- определение
достаточного и сбалансированного ее состава;
- выбор
целесообразного способа ее создания;
- установление
перечня и определение содержания мероприятий по ее созданию, а также порядка и
последовательности их выполнения к установленному времени;
- определение
порядка организации правления разнородными войсками и разноведомственными формированиями,
взаимодействия между ними, а также всестороннего обеспечения.
Применение войск
в существующей организационно-штатной структуре со штатным вооружением и
традиционных формах в некоторых случаях может привести к большим жертвам среди
мирного населения, значительным разрушениям и экологическим катастрофам. Это
вызывает необходимость установления определенных ограничений по составу войск,
а также оснащения их высокоточными средствами поражения и оружием нелетального
действия.
Состав ОГВ (с),
роль и место в ней видов Вооруженных Сил и других войск, а также их техническая
оснащенность будут зависеть от характера действий противника, поставленных
задач, физико-географических особенностей и удаленности районов боевых
действий, реального состояния Вооруженных Сил и других условий обстановки. В
состав группировки, намечаемой для участия в вооруженном конфликте, могут быть
включены общевойсковые соединения и части, соединения (части) артиллерии,
авиации и ПВО из состава военного округа, дислоцированные вблизи района
конфликта, а на приморском направлении – и силы флота, а также формирования Пограничных,
внутренних войск и Минюста. Такая группировка по своему составу может достигать
масштаба общевойсковой армии или корпуса.
Объединение
усилий и координацию действий всех участвующих в вооруженном конфликте или
локальной войне органов управления, войск, сил и средств, а также различных
государственных и местных органов власти следует возлагать на представителя
Президента Российской Федерации в административном округе, а по военным
вопросам – на командующего военным округом (ОСК).
5. Опыт
деятельности оперативных групп, представляющих другие министерства и ведомства
в ходе первой и второй кампании, показал, что, в силу своей недостаточной
подготовленности к участию в боевых действиях, проводимых по плану операций
объединения, они были не в состоянии подготовить целесообразные предложения
командирам по применению подчиненных сил и средств в них. Поэтому, с самого
начала военного конфликта в Чечне возникла потребность в координации их
действий. В результате разобщенности действий оперативных групп срывались сроки
проведения военных действий, утрачивалось взаимодействие, и зачастую
происходила утечка информации.
Другой, не менее
важной проблемой было то, что при отсутствии каких-либо наработок или готовых
методик командирам при подготовке операции было практически невозможно
организовать взаимодействие со всеми формированиями различных силовых структур
одновременно на нескольких направлениях и поддерживать его в ходе ведения
операции. Особенно остро этот вопрос стоял при организации и овладении городом.
Особенностью
организации взаимодействия явилось то, что в состав группировки входили
соединения, части, подразделения с различным предназначением,
организационно-штатной структурой, укомплектованностью, вооружением и техникой,
отличающиеся своими возможностями и системой управления. Все они
предназначались для выполнения задач, возложенных на данное министерство, но,
ни одна из них не имела опыта совместных действий.
Поэтому,
результаты исследования, условий организации и поддержания взаимодействия
формированиями Вооруженных Сил с другими войсками показали необходимость
разработки методики работы командующего и управления группировкой войск (сил)
по организации их эффективного применения в интересах достижения целей
операции.
Особую сложность
при подготовке и проведении военных действий представляла организация взаимодействия
между частями и подразделениями, оснащенными разнотипными средствами связи.
Несовместимость технических средств в различных частях и учреждениях затрудняло
создание единой системы связи, вынуждала направлять на пункты управления
взаимодействующих соединений, частей и подразделений, технику связи и АСУ
Вооруженных Сил. Это вызывало необходимость обмениваться оперативными группами,
что в значительной степени увеличивало время осуществления управленческих
циклов, количество отрабатываемых документов, отвлекало офицеров от работы по
управлению войсками для передачи данных обстановки на пункты управления других
войск.
В интересах
устранения противоречий, сложившихся между оперативностью процесса управления
формированиями ОГВ (с) и взаимодействия, осуществляемого между ними, с одной
стороны, и несоответствием технических возможностей их средств управления, с
другой стороны, необходимо создать унифицированную технику связи и управления и
оснастить ею все войска, привлекаемые для разрешения внутреннего вооруженного
конфликта.
