q
производство и обслуживание;
q
управление устройствами
для мониторинга и измерений.
6. Измерение, анализ и улучшение с рассмотрением вопросов:
q
мониторинга и измерений
процессов, продукции и использования результатов для управления и внутреннего аудита;
q
управления несоответствующей
продукцией с целью предотвращения непреднамеренного ее использования или поставки;
q
анализа данных, полученных
а результате мониторинга и измерений;
q
улучшения системы и повышения
ее результативности .
Система менеджмента качества создаётся
и внедряется на предприятии в соответствии с характером его деятельности. В качестве
примера может служить приведенная в стандарте ИСО 9004: 94 система, которая схематически
представлена на рис. 5.7.
В соответствии со стандартом ИСО
9004 - 94 типичными этапами жизненного цикла продукции ("петля качества")
являются:
1-ый этап - маркетинг, поиск и
изучение рынка.
2-ой этап - проектирование и (или)
разработка технических требований, разработка продукции.
3-ий этап - материально-техническое
снабжение.
4-ый этап - подготовка и разработка
технологических процессов.
5-ый этап - производство.
6-ой этап - контроль, проведение
испытаний и обследований.
7-ой этап - упаковка и хранение.
8-ой этап - реализация и распределение.
9-ый этап - монтаж и эксплуатация.
10-ый этап - техническая помощь
в обслуживании.
11-ый этап - утилизация после
использования.
Рис. 5.7. Система качества
Этапы с 1-го по 7-ой осуществляются у изготовителя (поставщика), а с 8-го
по 11-ый - у потребителя (заказчика).
По характеру воздействия на этапы
жизненного цикла (петли качества) в системе качества могут быть три направления:
обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества (см. рис. 5.7 ).
Обеспечение качества представляет
собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих
необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы
продукция удовлетворяла определённым требованиям по качеству.
При планировании мероприятий обеспечения
качества целесообразно формировать целевые научно-технические программы повышения
качества продукции. При этом предполагается, что проблемы с качеством должны предупреждаться,
а не выявляться после их возникновения.
Управление качеством - это методы
и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований
к качеству.
Например, статистическое регулирование
технологического процесса с помощью контрольных карт позволяет предупреждать появление
дефектов и поэтому является предпочтительным перед методами, связанными с управлением
качеством по уже случившимся отклонениям.
Схема управления качеством приведена
на рис. 5.8 , которая известна как "замкнутый управленческий цикл", включающий
в себя контроль, учет, анализ (оценку), принятие и реализацию решений.
Улучшение качества представляет
собой постоянную деятельность, направленную на повышение технического уровня продукции,
качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.
Идеология постоянного улучшения
качества продукции прямо связана и вытекает из тенденции повышения конкурентоспособности
такой продукции, которая обладает высоким уровнем качества при низкой цене. В связи
с этим целью постоянного улучшения качества является либо улучшение параметров продукции,
либо повышение стабильности качества изготовления, либо снижение издержек.
Соотношение трёх направлений деятельности
(обеспечение качества, управление качеством и улучшение качества) в системе качества
можно проиллюстрировать на примере результатов, полученных одной из фирм, применяющей
все три метода (рис. 5.9). Первоначально было запланировано качество, при котором
потери от брака составляли G1. Управление в этот период осуществлялось в "первоначальной
зоне". В результате проведённых мероприятий по улучшению качества плановые
потери от брака снижены до уровня G2, и управление качеством перешло в "новую
зону".
При создании системы качества
на предприятии необходимо руководствоваться требованиями, которые предъявляются
к основным этапам жизненного цикла продукции (петли качества).
Марктинг, поиск и изучение рынка. На данном этапе необходимо
выполнять следующие функции:
1) определение потребности в продукции
или услуге;
2) точное определение рыночного
спроса для оценки сортности, нужного количества, стоимости и сроков производства
продукции или услуги;
3) чёткое определение требований
потребителя на основе постоянного анализа хозяйственных договоров, контрактов или
потребностей рынка;
4) систематическое информирование
управленческих структур предприятия о всех требованиях, предъявляемых потребителем.
5) краткое описание продукции
в виде предварительного перечня технических условий, схемы установки и монтажа,
применяемых стандартов и законодательных регламентов, упаковки, обеспечения и (или)
проверки качества;
6) осуществление обратной связи
с потребителем. При этом вся информация, относящаяся к качеству продукции или услуги,
должна анализироваться, сравниваться, интерпретироваться и доводиться до сведения
в соответствии с установленными процедурами. Обратная связь с потребителем может
явиться средством получения данных, необходимых как для внесения возможных изменений
в проект, так и для соответствующих действий руководства.
