О.
Домбровский и В. Сидоренко приводят довольно подробное описание медресе: «Так
называемое медресе – это квадратное в плане строение с внутренним открытым
двором, вокруг которого со всех сторон располагались некогда кельи – каменные
клети с узкими окнами. Каждая из них перекрыта сводом, возведённым из своего
рода бетона – мелкого бута на песчано-известковом растворе. Из бутового камня
выстроены и стены, за исключением углов, откосов и дверных и оконных проёмов
(они из тёсаного камня) и портала главного входа, облицованного большими,
плотно подогнанными блоками.
По
четырём углам здания возвышались четыре открытые экседры –глубокие ниши,
квадратные в плане и крытые полуциркульными сводами»[15].
Кроме мечети и медресе, в Солхате появился ещё один новый тип восточной
постройки, выработанный ранее, видимо, в Армении, это –Караван-Сарай, гостиный
двор. Он был построен в XIV в. у въезда в город, став сердцевиной, своеобразным
торговым центром, наиболее значительным общественным сооружением Солхата-Крыма.
Большой резной портал вёл во внутренний двор огромного пятиугольника площадью
2500 квадратных метров с лёгкими галереями на деревянных столбах вдоль стен,
где складывали товары, и отдельными комнатами для постояльцев. В середине
двора, оборудованного керамическим водопроводом, стояла перекрытая сводом арка,
где продавали дорогие восточные товары (ковры, шелка, посуду).
Ныне
от караван-сарая остались руины. Их можно увидеть в южной части Старого Крыма.
Кое-что
сохранилось от других солхатских построек. До наших дней дошли руины мечети
Куршун-Джами (Свинцовой мечети), названной так из-за того, что мастера, возводя
здание, для прочности зализывали свинцом зазоры между камнями. На одной из улиц
можно увидеть остатки стен и часть алтарного закругления небольшого
христианского храма – памятника дотатарского Солхата. А у въезда в город с
восточной стороны заметны следы оборонительной стены и глубокого рва, которым
был опоясан город.
После
распада Золотой Орды и образования самостоятельного Крымского ханства,
основателем которого стал в 1443г. Хаджи-Гирей, внук золотоордынского хана
Тохтамыша, перенесшего ханскую резиденцию в Бахчисарай, значение Солхата-Крыма
постепенно теряется.[16]
2.4.
Архитектура Кафы
XIII в.
знаменуется господством на море генуэзцев, а на суше татар. Территория нынешней
Феодосии вошла в состав Крымского улуса (провинции) Золотой Орды. Во второй
половине XIII в. генуэзские купцы приобрели у татарского хана Оран-Тимура
участок побережья бухты и основали здесь свою фракторию, сохранив за ней уже
известное название Кафа.
Благодаря
выгодному географическому положению Кафа стала крупным транзитным центром. А.И.
Балахонова и В.И. Балахонов в работе «Феодосия» рассказывают об исторических
документах XIII – XV в., в которых говорится о том, что центр работорговли в
бассейне Чёрного моря – Кафа. Более того здесь можно было выбрать любого раба
для различной работы в зависимости от его структуры тела и здоровья.
При
турках-османах Кафа называлась Кичик-Стамбулом, что в переводе на русский
означает «маленький Стамбул», но при турках этот городок так разросся, что
численность его жителей достигала по одним источникам 85000, а по другим –
80000 человек.
Турки, придя на
территорию Кафы получают оборонительные стены, башни и цитадель. Они за период
своего пребывания, который составляет почти 2 столетия на рассматриваемой нами
территории основали около 70 мечетей. Исследователь Е.В. Крикун предполагает,
что под мечети были приспособлены многие христианские храмы и другие
построения.
На наш взгляд
достаточно полное описание архитектуры Кафы изложено у исследователя, к работе
которого мы уже неоднократно обращались – Е.В. Крикуна. Он рассказывает о
мечети Муфтий-Джами (См. Приложение 13), которая бала построена в 1623г.