6. Военно-политическое
решение на применении военной силы в интересах разрешения вооруженного конфликта
было принято, однако, отмобилизования частей и подразделений, предназначенных
для ввода в Чеченскую Республику, не проводилось. Вместо этого, Генеральный
штаб вынужден был встать на порочный путь создания свободных формирования,
который по определению не были готовы к боевым действиям вообще, и особенно
внутри Российской Федерации. Первая кампания особенно страдала оттого, что в течение
длительного времени в бой вводились недоукомплектованные части с личным
составом, не имеющим необходимой выучки.
В ходе
последующих действий выявилось несовершенство, и даже ущербность нашей системы
подготовки и накопления резервов (впрочем, это не явилось неожиданностью для
военного командования всех уровней).
Как ни прискорбно
это признавать, но в США действует гораздо эффективная система. Рано или поздно
и нам придется вводить систему, аналогичную американской, но с учетом нашей
потребности, возможностей, географических, национальных и других особенностей.
Разумеется, внедрение такой системы подготовки, и накопления резервов потребует
дополнительных ассигнований. Кроме этого, потребуется решительный перелом во
взглядах и мышлении военных руководителей.
Плохо обстоит
дело и с подготовкой офицерского запаса. Большинство офицеров запаса вообще
никогда не служили в армии. Они получили свои звания на военных кафедрах
гражданских вузов и в ходе кампании показали полнейшую неспособность управлять
подразделениями или исполнять дальнейшие обязанности по службе. Нередко
подразделения, во главе которых стояли офицеры запаса, на марше и в бою были
неуправляемыми. Опыт применения ОГВ (с), да и всех достаточно крупных учений,
свидетельствуют о том, что система их подготовки требует решительной и коренной
перестройки, как, впрочем, и система подготовки кадровых офицеров.
Низкая
укомплектованной частей и подразделений личным составом по мирному времени, экстренное
их доукомплектование при непосредственной подготовке операции показали
необходимость проведения не только боевого улаживания подразделений, но и
одиночной подготовки личного состава, для чего затрачивалось значительное время
(10 и более суток). Опыт показал, что первоначально одиночную подготовку
личного состава целесообразно проводить в пунктах постоянной дислокации с
максимальным использованием учебно-материальной базы, а затем совершенствовать
ее в районах боевых действий. Боевой потенциал подразделений в значительной
степени находился в зависимости от необходимости замены личного состава,
выслужившего свои сроки, в ходе боевых действий и восполнении потерь.
7. В связи с тем,
что ведение активных боевых действий против иррегулярных формирований Чеченской
Республики не предусматривалось (по крайней мере, политическим руководством
первоначально такая задача перед войсками не ставилась), организационно-штатная
структура частей и подразделений, предназначенных для ввода в Чечню, была
стандартной.
ОГВ (с) пришлось
втянуться в боевые действия против отрядов и групп НВФ, которые использовали
методы партизанской войны. Федеральным силам противостоял противник, имевший в
своем составе хорошо подготовленные в военном отношении и обладающие боевым
опытом формирования. Эти формирования дополнялись многочисленным пополнением,
действовавшим с фанатичным упорством и решимостью. Перед федеральными силами
предстал противник, не только хорошо подготовленный в морально-идеологическом
отношении, защищавший свою территорию, но и коварный.
Первые же месяцы
таких боевых действий показали, что в ОГВ (с) ощущался недостаток
мотострелковых подразделений, подразделений охраны и обслуживания.
Вместе с тем,
анализ боевых действий позволяет сделать вывод: корректировка
организационно-штатной структуры частей, соединений и объединений возможна лишь
с поступлением в войска новых образцов вооружения, военной и специальной
техники. В связи с этим, целесообразно предусмотреть модульную структуру полков
и бригад оперативного назначения. Базовым элементом должен стать батальон
оперативного назначения, способный выполнять задачи, как в составе полка
(бригады), так и самостоятельно. В равной мере это касается и
парашютно-десантного батальона ВДВ и десантно-штурмового батальона морской
пехоты Вооруженных Сил.
