В процессе
социально-культурного проектирования принимаются во внимание многие
характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь
рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с
позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека
Основные
направления деятельности парка:
-
Проведение
традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами
культуры (в т.ч. национальными).
-
Проведение
музыкальных и песенных фестивалей.
-
Проведение
творческих встреч с деятелями искусств.
-
Проведение
спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города.
-
Проведение
театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города,
День Нептуна и др. – с привлечением творческих, торговых организаций).
-
Проведение
семейных дней отдыха.
-
Проведение
познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего
школьного возраста и для подростков, молодежных дискотек.
-
Проведение
мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих
интересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…).
-
Оказание
платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги
художника-оформителя).
§ 1 Социально-культурная
деятельность национальных парков
Национальные
природные парки Российской Федерации (далее именуются – национальные природные
парки) являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории)
которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую,
историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в
природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях[[3]].
Национальные
парки являются одной из важнейших категорий особо охраняемых природных
территорий (ООПТ) и основных организационных форм охраны культурных ландшафтов
в России. Культурные ландшафты российских национальных парков, зачастую занимающих
наиболее ценные в природном и историко-культурном плане территории страны,
являют собой пример уникальных природно-культурных территорий и представляют
несомненную ценность для развития регулируемого туризма (в основном в форме
экологического и эколого-культурного туризма[[4]]).
К особенностям
российских национальных парков следует отнести то, что:
-
предоставленные
им земли являются федеральной собственностью и относятся к землям
природно-заповедного фонда;
-
их
территории могут включать в себя земли других собственников и пользователей, не
изъятые из хозяйственного использования;
-
они
управляются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета,
имеют свой штат;
-
территория
каждого национального парка делится на функциональные зоны с характерными для
них режимами охраны и использования природных ресурсов;
-
каждый
национальный парк имеет положение, утверждаемое на федеральном уровне, определяющее
его конкретные цели, задачи, режим, территориально-административную структуру;
-
режим
использования земель, не изъятых из хозяйственного использования, определяется
отдельным положением, утверждаемым на федеральном уровне по согласованию с региональными
органами власти;
-
с
национальными парками согласовываются проекты развития населенных пунктов,
находящихся в его границах;
-
в
границах национальных парков запрещена приватизация земельных участков,
национальные парки пользуются приоритетным правом их приобретения;
-
национальные
парки, являясь некоммерческими организациями, осуществляют приносящую доходы
хозяйственную и иную деятельность, не противоречащую возложенным на них задачам[[5]].
Основная доля
национальных парков сконцентрирована в европейской части России, самым западным
является "Куршская коса" - в Калининградской области. В Сибири к
настоящему моменту создано 6 национальных парков, половина из которых
сосредоточена в Байкальском регионе, а на Дальнем Востоке в настоящий момент действует
один национальный парк.
Следует отметить
и еще одну географическую особенность национальных парков. Между национальными
парками, созданными в удаленных и малонаселенных регионах России, и парками,
организованными в хорошо освоенных регионах, существуют определенные различия.
Основной функцией национальных парков, расположенных в удаленных уголках
страны, является сохранение природных комплексов и объектов в естественном
состоянии, в то время как парки, действующие в освоенных регионах, в целом
уделяют большее внимание задачам управления культурными ландшафтами, созданию
условий для рекреации и участию в социально-экономическом развитии региона.
Таким образом,
национальные парки играют особую роль в системе охраняемых природных территорий
общероссийского значения. В отличие от заповедников они наделены не только
природоохранной, но и рекреационной функцией, так как располагают природными и
историко-культурными ресурсами. Подобная "двойственность" накладывает
определенные ограничения на условия отдыха в национальных парках, способствует
развитию экотуризма. Для жителей Европы и Америки отдых в национальных парках
является одним из самых популярных. В России туристы пока мало представляют,
чем экотуризм отличается от обычного отдыха на природе. Период становления
национальных парков в России настолько мал, что лишь единицы могут похвастаться
разнообразием познавательных маршрутов; в ряде парков сфера обслуживания туристов,
в том числе информационного, до сих пор находится в стадии формирования[[6]].
На национальные
природные парки возлагаются следующие основные задачи:
1.
сохранение
эталонных и уникальных природных комплексов и объектов, а также памятников
истории, культуры и других объектов культурного наследия;
2.
создание
условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях;
3.
разработка
и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях
рекреационного использования;
4.
восстановление
нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
5.
организация
экологического просвещения населения;
6.
ведение
экологического мониторинга.
Просветительская
деятельность национальных природных парков включает выпуск буклетов,
фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции,
организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство
учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств,
прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних
специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности
национальных природных парков в средствах массовой информации и иные формы и
методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды
экологических знаний.
