Меню
Поиск



рефераты скачать Парки как социально-культурный институт

В целях защиты и приумножения природных и культурных ресурсов общества необходима выработка государственной стратегии поддержки парков:

-            защита и восстановление природной среды парков;

-            инновационно-техническое оснащение;

-            развитие парков, как открытых социально-культурных организаций.

В Стратегии развития отдельных социально-экономических и хозяйственных комплексов Волгограда на период до 2025 года указывается, что в современных условиях роль парков как традиционного демократического места массового отдыха будет возрастать. Для многих жителей города отдых в парках становится зачастую единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в массовых развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыха необходимо провести, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства, оснащение их современной аттракционной техникой, подключение всех инженерных сетей к коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления деятельности парков, в частности усилить ориентацию на удовлетворение культурных потребностей детей и посетителей старших возрастов. Целесообразно организовать детские летние лагеря на базе массовых парков, активнее проводить работу по эстетическому воспитанию, техническому творчеству молодежи, обеспечить условия для занятий физкультурой и спортом, создавать на территории парков физкультурно-оздоровительные комплексы круглосуточного пользования, развивать новые ландшафтно-художественные зоны, формировать парковый ландшафт как музей окультуренной природы, проводить регулярно на базе парков разнообразные мероприятия национально-культурного характера, развивать специализированную деятельность парков, направленную на пропаганду народного творчества и фольклора, любительского движения и др.

Повышение общего культурного уровня жителей города Волгограда, возрождение интереса к культурным формам организации досуга предполагает решение следующих задач:

1.                 Разработка и осуществление комплекса мер по сохранению социально-этнического облика города как национального, исторического, культурного и политического субъекта РФ.

2.                 Разработка концепции и создание общегородской системы эстетического воспитания населения, в первую очередь, детей и подростков.

3.                 Обеспечение адресной направленности работы учреждений культуры, переход от массовых к индивидуальным формам с учетом изменившихся условий жизни населения и приоритетов.

4.                 Осуществление протекционистской политики по отношению к государственным культурно-досуговым учреждениям, создание благоприятных условий для адаптации в новой социально-экономической обстановке, обеспечение льгот и преимуществ для коммерческих организаций, работающих в этой сфере.

 Обеспечение доступности культурных благ для жителей Волгограда, предполагает решение следующих задач:

1.                 Повышение территориальной доступности культурных благ для жителей города, приближение культурных услуг к месту их потребления за счет более рационального размещения сети учреждений культуры, а также выездной и гастрольной деятельности.

2.                 Обеспечение финансовой доступности культуры для всех категорий населения.

3.                 Развитие информационной деятельности – внедрение современной рекламы, маркетинга, представляющих собой эффективные инструменты расширения аудитории.

4.                 Обеспечение художественно-эстетической доступности, заключающейся в соответствующей подготовке человека к восприятию духовных ценностей, формировании у него культурных потребностей.

5.                 Обеспечение этнокультурной доступности, т.е. предоставление равных возможностей беспрепятственного освоения, развития национальных культур.

6.                 Обеспечение исторической доступности духовных благ, сохранение культурного наследия, исторического ландшафта и среды города.

7.                 Привлечение дополнительных материально-финансовых ресурсов в сферу культуры, в том числе использование в работе достижений научно-технического прогресса, средств коммерческих структур и других внебюджетных средств.

8.                 Сохранение и развитие сети муниципальных учреждений культуры, поддержка государственных и частных учреждений культуры.

Согласно Методическим указаниям Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов (приложение № 9 «Примерное положение о муниципальном парке культуры и отдыха муниципального района»), муниципальный Парк культуры и отдыха (далее – Парк) является муниципальным учреждением культуры, основная деятельность которого направлена на оказание населению разносторонних услуг в сфере культуры и досуга.

Парк как муниципальное учреждение культуры создается для достижения целей:

1.                 формирования благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических запросов населения, культурного досуга и отдыха, укрепления здоровья жителей района, развития их социальной и творческой активности;

2.                 обеспечения территориальной целостности природного комплекса как естественного градостроительного рубежа, создающего психологически и экологически комфортное пространство для жителей прилегающих районов, сбережения и восстановления природных экосистем, растительного и животного мира;

3.                 сохранения и реконструкции садово-парковой среды, лесопарковых угодий, реставрации памятников истории, совершенствования ландшафтной архитектуры.

