Меню
Поиск



рефераты скачать Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе

В ноябре 1999 года в рамках юбилейного саммита ОБСЕ с участием Президента Н.Назарбаева была подписана Стам­бульская Декларация по проекту нефтепровода "Баку-Джейхан". Анкара придает большое значение этому проекту, отво­дя ему роль основного экспортного маршрута по доставке кас­пийской нефти на мировые рынки. Казахстан же исходит из многовариантности экспортных маршрутов и экономической целесообразности каждого проекта.

Подписание упомянутых документов - это, скорее всего, лишь начальный этап перед более сложной фазой - обсужде­ния технических и коммерческих условий проекта. Здесь не­обходимо выделить один существенный момент: по мнению большинства специалистов, "Баку-Джейхан" вряд ли будет рентабельным и жизнеспособным без казахстанской нефти. Этим обстоятельством можно объяснить активные дипломати­ческие усилия Анкары, Баку, Тбилиси и Вашингтона по скло­нению Казахстана к участию в проекте. Только в 2000 году подобную цель преследовали миссии в Астану высокопос­тавленных представителей Турции, Азербайджана и Грузии, а также специального советника Президента США по энергети­ческим ресурсам Каспийского региона.

      Нурсултан Назарбаев подтвердил позицию Казахстана в отношении проекта Баку-Джейхан. Он информировал турецкого коллегу о том, что в следующем году завершается строительство КТК, что позволит увеличить экспорт нефти через территорию России.[27]

     Открытие новых месторождений нефти на казахстанском шельфе Каспия добавляет уверенность в конечной реализации проекта Баку-Джейхан и транспортировке казахстанской нефти по данному маршруту, поскольку объемы добычи в 2010-2015 годах возрастут до 150 миллионов тонн. В этой связи он не исключил возможность появления и других маршрутов транспортировки в восточном и южном направлениях, а также новых вариантов в российском направлении, в частности, ведущих к Балтийскому морю.

     С турецкой стороны было высказано предложение о присоединении Казахстана к Межправительственному соглашению по транспортировке нефти между Турцией, Азербайджаном и Грузией. Нурсултан Назарбаев ответил, что в таком случае трубопроводный проект должен называться Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. И в этой связи необходимо решать множество вопросов, начиная с размеров тарифных ставок за транзит и завершая техническими аспектами транспортировки нефти. Для решения этих вопросов необходимы не только конкретные действия специалистов, но и обстановка реального и тесного сотрудничества.

Расширяется военно-техническое сотрудничество Турции и Казахстана. Министр обороны Турции поддержал казахстанскую армию почти триллионом турецких лир. Переговоры двух военных ведомств вокруг военно-технического сотрудничества Турции и Казахстана оказались на редкость плодотворными: в который уже раз за последние 4 года нам удалось уговорить партнеров на очередную материально-техническую помощь. Она составила 831 миллиард турецких лир (1000 лир = 0,1 тенге)[28].

Скоро в Казахстан прибудут первые из 30 обещанных автомобилей повышенной проходимости и уже второй бесплатный патрульный катер, также турки подготовят и оснастят военные спецподразделения.

Выступление министра обороны Турции Сабахаттина Чакмакоглу здорово напоминало спич удачливого бизнесмена: у наших стран - особое место на карте, в турецких компаниях в Казахстане работают местные жители, а потому "наплыв турецких фирм в Казахстан будет продолжаться". Взамен же Сабахаттин пообещал "и дальше помогать Вооруженным силам Казахстана встать в кратчайшие сроки на ноги и выполнить свои функции".

В отличие от казахстанского министра обороны, который сделал вид, что не расслышал вопроса по поводу развития событий в Центральной Азии и упреждающих мер, принимаемых республикой в связи с терактами в США, г-н Чакмакоглу сказал, что военной базой Инджирлик сегодня уже активно пользуются и турецкие, и натовские ВВС. Пока самолеты США и НАТО вылетают отсюда для проведения воздушной разведки над Северным Ираком. Министр обороны явно поскромничал и не рассказал прессе о том, что для Ирака "разведка" уже обернулась бомбардировкой его баз ПВО. Однако заявил во всеуслышание, что, если блок НАТО запросит любую помощь против международного терроризма у Турции, он сразу же ее получит.


