Для
повышения эффективности использования трансазиатской железной дороги
странам-членам необходимо рассмотреть вопросы принятия единой тарифной
политики в области транзита товаров. Помимо этого, намечены мероприятия по
совершенствованию уже существующей автотранспортной инфраструктуры региона и
организации согласно международным правилам и заключенным двусторонним
межправительственным соглашениям о международном автомобильном сообщении
грузовых автоперевозок с Ираном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном,
Турцией и Пакистаном. Предусматривается транзит в рамках четырехсторонних
соглашений с КНР, Пакистаном и Кыргызстаном, а также обеспечение
мультимодальных перевозок и рассмотрение возможности создания совместной
акционерной компании по транспортно-экспедиционному обслуживанию в регионе.
В
рамках программы развития воздушного сообщения открыты прямые авиарейсы между
столицами и крупными городами стран-членов ОЭС.
Как
было отмечено выше, Казахстаном, подписано Соглашение о создании Судоходной
компании ОЭС и ее Устав. В настоящее время Судоходная компания является
действующей организацией и в нашей стране проводится работа по выполнению
достигнутых договоренностей по сотрудничеству в этой области. Рассматриваются
возможности создания совместных предприятий по реконструкции порта Актау[34].
Казахстан,
обладая значительными топливно-энергетическими ресурсами, предусматривает рост
добычи нефти и газа за счет интенсивной разработки действующих и освоения новых
месторождений. Однако, в связи с ограниченными возможностями по транспортировке
нефти и газа проблематичным является вопрос увеличения их добычи. Поэтому
Казахстан заинтересован в сотрудничестве со странами ОЭС в области энергетики
путем подготовки плана не только по развитию нефтегазовой сети региона, но и
по соединению энергетических систем стран-членов ОЭС.
В
марте 1996 года в Иране была достигнута договоренность о нефтяном обмене по
основным техническим аспектам, связанным с реализацией проекта транспортировки
казахстанской нефти из порта Актау через Каспийское море в Северный Иран.
Стороны договорились, что в первый год после заключения контракта Казахстан
поставит в один из иранских каспийских портов сырую нефть в объеме 2 млн. тонн
с дальнейшим наращиванием ее количества до 5,5 млн. тонн в год. В обмен Иран
замещает аналогичный объем нефти в Персидском заливе, взимая за это
соответствующую транзитную пошлину. Одним из вопросов, затронутых на
Ашгабадском саммите, было предложение о прокладке газопровода из Турции через
большую часть стран-членов ОЭС с конечным его завершением в Пакистане.
В
настоящее время в вопросах использования топливно-энергетических ресурсов
государствами региона пока преобладают тенденции защиты собственных
экономических интересов. В результате, сложились определенные диспропорции
между ценами на энергоносители на внутреннем и внешнем рынках. При этом
стоимость узбекского природного газа и электроэнергии из Узбекистана,
Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, поставляемых в южные районы
Казахстана соизмерима или превышает мировой уровень цен на эти виды
энергоресурсов. Оплата по мировым ценам получаемых энергоресурсов из соседних
стран приводит к значительным экономическим потерям и вынуждает Казахстан
вкладывать инвестиции в развитие собственной энергетики.
Учитывая
общность интересов, правительства Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана 5
апреля 1996 года в Ташкенте подписали Соглашение об использовании
топливно-энергетических и водных ресурсов, строительстве и эксплуатации
газопроводов в Центрально-азиатском регионе. Реализация данного соглашения
позволит решить вопросы по взаимным экономически обоснованным поставкам
электроэнергии, газа, угля и нефтепродуктов в увязке с наиболее эффективным использованием
гидроресурсов бассейна реки Сырдарьи, по сближению ценовой и тарифной политики
в топливно-энергетическом комплексе.[35]
Важное
значение имело вступление в силу Соглашения об упрощенном порядке визовых
процедур для бизнесменов из стран-членов ОЭС и Соглашения о транзитной торговле
(ратифицированы Парламентом РК 9 октября 1996 г.), которое придало импульс
торгово-экономическим связям Казахстана. Наша страна получила возможность
беспошлинно использовать транзит своих товаров через территории государств,
подписавших данные документы.
