Меню
Поиск



рефераты скачать Понятие, сущность, содержание и особенности воинской дисциплины

На протяжении развития отечественных Вооруженных Сил, пограничных войск понятие «воинской дисциплины» наполнялось новым содержанием.

Так, в Дисциплинарном уставе РККА (1919г.) дисциплина определялась как установленный законами порядок в Красной Армии3. Дисциплинарный устав 1925 г. усиливает категоричность требований дисциплины4. В нем подчеркивается необходимость точного соблюдения порядка в армии. Дисциплинарный устав 1940 г. повышает ответственность за знание и строгое соблюдение установленного порядка1.

«Воинская дисциплина, - говорилось в Дисциплинарном уставе 1946г. и последующих уставах (1960,1975гг.), - есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами». Дисциплинарный устав 1993г. дополнил это определение словами «и приказами командиров (начальников)». В настоящее время законодатель признаёт указанное определение с практической точки зрения удовлетворительным, так как в нем отражается общее понятие воинской дисциплины и указанны наиболее важные ее требования.

Из содержащегося в ДУ ВС РФ определения воинской дисциплины следует, что она является обязательной для всех военнослужащих, независимо от их служебного положения, воинского звания и заслуг. Одновременно, она представляет повышенные требования к командирам и начальникам, которые не только обязаны ими повседневно руководствоваться, но и обеспечивать соблюдение дисциплины своими подчиненными2.

На граждан, пребывающих в запасе или находящихся в отставке, распространяются лишь отдельные правила воинской дисциплины при ношении ими военной формы одежды (правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, правила ношения военной формы одежды)3.

Анализируя далее понятие воинской дисциплины, необходимо чётко определить какие отношения ею регулируются, в каком объеме, какому порядку обязаны подчинятся военнослужащие, каковы приделы действия соответствующих норм права. В действующем  законодательстве  нет  четких указаний о том, на какую деятельность военнослужащих и в каких приделах распространяются требования воинской дисциплины. В том, что правила, нормы воинской дисциплины, установленный ими порядок распространяются на всю служебную деятельность военнослужащих, сомнений не возникает. Причем они обязательны не только в мирное, но и в военное время, когда их значение, обязательность, намного возрастают. Пределы же их действий во внеслужебной деятельности военнослужащих недостаточно четко оговорены в нормах военного законодательства. Очевидно, что внеслужебная деятельность военнослужащих регулируется только в тех случаях, когда это вытекает из интересов военной службы, необходимо для обеспечения воинского и общественного порядка, правильных взаимоотношений военнослужащих между собой и с гражданским населением. Существующие нормы права устанавливают, что военнослужащие обязаны с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков и содействовать защите чести и достоинства граждан1. Нарушение этой обязанности военнослужащими выступает в качестве правового основания их дисциплинарной ответственности за нарушение общественного порядка как составляющей воинского дисциплинарного проступка (см.: Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Стст. 28; ДУ ВС РФ. Ст.ст. 48, 85).

Однако проведенные социологические исследования свидетельствуют о том, что у многих военнослужащих, в том числе у командиров и начальников, отсутствует четкое представление о том, какие же конкретные противоправные действия образуют нарушения общественного порядка, влекущие привлечение виновного к дисциплинарной ответственности. К их числу нередко относят воровство, нарушение правил дорожного движения и т.п. В результате подчиненные нередко неоправданно привлекаются к дисциплинарной ответственности за любые проступки вне службы, ставшие известными их начальникам2.

Общественный порядок – явление многофакторное. Он понимается и в значении идентичном общественному устройству и как область волевых общественных отношений, обеспечивающих элементарные условия человеческого общежития. В военно-юридической науке нарушение общественного порядка как составляющей воинского дисциплинарного проступка рассматривается лишь в смысле нарушения правил поведения в общественных местах, т.е. утвержденных соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления правил поведения при нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, кинотеатров и других подобных случаях.

В связи с этим предлагается абзац 1 ст. 48 ДУ ВС РФ изложить в следующей редакции: «За нарушение воинской дисциплины или утвержденных соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления правил поведения в общественных местах военнослужащий лично несет дисциплинарную ответственность».