«Мечеть Муфтий-Джами в плане – квадрат площадью около 40 квадратных метров с
прямоугольным выступом на южной стороне, где устроена алтарная часть с
михрабом. Внешний облик храма представляет собой кубический объём, оживлённый
двумя ярусами окон, перекрытый сферическим куполом, низ которого снаружи
выложен в виде невысокого шестнадцатигранного барабана. Грани прорезаны окнами
килевидного очертания вверху. К северо-западному углу здания примыкает главная
архитектурная домината – стройный двенадцатигранный минарет с базой в виде
усечённой пирамиды, редкими окошками, освещающими внутри ход винтовой лестницы,
с резным гранёным шерфе (обходным балконом) и острым шатровым завершением,
увенчанным металлическими шарами и полумесяцем. Такие же устремлённые в небо
«чётки» с полумесяцем, но гораздо меньшего размера, украшают и купол
молитвенного зала. Уменьшаясь по высоте, три «бусины чёток» облегчают
конструкцию украшения-символа и зрительно удлиняют её. Чётко и рационально решены
фасады, ведущая тема которых – прочно сложенная стена с выразительной фактурой
груботёсанного камня. Вблизи такая стена кажется любовно вылепленной руками
скульптура, а с расстояния светлые, тёплые цвета каменной кладки – охристые,
розоватые, сиреневые – на фоне светло-серой известково-цементной замазки
создают впечатление, будто голубоватое от расстояние поле стены, оживлённой
парой двухъярусных окон на каждом фасаде и очерчённой сверху очень простым
карнизом-палочкой, прописал добросовестный художник энергичными пастельными
мазками Сдержанное разнообразие и элементы пластики привносят окна –
прямоугольные, квадратно зарешечённые нижние, с килево-стрельчатыми нишкаминад
ними, и стрельчатые верхние, с металлическими решётками, напоминающими пчелиные
соты.
Храм имеет три
входа: главный (с северной стороны) и два боковых. Отдельная небольшая дверь
ведёт в минарет. Северный фасад по обеим сторонам главного входа украшен внизу
похожими на михраб нишами, из чего исследователи делают предположение, что
здесь, возможно, была входная крытая галерея…
Цельный, ясный и
торжественный интерьер храма – нерасчлененый опорами высокий и просторный купольный
зал, со всех сторон освещённый двухъярусным боковым и верхним, из-под купола
светом»[17].
Исследователи
А.И. Балахонова и В.И. Балахонов усматривают стиле, в котором выполнена мечеть
Муфтий-Джами влияние школ известного турецкого архитектора Ходжи Синана.
Нам известно, что
рассматриваемая мечеть была переделана и её использовали как армяне в качестве
церкви, так и греко-католики, а в 1975г. она была отреставрирована и киевские и
крымские реставраторы максимально приблизили её к первоначальному виду. Кроме
Муфтий-Джами в современной Феодосии сохранились турецкие фонтаны, развалины
турецких бань и погребов.
2.5.
Архитектура Хан-Сарая
Небольшая долина
Ашлама-Дюре, избранная в 1428 году ханом Хаджи-Гиреем для своего жилья, со
временем становится тесной, для ханского двора и войска. Необходимо было
обосноваться в более удобном месте, и резиденция правителя переносится из
ущелья на открытый берег речки Чурук-Су, в более просторную долину, где было
много родниковой воды.
По словам Е.В.
Нагаевской: «До 1474 года название «Бахчисарай» не встречается. Московские
дипломатические акты упоминают о пребывании хана в крепости Кырк-Ор, или
Кырк-Ер (ныне Чуфут-Кале). Донесение московского посла от 1492 года указывает
на крепость как на более или менее постоянную ханскую резиденцию. В 1493 году
Менгли-Гирей принимает здесь послов, а литовского посла Леза сажает в тюрьму в
городе нашем «Кырк-Оре». Сын Менгли-Гирея Адиль-Сахиб-Гирей - первый хан, при
котором упоминается Бахчисарай как местоприбывание правителя. Кстати, этого
хана называли строителем, при нём – в 1519 году заложен дворец, стороительство
которого продолжалось примерно до 1551 года»[18]. Однако, при
изучении других источников, мы обнаружили и другие даты начала построения
дворца. Так, к примеру, Е.В. Крикун говорит, что начало первого периода
строительства приходится на 1503 г. Эту же дату приводит И.И. Чурилов, говоря,
что она она написана на «Железных дверях», которые ведут в Посольский зал.
Портал над ними сделан итальянским мастером Алевизом Новым»[19].
Г.М. Буров в статье «Топография и архитектура Бахчисарая и его ближайших
окрестностей в 1665-1666 гг. по данным Эвлии Челеби» приводит данные, в которых
упоминается о том, что «… В Эскисаланджике неплохо сохранилось медресе
Менгли-Гирея 1 1550 г. и дюрбе Хаджи Гирея, построенное в 1501 г. его сыном…»[20].
