Экономическими показателями данной
группы являются: затраты промышленности на устранение и переделку брака; расходы
на удовлетворение претензий потребителей в связи с выявлением дефектов или недостатков
в процессе эксплуатации или потребления товаров.
Третья группа показателей характеризует
достигнутый уровень качества продукции в эксплуатации или потреблении. К ним относятся
фактические значения основных свойств изделий, заложенных в них при разработке и
производстве.
Любая оценка качества продукции
подразумевает сопоставление характеристик оцениваемого предмета с аналогичными свойствами
других изделий. За эталон для оценки качества изделия могут быть приняты :
конкретная реально существующая
продукция, реализация которой на данном рынке приносит ее производителю наибольшую
экономическую выгоду;
гипотетическая продукция, качество
которой в максимальной степени обеспечивает удовлетворение потребностей покупателей;
стандарт, признанный в стране
покупателя. Технический уровень и качество каждого изделия, каждого вида продукции
характеризуются большим количеством показателей, общая классификация которых установлена
Методическими указаниями по оценке уровня качества промышленной продукции (РД 50-149-79).
Для важнейших видов продукции номенклатура показателей технического уровня и качества
устанавливается специальными государственными стандартами, определяющими систему
показателей качества продукции.
5.5.2.3. Количественная
оценка качества продукции (квалиметрия)
При оценке качества по ГОСТу 15467-79
в соответствии с основными положениями квалиметрии (см. п. 3.9) могут быть применены
следующие показатели.
1) Единичный показатель качества
продукции - это показатель, который характеризует одно из свойств изделия. Примерами
единичных показателей могут служить: наработка радиоприёмника на отказ; интенсивность
отказов резистора; калорийность топлива; коэффициент вариации проволоки по толщине;
долговечность автомобиля и т.д.
2) Комплексный показатель качества
продукции характеризует изделие по нескольким свойствам. Он может включать несколько
простых свойств или одно сложное свойство продукции (состоящее из нескольких простых
свойств). В качестве примера комплексного показателя может служить коэффициент готовности
,
где Т - наработка изделия на отказ
(показатель безотказности); Тв- среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности)
.
Таким образом, коэффициент готовности
зависит от двух свойств изделия - безотказности и ремонтопригодности.
Другим примером комплексного показателя
качества продукции является показатель К0, вычисляемый как средняя взвешенная величина:
,
(5.1)
где Кi - показатель i-го свойства оцениваемой продукции; ai - коэффициент весомости показателя Кi.
Из формулы (5.1) следует, что
данный показатель характеризует "n" различных свойств продукции. Этот
показатель представляет собой условную величину, выражаемую в условных единицах,
например, в баллах, и реального физического содержания не имеет.
3) Определяющий показатель качества
продукции. Этот показатель часто используют для принятия решения об оценке качества
изделия. Свойства, учитываемые определяющим показателем, в свою очередь, могут характеризоваться
единичными и (или) комплексными показателями качества продукции. Если определяющий
показатель является комплексным, его называют обобщённым.
4) Интегральный показатель качества
продукции представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации
или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или
потребление.
При сроке службы более одного
года интегральный показатель запишется в следующем виде:
,
где Пс - суммарный полезный годовой
эффект от эксплуатации или потребления продукции, выраженный в натуральных единицах
(м, кг, шт и т. д.); Зс - суммарные капитальные затраты на создание продукции; j(t) - поправочный коэффициент на срок службы
в течение "t" лет,
,
(здесь Ен - нормативный коэффициент
экономической эффективности);
Зэ - суммарные затраты на эксплуатацию
продукции (техническое обслуживание, ремонт и др. текущие затраты).
Для экспортируемой продукции интегральный
показатель качества ,
где Пс - суммарный полезный эффект
от эксплуатации или потребления продукции потребителем в конкретных условиях его
страны; Зс - единовременные затраты покупателя на приобретение товара; 3t - суммарные
эксплуатационные затраты в t-ом году в условиях страны покупателя; Т - срок службы
изделия.
Наряду с интегральным показателем
качества продукции может применяться величина, обратная ему и называемая "удельные
затраты на единицу эффекта".
5) Индекс качества продукции.
Это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый
интервал времени, равный среднему взвешенному относительных значений показателей
качества этой продукции.
Пример1. Имеется "s"
различных видов продукции, для каждого из которых определен комплексный показатель
качества в рассматриваемом периоде Кi (i=1,2,...s), а также соответствующие базовые
значения показателей Кiб. Индекс качества в этом случае ,
где bi - коэффициент весомости данного вида продукции,
(Сi - стоимость продукции i-го
вида в рассматриваемый период).
