Основы сертификации
5. Основы сертификации
5.1. Основные понятия, цели и объекты сертификации
Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации
подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям
стандартов или условиям договоров.
Сертификация продукции является одним из путей обеспечения
высокого качества продукции, повышения научного и торгово-экономического сотрудничества между странами, укрепления доверия между ними.
В сертификации продукции, услуг и
иных объектов участвуют первая (изготовитель
или продавец), вторая (потребитель или покупатель), третья стороны.
Третья сторона — лицо
или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в
рассматриваемом вопросе (ИСО/ МЭК 2).
Система сертификации – совокупность правил выполнения работ
по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в
целом.
Оценка соответствия – прямое
или косвенное определение соблюдения требований к объекту.
Подтверждение соответствия
– документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов
производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение
работ или оказание услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов
или условия договоров.
Форма подтверждения соответствия
– определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или
иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, выполнение работ или оказание услуг требованиям технических регламентов,
положениям стандартов или условия договоров.
Сертификат соответствия
– документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов,
положениям стандартов или условиям договоров.
Знак обращения на рынке
- обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой
в обращение продукции требованиям технических регламентов. Изображение знака обращения
на рынке устанавливается Правительством РФ. Он не является специальным защищенным
знаком и наносится в информационных целях.
Знак соответствия - обозначение,
служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям
системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
Декларирование соответствия
- форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Декларация о соответствии
- документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям
технических регламентов.
Заявитель - физическое
или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.
Орган по сертификации –
юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном
порядке для выполнения работ по сертификации.
Идентификация
продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным
признакам.
Перечни продукции, соответствие которой может быть
подтверждено декларацией о соответствии, утверждаются постановлением
правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии
имеет юридическую силу наравне с сертификатом.
К объектам сертификации
относятся продукция, услуги, работы, системы качества, персонал, рабочие места и пр.
В соответствии с законом РФ «О техническом регулировании» сертификация
осуществляется
в
целях:
q
удостоверения соответствия продукции, процессов производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных
объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
q
содействия приобретателям в компетентном выборе продукции,
работ, услуг на российском и международном рынках;
q
создания условий для обеспечения свободного перемещения
товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного
экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Сертификация имеет ряд достоинств
особенно в международных торгово-экономических отношениях. Она способствует: достижению доверия к качеству изделий; предотвращению
импорта в страну изделий, не соответствующих требуемому уровню качества продукции; предотвращению экспорта
аналогичной продукции; упрощению выбора продукции
потребителем; защите изготовителя
от конкуренции с поставщиками несертифицированной продукции
и обеспечению ему рекламы и рынка сбыта; улучшению
«качества» стандартов путём выявления в них устарелых положений и стимулированию переработки этих стандартов.
5.2. История развития
сертификации [22]
"Сертификат" в переводе с латыни означает "сделано верно".
Хотя термин "сертификация"
стал известен в повседневной жизни и коммерческой практике сравнительно недавно
(в последнее десятилетие), тем не менее сертификация как процедура применяется давно
и термин "сертификат" известен с XIX в.
Так, в энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, изданный в
1900 г., трактует сертификат как "удостоверение", а экономисты определяют
сертификат как "денежное свидетельство на определенную сумму" или как
"облигацию специального государственного займа".
Имеются сведения о том, что производители товаров издавна гарантировали
качество своих изделий, в том числе письменно, т. е. снабжали их (по современной
терминологии) "заявлениями о соответствии".
В метрологии сертификация давно
известна как деятельность по официальной проверке и клеймению (или пломбированию)
прибора (весов, гирь). Клеймение свидетельствует о том, что прибор удовлетворяет
сертификационным требованиям по его конструктивным и метрологическим характеристикам.
