Парки как социально-культурный институт
Содержание
Введение
…………………………………………………………………....3
Глава I Социально-культурные институты – понятие и
типология …..5
§ 1 Сущность
социально-культурных институтов …………………..….5
§ 2 Типология
социально-культурных институтов …………………..…8
Глава II Парки как один из социально-культурных институтов
…..…12
§ 1 Социально-культурная
деятельность национальных парков …..…13
§ 2 Социально-культурная
деятельность природных парков ……...….20
§ 3 Деятельность
парков культуры и отдыха ……………………..……25
Заключение
……………………………………………………….………33
Список
использованных источников …………………………………..37
Введение
В современных
условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры,
обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему
воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом
предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко
распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать, реклама),
что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой
культуры, современного стиля жизни.
В этом контексте
определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в
формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной
самоорганизации. Все проекты социально-экономического развития должны включать
в себя гуманитарную составляющую, способствовать развитию духовных сил и
здоровья человека, осознанию им высокого смысла своего существования.
В 1928 году в
Москве был заложен ЦПКиО, таким образом, было положено начало созданию новых
учреждений культуры – парков Культуры и Отдыха. После ВОВ ПКиО, как и другие
учреждения культуры, значительно расширили сферу своей деятельности, все чаще
включаясь в проведение массовых праздников.
В современных
условиях роль парков как традиционного демократического места массового отдыха
будет возрастать. Для многих жителей города отдых в парках становится зачастую
единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в
массовых развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыха
необходимо провести, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства,
оснащение их современной аттракционной техникой, подключение всех инженерных
сетей к коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные
направления деятельности парков.
Цель данной
работы – рассмотрение парков как социально-культурных институтов.
Из данной цели
вытекают следующие задачи:
1.
рассмотреть
сущность и типологию социально-культурных институтов;
2.
рассмотреть
социально-культурную деятельность национальных и природных парков;
3.
рассмотреть
деятельность парков культуры и отдыха;
4.
сделать
выводы по теме исследования.
Объектом
исследования являются социально-культурные институты. Предмет исследования
деятельность парков.
Глава
I Социально-культурные
институты – понятие и типология
§
1 Сущность социально-культурных институтов
Социально-культурные
институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В
самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и
социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных
субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.
Социально-культурным
институтам присуща определенная направленность их общественной практики и социальных
отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно
ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение
и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно
взятым социально-культурным институтом.
Среди
отличающихся друг от друга содержанием деятельности и функциональными
качествами экономических, политических, бытовых и других социальных институтов
категория социально-культурных институтов обладает целым рядом специфических
черт.
Прежде всего,
необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный
институт». Он охватывает многочисленную сеть социальных институтов,
обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания,
распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в
определенную, адекватную для них субкультуру.
В современной
литературе существуют различные подходы к построению типологии
социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в
зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности
выбрать правильный критерий для их классификации. В качестве такового может
фигурировать функционально-целевая направленность социально-культурных
институтов, преобладающий характер содержания их работы, их структура в системе
общественных отношений.
С точки зрения
функционально-целевой направленности Киселева и Красильников выделяют два
уровня понимания сущности социально-культурных институтов[[1]].
Соответственно мы имеем дело с двумя их крупными разновидностями.
Первый уровень -
нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как
нормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных
культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев,
традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности,
потребности.
К
социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую
очередь, институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку,
литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и
последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением
человека в определенную субкультуру. По отношению к личности и отдельным
общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую
(социализацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую
(утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы
и этику поведения), санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту
определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов,
правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и
способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий,
обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности
объединений и т.д.).
Второй уровень -
учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа
относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций,
прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих
конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным
назначением в своей отрасли, В эту группу входят непосредственно учреждения
культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное,
досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и
организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы);
административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая
органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и
научно-методические учреждения отрасли.
Так,
государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают
одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают
как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и
региональной социально-культурной политики, эффективных программ
социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.
В широком смысле
социально-культурный институт представляет собой активно действующего субъекта
нормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальными
или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами
(финансовыми, материальными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соответствующую
социально-культурную функцию.
Любой
социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон – внешней
(статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения
каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной
деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых,
финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций,
предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный
институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных
стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в
конкретных социально-культурных ситуациях.
Например, такой
социально-культурный институт нормативного типа, как искусство, с внешней
(статусной) точки зрения может быть охарактеризован как совокупность лиц,
учреждений и материальных средств, осуществляющих творческий процесс по
созданию художественных ценностей. В то же время по своему внутреннему
(содержательному) характеру искусство представляет собой процесс творчества,
обеспечивающий одну из важнейших социальных функций в обществе. Стандарты деятельности,
общения и поведения творческих деятелей, их роли и функции определяются и
конкретизируются в зависимости от жанра искусства.
Социально-культурные
институты придают деятельности людей качественную определенность, значимость,
как для отдельной личности, так и для социальных, возрастных, профессиональных,
этнических, конфессиональных групп, для общества в целом. Следует иметь в виду,
что любой из этих институтов не только самоценный и самодостаточный субъект, а,
прежде всего, субъект воспитания и образования человека.
Каждый из
социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее
характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех
социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.
§
2 Типология социально-культурных институтов
Широкая сеть
социально-культурных институтов обладает различными формами внутренней
градации. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например,
система общего образования, система специального, профессионального
образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых
учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах
всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие не учреждаются
специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной
деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например,
относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные
объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и
другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно
избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками,
молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.
Социально-культурные
институты классифицируются в зависимости от их ролевой функции по отношению к
потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и
взрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальных
заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной
продукции. В этом случае среди огромного множества социально-культурных
институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории[[2]].
Первая группа –
социально-культурные институты, преимущественно занимающиеся производством, духовных
ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука,
церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык,
литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое
творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.
Вторая группа –
социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией,
трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной,
социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение,
издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и
библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции,
презентации и т.д.
Третья группа –
социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в организации
различных видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и
садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество и обычаи, обряды,
массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества
и движения.
В теории и
практике СКД часто используются и многие другие основания для типологии
социально-культурных институтов:
1.
по
обслуживаемому контингенту населения:
a. массовый потребитель
(общедоступные);
b. отдельные социальные группы
(специализированные);
c. дети, юношество
(детско-юношеские);
2.
по формам
собственности:
a. государственные;
b. общественные;
c. акционерные;
d. частные;
3.
по
экономическому статусу:
a. некоммерческие;
b. полукоммерческие;
c. коммерческие;
4.
по
масштабам действия и охвата аудитории:
a. международные;
b. национальные (федеральные);
c. региональные;
d. местные (локальные).
Однако уровень
взаимосвязей различных социально-культурных институтов в федеральном и
региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее
характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержательны
и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не
сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно.
Причинами
эпизодичности контактов между социально-культурными институтами региона являются,
как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной
работы. Малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованность
планов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д.
В современном
процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и
структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной
стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера,
стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие
и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне
естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные,
согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций
социально-культурной деятельности.
Глава
II Парки как один из
социально-культурных институтов
Парки относятся к
такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых
являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение
информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди
населения города, района, ближайших жилых массивов.
По
функциональному назначению различают парки массовые и детские,
историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники,
ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки,
парки-выставки, зоны отдыха. Структурно парк как социально-культурный центр
включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с
открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов,
детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку,
закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни,
танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной
массивы, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|