По приведённым сведениям можно говорить о том, что точной даты возникновения
Хан-Сарая нет, версии противоречивы и сомнительны.
Нынешний Ханский
дворец занимает территорию более 4 гектаров, но после постройки он занимал скорее
всего ещё большую территорию., т.к. к ограде и западным воротам примыкали как
неотъемлемая часть дворца сады, от которых пошло название города (с
крымскотатарского – «дворец-сад» или «дворец в саду»). «За садами находился
большой дворцовый луг, на котором паслись ханские кони, а за ним у подножия
глинистого холма было большое городское кладбище. Город же в основном громоздился
на крутом берегу реки; на левом – отлогом – он почтительно отступал к югу и
северу от излучины Чурук-Су с её просторными пойменными террасами, занятыми
комплексом дворцовых строений[21].
В этой подглаве
мы рассмотрим следующий перечень памятников Бахчисарайских памятников: Ханский
дворец, ханские бани, мавзолей Аджи-Гирея и Эски-Дюрбе, ханское кладбище,
частные дома, мавзолей Дилляра-Бикеч и Эшниль-Джами (См. Приложение 14).
Дворец
в садах, Бахча-Сарай, давший название городу, создавался с восточной пышностью
в течение трёх веков, начиная с XVI в. Дважды горел во время русско-турецких
войн (1738-1771гг) много раз его обновляли и перестраивали, каждый раз искажая.
Но и сохранившиеся части дворца говорят о его бывшем величии. Кроме того он
подлежал реставрации практически на протяжении всего XIX и нач. ХХ в.в ( См.
Приложение 15).
Основные
постройки расположенных по сторонам обширного дворца, вытянутого в направлении
север-юг и обращенного главным въездом к реке и к дороге на правом её берегу.
Застройку двора со стороны набережной составили кухонный блок, расчленённый
арочными воротами с башнями над ними, и Большая ханская мечеть Хан-Джами с
двумя минаретами. Именно эта часть дворца производит эффект внезапного
появления среди зелени.
С набережной
Чуруксу при подъезде к мосту с западной стороны открывается одноэтажный корпус
северного фасада, пластику которого образуют выступающие из плоскости стены
каминные трубы. Прорезав карниз, квадратные трубы эти над крышей переходят в
высокие шестигранники с ажурными отверстиями для выпуска дыма.
Возвышаясь
над арочным проездом с тяжёлыми металлическими воротами, росписная башня вверху
которой находится окно с тремя зевершениями (такое же окно – на дворовом
фасаде) им надвратной доской с ханским гербом и надписью: «Владетель этого
дворца и повелитель страны, султан всемилостивый, Менгли-Гирей-Хан, сын
Хаджи-Гирея. Да помилует Бог его и родителей его в обоих мирах». Башня имеет
шатровую черепичную крышу малого уклона и большого свеса, снизу подшитого
деревянными досками, рейками и выкрашенного. Такие свесы с фигурным карнизом
(подзором) из резного дерева – одна из характерных черт восточной архитектуры.
Они применены при устройстве крыш почти всех строений дворцового комплекса.
Примыкающий к
воротам восточный флигель представляет собой короткий двухэтажный объём под черепичной
крышей, не имеющий с севера никаких украшений кроме нескольких простых окон в
уровне второго этажа, но во дворе находится двухъярусная галерея, выполненная
из дерева в лучших крымско-татарских традициях. Галерея проста, состоит из
квадратных деревянных брусьев.
К помещениям
дворцовой стражи примыкает Большая ханская мечеть (Хан-Джами).
Форма мечети
прямоугольна и близка к квадрату, что хорошо прослеживается в четырёхскатной
пирамидальной крыше, вершина которой увенчана шарами и полумесяцем. Продольная
ось храма ориентирована традиционно в направлении север-юг. В южном торце –
ориентированный на Мекку, михраб с окнами по бокам и над ним, в северном –
главный вход и ряд окон верхнего яруса. Над входной дверью имеется надпись с
упоминанием имени основателя мечети и года постойки (или перестройки) «Селямет
Гирей построил эту великолепную мечеть в 1740г.». Обозначено также время её
первого ремонта- 1763г. Слева у входа был устроен оградой квадратный, мощёный
плитами дворик с небольшими (ок. 3 м диаметром) многогранным бассейном. Бассейн
перекрыт куполом из медных листов. Внизу облицован беломраморными резными
плитами с продетыми в них металлическими трубками, излевавшими чистую воду
мраморный круговой лоток. Здесь происходил обязательный для мусульман ритуал
омовения перед входом в храм.