2.2. Казахстанско-турецкое со­трудничество в культурно-гуманитарной области.


Успешное развитие получило казахстанско-турецкое со­трудничество в культурно-гуманитарной области. Наиболее продвинутым проектом в сфере образования стал Междуна­родный казахско-турецкий Университет имени Х.А.Яссави в Г.Туркестане.[29] На его развитие Правительством Турции было выделено в общей сложности 60 млн. долларов. Сегодня МКТУ - современное высшее учебное заведение с солидной методи­ческой и экспериментальной базой, где обучаются 15 тыс. студентов. Продолжается обучение на безвозмездной основе студентов и аспирантов Казахстана в высших учебных заве­дениях самой Турции. В свою очередь, в Казахстане на по­жертвования турецких бизнесменов функционируют 26 казахс­ко-турецких лицеев, где обучаются 5 тыс. человек, а также открытый в 1998 году частный университет имени С.Демиреля. Порядка 700 турецких граждан обучаются в настоящее время в Казахстане, работают десятки преподавателей из Турции. Многие казахстанские ученые и специалисты преподают раз­личные технические и гуманитарные дисциплины в турецких университетах.

Богатыми по содержанию являются двусторонние связи в области культуры. Традиционным стало проведение на вза­имной основе гастролей творческих коллективов и отдельных исполнителей; переподготовка на телевидении Турции спе­циалистов областных и республиканских телекомпаний Казах­стана; организация выставок изобразительного и декоратив­но-прикладного искусства; совместная работа по линии ТЮРКСОЙ; реставрационные работы в мавзолее Х.А.Яссави в Тур­кестане; различные юбилейные мероприятия.

Заслуживает упоминания инициатива Фонда исследова­ния тюркского мира по созданию отделений турецкого языка и литературы в вузах Алматы, Кызылорды и Талдыкоргана, содействию в подготовке преподавательского состава по тюр­кологическим специальностям. Активную роль в упрочении научных контактов играет Высшее общество культуры, языка и истории им. Ататюрка. Данное общество, являющееся по существу национальной академией наук гуманитарного про­филя, изъявило готовность участвовать в подготовке издания Казахской энциклопедии, журнала "Музыка тюркского мира", а также в совместных проектах по изучению наследия Коркута и археологических памятников.

В настоящее время между Казахстаном и Турцией, по инициативе Казахстана, вводится визовый режим. Соглашение подписали министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов и Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции Чинар Алдемир[30]. Такая мера предпринята в связи с усилившейся угрозой терроризма, для защиты национальной безопасности и предупреждения нелегальной миграции. Кроме того, визовый режим послужит и защите внутреннего рынка труда. При этом соглашение о введении визового режима вступит в силу лишь через три–четыре месяца после прохождения всех необходимых внутригосударственных процедур. До этого времени безвизовый режим, введенный еще в 1992 году [31], будет еще действителен. Как заверили в МИДе, предпринятая мера ни в коей мере не должна отразиться на торгово-экономическом сотрудничестве, предусмотрены льготы для отдельных категорий граждан. Предусмотрено облегчение визового режима для людей бизнеса, инвесторов, шоп-туристов, по линии научно–культурного обмена делегаций. Для владельцев дипломатических и служебных паспортов безвизовый режим продлится до трех месяцев.  Выдача виз будет осуществляться через консульства. Шоп–туристам, возможно, визы будут выдавать непосредственно в аэропортах Алматы и Астаны без консульских сборов.

В ближайшее время будет рассмотрен вопрос о введении карточек миграционного контроля на границах с Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Срок их действия (предварительно) 5 дней. С введением этих карточек каждый прибывающий в Казахстан гражданин из этих республик должен будет декларировать цель своего приезда в нашу страну.