Основополагающим
фактором, влияющим на изменения форм и способов ведения боевых действий, а
также определяющим направления изменения организационно-штатной структуры
войск, является уровень развития системы вооружения, военной и специальной
техники. Опыт двух чеченских кампаний предусматривал неадекватность компонентов
средств разведки, связи, АСУ и поражения.
На повестке дня
стоит вопрос скорейшей разработки и внедрения в войска боевой экипировки и
средств выживания личного состава, напрямую влияющих на эффективность действий,
как отдельно взятого военнослужащего, так и подразделения в целом.
8. С первого дня
своей деятельности в Чечне российским войскам пришлось решать разнообразные
задачи, значительная часть которых была им не свойственна, например, длительная
охрана коммуникаций и разнообразных объектов путем выставления постоянных
блокпостов. Такие задачи для командиров всех степеней, от командующего ОГВ (с)
до командира взвода, были новыми, так как выполнение этих функций Вооруженными
Силами и внутренними войсками не предусматривались. Требований уставов и
наставлений по этим вопросам не имелось. Вырабатывать соответствующую тактику
командирам приходилось непосредственно в ходе боевой деятельности.
Разумеется,
приобретенный опыт обобщался в материалах военно-научных конференций и учебных
пособиях, активно использовался в практике ОГВ (с), однако, к сожалению, в
основополагающих нормативных документах он отражения до сих пор не нашел.
Практика боевых
действий ОГВ (с) против вооруженных отрядов и групп НВФ показала, что основным
тактическим подразделением, решавшим судьбу боя, являлся батальон. Даже в
крупномасштабных действиях, в которых принимало участие значительное количество
войск, батальона, как правило, имели зоны ответственности и действовали в них
самостоятельно, правда, в рамках единого плана. Роль командира батальона в
Чечне была весьма значительна. Он должен был уметь правильно использовать все
имеющиеся в его распоряжении сила и средства, в том числе артиллерии, а также
авиацию, которую он имел право вызывать для поддержки своего батальона. От
подготовленности командира батальона зависели успех боя и операции, жизнь людей
и сохранность боевой техники.
В ходе боевой
деятельности российские войска применяли весь арсенал тактических приемов,
выполнения которых требовали уставов и наставления. Появились и широко
применялись новые приемы, обусловленные местными условиями и характером боевых
действий, например, блокирование объектов или зон подразделениями Вооруженных
Сил и их прочесывание формированиями внутренних войск, боевые действия по уничтожению
противника в горных пещерах и схронах.
Получило
дальнейшее развитие тактика засадных действий, направленная против караванов
противника, доставляющих оружие и боеприпасов с территории Грузии. Засады
планировались в ОГВ (с) и перекрывали сразу максимально возможное количество
маршрутов в соответствующей зоне.
В горных условиях
Чечни не всегда могла успешно применяться имеющаяся боевая техника. В связи с
этим возникли и широко применялись не предусмотренные уставами и наставлениями
такие элементы боевых порядков подразделений, как бронегруппы. Они представляли
собой сведенные под единое командование боевую технику подразделений и
приданные им танки и артиллерию (кроме переносимых минометов). Действуя по
истинным для техники направлениям, бронегруппы поддерживали огнем свои
подразделения. Нередко они выполняли и самостоятельные задачи, например,
использовались для завершения блокирования объектов противника на отдельных
участках кольца окружения, охраняли позиции артиллерии, командные пункты,
пункты материально-технического снабжения и др.
9. Боевые
действия в Чечне, особенно в первой кампании, выявили серьезные недостатки в
боевой подготовке солдат, сержантов и офицеров. Одиночная подготовка солдат и
сержантов не отвечала в полной мере требованиям боя. Причины заключались в
несовершенстве программ обучения, неоправданной экономии материальных средств
(боеприпасов, моторесурсов техники, горючего и т.п.), а также в том, что
обучаемые часто отрывались для выполнения различных хозяйственных и
строительных работ. Личный состав показал слабую физическую выносливость и
низкую психологическую устойчивость при действиях в горах, при высоких
температурах и ночью. Наиболее подготовленными в этом отношении оказались
солдаты и сержанты частей ВДВ, СпН и разведывательных подразделений
мотострелковых частей и подразделений, СпН внутренних войск.
