Понятие, сущность, содержание и особенности воинской дисциплины
Понятие, сущность, содержание и особенности воинской дисциплины.
Воинская дисциплина является составной частью социальной дисциплины в
целом. Поэтому, прежде всего, необходимо остановится на анализе общих положений
о сущности дисциплины.
Термин
«дисциплина» привычно употребляют в различных науках, в повседневном обиходе,
не встречая особых трудностей в толковании. Между тем можно привести примеры
того, что он трактуется по-разному, в него явным или неявным образом
вкладывается различное содержание.
Так, если А.С.
Макаренко настоятельно проводил мысль о том, что дисциплина – это цель и
результат деятельности, то скажем, М. И. Калинин видел в ней средство 1.
Инструментальный
подход к дисциплине сформулировал в начале XIX века генерал Г. Жомини 2.
С первого
появления в русском языке1, слово «дисциплина» соседствует с «порядком»,
что, очевидно, должно свидетельствовать об их синонимичности. Между тем
дисциплина определяется как «соблюдение порядка». Когда к существительному
«дисциплина» добавляется прилагательное «строгая», то это словосочетание явным
образом предполагает, что всякое ненормативное действие становится объектом
воздействия2. Всё сказанное обязывает принять
определенную точку зрения на явление и сущность дисциплины.
«Жизнедеятельность
человека проходит в двух главных сферах: предметная деятельность и общее как
специфический вид деятельности. Научные исследования и исторический опыт
говорят о том, что в деятельности и общении существует определенный
целесообразный порядок, то есть дисциплина»3.
Отсюда исходным
пунктом в научном понимании дисциплины служит её отношение к нравственным
принципам, корпоративным нормам и нормам права, предназначенным для социальной
ориентации деятельности и поведения граждан. Социальная ценность их активности,
достигаемая благодаря соблюдению требований правовых норм, норм корпоративных
организаций и моральных правил, является первым важнейшим результатом
дисциплины. Второй её результат - внутренняя упорядочённость действий,
организованность общения и других контактов между людьми. Следовательно,
дисциплина является особым качеством эффективной деятельности, состоящим в ее
нравственно-правовой нормативности, внутренней структурно-технологической
упорядоченности и социально-психологической организованности.
В указанном
смысле дисциплина может быть представлена и как один из способов достижения
необходимого для успеха уровня упорядоченности деятельности. Суть этого способа
и его отличие от других – в нормативности, то есть следовании при решении
стоящих перед данным социальным коллективом задач определенным правовым,
корпоративным и нравственным нормам, соблюдении четкого соподчинения.
Дисциплина
предполагает подчинение единой направляющей воле - государственной воле, выраженной
в соответствующих юридических нормах, правовых актах, или воле представителя
государства в лице полномочного его органа или должностного лица, подчинение в
определённой форме выраженной воле корпоративной организации или её органов и
т.п. Этим достигается необходимое единство действий отдельных лиц, входящих в
состав данной общности людей, социальных коллективов.
Таким образом, дисциплина
– это строгое и точное подчинение правилам поведения, порядку деятельности и
отношений, установленных для всего общества в целом или для какой-либо
определенным образом организованной его части, социальной группы (коллектива).
По мнению автора,
данное определение является наиболее полным и не противоречит другим, имеющимся
в литературе1.
Соблюдение
дисциплины необходимо в различных сферах общественной жизни, поэтому в
зависимости от характера регулируемых отношений, особенностей задач, функций
определенных социальных коллективов различают соответствующие формы дисциплины.
Так, «в системе общественных
организаций действуют правила общественной дисциплины, основанной на нормах,
правилах, установленных этими организациями, соблюдение которых обязательно для
их членов. В системе государственных отношений – правила государственной
дисциплины. А в тех отношениях между гражданами, которые урегулированы
определёнными правилами (правовыми нормами, нормами морали и т.д.),
регулируемыми без непосредственного участия государственного органа, действует
дисциплина гражданская»1.
Государственная
дисциплина базируется на правовых нормах, установленных государством, вследствие
чего она имеет юридическую природу. Государственная дисциплина распространяется
на те общественные отношения, на которые государство непосредственно влияет в
процессе управления, практически реализуя свои задачи и функции через
государственные органы и должностных лиц. Государство определяет круг
общеобязательных требований, устанавливает для государственных организаций, их
структурных подразделений и личного состава комплекс обязанностей, исполнение
которых ведёт к созданию надлежащего порядка.