Вместе с тем, воинская дисциплина не регулирует порядок тех отношений, в которые военнослужащие во внеслужебной деятельности вступают наравне с другими гражданами и которые регулируются иными видами государственной и общественной дисциплины. К нарушениям воинской дисциплины нельзя относить, к примеру, несвоевременное внесение военнослужащими квартирной платы, ненадлежащее воспитание детей в семье, несоблюдение требований правовых норм в области брачно-семейных, гражданско-правовых отношений и т.п. Представляется, что на основании вышеизложенного в ст. 1 ДУ ВС РФ необходимо включить второй абзац следующего содержания: «Требования воинской дисциплины распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, а также при нахождении в общественных местах вне расположения воинской части, правила поведения в которых утверждены соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления». 

Дисциплинарный устав ВС РФ (ст.2) подчеркивает сознательный характер воинской дисциплины, которая основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отчества, на его беззаветный преданности своему народу.

В науке под сознательной дисциплиной понимают адекватно мотивированное общественно-групповыми интересами, базирующееся на идейных установках нормативное поведение1. Сознательность здесь противостоит вынужденности подчинения, мотивам своекорыстного расчета, страха и т.д.

Распространено и несколько иное понимание сознательности, характеризующее не мотивационную, а исполнительную часть структуры поведения (поступка). Сознательность в этом смысле соотносится с навыками и другими поведенческими автоматизмами. В одних случаях сознание и навыки рассматриваются в комплексе, как взаимодополняющие звенья, выполняющие различные поведенческие функции, в других – противопоставляются друг другу. Часто мотивационный аспект сознательности смешивается с исполнительным2.

Таким образом, сущность воинской дисциплины заключается в соблюдении порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников), в сознательном выполнении всеми военнослужащими своего воинского долга.

Установленный порядок, основываясь на общих правилах поведения и деятельности в обществе, отвечает интересам и воле народа, политике государства, отражает специфику военной организации, особенности отношений между военнослужащими, вытекает из задач, требований военной службы в настоящее время и является обязательным для соблюдения в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Государство устанавливает для воинской дисциплины, как одного из видов государственной дисциплины, определенный правовой режим (требования, обязанности), определяет круг лиц, на которых распространяются ее правила, а так же устанавливает средства поддержания воинской дисциплины, предупреждения ее нарушений и порядок применения этих средств в законах и нормативных подзаконных актах, которые составляют ее правовую основу. К их числу относятся Конституция Российской Федерации, законодательные акты ( прежде всего федеральные законы «О Государственной границе Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и др.), Указы Президента и постановления правительства России, общевоинские уставы.

Правила воинской службы, определяющие особенности задач, выполняемых военнослужащими органов и войск ФПС России и устанавливающие права и обязанности органов, частей, подразделений, отдельных категорий военнослужащих и должностных лиц по обеспечению надежной защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, содержатся в нормативных актах Директора и органов военного управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации – приказах, распоряжениях, наставлениях, положениях, инструкциях, руководствах и т.д. Они могут устанавливаться и в локальных подзаконных актах, издаваемых соответствующими правомочными командирами и начальниками в региональных управлениях (группах) и частях, для решения своих внутренних вопросов и действующих лишь в их пределах. Такие нормативные акты должны строго соответствовать законам и уставам, приказам вышестоящих должностных лиц, издаваться только на их основе, конкретизируя их положения применительно к создавшейся обстановке (например, при установлении распорядка дня части).

Содержащиеся в законах и нормативных подзаконных актах нормы права регулируют основные сферы деятельности военнослужащих, те их качества, которые государство считает необходимыми для успешного выполнения воинского долга. С помощью правовых норм государство направляет действия и поведения военнослужащих, определяет границы и характер должного и возможного поведения, наделяет их субъективными правами и возлагает определенные обязанности.

Основная масса правовых норм, относящихся к воинской дисциплине, носит регулятивный характер. Эти нормы закрепляют требования, предъявляемые к военнослужащим, регулируют их деятельность, поведение, взаимоотношения между ними путем определения прав и возложения на них обязанностей по соблюдению и поддержанию крепкой воинской дисциплины.

Наиболее многочисленную группу регулятивных норм составляют нормы обязывающие, которые выражены в категорической форме и не допускают каких-либо отступлений от содержащихся в них предписаний, исключают возможность решения вопроса об их соблюдении в зависимости от усмотрения лиц, на которых они распространяются.

К регулятивным нормам относятся и нормы запрещающие, которые требуют от военнослужащих воздержаться от совершения определенных действий. Эти нормы могут относиться ко всем военнослужащим или к определенным их категориям, к лицам, выполняющим специальные обязанности по военной службе. Например, согласно ст. 68 УВС ВС РФ запрещается всем военнослужащим держать руки в карманах одежды, сидеть или курить в присутствии начальника (старшего) без его разрешения, а также курить на улицах на ходу и в местах, не отведенных для этой цели.

