Внутренняя
планировка здания осуществлена по известной традиционной схеме: просторный
предбанник, раздевалка, моечные помещения – все купольные. В интерьерах,
искажённых за 400 лет реставрациями и переделками, были мраморные полы, панели,
скамьи и мойки»[6].
В. Драчук, Я.
Кара, Ю. Челышев рассказывают о хане, находившемся у власти в XVIII в – Арсалан-Гирее, который любил строить фонтаны и
построил их около мечети и бани. Исследователи приводят в пример рисунок
архитектора Гесте, на котором изображён один из фонтанов, сооружённых в этот
период. Для описания этого рисунка мы воспользуемся цитатой из «Керкинитиды –
Гелева - Евпатории»: «Фонтан представлял собой квадратное в плане помещение с
шатровым покрытием. Внутрь сооружения был выведен водопровод, подававший по
трубам воду на каждый из четырёх фасадов.
Строенье
это сложное, очевидно, из местного известняка, замечательно простотой и
лаконичностью архитектурного решения. Сходные архитектурные формы имело
большинство фонтанов, отличаясь лишь отделкой»[7]. Авторы
этого труда предполагают, что в Гезлеве было достаточно большое количество
колодцев и они питали водопроводные трубы, идущие к центру города. Вода,
собираясь в бассейны – поступала в фонтаны. Мы пытались установить
местонахождение фонтана, находившегося около мечети и предположили, что он мог
находится перед главным в неё входом, где сейчас находятся умывальники для
намаса.
Говоря
об средневековой архитектуре Гезлева невозможно не упомянуть о значительном
памятнике – монастыре дервишей – текие (См. Приложение 10). Сооружение этого
здания, расположенного на углу улиц Караева и Интернациональной, датируется XV -
в.в. В плане текие представляет собой квадрат со стороной, равной 10 м.
Верхняя часть здания, благодаря срезу углов, переходит в восьмигранник,
увенчанный шатровой черепичной кровлей. Возле текие —
мечеть с минаретом, высота которого около 27 м.(См. Приложение 11), однако в
данное время он находится в разрушенном состоянии. Мечеть была построена на
рубеже XVIII-XIX в.в. Эта мечеть была довольно проста.
2.2.
Архитектура Солдайи
Самой большой
достопримечательностью нынешнего Судака, а тогдашней средневековой Солдайи
является Судакская крепость. Эта крепость была построена скорее всего в XIV в., но сих пор является уникальным сооружением. Не
случайно ещё в середине XIX в. Дюбуа де Монпере, побывавший почти во всех
странах Европы, писал: «Нельзя себе представить руины более прекрасных,
величественных и вместе с тем меланхолических, нежели руины руины Судакской
крепости». Русский историк М.П. Погодин отмечал: «…Во всей Европе нет развалин
живописнее этих: никакие рейнские замки не сравнятся с ними».
Крепость,
авторами которой являются генуэзцы, расположена на конусообразной горе –
древнем коралловом рифе, что не даёт возможности атаки с востока и с юга, с
запада – труднодоступна, и только к северу ведёт отлогий спуск. Крепость
оснащена двумя ярусами обороны. Нижний состоит из наружной массивной стены
высотой 6 – 8 м. Стена укреплена 14-ю боевыми башнями закрытого и открытого
типа. Одна из башен полукруглая в плане, остальные черырёхугольные и в основном
трёхэтажные. Стены завершались зубцами, за которыми прятались на специальных
помостах защитники крепости.
Второй,
верхний ярус служил цитаделью крепости и состоял из консульского замка и башен,
соединённых стеной. На вершине находился комплекс дозорной башни.
За
пределами крепости располагались городские предместья.
Город
всегда находился на положении усилённой охраны.
С
заходом солнца ворота крепости запирались и подъёмный мост через ров
поднимался. На стенах ночью выставлялся караул с барабанщиком и трубачом, а по
городу ходили патрули[8].
На
наш взгляд, данная тема хорошо изучена исследователями А.И. Барановым, В.Н.
Даниленко и Е.А Паршиной.
