После того, как
заполнена таблица 8 можно производить анализ методов набора. Исходя из данных
таблицы 8 можно сделать вывод о том, что наиболее эффективными методами набора
персонала в условиях ООО «Магазин №17» является использование Интернета и
рекрутских агентств, поскольку в первом случае затраты на единицу труда
составили 26 тыс.руб., а во втором всего 6,35 тыс.рублей. Наиболее
неэффективным методом набора на фирме исходя из выполненных расчетов является
размещение объявлений по радио. В данном случае затраты на единицу труда
составили 55,7 тысяч рублей.
Недостатки
в действующей системе найма персонала..
В результате
анализа действующей системы найма персонала в ООО «Магазин №17» автором работы
были отмечены следующие недостатки, препятствующие развитию компании:
1.В компании
отсутствует менеджер по набору персонала, в настоящее время набором персонала
занимается заместитель директора совместно с начальниками подразделений,
которые и нуждаются в новом сотруднике.
2. Основу системы
отбора претендентов на вакантную должность составляет одноэтапное
собеседование.
3. На фирме
отсутствует анкетирование и тестирование.
4. В качестве
критерия отбора не применяется практика работы с рекомендациями с предыдущих
мест работы, отсутствие проверки претендентов службой безопасности.
5. Если
обращаться к анализу качественного состава персонала, то, исходя из образовательного
уровня, можно сделать вывод о том, что в магазине за все время превалируют
специалисты со средним специальным образованием, причем их удельный вес в 2006
году вырос по сравнению с 2005 годом, в то время как в целом по стране
наблюдается тенденция на увеличение удельного веса тех работников, кто имеет
высшее образование.
6. Следует
отметить и тот факт, что в 2006 году по сравнению с предыдущим годом увеличился
удельный вес специалистов, имеющих незаконченное высшее и высшее образование,
но этот рост был незначительным и явно недостаточным для планомерного
укрепления позиции фирмы на рынке оптовой торговли.
7. В условиях ООО
«Магазин №17» средний показатель количества работников, которые не
соответствуют требованиям занимаемой ими должности составляет 3 человека,
главным критерием данного несоответствия послужили недостаточный уровень
профессиональной подготовки уровень образования. Тот факт, что 3 человека не
соответствуют занимаемой должности говорит о том, что необходимо искать пути
подбора новых людей на эти должности. А то обстоятельство, что 3 человека из 18
сотрудников, то есть 16,7% от общей среднесписочной численности работников, не
соответствуют требованиям, предъявляемым к ним, говорит о том, что процесс
управления подбором персонала имеет явные недостатки и нуждается в
определенного рода корректировках
8.В ходе анализа
системы найма персонала в ООО «Магазин №17» автором было установлено, что
наименее эффективным методом набора на фирме исходя из выполненных расчетов
является размещение объявлений по радио. В данном случае затраты на единицу
труда составили 55,7 тысяч рублей, в то время как затраты при использовании
таких методов набора персонала как Интернет и рекрутские агентства обошлись
фирме в 26 тыс.руб., 6,35 тыс.рублей соответственно. Тем не менее использование
именно СМИ на данный момент руководством службы подбора персонала является
главным источником привлечения кандидатов на работу.
9. Следует также
отметить и тот факт, что СМИ, в частности объявления по радио в местных газетах
являются источником привлечения тех сотрудников, которые увольняются менее, чем
через год работы в магазине. Это говорит о том, что данный канал отбора
персонала является лишь причиной текучки кадров, что, несомненно, отрицательно
сказывается на работе всей компании.
Таким образом,
действующая система отбора персонала в ООО «Магазин №17» требует принятия
корректирующих мер, принятие которых позволит значительно улучшить
эффективность найма работников.
заключение
Конкретной задачей любого анализа трудовых
ресурсов предприятия является нахождение слабых мест, связанных с
использованием рабочей силы, а его целью – выработка таких рекомендаций,
которые не позволят организации снизить объема предоставляемых услуг.
Проанализировав методы и
принципы ведения кадровой политики ООО «Магазин №17» можно сделать вывод, что
на предприятии применяются не все методы набора и отбора персонала, а оценка
кандидатов на вакантные должности не достаточно эффективна.
Поиск менеджеров и другого персонала фирмы
производится главным образом посредством СМИ.. При отборе кандидатов для работы
в магазине проводится всего один этап собеседования с заместителем директора,
который, как отмечалось выше, частично выполняет функции менеджера по
персоналу. Собеседование носит неформальный характер и длится примерно 15
минут. В ходе собеседования выясняются личные данные кандидата, опыт его
работы, причину увольнения с последнего места работы. Особое внимание уделяется
внешнему виду претендента и умению грамотно и дружелюбно общаться. Анкетирование
или тестирование не проводится. Также не производится анализ вопросов
соискателя. Рекомендации с предыдущего места работы не требуются.
