За
анализируемый период созданы электронные версии учебно-методической литературы
134-х наименований для студентов I–III курсов всех специальностей и IV и V курсов
специальностей 060400 и 060500. 
Все
это отвечает духу перестройки системы образования и чрезвычайно важно для
развития передовых технологий обучения, укрепления позиций института в
образовательной среде. 
•
В отчетном году, как и в прошлые годы, в институте продолжала активно развиваться
система непрерывного обучения. 
По
ускоренным программам на ФНО проходили подготовку 10 124 студента, в том числе
в Московском отделении (включая Серпуховское представительство) – 2378 человек. 
Обучение
студентов осуществлялось как по традиционной технологии, так и с использованием
дистанционного обучения. В 27 представительствах ВЗФЭИ на ФНО по дистанционной
технологии обучалось 153 7 человек. 
В
прошедшем году сохранялась тенденция роста Учебного комплекса (УК), расширение
связей со средними и начальными профессиональными учебными заведениями, а также
общеобразовательными школами. 
В
настоящее время в его состав входит 109 учебных заведений (55 колледжей и лицеев,
3 профессиональных училища (ПУ), 51 общеобразовательная школа), в том числе в Москве
– 28 учебных заведений (18 колледжей, 2 ПУ и 8 общеобразовательных средних
школ). 
•
Достаточно активно в прошлом году работал факультет повышения квалификации, на
котором прошли переподготовку более 1300 бухгалтеров и аудиторов. 
С
этого года на факультете начнется повышение квалификации преподавателей вузов. 
•
Стабильно развивается в институте Центр дополнительных образовательных услуг. 
Курсы
дополнительных образовательных услуг действовали в Московском отделении и в 17
филиалах ВЗФЭИ. 
Всего
по институту на курсах дополнительных образовательных услуг в минувшем году
прошли обучение по разным программам 4812 слушателя, в том числе в Московском
отделении – 1031, в филиалах–3781. 
В
Московском отделении обучение на курсах дополнительных образовательных услуг
проводилось по 16 учебным программам, в филиалах в качестве дополнительных образовательных
услуг было востребовано от 3 до 8 учебных дисциплин. 
•Продолжалось
развитие системы дистанционного обучения на | базе создаваемых нашими филиалами
представительств. 
Контингент
студентов увеличился по сравнению с предыдущим годом почти вдвое и составил
более 4300 чел. 
•
Через подготовительные курсы в течение отчетного учебного года прошли обучение
9701 абитуриент в Московском отделении и филиалах, что на 350 человек больше,
чем в прошлом учебном году. 
Большинство
выпускников подготовительных курсов подали документы для поступления на первый
курс и стали студентами Брянского института. 
•
Научно-методическая работа в институте координируется Научно-методическим
советом (НМС) под руководством Д.М. Дайитбегова. 
Основное
внимание в 2002/2003 учебном году НМС уделял вопросам совершенствования организации
и методического обеспечения учебного процесса, изучения и распространения
передовых методов и технологий обучения, и  вопросам качества проведения
научно-методической и учебной работы. При этом заседания НМС проводились
совместно с редакционно-издательским советом (РИС). 
В
соответствии с утвержденным тематическим планом издания учебной литературы на
2003 год на заседании НМС и РИС рассмотрены и утверждены 25 планов-проспектов
учебников и учебных пособий и одновременно рассмотрены и одобрены учебные программы
дисциплин, по которым будут готовиться учебники и учебные пособия по новым
государственным образовательным стандартам [[v]]. 
В
прошедшем учебном году институт продолжал укреплять свою
материально-техническую базу. 
Головной
институт в Москве располагает прекраснейшим современным зданием еродизайна.
Реконструкция его закончена всего 2 года назад. Но уже ощущается нехватка
учебных аудиторий. 
Практически
на стадии завершения находится строительство нового учебного корпуса в г.
Калуге площадью около 2,5 тыс. м2. 
Успешно
завершена реконструкция учебного корпуса в г. Туле. Выполнен значительный объем
работ по реконструкции подвальных помещений, сооружению пристройки входного
вестибюля, облицовке  всего фасада здания современным отделочным материалом и
ремонту этажей. В результате здание филиала является теперь одним из лучших  в
городе. 
 