Главные
ворота Судакской крепости дали имя всей северной части средневековой Солдайи,
известной в документах Генуэзской Газарии и по Уставу Каффы 1449г. как замок
св. Ильи (Санта-Элоса). Они расположены у подножия у горы Дженевез – Кая в
месте соединения двух глубоких балок, использованных генуэзскими
фольтификаторами в качестве естественных сухих рвов. Средневековая дорога шла
из долины по водоразделу к югу от ворот на главную поперечную улицу. Последняя
вела мимо портика таможни к общественным зданиям и торгово-ремесленным
кварталам нижнего города и далее, в аристократии часть Солдайи с цитаделью
Санта-Кроче-Святой Крест, в башне-донжоне, увенчанной флагом Генуи с
мультийским крестом, находилась Санта-Элия, будучи парадным въездом в город и
являясь одновременно ключом его обороны, возводились западноевропейскими
военными инженерами с учётом требований современной фортификации и имели
величественный вид, подчёркивающий могущество Великой Генуи. Архитектурный
комплекс Главных ворот Солдайи состоят из двух привратных башен с
геральдическими штампами. Между башнями встроены двухстворчатые ворота и арка
ворота были дополнительно укреплены предмостным укреплением – барбакам. Впервые
сооружения описаны в 1771г. подполковником русской армии Фишером, а в в1792г. –
Г.А. Одерико, который прочитал на германской плите западной превратной башни
имя консула якобы Торселло и дату 1380г. В 1797г. та же надпись уже с датой
1382г. прочитана Л. Векселем и другими учёными.
Что
касается после конструктивных особенностей привратных башен и ворот позволять
рекоструировать их внешний вид. Крыши обеих башен опирались на известковые
кронштейны, на котором лежат тетивы строительных ферм кровли. В этом случае
оправдано и сооружение полукронштейнами, которые служили для устойчивости
крыши.
Типично
и строительство между башнями спаренных ворот, перекрытых сверху площадкой, над
которой возвышались двускатная крыша.
Башня
Торселло по своим боевым возможностям не могла стоять без прикрытия второй,
которой, которая в отличии от западной, возводилась в качестве самостоятельного
узла обороны. Следовательно, восточная башня предшествовала башне Торселло,
т.е. была возведена между захватом Солдайи генуэзцами в 1385г. Время и
строительство позволили уточнить регистры Массарий Каффы, согласно которым
единой башней, построенной в этот период времени, была большая башня длиной
около 53м, возведённая во внешнем поясе обороны 1381г.
Строительство
этих укреплений было необходимо для защиты наиболее уязвимого участка крепости
в канун ожидавшегося в 1381г. нападения венецианского флота на приморские крепости
Генуэзской Газарии. Опасения генуэзцев относительно слабости этого участка
оказались небеспечными. Именно здесь в декабре 1475г. турки Геддук Ахмеда-паши,
сосредоточив на узком водоразделе всю корабельныю артиллерию, до основания
снесли оборонительную стену у башни Раффаэле Ультрамарино и, возвращавшись в
пролом, завершили разгром Солдайи. Население города было поголовно вырезано, а
городские постройки сожжены и разрушены.
На
первом этапе своего господства в Крыму турки не восстанавливали приморские
крепости, разрушенные в 1475г. Это подтверждается и наличием турецкого жилища,
пристроенного с внешней стороны к руине, разбитой пушками оборонительной стены.
Постройка каменная с земляными полами и крышей, перекрытой сланцевым плитняком
с глиняной обмазкой: крупные плиты сланца и слой глины обнаружен у её южной
стены, в качестве которой использованы руина оборонительной стены 1381г.
Остальные кладки дома возведены из бута насухо.
Приблизительно
началом XVIII в. Рекомендации к работе анонимного турецкого сановника,
посетившего Крым во II-ом десятилетии XVIII в. Именно в этот период строится
крепость Ени-Кале, форты Араба и Керчи, восстанавливается оборонительные
сооружения Азова, Тюмрюка и др.
Новые
ворота Судакской крепости сооружены в северной стене барбакана. Для этого был
сделан проём 3,2 м, откосы которого выложены блоками пиленого ракушечника. Во
времена строительства дневная поверхность перед воротами была на первом ниже,
чем во дворике баркана. Поэтому перед воротами соорудили эстакаду с понижением
к северу. Обкладка её бортов сделана из крупного бута на глине и построена к
откосам ворот. Обе кладки (высота 1м, толщина 0,8, длина 5м) поставлены
основаниями на поверхность времени строительства ворот, перекрыв слой застывшей
извести и каменнотёсных отходов. Пространство между кладками забутовано мелким
камнем и подсыпано утрамбованным грунтом, служащим её полотном.