Для
эффективного управления персоналом предприятие нуждается в целостной системе
работы с кадрами, позволяющей управлять ими от момента приема на работу до
завершения карьеры. Определив требования к кандидату, сотрудники службы
управления персоналом приступают к привлечению кандидатов, используя несколько
методов:
1.
Поиск внутри организации.
Прежде чем выйти на рынок труда, сначала пробуют искать среди своих
сотрудников, обращаясь к начальникам подразделений с просьбой выдвинуть
кандидатов и анализируя личные дела с целью подбора сотрудников с требуемыми
характеристиками.
2.
Объявления в средствах массовой информации.
Для привлечения кандидатов размещает объявления в специализированных газетах и
рубриках. Преимуществом данного метода является широкий охват населения при
относительно низких первоначальных издержках. А недостатком является обратная
сторона преимущества: огромный наплыв кандидатов, большинство из которых не
обладает требуемыми характеристиками.
В ходе написания работы автором было
установлено, что наиболее эффективными методами набора персонала в условиях ООО
«Магазин №17» является использование интернета и рекрутских агентств,
поскольку в первом случае затраты на единицу труда составили 26 тыс.руб., а во
втором всего 6,35 тыс.рублей. Наиболее неэффективным методом набора на фирме
исходя из выполненных расчетов является размещение объявлений по радио. В
данном случае затраты на единицу труда составили 55,7 тысяч рублей.
В
результате анализа действующей системы найма и оценки персонала в ООО «Магазин
№17», произведенного во второй главе, автором работы были отмечены следующие
недостатки, препятствующие развитию компании:
1.В
компании отсутствует менеджер по набору персонала, в настоящее время набором
персонала занимается заместитель директора совместно с начальниками
подразделений, которые и нуждаются в новом сотруднике.
2.
Основу системы отбора претендентов на вакантную должность составляет
одноэтапное собеседование.
3. На
фирме отсутствует анкетирование и тестирование.
4. В
качестве критерия отбора не применяется практика работы с рекомендациями с
предыдущих мест работы, отсутствие проверки претендентов службой безопасности.
5.
Если обращаться к анализу качественного состава персонала, то, исходя из
образовательного уровня, можно сделать вывод о том, что на фирме за все время
превалируют специалисты со средним специальным образованием, причем их удельный
вес в 2006 году вырос по сравнению с 2005 годом, в то время как в целом по
стране наблюдается тенденция на увеличение удельного веса тех работников, кто
имеет высшее образование.
6.
Следует отметить и тот факт, что в 2006 году по сравнению с предыдущим годом
увеличился удельный вес специалистов, имеющих незаконченное высшее и высшее
образование, но этот рост был незначительным и явно недостаточным для
планомерного укрепления позиции фирмы на рынке оптовой торговли.
7. В условиях ООО «Магазин №17» средний
показатель количества работников, которые не соответствуют требованиям
занимаемой ими должности составляет 3 человека, главным критерием данного
несоответствия послужили недостаточный уровень профессиональной подготовки
уровень образования. Тот факт, что 3 человека не соответствуют занимаемой
должности говорит о том, что необходимо искать пути подбора новых людей на эти
должности. А то обстоятельство, что 3 человека из 18 сотрудников, то есть 16,7%
от общей среднесписочной численности работников, не соответствуют требованиям,
предъявляемым к ним, говорит о том, что процесс управления подбором персонала
имеет явные недостатки и нуждается в определенного рода корректировках
8. Следует также
отметить и тот факт, что СМИ, в частности объявления по радио в местных газетах
являются источником привлечения тех сотрудников, которые увольняются менее, чем
через год работы в магазине. Это говорит о том, что данный канал отбора
персонала является лишь причиной текучки кадров, что, несомненно, отрицательно
сказывается на работе всей компании.
При отборе
кандидатов для работы в фирме необходимо проводить два этапа собеседования. На
первом этапе необходимо оценить уровень стрессоустойчивости - важнейшее
качество, необходимое для работы в сфере услуг.
Второй этап
собеседования должен проводить начальник службы, в которую устраивается новый
сотрудник, и его будущий непосредственный руководитель. Они оценивают
профессиональные навыки
Наряду с этим
руководству ООО «Магазин №17» целесообразно внедрять новые методы эффективного
отбора персонала:
1.
Групповое
собеседование
2.
Тестирование., которое позволит выявить
уровень агрессии кандидата, склонность к алкоголю, наличие материальных
проблем, проблемы сексуального характера, отсутствие интереса к работе и пр.
Должна быть разработана
анкета, включающая следующие разделы:
ü
Общая
информация;
ü
Информация
о перспективах работы в компании;
ü
Информация
об образовании;
ü
Информация об опыте работы;
ü
Информация о рекомендациях;
ü
Информация о хобби, увлечениях;
ü
Информация о самооценке;
ü
«Маркетинговая информация»;
ü
Информация
о прохождении собеседований и принятии на работу.
