Групповое
собеседование.
Отбирая кандидатов на массовые целесообразно подготовить и провести групповое
собеседование. Этот вариант отбора кандидатов очень удобен, если претендентов
на вакансии достаточно много. В группе проще определить преимущества одних
кандидатов перед другими, особенно при оценке коммуникативных навыков. Можно
провести ролевые игры типа "менеджер - клиент" и т.п. После того как
будет проведен первичный отбор, можно провести индивидуальное собеседование с
каждым из кандидатов. Таким образом, значительно сократится процедура отбора.
Тестирование.
Так как на большинстве предприятий не существует никакой системы тестирования
при приеме на работу, можно предложить достаточно простой в обработке тест,
разработанный А.Г. Шмелевым и В.С. Бабиной. Этот тест позволяет выявить уровень
агрессии кандидата, склонность к алкоголю, наличие материальных проблем,
проблемы сексуального характера, отсутствие интереса к работе и пр.
Процедура
проведения проста и оперативна. На стол кладутся карточки с названиями тем:
o
агрессия-самозащита;
o
взаимоотношения полов;
o
пристрастие к алкоголю;
o
деньги, карьера;
o
мода;
o
семейные неурядицы и социальные проблемы;
o
бездарность в искусстве;
o
человеческая глупость.
Затем кандидату
предлагается набор из 100 карточек, на каждой из которых написана какая-либо
юмористическая фраза, например:
N 28.
"Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла"
Соискатель должен
прочитать каждую фразу, определить, к какой, по его мнению, из перечисленных
тем она относится, и положить карточку с фразой на карточку с темой. Значения
40 фраз однозначны, а значения 60 фраз многозначны, и человек улавливает в
каждой из них именно тот смысл, который для него актуален. В результате
количество карточек по одной теме значительно превышает количество карточек по
другой. Чем больше карточек, тем выше вероятность того, что у испытуемого есть
проблемы в этой сфере, например, у него повышенный уровень агрессии.
Также можно порекомендовать методику PARLA, которая считается
наиболее оптимальной для проведения интервью. Это западная техника
интервьюирования, которая направлена на оценку ключевых компетенций кандидата
на должность. Расшифровывается аббревиатура следующим образом: Problem - Action
- Result - Learned - Applied и представляет собой алгоритм проведения интервью,
состоящий из пяти этапов[15].
На первом этапе
Problem (в переводе с англ. - проблема) кандидату предлагают вспомнить и
описать какую-либо проблемную ситуацию, с которой он сталкивался в прошлом.
Затем следует Action (в переводе с англ. - действие): кандидату предлагают
описать свои действия в этой ситуации. После этого следует Result (в переводе с
англ. - результат, вывод): кандидат должен описать полученные результаты и
оценить их. Потом идет этап Learned (от англ. to learn - научиться, узнать) -
кандидату предлагают рассказать о том, какой опыт он получил благодаря
описанной проблемной ситуации. И наконец, заключительный этап Applied (от англ.
to apply - применять, использовать), на котором кандидат должен описать, как он
применил полученный опыт на практике, в своей последующей работе.
Таким образом,
методика позволяет понять, какие ситуации кандидат считает проблемными, какие
методы решения проблем выбирает, может ли взять на себя ответственность, умеет
ли делать выводы, учиться на своих ошибках и т.д. Самое cложное в применении
этой техники - искусство задавания вопросов. Этому можно научиться на
специально организованных тренингах работы по методике PARLA.
Автором
работы разработана анкета, которая в наибольшей степени помогает найти
подходящих соискателей на должность продавца.
Итак,
анкета (фр. еnquete — расследование) — опросный лист, самостоятельно
заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам. Несмотря на то, что она
является одним из основных документов личного дела, утвержденной формы анкеты
не существует. Это всегда собственная разработка компании[16].
Приступая
к разработке анкеты, необходимо обозначить цель, то есть определить, какую
помощь должно оказать ее использование в работе — хочу ли я формально соблюсти
требования кадрового делопроизводства или же мне нужен дополнительный
инструмент для наиболее полной оценки качеств соискателя. Мы будем
исходить из второго предположения и постараемся продумать, какая информация
нужна фирме и с помощью каких вопросов мы сможем ее получить. Определившись с
целями, рассмотрим содержание анкеты.
1. Общая информация
Ее
можно получить посредством вопросов о правовом (имя, место жительства, пр.) и
социальном статусе потенциального работника, условиях его жизни, способах
контакта с ним (номер телефона, пейджера, адрес, е-mail и т.д.).
Получить
общие сведения о потенциальном работнике можно, задав ему следующие вопросы:
·
Фамилия, имя, отчество;
·
Дата рождения;
·
Место рождения;
·
Адрес постоянной регистрации;
·
Адрес проживания;
·
Контактная информация: тел. (домашний, контактный), e-mail;
·
Семейное положение;
·
Дети (количество, возраст).