4
мая 2001 года в Душанбе состоялось 11-е заседание Совета министров иностранных
дел ОЭС. Участники встречи заслушали доклад Генерального секретаря о
деятельности Организации, обсудили бюджет Секретариата на 2001 год, ежегодный
план мероприятий и программу работы Секретариата на 2001 год, состояние
договорно-правовой базы сотрудничества, бюджетные и аудиторские вопросы. Они
сошлись во мнении, что страны-члены ОЭС должны постепенно устранять
внутрирегиональные тарифные и нетарифные барьеры, способствовать дальнейшему
развитию транспорта и коммуникаций, ускорить ратификацию межгосударственных
соглашений. В целях активизации торговых обменов было предложено разработать
региональное соглашение о торговле (ЕСО-ТА). Было признано целесообразным
согласовать список приоритетных направлений и проектов сотрудничества,
сократить число официальных мероприятий по линии ОЭС во избежание
нерационального использования сил и средств, а также для обеспечения их высокой
продуктивности.
По
итогам 11-го заседания принято Душанбинское коммюнике, в котором нашло свое
отражение стремление государств ОЭС к повышению эффективности ее деятельности и
превращению Организации в надежный инструмент многостороннего сотрудничества в
регионе.
Казахстан
придерживается мнения, что ОЭС как крупная региональная организация, обладает
весьма большим потенциалом. Объединяющая государства евроазийского континента
с общей численностью населения около 300 млн. человек, обладающих огромными
природными богатствами, разветвленной сетью коммуникаций, Организация
экономического сотрудничества, несомненно, будет играть возрастающую роль в
системе мирохозяйственных связей, принося пользу всем государствам-членам.
Казахстан считает необходимым повышать практическую отдачу от деятельности
Организации, эффективность ее механизмов, налаживать конструктивное взаимодействие
ее членов.
Дальнейшая
интенсификация казахстанско-турецких отношений, их наполнение новым
содержанием отвечает долгосрочным стратегическим интересам нашей страны.
Назрела необходимость более полного использования Казахстаном активной позиции
Турции в некоторых сегментах евразийского политического пространства. В первую
очередь, это касается поддержки Турцией внешнеполитических инициатив нашей
страны, включая меры по созыву СВМДА, продвижения интересов Казахстана в
рамках таких региональных структур, как ОБСЕ, ОЭС и ОИК. Масштабы
казахстанско-турецкого сотрудничества в состоянии значительно увеличиться с
реализацией ряда крупных совместных проектов. Среди них выделяются вынашиваемые
планы по транспортировке различных грузов через территорию Турции,
использованию транскавказского транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия,
а также трансазиатской железнодорожной магистрали. Встречи казахстанского
лидера с вновь избранным Президентом Турции А.Сезером в ходе Саммита ООН и
визит турецкого руководителя в Казахстан 19-20 октября 2000 года
продемонстрировали стремление политического руководства двух стран к
наращиванию взаимовыгодных контактов по всему спектру сотрудничества, развитию
регулярного двустороннего диалога.
Казахстанская
дипломатия и впредь будет уделять повышенное внимание вопросам укрепления
сотрудничества между нашими государствами, рассматривая Турцию в качестве
важного партнера. Казахстан и Турция будут продолжать взаимодействие в
международных организациях, в том числе в ООН и ОБСЕ.
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, о
том, что турецко-казахстанские отношения в рассматриваемый период времени с
1991 года по настоящее время, занимали важное место в системе международных
отношений. Развитие связей между двумя державами прошло через новый этап,
отличавшийся от предшествовавших своими особенностями.