Более 100 лет термин "сертификат" используется в международной метрологической
практике. Так, сопроводительный документ к полученному Россией в 1879 г. прототипу
килограмма имел следующее название: "Международный комитет мер и весов. Сертификат
Международного бюро мер и весов для прототипа килограмма № 12, переданного Министерству
финансов Российской Империи". Для этого прототипа килограмма были проведены
"сертификационные испытания": Для всей группы прототипов (всего 42) было
проведено 1092 взвешивания для сравнения между собой и с международным (главным)
прототипом, который, в свою очередь, был сличен с архивным килограммом.
Описанный опыт является примером
сертификации третьей стороной — Международным бюро мер и весов.
В течение нескольких столетий действуют так называемые "классификационные
организации", которые, будучи неправительственными и независимыми организациями,
оценивают безопасность судов для целей их страхования. По существу, это тоже сертификация
третьей стороной — сертификация соответствия. Примером классификационной организации
является Регистр Ллойда - авторитетнейшая международная организация, которая имеет
представительства в 127 странах мира и в течение двух столетий остается мировым
лидером сертификационных организаций.
В России также есть классификационная
организация — Морской Регистр, созданный в 1913 г. С самого начала Русский Регистр
(так он сначала назывался), основанный страховыми компаниями, занимался тем, что
сейчас называют сертификацией гражданских судов на их безопасность. Причем эта сертификация
сразу же стала проводиться по международным правилам. Поэтому уже тогда она была
не только престижна, но и выгодна судовладельцам: страховка судна, безопасность
которого подтверждается авторитетнейшей организацией, дешевле, а его фрахт дороже.
Сегодня Морской Регистр — одна из авторитетных организаций, занимающихся сертификацией
систем качества.
Ведущие экономические державы
начали развивать процессы сертификации в 20 - 30-е годы ХХ века. В 1920 г. Немецкий
институт стандартов (DIN) учредил в Германии знак соответствия стандартам DIN, зарегистрированный
в ФРГ в соответствии с законом о защите торговых знаков.
Сертификация в России начала проводиться
в 1993 г. в соответствии с законом РФ "О защите прав потребителей", который
установил обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления.
Предшественницей российской сертификации была сертификация в СССР отечественной
экспортируемой продукции. Первоначально она проводилась в зарубежных центрах и ее
обязательность фактически устанавливалась не отечественными законами, а законодательством
тех стран, в которые товары поставлялись из СССР.
В 1984 г. правительством СССР
было принято Постановление о сертификации экспортируемой продукции. В 1986 г. Госстандартом
был введен в действие Временный порядок сертификации продукции машиностроения.
В 1988 г. странами-членами СЭВ
была подписана Конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой
продукции (СЕПРО СЭВ). В СССР эта система была введена в 1988 г. Система
СЕПРО СЭВ предусматривала проведение
сертификации с использованием как стандартов СЭВ, так и других международных норм
и лучших национальных стандартов. Указанная система фактически ввела международную
аккредитацию испытательных лабораторий и международную аттестацию. К 1991 г. в стране
функционировало 14 испытательных центров, было аттестовано несколько производств.
Вместе с тем в СССР осуществлялась
оценка соответствия продукции установленным требованиям в других формах: аттестация
по категориям качества; государственная приемка продукции; государственные испытания
(им подвергалось около 30% продукции, аттестованной по категориям качества); государственный
надзор за стандартами.
В России после ликвидации СССР
аттестация продукции по категориям качества, государственные испытания и государственная
приемка продукции были официально отменены.
5.3. Правовое обеспечение сертификации
Деятельность по сертификации в России законодательно
регулируется и обеспечивается:
q
законами РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.,
«Об обеспечении единства измерений» в редакции 2003 г., «О защите прав потребителей» в редакции
1999 г., «О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
в редакции 2003 г.;
q
подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально-экономических задач
и предусматривающими использование
для этой цели обязательной сертификации;
q
указами президента и нормативными
актами правительства России (постановление правительства РФ от 12
февраля 1994 г. № 100 «Об
организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»,
распоряжение правительства РФ от 20
февраля 1995 г. № 255-р «О программе демонополизации
в сферах стандартизации, метрологии и сертификации», постановление
Госстандарта России в редакции 2002 г. «Правила по проведкению сертификации в Российской
Федерации» и др.).
