В
сфере регионального сотрудничества одной из важнейших задач является работа в
Организации экономического сотрудничества (ОЭС), которая в перспективе может
стать авторитетной региональной экономической организацией, объединяющей
потенциал стран Центральной Азии и Среднего Востока.
Интересам
укрепления суверенитета нашей страны, расширения ее участия в международных
делах отвечает активное сотрудничество с Организацией Исламская Конференция
(ОИК)[20].
Важное
значение для Казахстана имеют взаимоотношения с Турцией. Перед казахстанской
дипломатией стоит задача задействовать значительный потенциал политического,
экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества с Анкарой как в
двустороннем плане, так и в рамках ОБСЕ, ОЭС. Заинтересованность Турции в
реализации проектов транспортировки нефти через ее территорию может обеспечить
Казахстану альтернативный канал транспортных коммуникаций и выхода к мировому
рынку. Тесные отношения с Турцией, являющейся членом ряда важных международных
организаций, включая НАТО, интересны и с точки зрения интеграции Казахстана в
европейские структуры.
Показательно,
что уже в 1996 году, то есть через пять лет после обретения независимости, в
Казахстане были аккредитованы представительства практически всех ведущих
зарубежных государств и международных организаций. По количеству иностранных
представительств наша страна уверенно вышла на третье место в СНГ после России
и Украины.
Говоря
об усилиях нашей дипломатии по обеспечению глобальной безопасности и
стабильности нельзя обойти вниманием инициативу, с которой Н.Назарбаев
выступил в 1992 году в ходе 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Казахстанский
руководитель первым из лидеров новых независимых государств выступил с
предложением о создании структур безопасности на азиатском континенте. Речь
шла о многоплановой работе, нацеленной на созыв Совещания по взаимодействию и
мерам доверия в Азии (СВМДА).
Данная
инициатива получила поддержку практически во всех азиатских государствах,
играющих заметную роль в современных международных отношениях. Особо важное
значение имела для Казахстана положительная реакция Москвы, Пекина, Дели,
Анкары, Исламабада, Улан-Батора, а также соседей по Центрально-азиатскому
региону - Кыргызстана и Таджикистана. Активное участие в процессе СВМДА
приняли даже такие политические антагонисты, как Иран, Египет и Израиль.
В
качестве наблюдателей в сложной, порой вязкой дипломатической работе
участвовали США, Украина. Большое содействие в подготовке соответствующих
документов оказали также эксперты ООН. В поддержку СВМДА выступила Организация
Исламская Конференция. Немалый интерес проявила к этой инициативе ОБСЕ.
Напряженная
работа на уровне экспертов в рамках Специальной Рабочей Группы завершилась
встречей министров иностранных дел государств-участников СВМДА. Собравшись 14
сентября 1999 года в Алматы, руководители внешнеполитических ведомств 14 стран
впервые подписали документ, имеющий принципиальное значение для создания
институтов безопасности в Азии, - "Декларацию принципов, регулирующих
отношения между государствами-членами СВМДА". В этом документе в
развернутом виде нашли свое отражение такие важные положения, как суверенное
равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы
силой; территориальная целостность государств-членов; мирное урегулирование
споров; невмешательство во внутренние дела; разоружение и контроль за
вооружениями; экономическое, социальное и культурное сотрудничество; права
человека и основные свободы.[21]
Итоги
Алматинского форума вызвали широкий резонанс в мировом сообществе. Политики,
дипломаты и исследователи международных отношений сошлись во мнении, что сам
факт проведения совещания руководителей внешнеполитических ведомств
государств, многие из которых находятся в неприязненных отношениях друг с
другом, а также подписание всеми странами Декларации - это несомненный успех казахстанской
дипломатии.
Казахстан
принимает активное участие в деятельности таких организаций, как ЮНЕСКО,
ЮНИСЕФ, ВОЗ, ЮНЕП, ФАО, ЮНИДО, УКНПП ООН, ОИК и другие. В процессе реализации
находится инициированная Главой казахстанского государства Специальная
программа по социально-экономическому развитию стран Центральной Азии (СПЕКА)
под эгидой ЭСКАТО и Европейской Экономической Комиссии ООН.
