В целях защиты и
приумножения природных и культурных ресурсов общества необходима выработка
государственной стратегии поддержки парков:
-
защита и
восстановление природной среды парков;
-
инновационно-техническое
оснащение;
-
развитие
парков, как открытых социально-культурных организаций.
В Стратегии
развития отдельных социально-экономических и хозяйственных комплексов
Волгограда на период до 2025 года указывается, что в современных условиях роль парков
как традиционного демократического места массового отдыха будет возрастать. Для
многих жителей города отдых в парках становится зачастую единственной доступной
возможностью провести время на природе, принять участие в массовых
развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыха необходимо
провести, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства, оснащение их
современной аттракционной техникой, подключение всех инженерных сетей к
коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления
деятельности парков, в частности усилить ориентацию на удовлетворение
культурных потребностей детей и посетителей старших возрастов. Целесообразно организовать
детские летние лагеря на базе массовых парков, активнее проводить работу по
эстетическому воспитанию, техническому творчеству молодежи, обеспечить условия для
занятий физкультурой и спортом, создавать на территории парков
физкультурно-оздоровительные комплексы круглосуточного пользования, развивать
новые ландшафтно-художественные зоны, формировать парковый ландшафт как музей
окультуренной природы, проводить регулярно на базе парков разнообразные
мероприятия национально-культурного характера, развивать специализированную деятельность
парков, направленную на пропаганду народного творчества и фольклора,
любительского движения и др.
Повышение общего
культурного уровня жителей города Волгограда, возрождение интереса к культурным
формам организации досуга предполагает решение следующих задач:
1.
Разработка
и осуществление комплекса мер по сохранению социально-этнического облика города
как национального, исторического, культурного и политического субъекта РФ.
2.
Разработка
концепции и создание общегородской системы эстетического воспитания населения,
в первую очередь, детей и подростков.
3.
Обеспечение
адресной направленности работы учреждений культуры, переход от массовых к индивидуальным
формам с учетом изменившихся условий жизни населения и приоритетов.
4.
Осуществление
протекционистской политики по отношению к государственным культурно-досуговым
учреждениям, создание благоприятных условий для адаптации в новой
социально-экономической обстановке, обеспечение льгот и преимуществ для
коммерческих организаций, работающих в этой сфере.
Обеспечение
доступности культурных благ для жителей Волгограда, предполагает решение
следующих задач:
1.
Повышение
территориальной доступности культурных благ для жителей города, приближение
культурных услуг к месту их потребления за счет более рационального размещения
сети учреждений культуры, а также выездной и гастрольной деятельности.
2.
Обеспечение
финансовой доступности культуры для всех категорий населения.
3.
Развитие информационной
деятельности – внедрение современной рекламы, маркетинга, представляющих собой эффективные
инструменты расширения аудитории.
4.
Обеспечение
художественно-эстетической доступности, заключающейся в соответствующей подготовке
человека к восприятию духовных ценностей, формировании у него культурных
потребностей.
5.
Обеспечение
этнокультурной доступности, т.е. предоставление равных возможностей
беспрепятственного освоения, развития национальных культур.
6.
Обеспечение
исторической доступности духовных благ, сохранение культурного наследия,
исторического ландшафта и среды города.
7.
Привлечение
дополнительных материально-финансовых ресурсов в сферу культуры, в том числе
использование в работе достижений научно-технического прогресса, средств
коммерческих структур и других внебюджетных средств.
8.
Сохранение
и развитие сети муниципальных учреждений культуры, поддержка государственных и
частных учреждений культуры.
Согласно Методическим
указаниям Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ по реализации
вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских
поселений, муниципальных районов (приложение № 9 «Примерное положение о
муниципальном парке культуры и отдыха муниципального района»), муниципальный Парк культуры и
отдыха (далее – Парк) является муниципальным учреждением культуры, основная
деятельность которого направлена на оказание населению разносторонних услуг в сфере
культуры и досуга.
Парк как муниципальное
учреждение культуры создается для достижения целей:
1.
формирования
благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических
запросов населения, культурного досуга и отдыха, укрепления здоровья жителей района,
развития их социальной и творческой активности;
2.
обеспечения
территориальной целостности природного комплекса как естественного градостроительного
рубежа, создающего психологически и экологически комфортное пространство для жителей
прилегающих районов, сбережения и восстановления природных экосистем,
растительного и животного мира;
3.
сохранения
и реконструкции садово-парковой среды, лесопарковых угодий, реставрации памятников
истории, совершенствования ландшафтной архитектуры.