Выявились
недостатки и в подготовке офицеров. Особенно это касалось тех из них, которые длительное
время проходили службу в сокращенных частях и частях кадра. Большинство из них
слабо владели оружием своего подразделения, многие не умели организовывать
боевую подготовку и воспитание личного состава, не могли в полной мере
организовывать бой и всесторонне его обеспечить. Вместе с тем нельзя все
недостатки валить на командиров взводов, рот, батальонов и им равных. Их
просчеты и промахи в организации боевых действий виднее сверху. Однако, горький
опыт первый дней анализировался и учитывался не оперативно, что зачастую
приводило к повторению недостатков другими командирами и подразделениями.
Заслуживают упрека, прежде всего, старшие руководители и организаторы боевых
действий, которые стремились решать задачи по разгрому боевиков в кратчайшие
сроки, без достаточной и тщательной их подготовки и обеспечения, что явилось
основной причиной неоправданных потерь в личном составе.
В работе
командиров и штабов зачастую наблюдалось стремление применять в бою
классические формы и способы боевых действий без учета ТВД и тактики
противника. Проявлялись недостатки в организации взаимодействия и всех видов
обеспечения.
Совершенно
очевидно, что назрела необходимость коренным образом пересмотреть все вопросы
боевой подготовки как личного состава (включая офицеров), так и подразделений
(в рамках проводимой военной реформы). Следует творчески использовать опыт
иностранных армий применительно нашим особенностям и условиям. Крайне
необходимо в боевой подготовке полнее учитывать специфику каждого ТВД, больше
внимания уделять одиночной подготовке всех категорий военнослужащих, а также
подразделений до батальона включительно. Учить всех солдат и сержантов
взаимозаменяемости и особенно ведению огня из всех видов оружия взвода и роты,
включая и оружие, установленное на бронеобъектах.
10. Войска,
выполняя задачи по восстановлению конституционного строя и разоружении НВФ в
Чеченской Республике, столкнулись с качественно новыми обстоятельствами,
принципиально не типичной для них оперативной обстановкой, которая может быть
охарактеризована как широкомасштабный внутренний вооруженный конфликт. Характер
и масштабы этого конфликта были таковы, что потребовали привлечение в зону
боевых действий части и подразделения группировки войск общего назначения
Вооруженных Сил и других войск.
Попытки решить
возникающие проблемы традиционными способами, присущими действиями, характерным
для региональной и ли локальной войны против другого государства, в условиях
внутреннего вооруженного конфликта во многих случаях не позволяют достигнуть
необходимого эффекта, ведут к утрате инициативы, развалу элементов
управленческого цикла, что, в конечном счете, ставит под угрозу претворение в
жизнь принятого решения и приводит к неоправданным человеческим жертвам.
Данное
обстоятельство предопределяет направленность и необходимость формирования
современной концепции применения группировок войск общего назначения во
взаимодействии с другими войсками в вооруженном конфликте. В соответствии с ней
необходимо разработать как общетеоретические положения, так и практические
рекомендации по их применению, определить их состав, формы применения и способы
действий, а также разработать и внедрить систему управления и направления
целенаправленной подготовки Объединенных группировок войск (сил),
предназначенных для боевых действий в вооруженном конфликте на территории своей
страны.
11. Сегодня
информационное противоборство стало одним из ключевых приоритетов развития
вооруженных сил ряда стран.
Администрации США
удается доминировать в мире, управляя с помощью методов информационной войны
развитием событий в выгодном для себя направлении, в любой точке планеты. Так,
оценка военно-политической обстановки, сложившейся после террористических актов
в США 11 сентября 2001 года, показывают, что его военно-политическое
руководство, используя хорошо отработанную методологию завоевания и удержания
информационного превосходства, навязала руководству большинства стран мира
такой темп ведения внешней политики, который во многом превосходит традиционный
для этих стран темп выработки и принятия военно-политических решений.