Турция является
одним из наиболее важных региональных партнеров Казахстана, с которой его
связывают не только экономические отношения, но и глубокие
культурно-исторические связи. Необходимо отметить, что именно Турция первой
признала независимость Казахстана 16 декабря 1991 г. На всем протяжении своего
развития казахстанско-турецкие отношения опираются на совпадение или близость
позиций по широкому кругу вопросов[36].
Заинтересованность
обоих государств в развитии экономических связей создает хорошую базу для
всестороннего сотрудничества, основы которого были заложены в конце 1990 г. и
закреплены в ряде документов на государственном уровне. Подтверждением
значительного совпадения интересов двух стран явились переговоры на высшем
уровне в ходе официального визита президента С. Демиреля и премьер-министра Т.
Чиллер в 1995 г. в Казахстан. В ходе визита стороны подчеркнули стратегический
характер взаимоотношений, и была достигнута договоренность о необходимости
продолжения контактов на высшем уровне по меньшей мере раз в год.
Торгово-экономическое
сотрудничество между нашими странами, несмотря на объективные трудности,
развивается успешно и имеет устойчивую тенденцию к расширению. По объему
товарооборота Турции со странами СНГ Казахстан прочно удерживает третье место
после России и Украины.[37]
Структура
казахстанского экспорта в Турцию за четыре последних года не претерпела
каких-либо серьезных изменений и имеет резко выраженный сырьевой характер.
Основными товарами экспорта являются катодная медь и катоды, цинк в слитках,
прокат черных металлов, удобрения, шкуры животных, шерсть и другие. В Турции
закупались товары народного потребления, продовольственные товары, лекарства,
автомобили и автобусы, машины и оборудование, автоматические телефонные
станции, моющие средства и др.
Важное место в
развитии двусторонних торгово-экономических отношений занимает открытая в 1992
г. кредитная линия на $200 млн, включающая в себя товарный кредит в сумме $55,7
млн и инвестиционный кредит на освоение различных проектов - $144,3 млн. На
проработке в Эксимбанке Турции находятся проекты по строительству ряда заводов,
в том числе, электробытовых приборов в Алматы ($11 млн), санитарно-технических
изделий в Талдыкорганской области ($1,5 млн) и линия по производству кабельной
продукции в Семипалатинске ($1,3 млн).
В ходе
переговоров посольства Казахстана с Эксимбанком Турции в июне 1996 г. были
затронуты вопросы участия банка в обустройстве Акмолы, где уже задействован ряд
турецких компаний. Руководство банка проявило заинтересованность в данном
вопросе и подтвердило возможность участия в финансировании казахстанских
проектов совместно с другими иностранными банками и международными финансовыми
институтами. С привлечением средств Эксимбанков Турции и США турецкой компанией
"Окан Холдинг" начато строительство пятизвездочной гостиницы в
Акмоле.[38]
Активна
деятельность турецких деловых кругов в Казахстане. Так из 2200 иностранных
фирм, осуществляющих совместное производство, 319 являлись турецкими. По данным
Государственного Управления внешней торговли Турции, более 200 турецких фирм
ведут разработку или приступили к осуществлению свыше 40 проектов на общую
сумму $2 млрд. Турецкие компании участвуют в реализации крупных проектов в
топливно-энергетическом комплексе, а также в модернизации ряда предприятий
металлургической промышленности. Активно развивается сотрудничество в сельском
хозяйстве, пищевой и легкой промышленности. Налажено производство и создано 14
совместных предприятий по переработке кожевенного сырья и отходов кожевенного
производства с дальнейшим изготовлением товаров народного потребления.
В настоящее время
на рассмотрении турецкой стороны находится перечень приоритетных инвестиционных
проектов в области сельского хозяйства и предложения по созданию совместных
предприятий.