Список использованной литературы
1.
Алавердов А. Р. Управление предприятием в коммерческом банке. –
М.: Соминтэк, 1999. – 306 с.
2.
Андреев А.Ф., Гришина Н.В.,
Лопатина С.Г. Основы кадрового менеджмента, М.: «Юрайт», 2001. – 354 с.
3.
Бизюкова И. В. Кадры управления: подбор и оценка: Учебное пособие.
– М.: Экономика, 1998. – 450 с.
4.
Вартанян И.П. О работе с
персоналом // Деньги и кредит, 10/1998.
5.
Веснин В. Р. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: ТК
Велби, изд. Проспект, 2006. – 407 с.
6.
Веснин Н. Р. Практический
менеджмент персонала, М.: «Юристъ», 2003. – 548 с.
7.
Гупалов В.К. Управление
рабочим временем, М.: «Финансы и статистика», 2002. – 430 с.
8.
Диана Мак Ноттон, Дональд
Дж. Карисон, Клайтон Таунсенд Дитц Кадры современных организаций, М.:
«ЮНИТИ-ДАНА», 2004. – 549 с.
9.
Егоршин А. П. Управление персоналом: Учебник. – 3-е изд. –
Н.Новгород: Нимб, 1999. – 430 с.
10.
Жуков Е.Ф. Управление кадрами
предприятия, М.: Издательское объединение «ЮНИТИ», 2005. – 288 с.
11.
Журавлев П. В., Карташов С. А., Маусов Н. К. Персонал. Словарь
понятий и определений. – М.: Экзамен, 2000. – 318 с.
12.
Королевский М. И. Поиск и отбор персонала. – М.: Бизнес-школа
«Интел-Синтез», 1998. – 296 с.
13.
Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение.
– М., 2005. – 339 с.
14.
Петров А.В. Обучению –
опережающий характер // Деньги и кредит 6/1999
15.
Попов Л.А. Анализ и
моделирование трудовых показателей, М.: Экономика, 1999. – 366 с.
16.
Пошерстник Н. В., М.С.Мейксин. Кадры предприятия. – СПб.:
«Издательский дом Герда», 2002. – 296 с.
17.
Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М:
Аспект Пресс, 2001. – 359 с.
18.
Саакян А. М, Зайцев А. П., Лашманова О. Н. Управление персоналом в
организации.- СПб.: Питер, 2001. – 505 с.
19.
Сагитдинов М.Ш. Кадровая
политика: время диктует новые подходы // Деньги и кредит, 1/2000.
20.
Самоукина Н.В. Искусство
управления персоналом организации, М.: Русская Деловая Литература, 1997. – 560
с.
21.
Смирнов Б. М. Кадровые нововведения в системе управления
персоналом. – М.: Варяг, 1999. – 267 с.
22.
Технологии кадрового менеджмента: учебно-практическое пособие./под
ред. И. В. Мишуровой. – М.: ИКЦ «Март», 2004.- 274 с
23.
Токарева А.Б. Поговорим о
кадрах // Деньги и кредит 3/1998
24.
Управление персоналом в организации под ред. А. Я. Кибанова. – М.:
ИНФРА-М, 2005. – 275 с.
25.
Управление персоналом под общей ред. А. С. Турчинова. – М.: Изд.
РАГС, 2002. – 321 с.
26.
Управление персоналом под ред. С. И. Самыгина. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2004. – 298 с.
27.
Управление персоналом предприятия под ред. А. А. Крылова, Ю. В.
Прушинского. – М.: ЮНИТИ: Единство, 2002. – 344 с.
28.
Управление персоналом: учебник для вузов под ред. Т. Ю. Базарова,
Б. Л. Еремина.- М.: ЮНИТИ, 1998. – 469 с.
29.
Управление песоналом под ред. К. И. Сербиновского, С. И. Самыгина.
– М.: Приор,1999. – 381 с.
30.
Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. –
М.: Прогресс-Универс, 2000. – 315 с.
31.
Чижов Н.А. Персонал
предприятия: технология управления и развития, М.: Издательский центр «Анкил»,
2003. – 275 с.
32.
Шкатулла В.И. Настольная
книга менеджера по кадрам, М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М», 1998. – 471
с.
33.
Экономика организации (предприятия): Учебник / под ред. Н. А.
Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. – 274 с.
34.
Экономика предприятия: Учебник для вузов/под ред. проф. В. Я.
Горфинкеля, В. А. Швандара – 4-е изд, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –
670 с.
35.
www.angelsplus.net/Upravlenie.html
Приложение
1
Макет
бланка для беседы
Дата
___________
КРАТКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Рейтинг
(оценка)_______________________________________
2.