Пример2. Для всех видов продукции
установлены три группы качества, определяемые баллами В1, В2, В3. Если в рассматриваемый
период была выпущена продукция этих групп на суммы соответственно С1, С2, С3, то
индекс качества ,
где Вср, Вср.б - средний балл
продукции соответственно за оцениваемый и базовый периоды, Вср = b1×В1 + b2×В2 + b3×В3 ,
где bi - коэффициент весомости i-ой группы продукции,
.
6) Коэффициент дефектности продукции
представляет собой среднее взвешенное количество дефектов, приходящееся на единицу
продукции. Для определения коэффициента дефектности берётся выборка из "n"
единиц продукции и в ней подсчитываются все дефекты, разбитые заранее на "а"
видов. Для каждого вида дефекта устанавливается коэффициент весомости – rj (j =
1,2,...,а).
Коэффициент весомости может быть определён экспертным методом или по стоимости
устранения дефекта данного вида. Коэффициент дефектности в данном случае ,
где mj - число дефектов каждого
вида в выборке.
7). Относительный коэффициент
дефектности можно вычислить по формуле ,
где Д0 - базовое значение коэффициента
дефектности, соответствующее определённому базовому периоду производства.
8) Индекс дефектности продукции
- это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый
интервал, равный среднему взвешенному коэффициентов дефектности этой продукции.
Пусть предприятие выпустило за определённый период "s" видов продукции
при стоимости каждого вида Сi.
Индекс дефектности этой продукции
.
Коэффициент весомости в данном
случае можно высчитать по формуле ,
где Qi - относительный коэффициент
дефектности i-го вида продукции.
9) Коэффициент сортности продукции
- это отношение суммарной стоимости продукции, выпущенной за рассматриваемый интервал
времени, к суммарной стоимости этой же продукции в пересчете на наивысший сорт.
Он может применяться для оценки качества работы определенных предприятий, производящих
разносортную продукцию:
,
где s - количество сортов продукции,
выпускаемой предприятием; Сi - стоимость единицы продукции i-го сорта; Сн- стоимость
единицы продукции наивысшего сорта; qi - объём выпущенной продукции i-го сорта.
10) При оценке уровня качества
продукции в эксплуатации и потреблении наиболее объективно такую оценку дают суммарные
затраты, связанные с использованием приобретённого товара по назначению.
Комплексным показателем уровня качества продукции в этом случае могут быть
суммарные затраты на эксплуатацию и ремонты, отнесённые к единице времени:
,
где Сk (t) - суммарные затраты
на эксплуатацию продукции с наработкой по "k" показателям качества; Rр
- суммарные затраты на восстановление значений по "р" показателям качества
до их номинальных значений.
5.5.2.4. Методы
определения показателей качества продукции
Для определения показателей качества
могут использоваться следующие методы:
1) инструментальный (выполняется на основе технических средств измерения);
2) расчётный (осуществляется на
основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей
качества продукции от её параметров;)
3) регистрационный (основан на
наблюдениях с последующим подсчётом числа определяемых событий, предметов или затрат);
4) органолептический (осуществляется
на основе анализа восприятий органов чувств человека. Точность и достоверность таких
значений зависят от квалификации, навыков и способностей лиц, определяющих показатели
качества. Применяется для определения качества напитков, кондитерских, табачных,
парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой обусловлено или связано
с эмоциональным воздействием на потребителя. Выражается обычно в баллах);
5) экспертный осуществляется на
основе решений, принимаемых экспертами (подробнее об этом методе в [47]);
6) социологический основывается
на анализе мнений фактических или возможных потребителей.
5.5.2.5. Моральное старение продукции
Моральное старение продукции -
это процесс постепенной относительной потери качества продукции при сохранении абсолютного
значения её показателей. Моральное старение происходит в результате создания нового,
более высококачественного изделия и удешевления производства изготавливаемой продукции.
Постепенно продукция, которая
была по своему качеству лучше других конкурирующих изделий, начинает относительно
ухудшаться. Затем продукция переходит в более низкую категорию качества и, наконец,
через какой-то период времени продукция морально устаревает, и её применение по
сравнению с другой аналогичной продукцией становится экономически невыгодным (момент
времени Тн на рис. 5.3).
В это время необходимо начать
производство новой, более высококачественной продукции. С этой новой продукцией
с течением времени произойдет то же самое - она постепенно морально устареет. Следовательно,
для обеспечения конкурентоспособности необходимо своевременно обновлять выпускаемую
продукцию.
Процесс морального старения отражает
действие объективного экономического закона. Поэтому его необходимо учитывать при
обеспечении выпуска конкурентоспособной продукции.
Знание характера процесса морального старения продукции (см.
рис. 5.3) позволяет достаточно точно определять продолжительность выпуска продукции
высокого качества, время постановки и снятия ее с производства.