Ведется строительство надстройки 6- и 7-го этажей филиала в г. Барнауле с целью
расширить площадь на 1,5 тыс. м2. Срок завершения работ – декабрь
текущего года. 
Проводились
ремонтные работы в Орловском, Смоленском, Кировском, Волгоградском,
Новороссийском, Челябинском, Ярославском, Брянском, Липецком, Сургутском
филиалах. 
Ведется проектирование пристройки к зданию Владимирского филиала
площадью около 2 тыс. м2, а также входной группы и одного
дополнительного этажа в Липецком филиале. 
ВЗФЭИ
имеет аспирантуру и докторантуру по 5 научным специальностям, 5 диссертационных
советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. 
Институт
является учебно-методическим центром страны по заочному экономическому
образованию, а также одним из крупнейших в Российской Федерации научно-исследовательским
центром. 
Учебный
процесс в институте проводиться на основе единых учебных программ и
методических разработок. Кафедрами ВЗФЭИ подготовлено к изданию в 2002/2003 учебном
году  124 наименования учебно-методических материалов (на 33 больше, чем в
2001/2002 учебном году). 
ВЗФЭИ
является участником эксперимента Министерства образования РФ по дистанционным
технологиям обучения. 
 На
2003/2004 учебный год проводится набор на 1-й курс студентов для обучения с
использованием дистанционной технологии в филиалах и представительствах
института, закрепленных за ними (гг. Архангельск, Барнаул, Владимир, Волгоград,
Воронеж, Калуга, Краснодар, Курск, Липецк, Омск, Пенза, Тула, Уфа, Челябинск,
Серпухов). Прием заявлений и документов от поступающих для обучения с
использованием дистанционной технологии проводится по установленному графику и
осуществляется на платно-договорной основе, в соответствии с утвержденным
планом набора на дистанционное обучение. 
При
обучении помимо учебников, учебных пособий, методических указаний по выполнению
контрольных и курсовых работ, написанных ведущими преподавателями института, по
всем дисциплинам используются обзорные (установочные) лекции, записанные на
аудиокассетах, и компьютерные обучающие программы, записанные на дискетах или
CD-ROM. 
В
нынешнем учебном году предусмотрена подготовка новой редакции методических
указаний для студентов-дипломников, программ производственной практики,
методики оценки знаний студентов членами ГАК, учебной и учебно-методической
литературы для студентов пятых и шестых курсов по новым дисциплинам учебных
планов, в т.ч. по дисциплинам специализаций. 
•
Исключительно важное значение для повышения эффективности подготовки
специалистов имеет развитие внутривузовской системы управления качеством
учебного процесса (системы менеджмента качества – СМК), разрабатываемой под
руководством проф. Г.С. Желнинского, в соответствии со стандартом ГОСТ ИСО
9001:2001. 
Важнейшей
сферой деятельности института является научно-исследовательская работа. 
По
результатам научных исследований преподавателями института были защищены 2
докторских (М. А. Бахрушина и Л.В. Сотникова) и 7 кандидатских диссертаций. 
Особого
внимания заслуживает научно-исследовательская работа, которая ведется с
зарубежными образовательными и научными учреждениями. 
ВЗФЭИ
и Центральным университетом финансов и экономики Китая под руководством проф.
Г.Б. Поляка и проф. Ван Енгжана исследуется проблема «Разделение прав и
полномочий в области финансов между центральными и территориальными органами власти
в России и в Китае». Под руководством проф. М.М. Максимцова ведется совместная
работа с китайскими учеными над учебником «Менеджмент международного бизнеса».
Под руководством проф. Л.Т. Гиляровской группа российских и китайских ученых
исследует «Систему бухгалтерского учета в России и в Китае». Доцент С.П. Колчин
участвует в разработке научного доклада «Налоговые системы в России и в Китае:
проблемы и пути их решения». 
Институт
ежегодно принимает участие в работе конгрессов, проводимых Международным
институтом государственных финансов и международной ассоциации профессиональных
бухгалтеров и аудиторов. 
Продолжается
сотрудничество с крупнейшими шведскими университетами: Гетеборгским и
Упсальским по разработке программ развития дистанционного обучения. 
Это
сотрудничество поддерживается Шведским национальным агентством по высшему
образованию и Шведским национальным программным комитетом. 
Имеется
договоренность о проведении работ по темам «Международные стандарты аудита»,
«Риск-менеджмент», «Корпоративные финансы». 
Международное
сотрудничество осуществляет и ряд филиалов Брянского института. Так, Брянский
филиал участвует в проекте международной научной программы «Баренц-регион».
Филиал в г. Омске принимает участие в разработке научной темы «Исследование и
решение задач оптимального размещения экономических объектов» (совместно с научными
учреждениями Франции и Белоруссии). Филиал в г. Смоленске совместно с научными
коллективами из Германии, Белоруссии, Литвы и Украины участвует в международной
межвузовской программе «Исследование трансформационных процессов современного
общества». 
Преподаватели
ВЗФЭИ ежегодно выступают с докладами на различных международных конференциях.  
•
Важным участком научной работы является подготовка научно-педагогических кадров
в аспирантуре и докторантуре. В отчетном периоде в аспирантуре обучались 233
человека, из них на бюджетной  основе – 115, на договорной – 118. 
В
связи с введением новых паспортов специальностей по экономическим наукам была
пересмотрена тематика научных исследований по специальностям диссертационных советов
ВЗФЭИ. 
Для
дополнительного развития научного потенциала ВЗФЭИ открыта аспирантура по
специализациям «Экономическая история» и «Маркетинг» с правом защиты
кандидатских и докторских диссертаций в советах института. 
В
2002/2003 учебном году было подготовлено и издано 14 учебников объемом 416,19
п.л., тиражом 488 500 экз. (в т.ч. 8 с грифом Минобразования РФ и 6 с грифом
УМЦ и УМО), 10 учебных пособий объемом 217,96 п.л., тиражом 13 100 экз. (в т.ч.
с грифом Минобразования РФ 5 и 5 с грифами УМЦ и УМО). 
Институт
принял участие во Втором общероссийском конкурсе учебных изданий вузов
«Университетская книга–2002». Приказом Минобразования РФ от 22.04.03 г. № 1744
ВЗФЭИ признан призером этого конкурса и отмечен почетной грамотой за успехи в
учебном книгоиздании. 
Научные
исследования, проводимые в институте, легли в основу подготовки научных
монографий, учебников, учебных пособий, курсов лекций, статей в периодических изданиях.
В прошлом году было подготовлено свыше 570 таких работ общим объемом более 2230
п.л. 
Издано
25 сборников научных трудов преподавателей и аспирантов института, в том числе
5 Московским отделением института. 
За
анализируемый период на базе института и филиалов проведено свыше 40
научно-практических конференций и семинаров, посвященных актуальным вопросам
развития российской экономики и финансов. 
Отрицательным
является то, что вуз не предоставляет отсрочку от армии. 
 