Комментарии
_________________________________________
________________________________________________________
3.
Беседу
проводил_______________________________________
________________________________________________________
4.
На
вакантную должность _____________________________
________________________________________________________
5.
Фамилия,
имя, отчество. Дата рождения
6.
Адрес,
номер телефона
7.
Работаете
ли Вы сейчас? Если да, то как скоро сможете приступить к выполнению
обязанностей? Каковы отношения с фирмой, где Вы сейчас работаете?
8.
Почему вы
хотите занять данное вакантное место? (какова основная причинна – престиж,
безопасность, заработок?)
9.
Опыт
работы.
ПОСЛЕДНЕЕ
ИЛИ НАСТОЯЩЕЕ МЕСТО РАБОТЫ:
10. Компания.
11. Город.
12. С____по____ (время работы)
13. Как Вы устроились на работу?
(высказал ли заявитель уверенность в себе относительно получения мест работы?)
14. Сущность работы вначале?
(можно ли использовать опыт работы кандидата на прежних местах работы для
работы на данной должности?) Какую зарплату Вам платили вначале?
15. Как менялась работа со
временем? (какой прогресс был у заявителя на той работе?)
16. Чем Вы занимались на работе
к моменту увольнения? (какую ответственность нес заявитель?) Зарплата в момент увольнения?
17. Начальник __________ Его
должность__________ Что он собой представляет? (как у кандидата складывались
отношения с начальством?) Сколь пристально он наблюдал за Вами? Какую власть вы
имели (имеете)?
18. Сколько человек было под
Вашим началом? Чем они занимались? (лидер ли заявитель?)
19. В какой мере Вы могли
использовать свою инициативу и суждения? (активно ли кандидат искал
ответственности?)
Приложение 2
Анкета.
1. Личная
информация.
Фамилия, имя,
отчество_____________________________________
Дата
рождения______________________________________________
Место
рождения_____________________________________________
Адрес
постоянной регистрации_______________________________
Адрес
проживания___________________________________________
Телефон
(домашний, контактный)_____________________________
Семейное
положение_________________________________________
Дети
(количество, возраст)____________________________________
2.
Работаете ли
Вы в настоящее время____________________________
Если
Вы работаете сейчас, то, что не устраивает на данный
момент?________________________________________________________
Сколько
времени Вы добирались до нашего офиса?______________
Сколько
времени Вы готовы тратить на дорогу до работы?
______________________________________________________________
Сколько
времени Вам необходимо, чтобы приступить к работе на новом
месте?____________________________________________________
Какой
график работы Вас устроит?______________________________
Есть
ли у Вас возможность работать вечерами и в
выходные?__________________________________________________________
Ваши
материальные ожидания на испытательный срок и от постоянной
работы.____________________________________________________
Проранжируйте
приведенные ниже характеристики, исходя из Ваших предпочтений (1 — наиболее
важно, 10 — наименее важно):
Хороший
коллектив
Престиж
компании
Достойная
зарплата
Гибкий
рабочий график
Возможность
самореализации
Перспективы
роста
Близость
от дома
Стабильность
работы
Решение
сложных задач
Получение
новых навыков
Какие
параметры являются для Вас важными при выборе места работы?
________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
Образование.
Образование.
Когда и какие учебные заведения
окончили?_____________________________________________________________
Дополнительное
образование (курсы, семинары, тренинги, пр.).
________________________________________________________________
4.
Информация о трудовой деятельности (в обратном хронологическом порядке).
Период
работы__________________________________________________
Название
компании______________________________________________
Сфера
деятельности компании____________________________________
Должность
или профессия________________________________________
График
работы________________________________________________
Выполняемые
обязанности_______________________________________
Уровень
(размер) заработной платы_______________________________
Причина
увольнения____________________________________________
Место
расположения компании___________________________________
Ф.И.О.
руководителя____________________________________________
Контактный
телефон____________________________________________
5.
Рекомендации.
Кто
из Ваших бывших коллег и руководителей может дать Вам устную рекомендацию или
рекомендательное письмо?
_______________________________________________________________
Адрес,
телефон организации и должностного лица._________________
_______________________________________________________________
6.
Хобби, увлечения.
Как
Вы отдыхаете чаще всего?___________________________________
Отметьте
то, что Вам интереснее всего:
Книги
Театр
Кино
Выставки
Музеи
Спорт
Путешествия
другое
7.
Укажите
5 своих положительных качеств.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите
какие 3 отрицательные качества Вам присущи.
________________________________________________________________
От
каких качеств своего характера Вы хотели бы избавиться?
________________________________________________________________________________________________________________________________
8.
Где
Вы взяли информацию об открытой вакансии?
________________________________________________________________
Дата_____________________
Подпись______________________
Заполняется
сотрудником предприятия.
|