Глава III. Политические аспекты казахстанско-турецких отношений на современном этапе


3.1. Сотрудничество Казахстан – Турция как составная часть интеграционных процессов

Мировое сообщество с удовлетворением отмечает, что Казахстан и Турция, являясь крупными Евразийскими государствами, последовательно выступают за ускорение и углубление процесса разносторонней интеграции между странами континента[32]. Как Турция, связанная союзом со странами ЕС, так и Казахстан, имеющий авторитет и играющий ключевую роль в СНГ, оказывают содействие поиску путей и развитию сотрудничества между двумя крупными политико-экономическими образованиями на континенте. Казахстан также развивает прямые контакты с ЕС. Изложенное подтверждает тот факт, что наши отношения строятся не только в двусторонней плоскости, но и в пространстве многостороннего сотрудничества, в рамках таких авторитетных между- народных и региональных структур, как ООН, Организация по Безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация экономического сотрудничества и Организация Исламская Конференция (ОИК), ЕС. Этот процесс рассматривается именно в контексте усиления интеграции. Причем экономический аспект этого процесса имеет большой удельный вес.

Стратегически важным не только для двустороннего сотрудничества является вопрос транспортировки каспийской нефти через территорию Турции (на экспортный терминал в Джейхане) к Средиземному морю. В соответствии с Протоколом о намерениях, подписанным сторонами в ходе визита премьер-министра Турции Т.Чиллер была создана двусторонняя Рабочая группа по созданию Акционерной Трубопроводной Компании, проработки технических вопросов и подготовки документации по проекту прокладки экспортного трубопровода. Период активной работы группы закончился к лету 1998 года, когда были достигнуты первые договоренности и подписаны первые рабочие документы, содержащие цели, задачи и программа работ группы. В дальнейшем на ее работу оказывал влияние политический фактор, связанный с выбором окончательного варианта. Однако, итоги высоких контактов последнего периода дают возможность предположить положительную перспективность этого маршрута транспортировки, а, следовательно, и перспективность сотрудничества в этой сфере не только с Турцией, но и с другими заинтересованными в этом вопросе странами.

Необходимым условием успешно и планомерно развивающихся как на двусторонней, так и на многосторонней основе является наличие договорно-правовой базы, как юридического фундамента, без которого нельзя построить многопрофильное "сооружение", называемое успешным сотрудничеством. На данный момент количество подписанных на различных уровнях двусторонних документов составляет более 60, причем более 10 являются многосторонними. Декларации, договора, соглашения, протоколы об отношениях в политической сфере, различных областях экономики, образования, культуры, здравоохранения, – таков неполный перечень областей сотрудничества двух стран. Такой широкий спектр и количество документов, заключенных Казахстаном с Турцией можно сравнить лишь с США, КНР, Россией – крупными супердержавами.


3.2. Казахстанско–турецкие отношения в Организации экономического сотрудничества (ОЭС)


Организация экономического сотрудничества (ОЭС) была образована в 1985 году и является правопреемницей Организации регионального сотрудничества для развития (Иран, Пакистан и Турция). В первоначальный период сотруд­ничество в рамках этой организации носило преимуществен­но двусторонний характер. После вступления в состав ОЭС в ноябре 1992 года семи новых государств - Казахстана, Афга­нистана, Азербайджана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркме­нистана и Узбекистана - деятельность данного объединения значительно активизировалась.

Основной задачей ОЭС является создание условий для не­прерывного социально-экономического развития стран-членов, последовательной и постепенной интеграции экономик госу­дарств региона в мировую систему хозяйственных связей, а также налаживание активного сотрудничества в культурной, технической и научной сферах.

ОЭС осуществляет свою деятельность, базируясь на таких основополагающих документах, как Кветгинский план действий, Стамбульская, Исламабадская, Ашгабадская декларации, Алматинский основной План развития транспортного сектора региона и обновленный Устав - Измирский Договор. Во всех этих документах странами-членами ОЭС четко определены цели и задачи Организации, обозначена стратегия и приори­тетные области сотрудничества - транспорт и коммуникации, энергетика и торговля. Для принятия важных решений в рам­ках ОЭС и рассмотрения хода выполнения обязательств про­водятся совещания Совета министров и встречи Глав госу­дарств-членов.