2. Информация о перспективах работы
в компании
Правильно
подобранные вопросы этого раздела позволят первоначально озвучить цели, мотивы,
профессиональные притязания кандидата.
·
Работаете ли Вы в настоящее время?
·
Если Вы работаете сейчас, то, что не устраивает на данный момент?
·
Сколько времени Вы добирались до нашего офиса?
·
Сколько времени Вы готовы тратить на дорогу до работы?
·
Сколько времени Вам необходимо, чтобы приступить к работе на новом
месте?
·
Какой график работы Вас устроит? Есть ли у Вас возможность
работать вечерами и в выходные?
·
Ваши материальные ожидания на испытательный срок и от постоянной
работы.
·
Проранжируйте приведенные ниже характеристики, исходя из Ваших
предпочтений (1 — наиболее важно, 10 — наименее важно):
o
Хороший коллектив
o
Престиж компании
o
Достойная зарплата
o
Гибкий рабочий график
o
Возможность самореализации
o
Перспективы роста
o
Близость от дома
o
Стабильность работы
o
Решение сложных задач
o
Получение новых навыков
Какие
параметры являются для Вас важными при выборе места работы?
3. Информация об образовании
§
«Образование» — это один из стандартных разделов анкеты.
Образование. Когда и какие учебные заведения окончили?
§
Дополнительное образование (курсы, семинары, тренинги, пр.).
4.
Информация об опыте работы
Очень
важный раздел. Именно на основе данных этого раздела делаются выводы о
соискателе: как часто меняет место работы; по какой причине покидает компании;
меняет ли кардинальным образом сферу приложения усилий; насколько легко
сообщает сведения о прошлых местах работы, телефоны и имена бывших
руководителей. Кадровику, даже с минимальным опытом, наблюдающим за процессом
заполнения пунктов этого раздела становятся ясными многие психологические
особенности соискателя.
Для
этого необходимо попросить соискателя описать в обратном хронологическом
порядке его трудовую деятельность по следующим направлениям:
·
Период работы.
·
Название компании.
·
Сфера деятельности компании.
·
Должность или профессия.
·
График работы.
·
Выполняемые обязанности.
·
Уровень (размер) заработной платы.
·
Причина увольнения.
·
Место расположения компании.
·
Ф.И.О. руководителя.
·
Контактный телефон.
5.
Информация о рекомендациях
Из числа соискателей на рекомендательные
письма предоставляют не более 5 %. Тот факт, что человек указывает своих
потенциальных рекомендадателей (он же еще не знает о чем их будут спрашивать, и
что они ответят), можно расценивать как умение «мирно» расставаться со своим
бывшим руководством.
Для
этого внесем в анкету следующие вопросы:
·
Кто из Ваших бывших коллег и руководителей может дать Вам устную
рекомендацию или рекомендательное письмо?
·
Адрес, телефон организации и должностного лица.
6.
Информация о хобби, увлечениях
В
анкетах большинства компаний для ее получения выделяется одна-две строчки.
«Ваше хобби» — примерно так звучит этот вопрос. Представьте себя на месте
соискателя. Скорее всего, в ответе мы бы поставили «спорт, чтение». Навряд ли
эти слова сильно помогут раскрыть личность. Попробуем уточнить вопрос и
поставим несколько дополнительных условий. Анкетируемый, либо раскроется,
рассказывая о своем любимом занятии, либо мы сразу же поймем, что ему нечего сообщить.
Для
этого в анкету целесообразно включить следующие вопросы:
·
Как Вы отдыхаете чаще всего?
·
Отметьте то, что Вам интереснее всего:
Книги
Театр
Кино
Выставки
Музеи
Спорт
Путешествия
другое
·
Поделитесь своими впечатлениями от последнего увиденного Вами
спектакля, кинофильма, прочитанной книги, пр.
7.
Информация о самооценке
Так
как ранее уже было предложено использование психологического теста, ограничимся
парой-тройкой вопросов о характере. Это даст нам дополнительную информацию к
размышлению.
·
Укажите 5 своих положительных качеств.
·
Укажите какие 3 отрицательные качества Вам присущи.
·
От каких качеств своего характера Вы хотели бы избавиться?
8.
«Маркетинговая информация»
Зададим
один вопрос, который поможет нам скорректировать бюджет на поиск и привлечение
персонала в будущем.
·
Где Вы взяли информацию об открытой вакансии?
9.Информация о прохождении
собеседований и принятии на работу
Этот
раздел заполняется тем работником, который «собеседовал» с соискателем. Для
этого очень удобно использовать следующую форму (таблица 3).
Таблица
3.
Информация о прохождении собеседования и принятии на работу.
|