Позже дворик
накрыли, заложив арочный вход в него с набережной и надстроив над ним служебное
помещение с пристройками, кладовыми и наружной деревянной лестнице.
Боковые фасады
мечети внизу затенены открытыми галереями с дверью в храм. Галереи образованы
широкими арками, покоящимися на граненых колоннах с упрощёнными капителями.
Простенки между небольшими окнами верхнего яруса на западном фасаде заполнены
майоликовыми вставками с орнаментами и каллиграфическими надписями
По мнению Е.В.
Крикуна интересным акцентом западного фасада мечети является двухъярусная
открытая галерея с лестницей на второй этаж, в ханскую ложу[22].
Минареты,
гранёные стволы которых прочно сложены из штучного, хорошо подогнанного камня
на свинцовых прокладках. Балконы минаретов украшены резьбой по камню. Широкие
балконы делят внутреннее пространство на три продольных нерфа. В поперечном направлении
зал разделяется на три зоны: входную (нартекс - притвор), молитвенную и
алтарную, предназначенную для священых действий духовных лиц.
С высокого
деревянного потолка, расшитого по рисунку рейками и расписанного, свисала
большая люстра с разноцветными подсвечниками. Стены над михрабом и боковые были
украшены золочёными надписями, верхние окна в южной стене отличались
разноцветными окнами, как и остекление ханской ложи.
Усейн Боданский
достаточно подробно описал как выглядело Эски-Дюрбе (См. Приложение 16) в
начале ХХ в., поэтому мы сначала используем его сведения, а потом сведения Е.В.
Крикуна, т.е. посмотрим, изменилось ли что-либо за период времени, равный веку.
Эски-Дюрбе в
переводе с татарского обозначает «старая гробница». Установить время постройки
– не удалось, благодаря отсутствию каких-либо надписей. Судя по названию «эски»
(старая), по строгой простоте и монументальности стиля, близкого по своему
характеру к стилю ханских бань, памятник этот должен быть построен в начале
перенесения столицы из Солхата в Бахчисарай. Гробница в плане представляет
собой удлинённый четырёхугольник; центральная часть – в виде четырёхугольника,
пересекаемого круглым куполом. Свод мастерски выложен в основании крупным к
вершине – меньшего размера камень. Под куполом снаружи шестигранное основание,
а внутри ряд стройных стрельчатых арок, маскирующих переход от круглой
поверхности к четырёхграннику. Вторая часть гробницы с южной стороны сообщается
с центральной частью, не имеет крыши и состоит из больших стрельчатых пролётов.
С восточной стороны – сильно выдвинутый портал с большой стрельчатой аркой, в
нише которой небольшой вход в мавзолей. Снаружи под аркой портала, по бокам две
хорошо высеченные из камня розетки с геометрическим рельефным орнаментом. Весь
мавзолей построен из тщательно обработанного камня, который от времени сильно
потемнел, кладка безукоризненна.
В 80-е гг. Х1Х
ст. во время грозы удар полуразрушил купол: от загоревшегося сена, кем-то тут
сложенного, произошёл пожар, уничтоживший все деревянные части мавзолея: следы
пожара до сих пор видны на внутренних стенах, что касается того, кто мог быть
похоронен в «Эски-Дюрбе», то на этот вопрос трудно ответить, т.к. нет данных.
Среди местных жителей есть старцы, которые помнят, что внутри могилы было три могилы
с каменными памятниками. В настоящее время здесь среди груды обломков есть
неясные указания на это обстоятельство. Гробница находилась, несомненно, на
территории расположенного тут же обширного кладбища и есть основания
предполагать, что в мавзолее похоронены знатная семья или какие-нибудь святые[23].
Е.В. Крикун
описывает 2 мавзолея, называя их «близнецами», т.к. они похожи между собой («имеют
одинаковый план, одинаковую высоту, толщину стен и внутренние размеры»). Имена
создателей мавзолеев остаётся загадкой и до сих пор[24].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|