Меню
Поиск



рефераты скачать Особенности крымско-татарской архитектуры

О мавзолее мы находим сведения ещё у некоторых исследователей, в частности, у Е.В. Нагаевской, которая с уверенностью говорит, что в мавзолее захоронено 16 ханов, а остальные захоронения – могилы их родственников и приближённых. Самой ранней же могилой является могила 1592 г[25]. Однако кому эта могила принадлежит, исследовательница не уточнила.

В. Коваленко и Е. Алтабаева дают перевод надписей, встречающихся на гробницах: «Смерть есть чаша с вином, которую пьёт всё живое. Могила есть жилище, в которое сходит всякий человек»; «В цветнике мира я была розой и, увы, завяла».[26]

Эвлия Челеби описывает два мавзолея, «красивых, покрытых оловом».[27] То, что они имеют серебристую крышу говорит и Х. Г. Манштейн: «По левую сторону большого двора - две большие мечети со сводами круглыми и с кровлей, свинцом покрытой, где ханы погребаются».[28] В одном из дюрбе, сообщает Эвлия, в гробнице, полной света в гробах, укутанных зелёным сукном, покоятся хан Гази-Ислам-Гирей, сын Селямет Гирея, его дети и родственники, бийимы и бюкше (т.е. близкие к нему женщины).

Гробница «охраняется специальным сторожем» и «одарена многочисленными приношениями»[29].

Вторым мавзолеем был мавзолей, построенный скорее всего в 1764г. для супруги Гирей-хана – Диляры Бикеч. Е.В. Крикун описывает современное состояние мавзолея, говорит о том, что он требуется «в тщательной реставрации, основанной на всесторонних исследованиях»[30]. Выглядит это сооружение вот как: Традиционный восьмигранник с куполом на смещённом восьмиггранном барабане. Нижнюю часть опаясывают грани, на которых по три двухъярусных арки, средняя нижняя из которых - окно ныне заложено; в западной стене устроен дверной проём в виде арки, с завершением рисунка. всё это находится над рельефным карнизом. Углы восьмигранника украшены тонкими пилястрами. на передней (входной) грани гробницы –доска с надписью: «Молитва за упокой души усопшей Диляры-Бикеч».У входа в дюрбе, по преданию, стоял фонтан Слёз (Сельсебиль), позже перенесённый в фонтанный двор[31].

Говоря о мавзолеях, мы не можем не рассказать о кладбище (мезарлыке), которое примыкало к ним. Оно было основано в начале XVI в. У. Боданский сообщает нам, что в начале ХХ в. кладбище было заброшено и на нём не хоронят с к. XVIII в., а пасут скот[32]. Из архивных документов нам известно, что территория мезарлыка была частной собственностью, принадлежавшей некому купцу Борису Ефимовичу Энштейну, которым он пользуется. Была создана специальная комиссия, которая рассматривала данное дело со стороны, защищавшей как людей, чьи родственники находились на этом кладбище, так и Энштейна, который купил этот участок земли для своих нужд. Также в этом документе описываются остатки кладбища, находившиеся на территории купленного участка или около него: «На нём имеется два татарских памятника в виде маленьких домиков четырёхугольной формы, стены которых каменные, без крыши и потолка, один из памятников имеет в одной стене два отверстия в виде небольших окошек, одно из которых закрывается деревянной дверкой, второе – открывается со вставленной в нём решёткой, при чём на стене имеется татарская надпись, а в середине памятника лежит старый надгробный камень. Второй памятник такого же вида в середине и размера, имеется в середине надгробная плита. Других памятников на этом месте не обнаружено, за исключением найденных двух надгробных камней близ границы участка».[33] Е.В. Крикун даёт сведения, в которых говорится, что «на территории кладбища расположено более двухсот надгробий, среди которого множество шедевров камнерезного искусства…

Простейшей формой надгробия является плита, горизонтально уложенная на ребро. Иные составлены из нескольких плит… Плита имеет скульптурно обработанное завершение в виде чалмы на мужских могилах и плитой с надписью в изголовье. Плита имеет скульптурно обработанное завершение в виде чалмы на мужских могилах или каблука - на женских»[34].