Как
весьма продуктивное можно оценить взаимодействие Казахстана с ОБСЕ. Наша страна
исходит из необходимости более развернутого диалога с ОБСЕ, включая вопросы
безопасности, экологии в Центральной Азии. ОБСЕ еще не исчерпало своих возможностей
как универсальный механизм обеспечения безопасности на обширном пространстве
Евразии. В этих условиях было бы нецелесообразно ограничивать консультации с
постсоветскими государствами рамками обмена мнениями о выборном процессе и
соблюдении прав человека, хотя эти вопросы представляют несомненный практический
интерес.
Что
касается НАТО, то Казахстан присоединился к программе "Партнерство во имя
мира", имея в виду сотрудничество не только в военной сфере, но и
регулярные консультации в политической, научно-технической и экологической
областях.
Активизируется
деятельность Казахстана в рамках Организации экономического сотрудничества.
Приоритетное значение для нашей страны имеют такие сферы, как транспорт,
коммуникации, торговля, энергетика. В Казахстане уделяется повышенное внимание
развитию транспортной инфраструктуры. Ставится задача полного и эффективного
использования транзитного потенциала нашей страны. В этих целях наша страна
планирует присоединиться к международным соглашениям о транзитных коридорах
Юг-Север, Восток-Запад. Изучаются также потенциальные возможности
транспортного проекта ТРАСЕКА.
В
1997 году произошла стыковка железных дорог трансазиатской магистрали на
участке Мешхед-Серахс-Теджент. Таким образом, морской порт Ляньюньган на
восточном побережье Китая соединился железной дорогой с иранским портом
Бендер-Аббас в Персидском заливе через Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран. Эта
магистраль может обеспечить Казахстану доступ к открытым морям.[22]
В
начале 90-ходов XX века, ставших символом
крушения биполярной системы мироустройства, международные отношения вступили в
принципиально новую фазу своего развития. Создавшиеся условия открыли
беспрецедентные возможности для внешнеполитической и внешнеэкономической активности
многих государств, которые длительный период были вынуждены балансировать между
интересами двух сверхдержав и блоков. Особенно отчетливо такая тенденция
проявилась в странах Азии. Многие из государств азиатского континента,
обладая мощным экономическим потенциалом, громадными трудовыми и природными
ресурсами, стали играть все возрастающую роль не только в региональных делах,
но и оказывать существенное влияние на геополитические процессы в мировом
масштабе.
Нынешняя
обстановка в Азии, особенно в восточной ее части характеризуется высокой
динамикой политических и экономических процессов, которые постепенно превращают
регион в один из основных полюсов в современных международных отношениях. В
последние годы темпы экономического развития в большинстве азиатских стран
(рост ВВП на уровне 5-6 процентов ежегодно, внешней торговли - 9-11 процентов)
заметно превосходят среднемировые показатели. На регион приходится около 60
процентов мирового производства и 40 процентов удельного веса в мировой
торговле. Согласно экспертным прогнозам, к 2015 году из 12 стран мира с
наибольшим ВНП пять государств будут азиатскими[23].
Крайне
отрицательное влияние на укрепляющиеся позиции стран оказал азиатский
финансовый кризис 1997 года. Вместе с тем, кризис, который нередко увязывают с
попытками Запада ограничить возрастающую роль Азии, имел в конечном итоге
положительный эффект. Государства региона сумели заметно укрепить
экономическую жизнеспособность и в настоящее время демонстрируют прежние темпы
развития. В значительной мере благодаря азиатскому кризису в современном мире
укрепилось понимание, что наибольшую опасность стабильности государств стали
представлять скорее финансовые и экономические факторы, нежели военная угроза.