Рис. 5.3. Механизм процесса старения
продукции: К - относительный уровень качества; Т - время; Тн - момент времени морального
старения старой продукции и начала выпуска новой продукции; Твп1 (Твп2)-период времени
выпуска продукции П1 (П2,) по высшей категории качества; Т1п1 (Т1п2) - период времени
выпуска продукции П1 (П2) более низкого качества; Т2п1 - период времени выпуска
морально устаревшей продукции П1; Тпрп3 - период времени проектирования новой продукции
П3; Тппп3 - период времени подготовки производства новой продукции П3
Зная или прогнозируя цикл проектирования
новой продукции, подготовки производства, можно планировать сроки начала и окончания
проектирования.
Процесс морального старения отражает действие объективного экономического
закона. Поэтому его необходимо учитывать при обеспечении выпуска конкурентоспособной
продукции.
5.5.2.6. Оптимальный уровень качества
Необходимый уровень качества продукции
должен определяться результатами экономического анализа, который позволяет оптимизировать
соотношение между уровнем качества, совокупными затратами ресурсов и полезным эффектом
продукции.
При моральном старении качество
можно повысить постепенным усовершенствованием изделия, на что потребуются определённые
затраты.
На рис. 5.4 приведена динамика
полезного эффекта и затрат по мере усовершенствования изделия (роста уровня качества).
В зоне I соотношение затрат на повышение качества и эффекта от этого повышения таково,
что данная продукция убыточна. Зона II является зоной нормального использования
продукции, в которой затраты на улучшение качества меньше, чем полезный эффект.
В зоне III дальнейшее совершенствование продукции нецелесообразно. Изделие подлежит
замене на новое, прогрессивное.
В общем виде затраты на продукцию
складываются из затрат на изготовление и эксплуатацию (рис. 5.5). Чем выше качество
изготовления изделия, тем ниже расходы на эксплуатацию. Оптимальный уровень качества
такой, при котором суммарные затраты наименьшие. Кроме того, оптимальное качество
это такое качество, при котором достигается либо наибольший эффект от эксплуатации
или потребления продукции при заданных затратах на её создание и эксплуатацию или
потребление, либо заданный эффект при наименьших затратах, либо наибольшее отношение
эффекта к затратам.
Рис. 5.5.
Зависимость затрат от уровня качества продукции:
1 - затраты
на изготовление продукции; 2 - затраты в процессе эксплуатации; 3 -
суммарные затраты
|
|
Рис. 5.4. Динамика полезного эффекта (ПТ) и затрат (3) по мере
усовершенствования изделия (роста уровня качества): 1 - полезный эффект; 2 - затраты
Достижение оптимального уровня качества продукции должно исходить не только
из необходимости снижения затрат на её изготовление, но и из целесообразности увеличения
показателей качества продукции. Зачем, скажем, долговечность некоторых деталей и
узлов в 20 лет, если срок морального старения и физического износа не превышает
10 лет.
Поэтому необходимо стремиться
закладывать и обеспечивать такие показатели качества отдельных деталей и узлов,
которые бы определялись сроком морального старения и физического износа изделия
в целом. При этом необходимо повышать качество в первую очередь наиболее слабых
узлов, стремясь довести их качество (например, долговечность) до оптимального значения
(например, до срока морального старения и физического износа). Во многих случаях
нужно повышать не все показатели качества, а только некоторые из них.
Таким, образом, оптимальный уровень
качества - это такой уровень, выше или ниже которого производить продукцию экономически
нецелесообразно. Поэтому в одних случаях качество нужно повышать, в других - оставлять
неизменным, в третьих - возможно даже понижать в целом или по отдельным показателям,
чтобы сократить затраты на изготовление изделия.
5.5.3. Управление
качеством продукции
В 70-80-х годах ученые и специалисты
многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем
контроля готовой продукции. Оно должно обеспечиваться гораздо раньше — в процессе
изучения требований рынка, на стадии проектных, конструкторских разработок, при
выборе поставщиков комплектующих изделий и материалов, на всех стадиях производства
и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании у потребителя
и утилизации после использования.
Такой комплексный подход обеспечивает создание замкнутого процесса, который
начинается с определения потребностей рынка и включает в себя все фазы совершенствования
выпускаемой продукции, подготовку производства, изготовление, реализацию и послепродажное
обслуживание на основе эффективной системы "обратной связи" и планирования,
учитывающего конъюнктуру рынка, при минимальных расходах на обеспечение качества.
Способность предприятия достигать
своих целей, обеспечивая конкурентоспособность выпускаемой продукции, определяется
действующей на нем системой организации и управления — системой управления качеством.
Система управления качеством представляет
собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные
технические и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные
способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований
потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество
[8]. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления
качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться в каждой из них.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|