Важным элементом в архитектурном ансамбле Бахчисарая являются ханские бани, находящиеся с ханским дворцом и получившие название из-за своего расположения при постройке на территории ханского дворца, но в начале ХХ в. оно принадлежало частному лицу. Ещё в начале ХХ в. это здание не было подвержено реставрации, а сохраняло первоочерёдный свой вид. Сооружение бани – значительное событие в жизни местного населения. В баню приходили не только мыться, но и здесь можно было развеяться, побеседовав, отдохнув, обменявшись новостями. У. Боданский считает, что вид бань «не казист», т.к. здание помещено «в узеньком, глухом переулке; фасад, выходящий частью на набережную речки Чурук-Су, окрашен в уродливый грязно-оранжевый цвет; над входом висит, по восточному обычаю вделанная в стену мраморная доска с выбитой рельефной надписью: «Построено по повелению Султана Адиль-Сахиб-Гирей-хана, сына Менгли-Гирей-хана, сына Аджи-Гирей-хана в 939 г.(1533 г. по Р.Х.)». Дворы ведут в раздевальню (предбанье) в виде четырёхугольной комнаты, перекрытой деревянной стропильчатой крышей; по середине комнаты – фонтан, корпус которого высечен из местного известняка. Дальше низенькая узкая дверь ведёт в следующее помещение с верхним помещением с верхним сводом, попадающим из небольшого окошка в виде звезды и нескольких застеклённых круглых отверстий, расположенных во круг него. За тем идёт помещение собственно бани; в плане представляется в виде четырёхугольника, перекрытого полукруглым куполом; переход от четырёхугольных стен к круглому куполу обработан рядом очень красивых стрельчатых арок. Помещение освещено верхним светом, падающим и множество круглых творений в куполе с позеленевшими от времени стёклами. по середине помещается сделанное каменное возвышение для сиденья; кругом стенок каменные раковины с кранами горячей и холодной воды »[35].

Е.В. Крикун по поводу бань рассказывает также об их отоплении: «Обогревались бани сложной системой отопительных каналов, расположенных в массивных стенах под куполом. Отопительно-охладительное устройство позволяло нагреть или «простудить» баню, по желанию. Воды на каждого хватало предостаточно. Ощущению повышенного комфорта способствовали интерьеры моечных»[36].

Самой плотной является западная сторона застройки дворцовой площади, где находится главный корпус. Его сложная живописная композиция состоит из групп построек, соединённых переходами, двориками и образующих парадную и жилую половины. К южной стороне ханских хоромов пристроена Малая дворцовая мечеть, за нею, западнее, на некотором расстоянии – гаремный корпус с отдельно стоящей около него Соколиной башней.

Парадная половина ханских палат начинается с Посольского дворика, куда ведут большие Посольские ворота. Сквозь деревянную колонаду дворика слева виднеется наиболее древняя часть дворца – портал Алевиза (См. Приложение 17 ).

С южной стороны к Посольскому дворику примыкает большой двухсветный зал Совета и Суда (Диван) с арочным входом.

По свидетельству Манштейна Х.Г. – стены зала Дивана были облицованы разноцветными фарфоровыми плитками, в окнах верхнего яруса – цветные витражи, нижние имели двойные ставни, внутренние из которых были решетными, красиво выточенными из букового дерева, потолок в середине куполообразный, расписан в красный цвет с золотом [37].

Е.В. Крикун достаточно подробно описывает рассматриваемый нами главный корпус ханского дворца: «Мраморный пол с беломраморным бассейном и фонтаном в середине зала. Вдоль боковых стен располагались крытые тонким оранжевым сукном диваны, где седели члены совета старейшин…

Построенный в XVI в., многое повидавший за столетие, горевший ни раз ремонтированный, ныне зал Дивана, постепенно трудами реставраторов возвращает свой вид. В нём нет фарфоровой облицовки, мраморного пола по середине, возвращены реставрацией фрагменты древней росписи, контрастное сочетание стен, ярких не повторяющихся витражей…

Боковая дверь в южной стене зала Совета и Суда ведёт в просторный Фонтанный дворик, куда можно попасть через Портал Алевиза из Посольского сада. Накрытое вторым этажом и частично освещённое верхним светом, переливающееся под прямым углом пространство Фонтанного дворика с рядами деревянных колонн… главные «герои» дворика – два фонтана: Золотой и фонтан Слёз.