Система качества должна предусмотреть проведение мероприятий, предотвращающих
ошибки в маркетинге.
Проектирование и (или) разработка
технических требований, разработка продукции. Система качества должна обеспечить
создание проекта, соответствующего мировому уровню и требованиям потребителя. В
ней должны быть предусмотрены: планирование работ по проектированию; комплекс мероприятий,
направленных на предотвращение ошибок при проектировании, а также проведение испытаний
и измерений параметров продукции на различных этапах проектирования; проверка соответствия
проекта исходным требованиям; периодический анализ всех компонентов проекта; анализ
готовности потребителя к использованию продукции; контроль за изменениями проекта;
последующие повторные оценки проекта.
Материально-техническое снабжение.
Предприятие несёт полную ответственность за качество конечной продукции независимо
от качества закупленных им материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому
система должна иметь комплекс мероприятий, направленных на предотвращение поступления
некачественных материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий в производство.
Подготовка и разработка производственных
процессов. Подготовка производства должна давать уверенность в том, что технологический
процесс и состояние всех элементов производства (оборудование, оснастка, инструмент
и т.д.) обеспечат изготовление продукции в соответствии с требованиями технической
документации.
Система должна обеспечить контролируемость и управляемость всех элементов
производства с тем, чтобы в случае отклонений от предписанных требований можно было
привести элементы системы в надлежащее состояние. Обязательными элементами системы
должны быть контроль и испытания готовой продукции.
На последующих этапах система
должна обеспечить качество продукции при изготовлении, погрузочно-разгрузочных работах,
хранении, транспортировании, монтаже. Необходимо обеспечить гарантированную работу
по проведению технических консультаций; обучению персонала, эксплуатирующего сложную
технику; техническому обслуживанию и ремонту изделий в период гарантийного срока;
поставке запасных частей; обеспечению исчерпывающими и понятными инструкциями по
использованию, сборке, монтажу, вводу в эксплуатацию, эксплуатации, обслуживанию
и ремонту изделий.
Несмотря на то, что система качества
по стандартам ИСО 9000 не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности,
популярность системы растет и сегодня занимает прочное место в рыночном механизме.
Важнейшим же признаком того, имеется ли на предприятии система качества по МС ИСО
9000, является сертификат на систему. Наличие у предприятия сертификата на систему
качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных
проектах.
О популярности стандартов ИСО 9000 свидетельствует общая динамика сертификации
систем качества на соответствие их требованиям. Так, по данным фирмы Мобил в 1993
г. в мире было сертифицировано около 50 тыс. систем качества. В 1995 г. их число
возросло до 100 тыс. В настоящее время сертифицированных систем уже более 200 тыс.
В последнее время многие транснациональные компании требуют от своих поставщиков
обязательного внедрения МС ИСО 9000.
5.5.3.2. Общефирменная
система управления качеством [8]
Для ряда отраслей, где высоки
требования к качеству, безопасности, экологичности, требования стандартов ИСО 9000
уже недостаточны. Это, прежде всего, касается автомобильной индустрии, как правило,
являющейся "локомотивом" для промышленности своих стран. В связи с этим
автомобильная индустрия строит свою собственную промышленную политику. В настоящее
время такая промышленная политика сконцентрирована в стандарте QS-9000 и в связанных
с ним документах.
Стандарт QS-9000 разработан знаменитой
детройтской "большой тройкой": "Крайслер", "Форд",
"Дженерал Моторс", к которым присоединились пять крупнейших производителей
грузовиков: "Фрайт-Лайнер", "Мэк-Тракс", "Нэвистар интернейшнл",
"Паккар", "Вольво", "Джи Эм Хеви Трак". Базируясь
на требованиях ИСО 9000, эти компании дополнили требования указанного стандарта
как общеотраслевыми требованиями, так и специальными требованиями каждой компании.
Интерес к стандарту проявляют
и компании, не связанные с автомобилестроением. Рассматривается вопрос о признании
QS-9000 в качестве европейского стандарта.
Cтандарт QS-9000 определяет три
основные группы требований к системам качества:
Раздел I. Требования, основанные
на ИСО 9000.
Раздел П. Отраслевые требования
по пунктам, не включенным в раздел I.
Раздел III. Специфические требования
потребителей ("Крайслер", "Форд" и "Дженерал Моторс», а
также производителей грузовиков).