Историко-культурное
наследие в границах национальных парков в большинстве случаев представлено не
только отдельными объектами, но и целостными территориальными комплексами, что
определяет приоритетную роль этих ООПТ как организационной формы охраны и
сбережения ценных историко-культурных территорий. Для многих национальных
парков характерно сочетание природной и историко-культурной исключительности и
целостности природно-культурной среды, взаимосвязи природного и культурного разнообразия,
что свидетельствует об особом значении российских национальных парков в мировой
системе гуманитарных ценностей.
Историко-культурные
раритеты и феномены, непосредственно связанные с природными условиями,
ресурсами и достоинствами, должны рассматриваться как единое целое в системе
культурного ландшафта. Культурный ландшафт должен стать единым объектом охраны
и управления, а тактика работы с отдельными его фрагментами и структурами
должна подчиняться целям его комплексного сохранения[[7]].
Сохранение и
использование историко-культурного наследия на территории национальных парков должно
исходить из следующих принципов:
-
признания
неразрывности и целостности природного и культурного наследия, учета всего
многообразия смешанных форм наследия, сочетающих природные и культурные
ценности;
-
приоритета
культурного ландшафта в сфере управления историко-культурным наследием,
подчинения тактики работы с его отдельными фрагментами и структурами целям его
комплексного сохранения;
-
признания
коренного местного населения в качестве неотъемлемой составляющей
историко-культурной среды, а его участия в воссоздании и воспроизводстве
культурных ценностей территории – обязательным условием политики управления;
-
дифференцированного
подхода к различным типам культурного наследия, специфика и особенности которых
определяют выбор стратегии действий и меры охраны;
-
тесной
взаимосвязи с государственными органами охраны объектов культурного наследия.
Традиции
природопользования, художественные промыслы, народные ремесла, особенности
обустройства жизненного пространства, обрядовые обычаи, фольклор относятся к
сфере историко-культурного наследия, именуемой "живой традиционной
культурой", которая воспроизводится и хранится населением, проживающим на
территории национального парка.
Включение живой
традиционной культуры в систему объектов (ресурсов) культурного наследия
требует принципиального изменения отношения национального парка как учреждения
к местному населению. Эти отношения должны быть основаны на сотрудничестве и
взаимопомощи, особенно с теми этнокультурными группами, которые хранят
культурные традиции и являются носителями исторической памяти. Культурное
наследие, заключенное в живой культуре, рассматривается преимущественно как
объект исследования и изучения, но не как объект сохранения и возрождения. В
этом деле национальные парки могут сыграть важную роль, включив в систему
объектов управления действительно целостные территориальные комплексы с их
природой, населением, формами культурной жизни и культурным ландшафтом[[8]].
Нетронутая
природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах
национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают
возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с
природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать свои силы, расширять
кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и
фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой. Задача администрации
национальных парков состоит в том, чтобы организовать регулируемый доступ
туристов и отдыхающих на территорию парка (как собственными силами, так и
посредством привлечения частного сектора к данной деятельности), обеспечив при
этом сохранность природных комплексов и объектов культурного наследия.
Под регулируемым
туризмом и отдыхом понимаются ограниченные парком (при помощи различных
регулирующих механизмов и мероприятий) перемещения туристов, а также сфера
обслуживания посетителей парка на его территории и близ его границ,
соответствующие допустимым антропогенным нагрузкам и не наносящие ущерба
окружающей среде и историко-культурным объектам.
По ряду причин
только национальные парки обладают потенциалом, необходимым для развития
устойчивого и экологического туризма. А именно:
1. Сеть
национальных парков охватывает многие уникальные и примечательные ландшафты и
экосистемы, не нарушенные деятельностью человека.
2. Развитие
экологического туризма - это не просто бизнес, и получение максимальной прибыли
не является его самоцелью.
3. В большинстве
случаев ООПТ являются единственными в регионах структурами, способными взять на
себя функции планирования, управления и мониторинга туристской деятельности,
что является непременным условием развития экотуризма.
4. Национальные
парки, заповедники и их отделы представляют собой сеть научно-исследовательских
учреждений, охватывающую все природные зоны. Это обусловливает их высокую
перспективность для организации туризма, студенческих практик, волонтерских
программ.
5. Сочетание
эколого-просветительской и экотуристской деятельности на базе национальных
парков значительно повысит эффективность экологического образования и позволит
привлечь внимание широкой общественности к вопросам охраны природы.
6. Мировой опыт
показывает, что эффективность экологического туризма наиболее высока на местном
и региональном уровнях. Поэтому ООПТ могут стать источником рабочих мест и
доходов в местную экономику[[9]].
Также были
выделены основные проблемы, затрудняющие развитие экологического туризма в
национальных парках России, такие как отсутствие:
-
единых
методов определения рекреационных нагрузок и мониторинга, а также четкого
правового обеспечения рекреации;
-
или
низкая комфортность инфраструктуры;
-
подробной
информации о районах проведения эколого-познавательных программ и туров, а
также специализированной информации;
-
маршрутов
и программ, разработанных для разных категорий туристов, а также турпродукта,
соответствующего стандартам международного рынка;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|