Парк осуществляет
следующие виды деятельности:
-
создание художественных
программ, включающих проведение массовых праздников, театрализованных представлений,
народных гуляний, музыкальных, литературных и танцевальных салонов,
направленных на популяризацию лучших достижений мировой и отечественной
культуры;
-
организация
фестивалей искусств, концертов, театров малых форм с привлечением
гастрольно-концертных групп профессиональных и самодеятельных коллективов, встреч
с представителями средств массовой информации, специалистами права, здравоохранения,
экологии, международных отношений;
-
использование
игровых подвижных форм общения людей с природой, искусством на основе старинных
российских традиций;
-
устройство
районных, областных, российских и международных тематических выставок;
-
сооружение
театрально-зрелищных, досуговых, развлекательных и других объектов
культурно-массового назначения;
-
организация
клубов, кружков и секций, творческих объединений и художественных коллективов;
-
проведение
спортивных праздников, кроссов, эстафет, соревнований для вовлечения населения,
молодежи и подростков в массовые занятия физкультурой и спортом;
-
создание физкультурно-оздоровительных
и спортивно-массовых объектов (бильярдный зал, теннисные корты, спортивные секции
на самоокупаемости);
-
предоставление
разнообразных платных услуг, связанных со сферой культуры, отдыха и спорта;
-
издание информационно-рекламных
материалов об опыте и методологии работы Парка, каталогов и буклетов, пропагандирующих
культуру и искусство;
-
изготовление
копий звукозаписей, фонограмм концертов, спектаклей, музыкальных произведений
из фонотеки Парка;
-
пропаганда
природоохранных, историко-культурных и краеведческих знаний;
-
проведение
организационно-технических мероприятий по снижению действующих на природный комплекс
отрицательных антропогенных факторов;
-
осуществление
действий, направленных на сохранение и восстановление конкретных природных сообществ,
увеличение разнообразия местных видов растений.
Парк может вести
и иную, не противоречащую законодательству Российской Федерации и принципам охраны
природы деятельность, предусмотренную его уставом и направленную на повышение качества
обслуживания посетителей (создание платных стоянок автотранспорта, организация
точек питания, сувенирной, книжной торговли и т.п.).
Заключение
В ходе работы над
темой курсового исследования автор пришел к следующим выводам:
1. социально-культурные
институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В
самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и
социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных
субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.
2. В современной литературе
существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных
институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого
назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий
для их классификации.
3. Любой социально-культурный
институт следует рассматривать с двух сторон – внешней (статусной) и внутренней
(содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт
характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий
совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов,
необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней
(содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой
совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности,
общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.
4. Каждый из
социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее
характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех
социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.
5. В современном процессе
развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур
социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны,
каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера,
стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие
и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне
естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные,
согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций
социально-культурной деятельности.
6. Парки относятся к такому типу
социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация,
организация массового отдыха и развлечений, проведение
информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди
населения города, района, ближайших жилых массивов.
7. Национальные парки играют
особую роль в системе охраняемых природных территорий общероссийского значения.
В отличие от заповедников они наделены не только природоохранной, но и
рекреационной функцией, так как располагают природными и историко-культурными
ресурсами. Подобная "двойственность" накладывает определенные
ограничения на условия отдыха в национальных парках, способствует развитию
экотуризма. Для жителей Европы и Америки отдых в национальных парках является
одним из самых популярных. В России туристы пока мало представляют, чем
экотуризм отличается от обычного отдыха на природе. Период становления
национальных парков в России настолько мал, что лишь единицы могут похвастаться
разнообразием познавательных маршрутов; в ряде парков сфера обслуживания туристов,
в том числе информационного, до сих пор находится в стадии формирования.
8. Просветительская деятельность
национальных природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов,
путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию
музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных
экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение
учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных
учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальных
природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы
социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических
знаний.
9. Просветительская,
научно-исследовательская и рекреационная деятельность в природном парке
направлена на повышение уровня экологического образования и воспитания
населения, сбор и максимально эффективное использование информации о природном
парке, его культурных и историко-культурных объектах, процессах и явлениях,
происходящих в его экосистемах. Для этих целей проводится работа по созданию и
обустройству экологических экскурсионных троп и маршрутов, центра посещения,
организация и проведение экскурсий, выпуск буклетов, фотоальбомов,
путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, освещение
деятельности природного парка в средствах массовой информации, разработка и
внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и
историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного
использования, оценка и прогноз экологической обстановки в регионе.
10. Парк культуры и отдыха – природный и
культурно-просветительский комплекс, который по размерам, размещению в плане
населенного пункта и экологическим характеристикам позволяет обеспечивать
наилучшие условия для отдыха населения и проведения просветительских,
культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр и
развлечений, создание условий для занятий художественным любительским творчеством.
11. В настоящее время парки культуры и
отдыха находятся на первом месте по посещаемости среди учреждений культуры.
Немалую роль здесь играет бесплатный открытый вход и сравнительно небольшая
плата за пользование аттракционами.
12. Крайне необходимо сохранить
муниципальные источники финансирования расходов на текущее содержание парков:
охрану, озеленение и благоустройство природных комплексов и объектов, оплату
коммунальных услуг, приобретение аттракционов и механизированных транспортных
средств, проведение социальных «открытых» программ для детей, молодежи и
пожилых людей. Необходима разработка социально-культурного заказа
администрациями города и районов, что позволит паркам содержать
укомплектованный штат культпросветработников в течение года и использовать
выделенные средства не только на организацию праздников, но и на развитие
материально-технической базы. А также позволит упорядочить бухгалтерский и
налоговый учет бюджетных средств.
