Расходы на обучение одного отечественного студента-бюджетника
составляют около тысячи долларов в год. По этому показателю Россия значительно
отстает от европейских стран и США. Даже бывшие социалистические страны тратят
на подготовку специалистов с высшим образованием гораздо большие суммы.
Рис. 1.4. Расходы на обучение одного студента в разных странах
Востребованность
отдельных профессий
В
России у нас нужно рассчитывать рынок образовательных услуг не менее чем на
10–12 лет (а рынок высшего образования – на 4–6 лет).
Резервную
армию труда пополняют в основном женщины, а следовательно, растет спрос на
переподготовку женщин, которые предъявляют спрос на специфические "женские"
профессии.
Одной
из острых демографических проблем в приложении к образовательной сфере является
студенческая и научная эмиграция. Исследования, проведенные Центром демографии
и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН,
свидетельствуют о чрезвычайно низком «потенциале возвращения» российских
студентов, обучающихся за рубежом (18-25%). При этом максимальный уровень
эмиграционного потенциала очень высок – около 70%.
Как
показали опросы специалистов, пять процентов выпускников вузов изъявляют
желание как можно скорее уехать за границу. За последние годы эмигрировали
более ста тысяч молодых специалистов. В Америке и Канаде молодых российских
ученых используют особенно активно, для них специально готовят рабочие места.
В
то же время страна испытывает колоссальный дефицит профессионалов - ученых,
инженеров, экономистов, менеджеров. В наши дни все большую роль в производстве
играют высокие технологии. В том числе в столь важных для России отраслях, как
транспортная и энергетическая. И для них необходима подготовка таких
специалистов. Нет нужды уверять всех в том, что уровень образования и науки -
это и вопрос национальной безопасности.
Структура
выпуска высших учебных заведений по профессиям на сегодняшний день
характеризуется следующими данными: 27% студентов государственных вузов изучают
право, экономику, менеджмент, гуманитарные и социальные науки. Остальные
студенты обучаются по техническим, естественнонаучным и медицинским
специальностям. Между тем, в развитых странах соотношение специальностей
обратное – около 35% инженеров, медиков и специалистов в области естественных
наук в числе выпускников.
Интересные
исследования в области прогнозов рынка труда и соответствия структуры выпуска
образовательных организаций спросу, предъявляемому на рынке труда, проводят
разнообразные кадровые агентства и независимые аналитические центры. Специалисты
группы поиска персонала «Триза Exclusive» утверждают, что сегодня наиболее популярными
остаются выпускники экономических вузов – на их долю приходится свыше 50%
спроса, при этом, в течение ближайших пяти лет высокий спрос на
выпускников-экономистов, скорее всего, сохранится.
Аналитики
исследовательской компании RPI предполагают, что, несмотря на то, что на
сегодняшний день рецессия в области информационных технологий повлекла за собой
уменьшение спроса на специалистов этого профиля, в перспективе на ближайшие
пять лет безработица тем, кто сегодня выбирает профессии IT-инженеров не
грозит.
Кроме
того, хорошие перспективы предрекают таким специальностям, как логистик,
маркетолог, специалист по связям с общественностью. Также высокий спрос,
согласно прогнозам, будет предъявляться на экологов, психологов,
инженеров-строителей, химиков-пищевиков.
По
данным Министерства образования в ближайшие годы возрастет спрос на медиков,
учителей и специалистов со средним образованием – токарей, слесарей, поваров.
1.4. некоторые черты дистанционного
образования
Одним
из видов образовательных услуг является дистанционное образование. Оно
позволяет пересечь границы регионов и даже стран. Поле маркетинговой
деятельности вуза значительно расширяется.
Смысл
дистанционного образования в том, что потребитель таких образовательных услуг
может не занимать учебные площади, а учиться дома.
Интернет
стал важнейшим образовательным инструментом, причем не только в процессе
обучения студентов, но и при подготовке преподавателей – таковы результаты исследования,
проведенного в Канаде по заказу компании MsGraw-Hill Reyrson, занимающейся
изданием учебников.
В ходе международного исследования были опрошены 1177 преподавателей и
студентов университетов и колледжей. На основании их ответов Msdtaw-Hill
рассчитала степень важности информационных технологий в обучении. В 1999 году
этот показатель был равен 22%, теперь достиг 57%.
В этом году начинает свою работу новый онлайновый проект британских
вузов UkeU – UK eUniversities Worldwide («электронные университеты Соединенного
Королевства»). В рамках этого проекта студентам всего мира (в т. ч. и из
России) будет предоставлена возможность получить британское высшее образование
и ученую степень через Интернет.