К
эстакаде пристроены хорошо сохранившиеся у откосов ворот лестницы
четырёхкаменных ступеней. Основание нижних ступеней соответствовало дневной
поверхности времени ворот и эстакады; глубина слоя на этом участке не превышала
1 м, что полностью исключало образование искусственного рва.
В
западной и восточных стенах барбакана в XVIII в., на уровне дворика были
разбитыпрямоугольные в сечении водосбросы взамен прежних, теперь засыпанных
колодцев. Дворик барбакана был перекрыт вымосткой, уложенной на известковую
подмазку. Вымощенная площадка использовалась для хозяйственных нужд, т.к.
перекрывалась навесом на толстых круглых столбах. Для отвода воды под навесом в
вымостке был выбран желоб с керамической водопроводной трубой, отводившей от
башни к водосбросу в западной стене барбакана.
В
истории строительства последних ворот прослеживается 2 этапа, которые датируют в
пределах XVIII в. Первоначально эти ворота были перекрыты деревянным брусом,
соединившим откосы на высоту 5,2 м. Перестройка ворот заключалась в замене
балочного перекрытия каменной аркой, при этом были заложены ближайшие к откосам
зубцы-мерлоны, а обе пяты арки и поставлены на боевую площадку стены первого
строительного периода. Вместо заложенных мерлонов над аркой аркой соорудили
парапет, а в откосах ворот прорезаны прямоугольные пазы шириной 22 м, в которых
утоплены деревянные брусы рамы ворот. К ним крепились петли створок.
На
территории Судакской крепости сохранилась Мечеть под куполом, но без минарета,
основание которого находится в северо-восточном углу[9].
2.3.
Архитектура Солхата
С
юго-запада на северо-восток тянется извилистая Внутренняя гряда Крымских гор. В
преддверии степей на востоке горы словно раздвинулись, отторгли к северу гору
Агармыш, принимая в объятья широкую долину и выпуская на степную волю упругую
ленту дороги к развилке на Черноморское и Азовское побережья. Тут издревле
пролегал торговый путь из Западной Европы в Азию. На вековечном сем пути
возникло у подножия Агармыша ещё в античную эпоху поселение и развилось в город
Солхат, сохранившийся до нашего времени под разными сменявшимися именами:
Солхат-Крым, Эски-Крым, Старый Крым.[10]
Исследовательница
Л. Литвинова в труде «Дорогой тысячелетий» отмечает, что Солхат был довольно
богатым городом средневековья и это привлекало внимание татар. После захвата
степей, части предгорья татары заняли сначала земли вокруг Солхата, а позже
захватили и разрушили его. «Однако в след за тем новые хозяева заново сложили
его стены и башни, построили крепкие ворота. Перед стенами был построен новый и
широкий ров»[11].
Если
Л. Литвинова говорит, что Солхат сначала был разрушен, а потом отстроен
татарами, то Е.В. Крикун о разрушении города ничего не упоминает, говоря об
отсталости татар в плане архитектуры. «Присмотревшись к жизни древних жителей
Солхата, ордынцы, восприимчивые к чужой, более высокой, чем у них, культуре, потянулись к
оседлости и связанной с ней строительной деятельности. Не имея собственного
строительного опыта, вчерашние кочевники привлекли к строительству солхатских
мастеров.
Богатея,
город ширился, укреплялся. Строились городские дома для знати и ремесленников,
склады и лавки для купцов, постоялые дворы, фонтаны, обновлялись крепостные
стены и башни. В 1253г. по приказу хана Батыя был построен для него в Солхате
дворец. Окружённый стенами и башнями и рвом, Солхат уже под другим – татарским
наименованием Крым – был так велик, что, по словам арабских писателей, всадник
на хорошем коне мог его объехать и за полдня, что, конечно же, следует считать
художественным преувеличением.