Сооружённый в 1763 году (правление хана Каплан-Гирея) из белого мрамора в традициях османской архитектуры. Золотой фонтан – малая архитектурная форма в виде портала с прямоугольным завершением и неглубокой арочной нишей, вверху украшенной резной стилизированной раковиной, растительным орнаментом и сталактитовым поясом. Утраченная со временем и восстановленная со временем в 1963 г. реставраторами позолота орнаментов и рельефных надписей (с датой постройки и изречением Корана) дали имя фонтану: Манзуб – Золотой.

Однако не пышный Золотой, а изящный Сельсебиль (райский источник), известный теперь как фонтан Слёз, стал уникальным поэтическим центром дворца»[38]. Так, к примеру, А.С. Пушкин в своей поэме «Бахчисарайский фонтан» пишет о Гирее, который воздвигает фонтан в честь девушки, которую он полюбил – Диляре, христианке по происхождению. Фонтан располагался в углу дворца. Над ним возвышалась магометанская луна и сохранилась надпись. Автором фонтана был иранский мастер Омер. Исследователи В. Коваленко и Е. Алтабаева называют этот фонтан «подлинным шедевром восточного искусства, полным глубокой символики, выражающей вечные темы любви и смерти»[39]. Омер на мраморной плите, украшенной растительным орнаментом, расположил чаши для воды. В верхней части он вырезал цветок лотоса из пяти лепестков, символ человеческого лица. В центре цветка подобие человеческого глаза, из которого капают «слёзы». Они падают в верхнюю центральную чашу, из неё в боковые, затем в следующую – среднюю. мотив раздвоения потока и последующего слияния повторяется трижды. В самом низу вырезана похожая на улитку спираль, символ продолжения жизни, преодоления лишений и страданий[40].

Арочный вход ведёт из фонтанного дворика в Малую мечеть, построенную в XVI в. в византийских традициях. прямоугольной формы здание ориентировано для мечети необычно: продольно осью в направлении восток-запад, но михраб устроен, как требует ислам: в южной продольной стене, а вход – в северной стене.

Одна из дверей Фонтанного дворика ведёт в Летнюю беседку, или Альгамбру, названную так по имени мавританского дворца в Испании, славившегося беседками и фонтанами. Автором её, как и фонтана Слёз, является Омер. Альбагамба – квадратного плана павильон с круглыми колоннами, несущими второй этаж. Потолок деревянный расписной, пол мраморный, с квадратным бассейном и фонтаном посередине, тоже из белого мрамора.

Е.В. Крикун отмечает, что изначально беседка имела решетчатое бамбуковое ограждение, была увита виноградом и розами.[41]

Из летней беседки можно попасть в Бассейный садик: вытянутый вдоль восточного фасада главного корпуса и соединенный на одной оси трубами. В этом отгороженном с трёх сторон высокой каменной стеной, журчит вода в мраморном желобе, украшенном изображением резвящихся рыбок, а у южной стороны «плачет» беломраморный фонтан – дубликат фонтана Слёз.

Широкая деревянная лестница ведёт из фонтанного дворика на второй этаж, в Посольский зал, высокий и просторный – одно из наиболее просторных помещений дворца. Ранее пол был мраморный, а теперь покрыт досками. Потолок деревянный и расписан голубым цветом с золотом и отделан столярными мозаичными украшениями.