Участники
LJkeU смогут выбрать учебные курсы по семи дисциплинам, включая научные
технологии, бизнес и менеджмент. Ожидается, что количество иностранных студентов
должно составить 80% всех онлайновых учащихся. Стоимость обучения зависит от
выбранных курсов и составит не менее 1,5 тыс. фунтов в год. Связь
преподавателей и студентов будет осуществляться через новый Интернет-портал
www.ukeu.com, созданный Sun Microsystems. На нем разместятся иллюстрированные
тексты в формате HTML, аудиофайлы, а также тесты.
Самыми
первыми дипломами, которые можно будет получить в рамках этого проекта, станут
дипломы Открытого и Кэмбриджского университетов в области экономики.
Глава 2. Оценка
отдельных факторов среды бизнеса ВЗФЭИ
2.1. Характеристика
профиля ВЗФЭИ
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ВЗФЭИ) - основан 14 мая 1930.
Полное
наименование вуза (в соответствии с учредительными документами): Всероссийский
заочный финансово-экономический институт.
Юридический
адрес: (в соответствии с учредительными документами) 123995, ГСП-5, г.Москва,
Г-96 ул. О.Дундича, д.23.
Всероссийский
заочный финансово-экономический институт имеет лицензию на образовательную
деятельность №24Г-1144 от 11.09.2000г.
ВЗФЭИ
- один из ведущих центров экономических исследований в области становления
социально-ориентированной рыночной экономики, теории финансов, совершенствования
бюджетной системы, кредитно-денежной политики и др.
Структура
ВЗФЭИ:
В
структуру института входят: Московское отделение и 21 филиал (в Архангельске,
Барнауле, Брянске, Владимире, Воронеже, Волгограде, Калуге, Кирове, Краснодаре,
Курске, Липецке, Новороссийске, Омске, Орле, Пензе, Смоленске, Сургуте, Туле,
Уфе, Челябинске, Ярославле).
ВЗФЭИ
имеет 5 факультетов: Финансово-кредитный, Учетно-статистический и Менеджмента и
маркетинга (в составе которых работает 21 кафедра); Непpеpывного образования и
Повышения квалификации руководящих работников и специалистов.
Есть
специализированные подготовительные курсы для поступления на первый курс
института. Имеется Центр дистанционного обучения (в Брянском филиале его нет).
Дополнительно
в процессе обучения участвуют:
o
Центр новых образовательных технологий -
осуществляет проведение научных исследований в области разработки методологии и
реализации новых компьютерных образовательных технологий, а также создания
программных продуктов учебного назначения.
o
Центр дополнительных образовательных услуг -
осуществляет целевую подготовку экономистов высшей квалификации по специальностям
"Финансы и кредит"; "Бухгалтерский учет, анализ и аудит";
"Менеджмент организации"; "Маркетинг".
o
Центр аттестации и повышения квалификации аудиторов
и бухгалтеров.
Академические подразделения:
o
Компьютерные залы.
o
Библиотека.
Структурными подразделениями института являются:
o
Отраслевая научно-исследовательская лаборатория.
o
Профком.
o
Учебно-методическое управление.
o
Приемная комиссия.
o
Отдел подготовки печатных материалов.
o
Центр обеспечения учебно-методической литературой.
o
Общежитие.
А
также:
o
Кадровые и административно-управленческие службы.
o
Управление бухучета и финансового планирования.
o
Хозяйственные и технические подразделения.
Крупнейший
в России государственный и единственный специализированный заочный
экономический вуз. Является лидером в области подготовки специалистов без
отрыва от производства по ведущим финансово-экономическим специальностям:
«Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент
организации» и д.р.
Научные
исследования проводят крупные ученые-экономисты, авторы известных в стране
монографий, учебников, учебных пособий. Ими созданы научные школы в области
финансов, бюджета, кредитных отношений, управления вузами и предпринимательства,
маркетинга, бухгалтерского учета и аудита, статистики, анализа хозяйственной
деятельности вузов, применения экономико-математических методов и
вычислительной техники в управлении экономикой и др.
Преподаватели
института участвуют в работе центральных органов власти и управления по
подготовке законодательных актов и нормативных документов, в проведении экспертных
оценок подготавливаемых проектов и экономических расчетов.
Более
чем 70-летний опыт научной и педагогической деятельности, а также постоянная
ориентация учебного процесса на соответствие реальным потребностям экономики позволили
ВЗФЭИ стать лидером в области подготовки специалистов без отрыва от производства.
Институт к настоящему времени уже подготовил свыше 300 тысяч высококвалифицированных
специалистов: ученых; руководителей финансовой и банковской систем; ведущих
экономистов и главных бухгалтеров; руководителей различных звеньев управления
народным хозяйством.
В
2001 году ВЗФЭИ занял 4 место в рейтинге экономических вузов по России по
итогам 2000 года. (см. приложение№1)
Институт
имеет государственную аккредитацию и лицензию на образовательную деятельность
№24Г-1144 от 11.09.2000г.