13. В новых условиях следует пересмотреть
традиционные направления деятельности парков, в частности усилить ориентацию на
удовлетворение культурных потребностей детей и посетителей старших возрастов. Целесообразно
организовать детские летние лагеря на базе массовых парков, активнее проводить
работу по эстетическому воспитанию, техническому творчеству молодежи,
обеспечить условия для занятий физкультурой и спортом, создавать на территории
парков физкультурно-оздоровительные комплексы круглосуточного пользования,
развивать новые ландшафтно-художественные зоны, формировать парковый ландшафт
как музей окультуренной природы, проводить регулярно на базе парков
разнообразные мероприятия национально-культурного характера, развивать
специализированную деятельность парков, направленную на пропаганду народного
творчества и фольклора, любительского движения и др.
Таким образом,
автор считает, что поставленные задачи выполнены и цель курсовой работы
достигнута.
Список
использованных источников
1.
Федеральный
Закон № 33-ФЗ от 15.02.1995 "Об особо охраняемых природных
территориях".
2.
Положение о
национальных природных парках Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров -
Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769)
3.
Положение
о природных парках в Республике Башкортостан (утв. постановлением Кабинета
Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 г. № 48)
4.
Постановление
Правительства Хабаровского Края от 30.06.2006 N 105-ПР «Об образовании
природных парков "Вяеский" и "Хосо"
5.
Методические
указания по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и
сельских поселений, муниципальных районов (утв. Приказом Министерства культуры
и массовых коммуникаций РФ от 25 мая 2006 г. № 229)
6.
Комплексная
Программа развития культуры и искусства в городском округе город Уфа Республики
Башкортостан на 2007-2010 годы (утв. постановлением главы Администрации
городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05 октября 2007 г. №
6201)
7.
Стратегия
развития отдельных социально-экономических и хозяйственных комплексов
Волгограда на период до 2025 года – www/infovolgograd.ru
8.
Арсеньева
Е. И., Кусков А. С. Культурные ландшафты и традиционная живая культура как
ресурс экотуристского развития территорий Русского Севера.//Региональные
исследования. Смоленск, 2005. № 3.
9.
Богатырева
Т. Отдых в национальных парках России.//Туризм и отдых, 2004. № 27.
10.
Киселева
Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб.
пособие. - М.: МГУК, 1995
11.
Киселева
Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история,
теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. - М.:
МГУКИ, 2001
12.
Кусков
А.С., Листвина Е.В. Национальные парки в культурном пространстве России:
потенциал, ресурсы, направления туристскго использования. – сайт «Все о туризме
– туристическая библиотека»
13.
Моралева
Н. В., Ледовских Е. Ю. Экологический туризм в России.//Охрана дикой природы,
2001, № 3 (22).
14.
Концептуальные
основы управления туризмом в национальных парках. М.: ЦОДП, 2002.
15.
Стратегии
управления национальными парками России. М.: ЦОДП, 2000.
16.
Управление
культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в
национальных парках. М.: ЦОДП, 1999.
17.
Экологический
туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный
опыт.//Ред.-сост. Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралева, А.В. Дроздов. Тула, 2002
18.
#"#">www.mozilla-europe.org.
[1] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной
деятельности: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1995, с. 294 – 295.
[2] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история,
теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. - М.:
МГУКИ, 2001
[3] Положение о национальных природных парках
Российской Федерации (утв. постановлением Совета
Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769)
[4] Арсеньева Е. И., Кусков А. С. Культурные ландшафты и традиционная
живая культура как ресурс экотуристского развития территорий Русского
Севера.//Региональные исследования. Смоленск, 2005. № 3.
[5] Стратегии управления национальными парками России. М.: ЦОДП, 2000.
[6] Богатырева Т. Отдых в национальных парках России.//Туризм и отдых,
2004. № 27.
[7] Управление культурными ландшафтами и иными объектами
историко-культурного на-следия в национальных парках. М.: ЦОДП, 1999.
[8] Арсеньева Е. И., Кусков А. С. Культурные ландшафты и традиционная
живая культура как ресурс экотуристского развития территорий Русского
Севера.//Региональные исследования. Смоленск, 2005. № 3.
[9] Моралева Н. В., Ледовских Е. Ю. Экологический туризм в России.//Охрана
дикой природы, 2001, № 3 (22).
[10] Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации,
российский и зарубежный опыт.//Ред.-сост. Е. Ю. Ледовских, Н. В. Моралева, А.
В. Дроздов. Тула, 2002
[11] Постановление Правительства
Хабаровского Края от 30.06.2006 N 105-ПР «Об образовании природных парков
"Вяеский" и "Хосо"
[12] Комплексная Программа развития культуры и
искусства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2007-2010
годы (утв. постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики
Башкортостан от 05 октября 2007 г. № 6201)
Страницы: 1, 2, 3, 4
|