Статьей 91 ДУ ВС РФ установлено, что командиру (начальнику) запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников, а также подвергать дисциплинарному взысканию-аресту без определения его срока.

Нормы права, относящиеся к регулятивным нормам, могут быть также управомочивающими. Они устанавливают право различных категорий военнослужащих на совершение активных действий (в том числе по поддержанию воинской дисциплины и правопорядка) и определенный порядок их поведения в особых условиях (при отдаче и выполнении приказа, исполнении ареста в дисциплинарном порядке, задержании военнослужащих при нарушении ими воинской дисциплины и общественного порядка и т.д.). Так, командиры (начальники) в зависимости от занимаемой должности и выполняемых задач наделены определенными правами, необходимыми им для выполнения обязанностей в различных сферах своей служебной деятельности. Обязанностям военнослужащих соблюдать правила воинской дисциплины соответствует право начальников требовать их исполнения.

Кроме регулятивных норм к воинской дисциплине относятся также нормы поощрительные и нормы охранительные, определяющие средства, используемые командирами и начальниками для укрепления воинской дисциплины и правопорядка, предупреждения правонарушений, и порядок их применения. В современных условиях все большую роль начинают играть охранительные нормы, ибо они помогают защитить права воинов, их личное достоинство.

Поскольку условия жизни и деятельности военнослужащих многообразны, не всегда возможно в законодательном порядке установить варианты поведения в каждом конкретном случае. Поэтому требования воинской дисциплины конкретизируются в зависимости от выполняемых задач и обстановки, в соответствии с духом и буквой закона и воинских уставов индивидуальными правовыми актами (актами применения права), издаваемыми командирами (начальниками) в ходе практической деятельности (приказы, приказания, указания и др.). С помощью индивидуальных правовых актов реализуются юридические нормы применительно к конкретному случаю, определенной жизненной ситуации. Если нормы права обладают общим характером и распространяются на всех военнослужащих, то индивидуальные властные предписания рассчитаны только на решение конкретного вопроса, конкретной ситуации, на однократное действие, и их сила исчерпывается наступлением тех факторов, последствий, которые ими предусмотрены1. Как правило, индивидуальные правовые акты персонифицированы – обращены к определенным лицам, подразделениям, частям. Иногда в этих актах могут частично регламентироваться, конкретизироваться права и обязанности военнослужащего при выполнении данного предписания (например, при направлении в командировку для выполнения служебного задания.)

Воинская дисциплина включает в себя также правила поведения и деятельности, вытекающие из технических норм. Например, необходимо соблюдать технические нормы, обеспечивающие сбережение и правильную эксплуатацию боевой и другой техники, военного имущества.

Содержание некоторых общих требований дисциплины, например, «быть честным, дисциплинированным, храбрым»; «крепить войсковое товарищество»; «стойко переносить трудности военной службы»; «добросовестно изучать военное дело» имеют не только юридический, но и ярко выраженный моральный характер2.

Таким образом, воинская дисциплины не сводится только к соблюдению правовых норм. Она включает в себя также правила поведения, вытекающие из индивидуальных правовых актов, норм морали, а также технических норм и правил, в том числе не имеющих правового характера. И в этом проявляется еще одно отличие воинской дисциплины и законности .

Рассмотрим далее требования воинской дисциплины, изложенные в указанных нормах. Общее их содержание, как установленных и обязательных для исполнения военнослужащими порядка и правил, раскрывается прежде всего в ст. 3 ДУ ВС РФ. В ней определенно, что воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего:

- быть верным Военной присяги, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;

-выполнять свой воинский долг умело и мужественно, добросовестно изучать военное дело, беречь военное и государственное имущество;

- стойко переносить трудности военной службы, не щадить своей жизни для выполнения воинского долга;

- быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну;

- поддерживать определенные воинскими уставами правила взаимо-отношений между военнослужащими, крепить войсковое товарищество;

- оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости;

- с достоинством вести себя в общественных местах, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков, содействовать защите чести и достоинства граждан.

Из перечисленных обязанностей только одну, а именно – не допускать самому недостойных поступков, можно отнести к числу «запретов». Остальные обязанности имеют «позитивную» направленность, что свидетельствует о гуманном характере обязанностей российских воинов, основанных на сознательном отношении военнослужащих к своему воинскому долгу.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.