В
соответствии с профилем деятельности вуз сверх основных функций проводит важные
виды дополнительной работы по оказанию
услуг населению и вузам промышленности
в области повышения квалификации
специалистов, подготовки молодежи к поступлению в институты и др.
Головной
вуз ведет дифференцированную ценовую политику в отношении филиалов, он
учитывает объективные и субъективные факторы конкретной региональной среды бизнеса.
Что
же было сделано в стране в рамках данной Концепции в 2002/2003 учебном году и
что предполагается осуществить в новом учебном году.
В
2003 году значительно расширен эксперимент по единому государственному экзамену
(ЕГЭ), который проводился в 48 субъектах РФ и в котором участвовало примерно
600 тысяч школьников, т.е. половина выпускников 11-х классов. Прием
абитуриентов в институт по результатам ЕГЭ осуществляется пока в одном этом филиале
в г. Калуге по трем специальностям. В 2004 году эксперимент распространится
практически на все субъекты РФ, в т.ч. и на Москву (в нем будут участвовать
школьники пяти административных округов г. Москвы). Проведение эксперимента, по
мнению некоторых ректоров вузов, высветило ряд негативных моментов. Так,
внедрение системы отодвигает вузы от активного участия в отборе своих
абитуриентов, т.е. тех, кто хочет обучаться в определенном учебном заведении.
При внедрении ЕГЭ утрачивается смысл существования профильных классов в школах
учебного комплекса ВЗФЭИ, требуется перестройка системы довузовской подготовки
и работы приемных комиссий.
Единый
государственный экзамен
В
этом году филиал ВЗФЭИ в г. Калуге участвовал в эксперименте вместе с другими
вузами города и области по единому государственному экзамену (ЕГЭ).
Институтом
были определены три специальности, по которым осуществлялся прием:
-
менеджмент организации;
-
маркетинг;
-
экономика труда.
Перечень
документов, которые абитуриент должен представить в отборочную комиссию, был
дополнен свидетельством о результатах ЕГЭ. Не принимались документы у
абитуриентов, которые имели следующие результаты по ЕГЭ: по математике - ниже
32 баллов, по русскому - ниже 28 баллов.
К
большому удовлетворению план набора по всем трем специальностям был выполнен.
По
«Менеджменту организации»: из 30 человек, представленных к зачислению, 11
окончили школы с медалями; максимальный балл - 159, проходной - 129.
По
«Маркетингу»: из 40 человек 1 медалист, максимальный балл - 159, проходной -
115.
По
«Экономике труда»: из 40 человек, представленных к зачислению, 7 окончили школу
с медалями, максимальный балл - 164, проходной - 104.
Концепция
предполагает также переход от планов приема в вузы (ранее – по принципу от
достигнутого) к конкурсному распределению государственного задания на подготовку
специалистов по регионально-отраслевому принципу.
В
соответствии с постановлением правительства РФ такой конкурс состоялся в феврале
с.г. в специальном центре. Наши филиалы, участвовали в нем в составе базового
ВЗФЭИ.
Конкурсная
заявка включала: анкету ВЗФЭИ, предложения на размещение госзадания на
подготовку специалистов, информационные карты ВЗФЭИ и филиалов, копии свидетельства
о регистрации в качестве юридического лица, лицензий, свидетельства о госаккредитации,
свидетельства о регистрации в территориальных налоговых органах.
Маркетинговое
поле
Госзадание
на подготовку специалистов на 2003 год утверждено на уровне приема в 2002 году.
В результате конкурса предложения ВЗФЭИ были приняты.
В
информационной карте ВЗФЭИ на сайте представлена подробная информация о
структуре и качественном составе профессорско-преподавательских кадров,
контингенте студентов по каждой специальности, приеме, выпуске и т.д.; об
аспирантуре, докторантуре, советах по защите диссертаций, НИР,
учебно-методической работе, информационном обслуживании, востребованности
выпускников, материальной базе.
Выпуск
специалистов в отчетном году завершился достаточно благополучно, что
подтверждается результатами государственной итоговой аттестации. Всего выпущено
8764 специалиста, получающих высшее образование впервые (по второму образованию
выпуска не было). Из них в Московском отделении – 2078 человек. Дипломы с
отличием получили 486 выпускников (в т.ч. 91 в Москве).
Безусловным
достижением прошлого года явилась работа, проводимая под руководством
профессоров Д.М. Дайитбегова и B.C. Торопцова по созданию электронных версий
учебно-методической литературы по всем курсам и специальностям. Это позволяет
выдавать каждому студенту на весь учебный год полный комплект
учебно-методической литературы в виде одного компакт-диска и в конечном итоге
может обеспечить институту экономию денежных средств от сокращения выпуска
методичек на бумажных носителях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|