Это обусловило значительное усиление экономической составляющей в стратегии
национальной безопасности государств
Изложенные
факторы всесторонне учитываются во внешней политике Казахстана - по сути
азиатского государства, - который имеет собственные интересы в этом
перспективном регионе. Располагаясь на перекрестке транспортных артерий Евразии
и обладая весомым экономическим потенциалом, Казахстан вправе рассчитывать на
достойное место в Азии. Поэтому стратегическая цель казахстанской дипломатии в
данном регионе состоит в укреплении взаимовыгодных отношений со странами на
долгосрочной основе. Сотрудничество с азиатскими государствами, безусловно,
соответствует национальным интересам Казахстана, объективно усиливает его
международные позиции, способствует успешному проведению экономических
преобразований внутри страны.
Государства
Ближнего и Среднего Востока органично входят в ареол важных интересов
Казахстана в силу их географической близости, экономического потенциала, а
также тесно связанных исторических и культурных корней с народами этих стран.
Значимость Ближнего и Среднего Востока подкрепляются его уникальным
геополитическим преимуществом, имеющимися в этом регионе огромными людскими и
природными ресурсами. Указанные факторы определяют устойчивое стремление
многих государств современного мира к наращиванию широкомасштабного
сотрудничества с этим регионом.
Приоритетная
задача казахстанской дипломатии на Среднем Востоке состоит в планомерном
расширении взаимовыгодных экономических связей и политического сотрудничества
с соответствующими странами. Развитие продуктивных отношений нашей страны с
государствами Среднего Востока требует сохранения сложного баланса
политических и экономических интересов всех участников этого процесса, поиска
взаимоприемлемых компромиссов, жесткого отстаивания своих национальных
интересов.
Одним
из наиболее влиятельных игроков в этой части света является Турецкая Республика
- давний и стабильный партнер Казахстана.
Глава II.
Казахстанско-турецкое сотрудничество на современном этапе
Казахстанско-турецкое
сотрудничество характеризуется повышенной динамикой развития с первых дней
установления дипломатических отношений (2 марта 1992 г.)[24]. Не прерываются плодотворные контакты на
высшем уровне, в том числе в рамках саммитов тюркоязычных государств. Стороны
подписали пакет важных межгосударственных соглашений, которые заложили
фундамент долгосрочного сотрудничества.
За последнее
десятилетие эта страна добилась значительных успехов в проведении рыночных и
демократических преобразований, сумела укрепить свой международный авторитет.
Теоретическую базу турецкой внешней политики, равно как экономики и доктрины
национальной безопасности, составляют принципы, сформулированные Кемалем
Ататюрком: обеспечение безопасности, эффективное использование ресурсов
развития и центральная роль в регионе.
Катализатором
этого процесса, особенно на первоначальном этапе, стал такой фактор, как
историческая и культурная общность наших народов. Несмотря на устремления
Анкары играть консолидирующую роль в так называемом "тюркском мире",
официальные визиты Президента Т.Озала в Казахстан (1993 г.) и Президента
Н.Назарбаева в Турцию (1994 г.) продемонстрировали прагматичный подход сторон
к перспективам взаимного сотрудничества. Стало очевидным, что Казахстан готов
всемерно развивать двусторонние связи в политической, экономической и
гуманитарной сферах, но не в ущерб интересам на российском или иных
направлениях своей дипломатии. Н.Назарбаев в одной из бесед с Т.Озалом сказал,
что Казахстан навсегда распрощался со стереотипом "старшего брата".
Это заявление было правильно воспринято в Анкаре. Турция же недвусмысленно
демонстрировала, что ее внешнеполитические предпочтения в первую очередь
связаны с США и Европой.[25]
Тем
не менее, наличие у обеих стран общих интересов в сфере международной политики
и безопасности позволяет значительно расширить спектр взаимного сотрудничества.
Одно из возможных направлений такого взаимодействия обозначил на очередном
саммите Глав тюркоязычных государств в Стамбуле (апрель 2001 г.) Н.Назарбаев.
Он предложил принять специальную Хартию, направленную на борьбу с международным
терроризмом. Предметом плодотворных контактов является казахстанская
инициатива о созыве СВМДА. Анкара демонстрирует понимание и поддержку усилиям
Казахстана по созданию на евразийском пространстве структуры, обеспечивающей
прочную безопасность.
