Особенности управленческого учета
Сущность понятия «бухгалтерский управленческий учет».
Предмет и метод управленческого учета.
Управленческий учет – это система сбора и обобщения информации о хозяйственной деятельности
организации с целью принятия управленческий решений. Управленческий учет
предназначен для решения внутренних задач управления предприятием и является
его ноу-хау.
Основные показатели информации
управленческого учета – это
аппарат управления предприятия, руководители структурных подразделений,
менеджеры. В настоящее время в России не установлено законодательно-правовых
требований к управленческому учету, поэтому он может принимать любые формы, в
которых нуждается предприятие.
Составные части управленческого
учета – это:
1.
производственный учет;
2.
бюджетирование;
3.
управленческий контроль;
4.
управленческий анализ;
5.
принятие управленческих
решений;
6.
внутренняя *сегментарная)
отчетность.
Основные задачи управленческого
учета:
1.
Учет наличия и движения
материальных, финансовых и трудовых ресурсов и предоставление информации по ним
менеджерам;
2.
Учет затрат и доходов и
отклонений по ним от установленных норм, стандартов и смет в целом по
организации и по центрам ответственности, по группам изделий и по другим
позициям;
3.
Исчисление различных
показателей фактической себестоимости (полной производственной себестоимости,
неполной производственной себестоимости, себестоимости реализованной продукции
и т.д.);
4.
Контроль и анализ
хозяйственной деятельности и структурных подразделений;
5.
Прогнозирование будущих
событий и принятие управленческих решений;
-
Составление управленческой
отчетности.
Предмет управленческого учета – производственная и коммерческая деятельность
организации в целом и ее отдельных структурных подразделений в процессе всего
цикла управления.
Содержание предмета
управленческого учета раскрывают его объекты.
К объектам управленческого учета
относятся:
1.
производственные ресурсы,
обеспечивающие целесообразный труд в процессе хозяйственной деятельности
предприятия (в состав производственных ресурсов входят основные фонды,
нематериальные активы, материальные ресурсы);
2.
хозяйственные процессы и
их результаты. В состав хозяйственных процессов относятся следующие виды
деятельности:
-
снабженческо-заготовительная
– приобретение, хранение, обеспечение материальным и производственным
оборудованием, а также маркетинговая деятельность, связанная со снабженческими
процессами;
-
производственная –
процессы производства продукции, в соответствии с технологией производства;
-
финансово0сбытовая –
маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции и
сбытовые операции (упаковка продукции, транспортировка, реклама и другие);
-
организационная – создание
организационной структуры хозяйственного субъекта, формирование функциональных
отделов, цехов, участков, с функциями планирования, контроля, оценки выполнения
плана, стимулирования, операции координирования действий внутренних
исполнителей на выполнение основной цели предприятия.
Метод управленческого учета – совокупность приемов и способов,
посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной
системе предприятия.
Основными элементами метода
управленческого учета являются: документация, инвентаризация, группировка и
обобщение, нормирование, бюджетирование, анализ и контроль.
Документация – первичные документы и машинные носители
информации, гарантируют управленческому учету достаточно полное отражение
деятельности организации. Первичный учет является основным источником
информации управленческого учета.
Инвентаризация – способ определения фактического состояния,
а также отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач и
хищений. Инвентаризация устанавливает полноту и достоверность учетной
информации.
Группировка и обобщение – способ, позволяющий накапливать и
систематизировать информацию об объекте по определенным признакам.
Сгруппированная информация способствует более эффективному использованию для
оценки результатов деятельности и принятия оперативных и стратегических
управленческих решений.
Бюджетирование – непрерывный циклический процесс формирования
бюджетов, направленный на проведение в соответствие возможностей организации с
условиями рынка.
Бюджет – это количественное выражение плана, инструмент
координации и контроля за его выполнением.
Нормирование – процесс расчета оптимальных норм и
нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех
видов ресурсов.
Анализ – в процессе анализа выявляются взаимосвязи
между подразделениями и по выполнению плановых заданий, отклонения и причин,
для принятия соответствующих управленческих решений.
Контроль – завершающий этап планирования и анализа,
позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения от плановых заданий.
Отличительные
характеристики финансового и управленческого учетов.
Понятие затрат и их
классификация.
Затраты – это стоимость ресурсов (материальных,
трудовых, финансовых), использованных на конкретные цели.
Большое значение правильной
организации учета затрат имеет их научно обоснованная классификация.
По месту возникновения затраты
группируются:
1.
по производствам;
2.
по цехам, структурным
подразделениям.
Эта группировка необходима для
организации учета по центрам ответственности и определения производственной
себестоимости продукции (работ, услуг).
По носителям затрат (носители – это виды продукции).
Эта группировка необходима для
определения себестоимости единицы продукции (работ, услуг).
По видам затрат группируются:
1.
по экономически элементам;
2.
по статьям калькуляции.
По элементам затрат:
-
материальные затраты;
-
затраты на оплату труда;
-
отчисления на социальные
нужды;
-
амортизация ОС;
-
прочие затраты.