адрес филиала: 241000
Брянск, ул. Фокина, дом 6. телефоны: (8-083-2) 74-52-84; e-mail:
vzfei@vzfei.brk.ru 
Номер
Лицензии - 24Г-0057, Дата Выдачи - 01.04.99  Срок действия - до 01.04.2005  
Директор
филиала: Игнашков Владмир Иванович 
До
1994 года он был единственным вузом, готовившим специалистов по специальности
финансы и кредит и бухучет высшей квалификации на Брянский регион. 
Методическое
обеспечение и обеспечение учебниками взял на себя головной вуз, он печатает в
своем издательстве ЮНИТИ базовые учебники. В брянском
филиале преподаватели все свои усилия сосредотачивают не на составлении учебных
планов и пособий а на процедурных вопросах учебного процесса. Все методички,
программы и билеты приходят из Москвы. Это есть конкурентное преимущество
данного вуза в целом на рынке образовательных услуг.  
Кандидатуры
на вакантную должность так же утверждает Московская кафедра. Однако в последнее
время, филиал несколько отошел от этого правила. 
Методические
пособия и программы подготовлены ведущими преподавателями Московского аппарата
ВЗФЭИ. 
Таблица 2.1 
Отдельные характеристики работы вузов Брянского региона, готовящих
специалистов экономических направлений 
 
  | 
   Наименование позиции для сравнения 
   | 
  
   Филиал ВЗФЭИ 
   | 
  
   Филиал ОРАГС 
   | 
  
   Филиал МПСИ 
   | 
  
   Госуниверситет 
   | 
  
   Филиал Института потребкооперации 
   | 
  
   Технологическая академия 
   | 
  
   Гуманитарный университет 
   | 
  
   Транспортного машиностроения 
   | 
  
   Сельхозакадемия 
   | 
  
 
  | 
   Наличие дневного отделения 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   есть 
   | 
  
   есть 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   есть 
   | 
  
   есть 
   | 
  
   есть 
   | 
  
   есть 
   | 
  
 
  | 
   Наличие военной кафедры 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   есть 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
 
  | 
   Наличие дистанционного образования 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   есть 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
 
  | 
   Наличие бюджетных мест по экономическим специальностям 
   | 
  
   185 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   220 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   210 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   165 
   | 
  
   60 
   | 
  
 
  | 
   Конкурс на одно бюджетное место 
   | 
  
   4 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   5 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   5 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   3 
   | 
  
   2 
   | 
  
 
  | 
   Конкурс на платное образование 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   2 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
   нет 
   | 
  
 
 
Таким
образом, филиал видим, что отсрочку от армии получают только студенты Брянской
технологической академии. 
Видно,
что полноценное дневное образование по экономике имеет место не во всех вузах.
В ВЗФЭИ Гуманитарном институте студенты имеют возможность приходить на занятия
днем, но учатся по сокращенной программе как и заочники. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 
   
 |