении приказа, исполнении ареста в дисциплинарном порядке, задержании
военнослужащих при нарушении ими воинской дисциплины и общественного порядка и
т.д.). Так, командиры (начальники) в зависимости от занимаемой должности и
выполняемых задач наделены определенными правами, необходимыми им для
выполнения обязанностей в различных сферах своей служебной деятельности.
Обязанностям военнослужащих соблюдать правила воинской дисциплины соответствует
право начальников требовать их исполнения.
Кроме
регулятивных норм к воинской дисциплине относятся также нормы поощрительные
и нормы охранительные, определяющие средства, используемые командирами и
начальниками для укрепления воинской дисциплины и правопорядка, предупреждения
правонарушений, и порядок их применения. В современных условиях все большую
роль начинают играть охранительные нормы, ибо они помогают защитить права
воинов, их личное достоинство.
Поскольку условия
жизни и деятельности военнослужащих многообразны, не всегда возможно в
законодательном порядке установить варианты поведения в каждом конкретном
случае. Поэтому требования воинской дисциплины конкретизируются в зависимости
от выполняемых задач и обстановки, в соответствии с духом и буквой закона и
воинских уставов индивидуальными правовыми актами (актами применения
права), издаваемыми командирами (начальниками) в ходе практической деятельности
(приказы, приказания, указания и др.). С помощью индивидуальных правовых актов
реализуются юридические нормы применительно к конкретному случаю, определенной
жизненной ситуации. Если нормы права обладают общим характером и
распространяются на всех военнослужащих, то индивидуальные властные предписания
рассчитаны только на решение конкретного вопроса, конкретной ситуации, на
однократное действие, и их сила исчерпывается наступлением тех факторов,
последствий, которые ими предусмотрены1. Как правило,
индивидуальные правовые акты персонифицированы – обращены к определенным лицам,
подразделениям, частям. Иногда в этих актах могут частично регламентироваться,
конкретизироваться права и обязанности военнослужащего при выполнении данного
предписания (например, при направлении в командировку для выполнения служебного
задания.)
Воинская
дисциплина включает в себя также правила поведения и деятельности, вытекающие
из технических норм. Например, необходимо соблюдать технические нормы,
обеспечивающие сбережение и правильную эксплуатацию боевой и другой техники,
военного имущества.
Содержание
некоторых общих требований дисциплины, например, «быть честным,
дисциплинированным, храбрым»; «крепить войсковое товарищество»; «стойко
переносить трудности военной службы»; «добросовестно изучать военное дело»
имеют не только юридический, но и ярко выраженный моральный характер2.
Таким образом,
воинская дисциплины не сводится только к соблюдению правовых норм. Она включает
в себя также правила поведения, вытекающие из индивидуальных правовых актов,
норм морали, а также технических норм и правил, в том числе не имеющих правового
характера. И в этом проявляется еще одно отличие воинской дисциплины и
законности .
Рассмотрим далее требования
воинской дисциплины, изложенные в указанных нормах. Общее их содержание,
как установленных и обязательных для исполнения военнослужащими порядка и
правил, раскрывается прежде всего в ст. 3 ДУ ВС РФ. В ней определенно, что
воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:
- быть верным
Военной присяги, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;
-выполнять свой
воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь
военное и государственное имущество;
- стойко
переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения
воинского долга;
- быть
бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;
- поддерживать
определенные воинскими уставами правила взаимо-отношений между военнослужащими,
крепить войсковое товарищество;
- оказывать
уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского
приветствия и воинской вежливости;
- с достоинством
вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от
недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.
Из перечисленных
обязанностей только одну, а именно – не допускать самому недостойных поступков,
можно отнести к числу «запретов». Остальные обязанности имеют «позитивную»
направленность, что свидетельствует о гуманном характере обязанностей
российских воинов, основанных на сознательном отношении военнослужащих к своему
воинскому долгу.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|