Группировка затрат по элементам
предназначена для выявления всех затрат на производство независимо от
производимой продукции (работ, услуг).
По статьям калькуляции:
С 1 по 11 статью находится
производственная себестоимость, а с учетом 12 статьи полная себестоимость.
1.
сырье и материалы;
2.
возвратные отходы;
3.
покупные изделия и
полуфабрикаты;
4.
топливо и энергия на
технические цели (технологические);
5.
зарплата производственных
работ;
6.
отчисления на социальные
нужды;
7.
расходы на подготовку и
освоение производства;
8.
общепроизводственные
расходы;
9.
общехозяйственные расходы;
10.
потери от брака;
11.
прочие производственные
расходы
Итого: производственная
себестоимость
12.
коммерческие расходы
Итого: полная себестоимость
Группировка затрат по статьям
калькуляции отражает назначение затрат на определенный вид продукцию
В зависимости от цели
управленческого учета (т.е.
какую управленческую задачу необходимо решить) затраты на производство
подразделяются на 3 основные классификационные группы:
1.затраты для расчета
себестоимости произведенной продукции и определение размера полученной прибыли;
Затраты подразделяются на:
1) Входящие и истекшие.
Входящие затраты – это средства,
которые были приобретены, имеются в наличии и должны принести доходы в будущем.
Истекшие затраты – это средства,
израсходованные для получения дохода и потеряли способность приносить доход.
2) прямые и косвенные.
Прямые – это расходы, которые
можно прямо отнести не изделие.
Косвенные расходы невозможно
отнести на какое-либо изделие. Они распределяются согласно выбранной
предприятием методике (пропорционально основной зарплате производственных
рабочих, количеству отработанных часов и т.д.).
Косвенные расходы подразделяются
на 2 группы:
Счет 25 «Общепроизводственные
расходы»
Счет 26 «Общехозяйственные
расходы»
3) основные и накладные затраты (чаще всего в
строительстве)
Основными называются затраты,
непосредственно связанные с производством продукции.
К накладным относятся расходы по
обслуживанию и управлению производством (сч.25,26).
4) Производственные и внепроизводственные расходы.
Производственные расходы – это
затраты, связанные с процессом производства.
Непроизводственные расходы –
расходы на сбыт продукции и расходы на управление.
5) Одноэлементные и комплексные затраты.
Комплексные затраты состоят из
нескольких экономических элементов (сч.25,26).
6) Текущие и единовременные затраты.
Текущие затраты – это затраты
отчетного периода, связанные с производством и реализацией продукции.
Единовременные затраты – это
затраты, производимые периодически.
2.затраты для принятия
управленческого решения и планирования;
Затраты классифицируются по
следующим признакам:
1) в зависимости от изменения объемов производства и
продаж:
- переменные (возрастаю или
уменьшаются пропорционально объему производства, материальные затраты,
заработная плата, полуфабрикаты);
- постоянные (которые не
изменяются при возрастании или уменьшении объема производства);
- условно-постоянные (например,
оплата за пользование телефоном, абонентская плата (постоянная часть) и
междугородние переговоры (переменная часть).
2) учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии
решений:
3) Ожидаемые и не ожидаемые;
4) Безвозвратные затраты (затраты истекшего периода);
5) Вмененные затраты (или улучшенная выгода
производства);
6) Планируемые и не планируемые затраты;
7) Релевантные и не релевантные затраты;
Релевантные затраты – это затраты,
которые могут быть изменены, вследствие принятия решений.
Не релевантные – это затраты, которые
не зависят от принятия решений.
3.затраты для контроля и
регулирования производственной деятельности центров ответственности.
Затраты делятся на:
1.Регулируемые – подвержены
влиянию;
2. Не регулируемые – не подвержены
влиянию;
3. Эффективные и не эффективные;
4. В пределах норм и отклонений от
норм;
5. Контролируемые – затраты,
которые поддаются контролю со стороны лиц, работающих на предприятии;
6. Не контролируемые – расходы, не
зависящие от деятельности субъектов управления.
Классификация
затрат для расчета себестоимости продукции.
Классификация затрат для
расчета себестоимости произведенной продукции и определение размера полученной
прибыли;
Затраты подразделяются на:
1) Входящие и истекшие.
Входящие затраты – это средства,
которые были приобретены, имеются в наличии и должны принести доходы в будущем.
Истекшие затраты – это средства,
израсходованные для получения дохода и потеряли способность приносить доход.
2) прямые и косвенные.
Прямые – это расходы, которые
можно прямо отнести не изделие.
Косвенные расходы невозможно
отнести на какое-либо изделие. Они распределяются согласно выбранной
предприятием методике (пропорционально основной зарплате производственных
рабочих, количеству отработанных часов и т.д.).
Косвенные расходы подразделяются
на 2 группы:
Счет 25 «Общепроизводственные
расходы»
Счет 26 «Общехозяйственные
расходы»
3) основные и накладные затраты (чаще всего в
строительстве)
Основными называются затраты,
непосредственно связанные с производством продукции.
К накладным относятся расходы по
обслуживанию и управлению производством (сч.25,26).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|