Государственной
дисциплиной регулируются отношения не только в системе и внутри государственных
организаций, но и отношения государственных органов с общественными
организациями, трудовыми коллективами по вопросам, относящимся к сфере
государственной деятельности, а также между гражданами и государственными
органами в процессе реализации тех прав и обязанностей граждан, которые
осуществляются при непосредственном участие государственного органа или его
представителя (например, по поводу землепользования, назначения пенсии,
выделения жилья из государственного жилищного фонда и т.п.).
Следовательно,
характерный признак государственной дисциплины, позволяющий отделить её от иных
форм дисциплины, состоит в том, что, по крайней мере, одним из участников
отношений здесь является государство, представляемое уполномоченным органом или
должностным лицом, которые сами подчиняясь правилам государственной дисциплины,
обеспечивают их соблюдение другими участниками этих отношений.
Таким образом, государственная
дисциплина заключается в соблюдении и точном, неуклонном исполнении
государственными органами, предприятиями, организациями, должностными лицами,
рабочими и служащими, общественными организациями и гражданами установленных государством
правил и конкретных предписаний по практическому осуществлению возложенных на
них задач, функции и обязанностей.
Государственная
дисциплина сочетает единство и дифференциацию. Она обеспечивает единый в
масштабе страны порядок и согласованность в деятельности больших и малых
коллективов, всего общественного организма и эффективную работу сложного
государственного механизма. Едина и внутренне согласована система её
требований. Однако единство в основном, главном не исключает, а, наоборот,
предполагает различия в особенном, частном. Многоаспектность государственной
жизни, а отсюда и разнообразный характер регулируемых отношений обуславливают
деление государственной дисциплины на отдельные виды. Являясь элементами единой
целостной системы, конкретные виды дисциплины несут в себе то общее, что присуще
государственной дисциплине в целом, и вместе с тем каждый вид дисциплины
обладает определенной самостоятельностью и спецификой.
В основу
классификации государственной дисциплины на виды, учитывая содержание и
масштабы объединяемых ею норм, могут быть положены различные и притом многочисленные
критерии. Для практики государственного руководства наибольшее значение имеют
следующие критерии: 1) организационный, 2) функциональный и 3)
функционально-организационный, соединяющий в себе признаки первых двух, поскольку
они тесно связаны и переплетаются между собой1.
Организационный
критерий служит основанием деления государственной дисциплины на виды
применительно к структуре народного хозяйства и других областей
государственного руководства, в которых организационно обособленны отрасли,
объединения, предприятия и учреждения. В соответствии с этим различается
государственная дисциплина отраслевая (промышленная, транспортная,
строительная, воинская и т.д.), дисциплина в масштабе объединения и, наконец, в
масштабе предприятия, учреждения.
Воинская
дисциплина, являясь одним из видов государственной отраслевой дисциплины, имеет
два взаимосвязанных начала – правовое и нравственное и две относительно самостоятельные
составляющие. Первая – социально-политическая составляющая дисциплины –
отражает её сущность, определяет мотивы, способы подчинения людей
установленному в Вооруженных Силах порядку, т.е. будет ли эта дисциплина палки,
голода или же осознанного поведения, обеспечиваемого законностью, гуманностью,
рациональностью, личной заинтересованностью каждого военнослужащего. Эта
составляющая в решающей мере зависит от политики, общественного строя
государства и является главенствующей. Вторая – военно-техническая –
отражает специфику военной организации, характер воинского труда, особенности
боевого использования оружия и техники2.
« Военная
организация – это специфическая организация, требующая от своих членов особой
четкости, точности и исполнительности, выдержки, быстроты исполнения всех
распоряжений»3. И в воинской дисциплине находят отражение
эти особенности.
Вооруженные Силы
Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых
законодательством предусмотрена военная служба (далее именуются федеральные
органы исполнительной власти), как сложная динамичная система, могут успешно
выполнять свои задачи лишь при наличии определённого механизма регулирования,
важнейшим элементом которого является воинская дисциплина. Её правила, нормы
поведения и деятельности устанавливаются государством, его полномочными
органами и должностными лицами и регулируют наиболее существенные виды
общественных отношений, благодаря чему обеспечивается должная согласованность и
единство действий военнослужащих, частей и соединений.
Являясь одним из
принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных
органов исполнительной власти и управления ими, воинская дисциплина выполняет
роль организующего фактора, во многом определяет правильное функционирование
всей системы военного управления, её органов и должностных лиц1,
закрепляет их компетенцию, вносит порядок в их взаимоотношения между собой и соединениями,
частями, организациями, учреждениями, заведениями, военнослужащими.
Она упорядочивает
и охраняет систему отношений внутри воинского организма, предаёт им необходимую
стабильность и субординацию, оберегает авторитет командира– единоначальника и
удерживает каждого члена воинского коллектива от действий, противоречащих
интересам, целям и задачам Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных
органов исполнительной власти.