Можно
констатировать, что, несмотря на отсутствие серьезных проблем в двусторонних
отношениях, а также совпадение взглядов по многим международным проблемам,
турецкий вектор стал весьма важным, но все же не доминирующим во внешней
политике Казахстана (также как и других Центрально-азиатских стран). Это
подтвердили и итоговые документы встреч Глав тюркоязычных государств в Бишкеке
(1995 г.), Ташкенте (1996 г.) и Астане (1998 г.), которые не содержали
положений, указывающих на особые отношения указанных стран в какой-либо иной
сфере, кроме образования и культуры.
Тем не
менее, в Казахстане воздают должное турецкому руководству и народу этого
государства за неизменно дружественное отношение к нашей стране. Турция была
первым государством в мире, признавшим независимость Казахстана. Неоценимый
вклад в становление и развитие плодотворного сотрудничества между нашими
странами внесли Тургут Озал и Сулейман Демирель.
Двусторонние
торгово-экономические отношения развиваются в целом поступательно и имеют
устойчивую тенденцию к расширению. По объему внешнеторгового оборота Турции
со странами СНГ Казахстан входит в первую тройку после России и Украины. Общий
объем турецких инвестиций, привлеченных в казахстанскую экономику, превысил
500 млн. долларов. Вместе с тем, отрицательное воздействие на развитие
взаимной торговли оказали азиатский и российский финансовые кризисы. Если в
1998 году общий товарооборот составил почти 300 млн. долларов, то в 1999 году
этот показатель снизился вдвое. Такой откат во взаимной торговле удается
постепенно компенсировать, о чем свидетельствует достигнутый в 2000 году объем
товарооборота на уровне 206 млн. долларов.
Заметную
активность проявляют турецкие деловые круги в Казахстане. К началу 2000 года
более 200 турецких фирм вели разработку или приступили к реализации десятков
проектов на общую сумму 2 млрд. долларов. Однако, несмотря на многочисленность
турецких компаний, работающих в Казахстане, направление их деятельности
ограничивается в основном строительством и торговлей. Они пока не представлены
в таких секторах экономики, как металлургия, тяжелое машиностроение, химия,
переработка сельскохозяйственной продукции и производство текстиля. В свою
очередь, казахстанские компании, за исключением "Эйр Казахстан", не
представлены в Турции.
На 1 января
2002г. в Республике Казахстан действовало 3995 совместных и иностранных
предприятий (на 1 января 2001г. - 2366), созданных с участием партнеров из 107
стран (98), с уставным капиталом в размере 183293,3 млн. тенге. Наибольшее
количество предприятий с иностранными инвестициями расположено на территории г.
Алматы - 2461. В г. Астане и в Атырауской области действует - по 270
предприятий, Карагандинской - 191, Восточно-Казахстанской - 129.
Наибольшее число
действующих предприятий из числа стран Содружества создано с фирмами Российской
Федерации - 834, Кыргызстана - 74, Узбекистана и Украины - по 53.
С участием стран
из азиатского региона на 1 января 2002г. действовало 1452 совместных и
иностранных предприятия из 26 стран Азии. К наиболее активным относятся: Турция
- 513 предприятий, Китай - 336, Иран - 122 и Республика Корея - 119.[26]
В качестве
фактора, способного заметно оживить двустороннее сотрудничество, дипломаты
двух стран и зарубежные эксперты по праву называют перспективы транспортировки
казахстанской нефти через территорию Турции. В 1998 году была подписана
Анкарская Декларация, в которой лидеры Азербайджана, Грузии, Казахстана,
Турции, Узбекистана и Министр энергетики США отметили важность строительства
транскаспийских и транскавказских экспортных трубопроводов. Понятно, что
особая роль в этом контексте принадлежит проблеме юридического статуса Каспия.
Позиция Турции заключается в поддержке усилий Казахстана добиться раздела
Каспия на национальные сектора. Однако уникальность и неоднозначное восприятие
международным сообществом ситуации вокруг Каспия не позволяют Анкаре
акцентировано выражать свою позицию по этому вопросу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|