Парадная дверь в конце зала приводит в гостиную хана Крым-Гирея, называемую и Фруктовой беседкой, и Золотым кабинетом. Через два яруса витражных окон сюда поступал свет, а в четвёртой стене – входная дверь, высокий камин, встроенный шкаф. Стены расписаны архитектурными деталями с позолотой, лепными алебастровыми вставками, изображающими под натуру фрукты в вазах, поэтому и пошло название гостиной – «Фруктовая».

Ещё одной значительной комнатой Ханского дворца является Кофейная комната. В ней находятся две яруса витражных окон, ориентированных на юг и запад, т.к. комната угловая. Здесь же располагается встроенный шкаф для кофейной посуды и неприметная дверь, ведущая вниз по узкой деревянной лестнице, в комнату евнуха и гаремный сад[42].

Гаремный комплекс до наших дней не сохранился, т.к. был уничтожен пожаром 1736 г. Единственное, что дошло до наших дней – комната Екатерины II, однако в данный момент эта комната является закрытой и находится в крайне тяжёлом состоянии, т.к. требует капитального ремонта.

Большой вклад в реставрационные работы внёс архитектор ХIХ в. Колодин. Он сумел отобразить и сохранить первоначальный вид того, что реставрировал.

Ещё одной посторойкой, о которой стоит упомянуть является Емиль-Джами построена по желанию супруги Крым-Гирей-хана (1764-1768), на что указывает сохранившаяся внутри на одной из стен надпись: «Диляра, Божья милость на неё, год 1178 (1764). Кроме этого У. Боданский приводит как доказательство легенду, в которой Диляра завещала её похоронить в таком месте Бахчисарая, откуда была бы видна её любимая мечеть Емиль-Джами. Из окон мечети действительно открывается вид на горы и на город, а налево виден мавзолей Диляра-Бикеч… На фасаде мечети работал Омер, который и жил при дворе.[43]

У. Боданский говорит, что уже при нём рассматриваемая мечеть не функционировала, т.к. кто-то убил имама, а в к. ХIХ в. здесь функционировала школа (мектеб). Исследователи считают, что мечеть была роскошной, т.к. находилась в самом центре города, где жила знать. В плане мечеть представляла собой четырёхугольник, к восточной стороне которого присоединялся минарет. Здание перекрыто четырёхскатной крышей с черепицей ярко-изумрудной поливы, поэтому и название мечети переводится как «зелёная».

Со стороны южного фасада, обращённого на юг, имелся вход прямо во двор мечети, ко входу вела каменная лестница, которой уже нет. В начале ХХ в. по свидетельству У. Боданского вход в мечеть был с западной стороны. С южной стороны на оси здания находится михраб со сталактитовой обработкой, испорченная позднейшей раскраской.

В мечети имеются фрески под названием «Три мечети». Автором их является Омер. Например, розы и цветы на арках отлично нарисованы и расписаны в принятых розоватых тонах; на арках и стенах – стихи из Корана, написанные графически безукоризненно чёрной краской по белому полю[44].

Как ни странно, однако, никто из исследователей, работами которых мы пользуемся, об этой мечети не упоминает.

При рассмотрении данной главы мы приходим к следующим выводам:

1.                 В Гезлёве в наши дни действует со времён средневековья мечеть Джума-Джами. Автором её является архитектор Синан. Средневековые бани, часть текие дервишей и крепостные ворота находятся в плачевном состоянии и требуют реставрации.

2.                 В Солдайе наиболее выдающимся сооружением XIV в. является Судакская крепость, которая была построена в то время, когда на территории указанного города находились генуэзцы. Когда же Османская империя сделала вассалом Крымское ханство, судакская крепость, расположенная в хорошо защищённом месте стала служить татарам.

3.                 Солхат- столица Крымского ханства до перенесения её в Бахчисарай в сер XV в. Здесь одним из выдающихся памятников татарской архитектуры является Мечеть Узбека и рядом расположенное с ним медресе (духовное училище мусульман). К этому же периоду относится Коршун-Джами, название которой переводится как «свинцовая мечеть». Эта мечеть интересна тем, что при её постройке в расстоянии между камнями клали свинец, замазывая таким образом щели.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.