Правилами,
нормами воинской дисциплины регулируются: порядок взаимоотношений между
военнослужащими - равными по своему служебному положению и воинскому званию,
начальниками и подчинёнными, старшими и младшими, их отношение к службе, своему
воинскому долгу, к коллективу, обществу.
Устанавливая
определенные требования к военнослужащим и обеспечивая их соблюдение,
дисциплина влияет не только на действия воинов, их поступки, но и на их
сознание, чувства, волю, способствуя тем самым формированию у них необходимых
воинских качеств, привычки к определенным действиям, отношениям. Таким образом,
воинская дисциплина выполняет регулятивную, охранительную и воспитательную
функции.
Воинская
дисциплина, с одной стороны, представляет собой четкий и точный порядок в
организации и деятельности военного организма, что составляет её объективную
сторону, с другой – строгое соблюдение этого порядка всеми военнослужащими
– её субъективную сторону.
Объективная
сторона находит своё выражение в нормах, правилах дисциплины, закрепляющих требования,
предъявляемых к военнослужащим, и порядок их выполнения. Субъективная сторона
дисциплины проявляется в фактическом соблюдении установленных требований.
Обе эти стороны существуют
в диалектическом единстве, что нашло своё отражение в определении воинской
дисциплины, данном в ст.1 Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил Российской
Федерации (далее ДУ ВС РФ): «Воинская дисциплина есть строгое и точное
соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами,
воинскими уставами и приказами командиров (начальников )».
Причем главное
внимание в этом определении уделено субъективной (поведенческой) стороне,
поскольку важнейшее значение для обеспечения боеготовности, надёжной защиты и
охраны Государственной границы имеет не только установление определенных
правил, но и, в первую очередь, обеспечение их выполнения, строгого их
соблюдения.
Определение
понятия «воинская дисциплина» играет важную роль в науки и имеет существенное
значение для правильного применения норм права, укрепления законности и
воинского правопорядка, совершенствования военного законодательства.
Однако данное
понятие сложнее, чем это изложено в уставах. И этому обстоятельству еще на
рубеже XIX и XX столетий военные юристы придавали большое значение. По вопросу
о понятии воинской дисциплины в этот период существовало несколько точек
зрения.
Ряд авторов
отождествляли воинскую дисциплину с законностью, другие – со служебным
повиновением, третьи – с правилами, регламентирующими отношение начальников и
подчинённых. Существовало мнение и о том, что воинская дисциплина есть воинское
воспитание, развивающее в военнослужащих способность сознательно и во имя
нравственной обязанности подчинить свою волю воле верховного начальника.
Наибольший
интерес представляет анализ именно первого суждения. Понятие воинской
дисциплины действительно неразрывно связанно с понятием законности. Строгое
соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, безупречное
выполнение требований военной присяги, воинских уставов и основанных на них
приказов командиров (начальников) является основным принципом воинской
дисциплины. Тем самым обуславливается тесная связь между воинской дисциплиной и
законностью.
И законность, и
воинская дисциплина направлены на решение одних и тех же задач в Вооруженных
Силах Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, связаны
между собой по содержанию. Нарушение законности военнослужащими в служебной
деятельности одновременно является и нарушением воинской дисциплины. Поэтому,
например, издавая приказ, противоречащий нормам права, командир не только
нарушает законность, но и воинскую дисциплину.
Укрепление
законности способствует укреплению дисциплины и, наоборот, укрепление воинской
дисциплины неотделимо от борьбы за обеспечение законности в Вооруженных Силах
Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
В тоже время
понятия законности и воинской дисциплины не тождественны. «Профессор С.А.
Друцской справедливо отмечал, что принцип законности, безусловно, присущ
понятию воинской дисциплины, но не может быть выдвинут, как единственный и не
может быть признан настолько типичным, чтобы «исполнение правил, предписанных
военными законами, исчерпывало бы собой обязанности, права и условия жизни лиц,
входящих в состав войск»1.
Если законность
является конституционным принципом деятельности всех органов государственной
власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их
объединений 2, то воинская дисциплина – принцип
деятельности только органов военного управления. Ее требования распространяют
свое действие только на Вооруженные Силы Российской Федерации и федеральных
органов исполнительной власти. При этом надо иметь в виду, что в указанных в
ст.1 ДУ ВС РФ случаях речь идут не вообще о выполнении порядка и правил,
существующих в нашем государстве, а о соблюдении тех норм поведения, которые
действуют в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти.
К тому же
нарушение военнослужащим требований законов, если оно не связанно с его
служебной деятельностью, не является нарушением воинской дисциплины (например,
нарушение норм гражданского и семейного законодательства).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|