Слава
о Солхате-Крыме докатилась до египетского султана Ал-Меллика Бейбарса,
пожелавшего приобщить сородичей, тогда ещё язычников к магометанской вере и
увековечить имя своё на бывшей родине. В 1277г. были отосланы 200 динаров «для
постройки мечети в Крыме». Подготовительные работы тянулись долго: завозили
мрамор, порфир, другие материалы, тесали, пелили, шлифовали, полировали… Стены
её были облицованы мрамором, потолок – порфиром. Весь её внешний облик и
интерьер, разительно контрастируя с неброскими здесь христианскими базиликами того
времени, поражали взор вчерашних кочевников»[12].
Активная
исламизация крымцев началась при ордынском хане Узбеке, ещё язычником
вступившим на престол в 1312г. Распознав выгоду новой религии и вскоре став её
приверженцем, хан велел построить в Солхате в ознаменование своего прихода к
власти красивую мечеть, а затем и высшее мусульманское духовное училище –
медресе. Так называемая мечеть Узбека была сооружена в 1314г. (См. Приложение
12), а спустя 18 лет, в 1332 – 1333гг. к ней пристроено большое, красивое,
величественное здание медресе, ставшего проводником Магометанства среди
крымцев.
По
своим формам мечеть – базиликального типа здание, прямоугольное в плане, с
входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом.
Продольной осью здание ориентировано на север-юг с тем, чтобы находящиеся в
зале правоверные, молясь лики свои обращали к югу, в сторону Мекки. Вход
украшен резным порталом с датирующей надписью и следами ремонта в верхней
части, над стрельчатой нишей и с таким же архивольтом. Кладка торцевых стен
бутовая, на известковом растворе. Боковые стены сложены тоже из бута, на глине,
с использованием в кладке деревянного каркаса. Западный фасад оживлён тремя
двухъярусными окнами (два света), восточный – двумя, в один ряд, низ которого
расположен на высоте около 3м от поверхности грунта. Похоже, строители храма
решили защитить таким образом находящихся в зале от свирепых восточных ветров,
как и ныне по три дня непрерывно дующих со стороны Керчи[13].
Внутреннее
пространство храма разделено тремя парами восьмигранных колонн со
сталактитовыми капителями на три нефа, продольно соединённых стрельчатыми
арками. В южной стороне устроен резной стройный махраб (молитвенная ниша, как
бы дверь в сторону Мекки) с полихромной окраской. Пол вымощен каменными
плитами, которые до наших дней не сохранились, устилался циновками и ковриками,
подшивной деревянный потолок, возможно, был узорчатым, лакированным. Крыша
двускатная, крытая черепицей. К мечети примыкает медресе, имеющее форму почти
квадрата, большим двором, куда вёл с восточной стороны торжественный портал.
Расположенные
по трём сторонам большие голубые ниши – айваны – один против входа и два по
бокам – служили аудиториями для занятий. Здесь изучали Коран, философию,
арифметику, астрономию, логику и др.[14]
Основным
архитектурным элементом является многопластная арка, снаружи опёртая на
декоративные трёхчетвертные колонки с корзинообразными капителями. Свод арки
оформлен сочленением мелких, нависающих друг над другом нишек и выступов,
напоминающие природные, пещерные сталактиты. Обращённые к входу щелковые
(боковые) стены пилонов, несущих арку, украшены нишами с трёхпластным, тоже
сталактитовым завершением и обрамлены лентой-бордюром.
Лицевые
и торцевые плоскости были украшены орнаментом из переплетающихся лент и валиков-жгутов
(называемая «сельджукская цепь»), розеток и других элементов геометрического и
стилизованного растительного характера. Эти мотивы, как и сталактиты, форма
арок и ниш, вся архитектура солхатской мечети-медресе, занесены в Крым из
сельджукской Малой Азии армянскими и переселившимися из Добруджи в 1265г.
турецкими мастерами, привлечёнными возможностью высоких заработков. В
дальнейшем солхатская архитектурная атрибутика распрастраняется в постройках
крымских татар, армян, других переселенцев полуострова под ярлыком
«крымско-сельджукских» форм.
Как
видно по выше написанному, Е.В. Крикун уверен в том, что мечеть и медресе
построены в один и тот же период при одном и том же хане, к тому же являются
одним зданием, однако у О. Домбровского и В. Сидоренко мы встречаем другие
сведения, где они больше склоняются к другой версии, что медресе являются
разными зданиями, но могут принадлежать к одному и тому же времени. Но при
появлении медресе мечеть была переделана, следовательно, она уже существовала
до постройки медресе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|