Нормативно-методическая база сертификации включает:
q
совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг, а
также документов, устанавливающих
методы проверки соблюдения этих требований
(примерно 12 тысяч наименований);
q
комплекс организационно-методических
документов, определяющих правила и порядок
проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации
и комментариев к ним).
Рис. 5.1. Структура
законодательной и нормативной базы сертификации [36]
Структура законодательной и нормативной
базы сертификации представлена на рис. 5.1.
5.4. Роль сертификации
в повышении качества продукции
Коренное повышение качества продукции
в современных условиях является одной из ключевых экономических и политических задач.
Именно поэтому на ее решение направлена совокупность таких мер, как стандартизация,
государственный надзор за ее качеством, совершенствование системы разработки и постановки
продукции на производство, организация всесторонних испытаний продукции, наконец,
её сертификация.
Сертификация продукции является важным средством обеспечения торговых позиций
в конкурентной борьбе между отдельными товаропроизводителями.
В сертификации заинтересованы
не только изготовитель (в целях повышения конкурентоспособности своих товаров) и
потребитель (в целях получения гарантий соответствия определенных характеристик
изделий заявлениям изготовителя), но и общественные и частные производственные,
потребительские и научно-технические организации, правительства большинства стран
и даже межправительственные организации.
5.5. Качество и
конкурентоспособность продукции
5.5.1. Общие сведения
о конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность товара есть
не что иное, как возможность его успешной продажи на данном рынке в определённый
момент времени. На современном рынке только тот товар оказывается конкурентоспособным,
который создаётся в расчёте на определённого покупателя. Непроданный товар не может
считаться качественным товаром, даже если соответствует стандарту, если технология
его производства отработана, а изготовитель высоко его оценил.
Работать на потребителя, добиваться
такого качества, которое ему необходимо, то есть управлять качеством, как показала
практика преуспевающих фирм, можно тогда, когда система качества создаётся на базе
исследования рынка.
Конкурентоспособность зависит от ряда факторов: качества товара и его новизны;
цены товара; условий платежа; срока поставки товара; организации рекламы и расходов
на неё; размера налогов и таможенного обложения; насыщенности рынка аналогичными
товарами; платежеспособности населения; уровня технического обслуживания; наличия
на рынке запасных частей и. т. д.
Часто конкурентоспособность товара
определяется ещё и такими факторами, как затраты потребителей на эксплуатацию изделий,
их привычки, мода ("имидж"), протекционизм, политическая обстановка (для
экспортируемых товаров).
Однако основными показателями
конкурентоспособности стали качество товара и его новизна. Сейчас обязательным условием
для выживания фирмы или даже целой отрасли промышленности считается: "конкурентоспособное
качество - ключ к коммерческому успеху". Так, при обследовании 200 крупных
фирм США 80% опрошенных ответили, что качество изделий является основным фактором
для реализации товара по выгодной цене. Ни одна фирма не поставила цену товара на
первое место.
П.С.Завьялов [12] дал следующую
формулировку конкурентоспособности товара: "Под конкурентоспособностью понимается
комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех
на рынке, т.е. способность именно данного товара быть обмененным на деньги в условиях
широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов".
Для исследования рынка и анализа
деятельности фирмы необходимо иметь критерии оценки уровня конкурентоспособности
товара. Однако многообразие факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции,
затрудняет определение количественного его значения по всем показателям одновременно.
Поэтому часто для этого используют экономические показатели.
Оценка конкурентоспособности товара
требует изучения и анализа ряда факторов:
требований внешнего и внутреннего
рынка и прежде всего к качеству реализуемых на нём изделий;
основных направлений создания
и изготовления продукции, пользующейся спросом на внешнем и внутреннем рынке;
перспектив продажи конкретных
изделий;
цен на продукцию, предназначенную
на продажу;
возможности аттестации и сертификации
продукции;
уровня и качества рекламы товара,
предлагаемого потребителю (в том числе и иностранному).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|