На Саммите ОЭС, прошедшем 5-7 июля 1993 года в Стам­буле, были одобрены Кветгинский план действий и Стамбуль­ская Декларация долгосрочных перспектив Организации. Так­же было принято решение об учреждении 4-х крупных инсти­тутов ОЭС: Банка торговли и развития, Авиа- и Судоходной компаний, Страховой компании.

На третьей встрече Глав государств-членов ОЭС, состояв­шейся в марте 1995 года в Исламабаде, были рассмотрены вопросы дальнейшей экономической интеграции государств региона. Рядом стран, в том числе Казахстаном, были утвер­ждены основополагающие документы по созданию региональ­ных учреждений: Банка торговли и развития, Страховой ком­пании, Соглашение и Устав Судоходной компании, Соглашение о транзитной торговле[33], Соглашение об упрощенном по­рядке визовых процедур для бизнесменов из стран-членов ОЭС, Уставы Научного фонда и Института культуры, принята Исла­мабадская Декларация.

Четвертая встреча, прошедшая в мае 1996 года в Ашгабаде, стала для региона ОЭС событием первостепенной важнос­ти. Главы государств одобрили пересмотренные и обновлен­ные основополагающие документы Организации, которые были подготовлены с учетом экономических и политических изме­нений на международной арене, оказывающих влияние на ре­гион. По итогам встречи приняты Ашгабадская Декларация, Меморандум о взаимопонимании по вопросу реорганизации и перестройки ОЭС.

Обновленный Устав Организации - Измирский Договор - был подписан на внеочередной сессии Совета министров 14 сентября 1996 года в Измире (Турция). ОЭС постоянно укреп­ляет свой международный имидж и положение посредством налаживания связей с различными региональными и между­народными организациями, как в системе ООН (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНФПА и др.), так и вне ее. ОЭС получила статус наблюдателя в ООН и в Организации Исламская Конферен­ция. На своей 50-й сессии в 1995 года Генеральная Ассамб­лея ООН единогласно приняла резолюцию о сотрудничестве с ОЭС. Организация также стремится к установлению плодо­творных взаимоотношений с другими крупными региональ­ными структурами: ЭСКАТО, АСЕАН и ЕС.

Сотрудничество Казахстана со странами-членами ОЭС обрело практическую направленность. Нашей страной при­оритет отдается таким областям, как транспорт и коммуника­ции, торговля и энергетика. Немаловажное значение имеют взаимоотношения в области сельского хозяйства, науки и куль­туры, экологии и здравоохранения, борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.

С усилением интеграционных процессов на Евразийском континенте вопросы развития транспорта, средств связи и коммуникаций, приближение транспортно-коммуникационных услуг по качеству к мировым стандартам будут служить осно­вой для развития других сфер экономики.

В 1993 года в Алматы состоялось совещание министров транспорта стран-членов ОЭС, на котором был принят Алматинский основной План развития современной транспортной инфраструктуры, состоящий из специфичных проектов и ра­бот. Уже в марте 1995 года было завершено строительство железной дороги, которая соединила южные иранские порты на побережье Персидского залива единой железнодорожной сетью с северной частью страны. В мае 1996 года произошла стыковка железных дорог трансазиатской магистрали на учас­тке Мешхед-Серахс-Теджен, который соединяется с 700-ки­лометровой железной дорогой Бафа - Бендер-Аббас. В ре­зультате морской порт Ляньюньган на восточном побережье Китая соединился железной дорогой с иранским портом Бен­дер-Аббас в Персидском заливе. Дорога проходит через го­рода Урумчи, Алматы, Ташкент и Тегеран, тем самым обеспе­чивая Казахстану доступ к открытым морям с одной стороны, и через Стамбул в Европу - с другой. При этом сроки транс­портировки грузов сокращаются на 25-30 процентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.