В период
проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике российские
войска впервые столкнулись с хорошо организованной руководством Чечни системой
ведения информационной войны. В ней упор делался на
информационно-психологическое противоборство. Против личного состава российских
войск действовало свыше 60 профессиональных специалистов «психологической
войны».
Опыт показал, что
практически за весь период 1994-2001 годов Силовые министерства так и не смогли
полностью использовать тот потенциал, который был заключен в информационном
превосходстве над противником, и только на завершающем этапе второй чеченской
кампании удалось переломить ситуацию и достичь информационного превосходства
над НВФ.
Таким образом,
анализ применения ОГВ (с) показал, что успех военных действий напрямую зависит
от уровня организации информационного противоборства и его эффективности. В
интересах разрешения конфликта на самых ранних его стадиях необходимо полная
концентрация всех сил военно-политического руководства страны для
предотвращения (снижения) угрозы развязывания военного конфликта, нейтрализации
(снижения) информационного воздействия со стороны иностранных государств
(противника) на личный состав, информационные ресурсы, а также системы
управления войсками и оружием.
Заключение
Таким образом,
анализ действий бандформирований показал, что в целом тактика их действий на
территории была и остается общей для всех незаконных вооруженных формирований,
базировалась на основных принципах партизанской борьбы, сочетающей в себе
диверсионно-террористическую деятельность с элементами общевойскового боя.
Однако анализ
замыслов и действий федеральных сил позволяет выявить одну и ту же общую для
них ошибку – это шаблонные действия, планирование и ведение действий без учета
физико-географических условий, национальных, культурных особенностей, обычаев,
нравов, пренебрежение сложившимися, неоднократно проверенными жизнью
положениями уставов, наставлений.
Я
надеюсь, что исследования основных направлений тактики действий внутренних
войск по опыту в Северо-Кавказского региона в 1994-96 г.г., в 1999 г. и в
последующие годы, а так же итоги военных действий двух чеченских кампаний
окажут помощь профессорско-преподавательскому составу в образовательном
процессе, при подготовке и выполнении внутренними войсками задач в рассматриваемых
условиях.
В заключение
следует отметить, что сделанные выводы и рекомендации не претендуют на
всесторонность и глубину раскрытия темы.
Также выдвигаю
предложение о необходимости дальнейшей разработки данной темы.
Список литературы
1.
Конституция
Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.- 96с.
2.
Федеральный
конституционный закон Российской Федерации "О чрезвычайном положении"
// Российская газета. 2001. 2 июня.
3.
Указ
Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года № 2052с «Об утверждении
Временного устава внутренних войск Министерства внутренних дел».
4.
Закон РФ
от 6 февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел
Российской Федерации». // СЗ РФ. 1997. №6.Ст. 711.
5.
Временное
наставление по службе штабов внутренних войск МВД России. Утверждено приказом
МВД России №544 дсп от 15 октября 1996г.
6.
Можаев
М.Н. Управление соединениями (воинскими частями) внутренних войск при
совместном выполнении с органами внутренних дел задач в условиях введения
чрезвычайного положения. Дисс…канд. юрид. наук. – М.: Академия управления МВД
РФ. 2001. – С. 15-85.
7.
Шувалов
С.В. Административно-правовой статус внутренних войск в системе МВД России в
обеспечении, охране и защите порядка и безопасности. Дисс … канд.юрид.наук.
Саратовская гос.академия права. Саратов. 1998. - С.141-145.
8.
Боевой
опыт действий внутренних войск МВД России на территории Чеченской республики
(1994-1996г.). Отчет по НИР «Терек». - М.: ГКВВ. 1998. 107с.
9.
Сборник
аналитических материалов для изучения опыта действий ВВ МВД России в
контртеррористической операции на территории Северокавказского региона (осень
1999г. - зима 2000г.). - М.: ГКВВ. 2000. 110с.
10.
Сборник
материалов по обобщению опыта действий соединений и воинских частей группировки
в составе ОГВ (с), выполняющих задачи в контртеррористической операции на
территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. - М.: ГКВВ. 2003.
147с.
Страницы: 1, 2, 3
|