Парк осуществляет следующие виды деятельности:

-                   создание художественных программ, включающих проведение массовых праздников, театрализованных представлений, народных гуляний, музыкальных, литературных и танцевальных салонов, направленных на популяризацию лучших достижений мировой и отечественной культуры;

-                   организация фестивалей искусств, концертов, театров малых форм с привлечением гастрольно-концертных групп профессиональных и самодеятельных коллективов, встреч с представителями средств массовой информации, специалистами права, здравоохранения, экологии, международных отношений;

-                   использование игровых подвижных форм общения людей с природой, искусством на основе старинных российских традиций;

-                   устройство районных, областных, российских и международных тематических выставок;

-                   сооружение театрально-зрелищных, досуговых, развлекательных и других объектов культурно-массового назначения;

-                   организация клубов, кружков и секций, творческих объединений и художественных коллективов;

-                   проведение спортивных праздников, кроссов, эстафет, соревнований для вовлечения населения, молодежи и подростков в массовые занятия физкультурой и спортом;

-                   создание физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых объектов (бильярдный зал, теннисные корты, спортивные секции на самоокупаемости);

-                   предоставление разнообразных платных услуг, связанных со сферой культуры, отдыха и спорта;

-                   издание информационно-рекламных материалов об опыте и методологии работы Парка, каталогов и буклетов, пропагандирующих культуру и искусство;

-                   изготовление копий звукозаписей, фонограмм концертов, спектаклей, музыкальных произведений из фонотеки Парка;

-                   пропаганда природоохранных, историко-культурных и краеведческих знаний;

-                   проведение организационно-технических мероприятий по снижению действующих на природный комплекс отрицательных антропогенных факторов;

-                   осуществление действий, направленных на сохранение и восстановление конкретных природных сообществ, увеличение разнообразия местных видов растений.

Парк может вести и иную, не противоречащую законодательству Российской Федерации и принципам охраны природы деятельность, предусмотренную его уставом и направленную на повышение качества обслуживания посетителей (создание платных стоянок автотранспорта, организация точек питания, сувенирной, книжной торговли и т.п.).

Заключение


В ходе работы над темой курсового исследования автор пришел к следующим выводам:

1.     социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.

2.     В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий для их классификации.

3.     Любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон – внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

4.     Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.

5.     В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.

6.     Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.

7.     Национальные парки играют особую роль в системе охраняемых природных территорий общероссийского значения. В отличие от заповедников они наделены не только природоохранной, но и рекреационной функцией, так как располагают природными и историко-культурными ресурсами. Подобная "двойственность" накладывает определенные ограничения на условия отдыха в национальных парках, способствует развитию экотуризма. Для жителей Европы и Америки отдых в национальных парках является одним из самых популярных. В России туристы пока мало представляют, чем экотуризм отличается от обычного отдыха на природе. Период становления национальных парков в России настолько мал, что лишь единицы могут похвастаться разнообразием познавательных маршрутов; в ряде парков сфера обслуживания туристов, в том числе информационного, до сих пор находится в стадии формирования.

8.     Просветительская деятельность национальных природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальных природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.

9.     Просветительская, научно-исследовательская и рекреационная деятельность в природном парке направлена на повышение уровня экологического образования и воспитания населения, сбор и максимально эффективное использование информации о природном парке, его культурных и историко-культурных объектах, процессах и явлениях, происходящих в его экосистемах. Для этих целей проводится работа по созданию и обустройству экологических экскурсионных троп и маршрутов, центра посещения, организация и проведение экскурсий, выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, освещение деятельности природного парка в средствах массовой информации, разработка и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценка и прогноз экологической обстановки в регионе.

10. Парк культуры и отдыха – природный и культурно-просветительский комплекс, который по размерам, размещению в плане населенного пункта и экологическим характеристикам позволяет обеспечивать наилучшие условия для отдыха населения и проведения просветительских, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр и развлечений, создание условий для занятий художественным любительским творчеством.

11. В настоящее время парки культуры и отдыха находятся на первом месте по посещаемости среди учреждений культуры. Немалую роль здесь играет бесплатный открытый вход и сравнительно небольшая плата за пользование аттракционами.

12. Крайне необходимо сохранить муниципальные источники финансирования расходов на текущее содержание парков: охрану, озеленение и благоустройство природных комплексов и объектов, оплату коммунальных услуг, приобретение аттракционов и механизированных транспортных средств, проведение социальных «открытых» программ для детей, молодежи и пожилых людей. Необходима разработка социально-культурного заказа администрациями города и районов, что позволит паркам содержать укомплектованный штат культпросветработников в течение года и использовать выделенные средства не только на организацию праздников, но и на развитие материально-технической базы. А также позволит упорядочить бухгалтерский и налоговый учет бюджетных средств.

13. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления деятельности парков, в частности усилить ориентацию на удовлетворение культурных потребностей детей и посетителей старших возрастов. Целесообразно организовать детские летние лагеря на базе массовых парков, активнее проводить работу по эстетическому воспитанию, техническому творчеству молодежи, обеспечить условия для занятий физкультурой и спортом, создавать на территории парков физкультурно-оздоровительные комплексы круглосуточного пользования, развивать новые ландшафтно-художественные зоны, формировать парковый ландшафт как музей окультуренной природы, проводить регулярно на базе парков разнообразные мероприятия национально-культурного характера, развивать специализированную деятельность парков, направленную на пропаганду народного творчества и фольклора, любительского движения и др.

Таким образом, автор считает, что поставленные задачи выполнены и цель курсовой работы достигнута.

Список использованных источников


1.                 Федеральный Закон № 33-ФЗ от 15.02.1995 "Об особо охраняемых природных территориях".

2.                 Положение о национальных природных парках Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769)

3.                 Положение о природных парках в Республике Башкортостан (утв. постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 г. № 48)

4.                 Постановление Правительства Хабаровского Края от 30.06.2006 N 105-ПР «Об образовании природных парков "Вяеский" и "Хосо"

5.                 Методические указания по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов (утв. Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25 мая 2006 г. № 229)

6.                 Комплексная Программа развития культуры и искусства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2007-2010 годы (утв. постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05 октября 2007 г. № 6201)

7.                 Стратегия развития отдельных социально-экономических и хозяйственных комплексов Волгограда на период до 2025 года – www/infovolgograd.ru

8.                 Арсеньева Е. И., Кусков А. С. Культурные ландшафты и традиционная живая культура как ресурс экотуристского развития территорий Русского Севера.//Региональные исследования. Смоленск, 2005. № 3.

9.                 Богатырева Т. Отдых в национальных парках России.//Туризм и отдых, 2004. № 27.

10.            Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1995

11.            Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. - М.: МГУКИ, 2001

12.            Кусков А.С., Листвина Е.В. Национальные парки в культурном пространстве России: потенциал, ресурсы, направления туристскго использования. – сайт «Все о туризме – туристическая библиотека»

13.            Моралева Н. В., Ледовских Е. Ю. Экологический туризм в России.//Охрана дикой природы, 2001, № 3 (22).

14.            Концептуальные основы управления туризмом в национальных парках. М.: ЦОДП, 2002.

15.            Стратегии управления национальными парками России. М.: ЦОДП, 2000.

16.            Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках. М.: ЦОДП, 1999.

17.            Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт.//Ред.-сост. Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралева, А.В. Дроздов. Тула, 2002

18.            #"#">www.mozilla-europe.org.


[1] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1995, с. 294 – 295.

[2] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. - М.: МГУКИ, 2001

[3] Положение о национальных природных парках Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769)


[4] Арсеньева Е. И., Кусков А. С. Культурные ландшафты и традиционная живая культура как ресурс экотуристского развития территорий Русского Севера.//Региональные исследования. Смоленск, 2005. № 3.

[5] Стратегии управления национальными парками России. М.: ЦОДП, 2000.

[6] Богатырева Т. Отдых в национальных парках России.//Туризм и отдых, 2004. № 27.

[7] Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного на-следия в национальных парках. М.: ЦОДП, 1999.

[8] Арсеньева Е. И., Кусков А. С. Культурные ландшафты и традиционная живая культура как ресурс экотуристского развития территорий Русского Севера.//Региональные исследования. Смоленск, 2005. № 3.

[9] Моралева Н. В., Ледовских Е. Ю. Экологический туризм в России.//Охрана дикой природы, 2001, № 3 (22).

[10] Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт.//Ред.-сост. Е. Ю. Ледовских, Н. В. Моралева, А. В. Дроздов. Тула, 2002

[11] Постановление Правительства Хабаровского Края от 30.06.2006 N 105-ПР «Об образовании природных парков "Вяеский" и "Хосо"

[12] Комплексная Программа развития культуры и искусства  в городском округе город Уфа  Республики Башкортостан на 2007-2010 годы (утв. постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05 октября 2007  г. № 6201)


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.