Документация системы QS-9000 включает:
промышленный стандарт QS-9000 "Требования к системам качества"; процедуру
РРАР "Процесс согласования производства части" (под "частью"
понимаются комплектующие, узлы, материалы и т. п.); QSА "Оценка систем качества";
руковод-ства: SРS "Статистическое управление процессами"; МSА "Анализ
измерительных систем"; АРQР "Планирование качества перспективной продукции";
FМЕА "Анализ видов и последствий отказов"; перечень документов, руководств
и процедур отдельных компаний-потребителей, не ставших согласованными руководствами
и документами.
Система QS-9000 связала в одну
цепочку поставщиков, потребителей-сборщиков и конечных потребителей автомобилей.
Для авиастроения разработана аналогичная
система – AS, для телекоммуникации – TL.
ТQМ — всеобщее управление качеством.
Беспощадная борьба на мировых рынках за сбыт товаров и покупателей, жесткая политика
вытеснения конкурентов привели к быстрому развитию методов и средств, повышающих
качество продукции.
ТQМ является комплексной системой,
ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат
и поставки точно в срок. Основная философия ТQМ базируется на принципе — улучшению
нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка — ноль дефектов,
к затратам — ноль непроизводительных затрат, к поставкам — точно в срок. Однако
следует понимать, что достичь этих пределов невозможно, но стремиться к этому надо
постоянно и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия имеет специальный
термин — "постоянное улучшение качества" (quality improvement) [8].
Цель ТQМ — достижение более высокого
качества продукции и услуг.
Что подразумевается под более
высоким качеством? Японская концепция предусматривает четыре уровня качества.
Первый уровень оценивается как
соответствие или несоответствие требованиям стандарта. Второй уровень — продукция
должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатационным
требованиям; в этом случае она будет пользоваться спросом на рынке. Третий уровень
— высокое качество при низкой цене. Для того, чтобы добиться таких результатов,
следует изменить всю систему работы. Единственный путь достижения низкой стоимости
при высоком качестве — бездефектное производство. Четвертый уровень — соответствие
скрытым потребностям. В богатых странах (США, Япония, Великобритания и др.) рынок
наводнен продукцией, которая мало отличается по уровню качества и удовлетворяет
все явные требования покупателя. Поэтому преимущество при сбыте получает продукция,
учитывающая скрытые потребности. Потребитель не подозревает, чего ему хочется, но
когда ему предлагают купить что-то оригинальное, он понимает, что именно это ему
нравится и подходит.
5.5.3.3. Системы
качества, соответствующие критериям национальных или региональных премий по качеству
В 1990-е годы усилилось влияние
общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества.
Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам
менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.
Сертификация систем качества на
соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие
стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества.
Усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего
персонала.
Премии по качеству как стимул
создания на предприятиях эффективных систем качества широко используются в мире
— премия Деминга в Японии, премия Малкольма Болдриджа в США, Европейская премия
в странах Европы и др. В России существует премия Правительства Российской Федерации
в области качества. Следует отметить, что критерии премии по качеству, учитывая
все передовое, что имеется в системах по ИСО 9000 и в ТQМ, еще в большей мере обращены
к человеческому фактору.
5.5.4. Сертификация систем качества [8]
В начале 90-х годов определился
круг основных факторов, заставляющих предприятия заниматься разработкой, внедрением
и сертификацией систем качества. К наиболее важным основаниям для проведения сертификации
систем качества можно отнести: преимущества перед конкурентами; требования заказчика;
улучшение качества продукции; снижение риска ответственности за продукцию; требования
материнской компании.
Госстандартом РФ разработан и
введен в действие ГОСТ Р 40.001 – 95 " Правила по проведению сертификации систем
качества в Российской Федерации". Был создан Регистр систем качества, который
должен обеспечить добровольную и обязательную сертификацию систем качества. Регистр
включен в состав системы сертификации ГОСТ Р, которая в качестве национальной системы
сертификации признана в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Структура
Регистра систем качества приведена на рис. 5.10.
Для реализации проблемы сертификации
систем качества Госстандарт России разработал комплекс стандартов, введенных в действие
с 1996 и переработанных в 2000г.: ГОСТ Р 40.002 - 2000, ГОСТ Р 40.003 - 2000, ГОСТ Р 40.004-96 , ГОСТ Р 40.005
– 2000 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 62 - 2000. Перечисленные стандарты соответствуют международным
документам и определяют общие требования к организации деятельности Регистра, а
также требования к порядку проведения сертификации системы качества и сертификации
производств, инспекционного контроля за сертифицированными системами качества и
производств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|