Укрепляются связи
и в области банковского дела. Крупнейшие банки Турции Зираат Банкасы и Эмлак
Банкасы учредили в Алматы с казахстанскими партнерами совместные банки, которые
сейчас успешно действуют на финансовом рынке республики. Одной из основных их
задач является обслуживание необеспеченных прямыми государственными гарантиями
инвестиционных проектов как государственного, так и частного секторов Турции в
Казахстане.
Широкие
перспективы расширения двусторонних торгово-экономических связей открылись с
вводом в эксплуатацию 13 мая 1996 г. железнодорожного перехода Теджен - Серахс
- Мешхед, обеспечивающего сквозное движение по Трансазиатской железнодорожной
магистрали от Тихоокеанского побережья к Средиземноморью общей протяженностью
10,5 тыс. км.
Между тем
нынешнее состояние развития двусторонних торгово-экономических отношений между
Казахстаном и Турцией, несмотря на достигнутую солидную договорно-правовую
базу, неуклонный рост товарооборота, обилие переговоров и взаимных визитов, не
в полной мере отвечает имеющимся возможностям между двумя странами и имеет
огромный потенциал. Прежде всего, отрицательное влияние на развитие отношений
оказывают характерные для нынешнего этапа времени общие негативные факторы,
такие как кризисные явления в экономике в целом, производственный спад,
растущая инфляция, неотрегулированность нормативной базы, отсутствие должного
государственного контроля и другие. Все это ведет к снижению активности
турецких деловых кругов в Казахстане.
Сдерживают развитие двусторонних деловых связей и
слабо налаженные прямые контакты между объединениями деловых людей обеих стран.
На сегодняшний день остаются невостребованными возможности турецких компаний в
модернизации казахстанских предприятий тяжелой индустрии, а также в области
энергетики, нефтехимии, транспорта и коммуникации, сельского хозяйства.
Широкие
перспективы для расширения делового сотрудничества открылись в связи с переносом
столицы в Акмолу. Турецкие строительные фирмы имеют огромный опыт работы на
пространстве СНГ, особенно в России, на Украине и в Туркменистане, где для
строительства жилья, социально- бытовых комплексов, отелей, коммуникаций
успешно привлекаются средства третьих стран и международных финансовых
организаций.
Действующие в
Казахстане турецкие фирмы в своем подавляющем большинстве являются мелкими и
средними. Крупный же капитал пока занимает выжидательную позицию и не спешит
делать большие и долгосрочные инвестиции. Это обстоятельство объясняется
отсутствием скоординированной и планомерной информационной работы министерств и
ведомств по разъяснению экономического права Казахстана, а это в свою очередь
приводит к тому, что иностранные деловые круги основывают свою стратегию на
казахстанском рынке на неверных или устаревших сведениях. В этой связи остро
встает вопрос о более тесных совместных отношениях между правительствами
Казахстана и Турции, которые бы позволили скоординировать деятельность в сфере
экономики.
В результате возросших контактов между различными ведомствами двух стран,
особенно внешнеполитических и торговых, и обмена визитами на высшем уровне,
были достигнуты некоторые компромиссы по отдельным вопросам. Визиты на высоком
уровне способствовали активизации турецко-казахстанских связей в
экономической и научно-технической областях.
Идеи нового политического мышления РК в международных делах привели к
качественному сдвигу в международных отношениях в целом, и в отношениях с
Турцией и РК в частности.
Ход истории, общественного прогресса не только настоятельно требует
налаживания конструктивного, созидательного взаимодействия всех государств,
независимо от их общественного строя и географического положения, но и создает
для этого необходимые политические, социальные, материальные предпосылки.
Будущее турецко-казахстанских отношений, как и будущее отношений между
всеми державами мира будет зависеть от стремления решить многие вопросы,
разногласия и противоречия путем мирных переговоров, исключая возможность
нанесения ущерба другим странам.
I. Работы общетеоретического характера
1.
Назарбаев
Н. А.. В потоке истории. - Алматы: Атамура, 1999. – 296 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|