Основные направления тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ
САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
КАФЕДРА: Тактики Внутренних Войск.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Основные
направления тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики»
Выполнил:
Научный руководитель:
Саратов 2006
Оглавление
Введение. 5
1.
Итоги военных действий. Уроки
и выводы из опыта проведения первой чеченской кампании. 6
2.
Итоги военных действий.Уроки и выводы из опыта
проведения второй чеченской кампании. 13
3.
Некоторые выводы из опыта применения объединенной группировки войск
(сил) в Чеченской Республике (декабрь 1994 г.- апрель 2002
г.). Проблемы и возможные пути их решения. 18
Заключение. 32
Список
литературы.. 33
Введение
Изменения
геополитической и геостратегической ситуации последних лет не привели к
стабильности и спокойствию на планете. Вооруженные столкновения и военные
конфликты, происходящие в различных горячих точках, по-прежнему представляют
серьезную угрозу национальной, региональной и глобальной безопасности. Поэтому
вполне естественно, что в политике многих стран и мирового сообщества в целом
все больше внимание уделяется вопросам предотвращения и парирования этих угроз.
В этом плане перед военной наукой стоит важная задача - осмысление причин
возникновения и развития вооруженных конфликтов, выработка теоретических
взглядов и практических рекомендаций по их разрешению (предотвращению).
В
настоящей курсовой работе проводится осмысление опыта, основные направления
тактики действий внутренних войск, приобретенного в ходе ведения боевых
действий в Чечне в 1994-1996 годах и за период с 1999 года по настоящее время,
его позитивных и негативных сторон, определение форм и способов действий и
выявление новых задач, присущих действиям по разрешению внутреннего
вооруженного конфликта.
На
сегодняшний день тема курсовой работы очень актуальна. Целью данной работы
является анализ и рассмотрение основных направлений тактики действий внутренних
войск по опыту Чеченской Республики.
1. Итоги военных действий.
Уроки и выводы из опыта проведения первой чеченской
кампании
Анализ военных
действий на территории Чеченской Республики (1994-1996г.г.) показал, что
непоследовательность в проведении политики разрешения кризиса в Чеченской
Республике и ошибочность ряда военно-политических решений, принятых органами
Федеральной власти Российской Федерации, негативно влияли на выполнение задач,
поставленных объединенной группировке войск (сил), и снижали эффективность их
выполнения.
Несмотря на
предпринятые российским руководством действия политического, военного и иного
характера, кардинальных изменений военно-политической обстановки в Чеченской
Республике в позитивном для нас направлении не произошло: военные структуры
режима Дудаева не были сломлены, они по-прежнему опирались на поддержку своего
народа и помощь зарубежных покровителей.
Федеральным
силам, которых постоянно сдерживали противоречивыми указаниями, так и не
удалось разоружить НВФ и лишить Дудаева и его окружение реальной опоры в Чечне.
Кроме того, НВФ сохранили боеспособность и в состоянии были оказать серьезные
сопротивления федеральным войскам, особенно при переходе к ведению войны в
горной местности с использованием партизанских методов.
Армия, и
внутренние войска, другие силовые структуры государства еще раз доказали, что
являются единственной и надежной силой, готовой всегда встать на защиту
государственных интересов.
Экономический
ущерб, нанесенный народнохозяйственному комплексу Российской Федерации за годы
правления режима Дудаева, в ходе боевых действий федеральных войск, а также в
результате диверсионно-террористических акций и других преступных действий
чеченских экстремистов, оценивается во многие триллионы рублей.
Разрешение
противоречий в Чечне обошлось России потерей около 7 тыс. жизней солдат,
офицеров и генералов. К концу 1996 года числились без вести пропавшими 1063
человека. Боевые безвозвратные потери федеральных сил в тяжелом вооружении
составили более 500 ед. бронетанковой техники и около 800 автомобилей
различного назначения, несколько десятков самолетов и вертолетов.
В ходе реальных
действий вскрылись существенные недостатки и недочеты в подготовке войск и
ведении боевых действий, всестороннем обеспечении Вооруженных Сил и внутренних
войск. Они стали результатом бездумного сокращения в предшествующие годы не
только количественного состава Армии и Флота, других силовых структур, но и
свертывания ряда перспективных программ вооружения, урезания средств на
оперативную и боевую подготовку, снижения жизненного уровня военнослужащих,
разложения их морально-психологических устоев.
Происшедшие
события на Северном Кавказе еще раз заставили обратить серьезное внимание на
истинное состояние дел в Вооруженных Силах, на реальную готовность и возможность
силовых министерств выполнить возложенные на них задачи и позволили сделать
следующие выводы.
1. Впервые за
последние годы со времени окончания Великой Отечественной войны российским
военнослужащим пришлось вести активные военные действия на части территории
Российской Федерации.
К встрече с таким
противником, каким оказались незаконные вооруженные формирования Дудаева, федеральные
войска не были готовы во многих отношениях. И, в первую очередь российские
военнослужащие не были подготовлены морально и психологически воевать на своей
территории в условиях, когда гибли свои граждане, когда «правозащитники», ряд
СМИ и публичных политиков всячески унижали достоинство своих военнослужащих и
превозносили действия противника (боевиков).
Еще в меньшей степени
готово к таким событиям оказалось политическое и военное руководство страны,
которое очевидно, не имело достаточно точной информации ни о готовности к
сопротивлению НВФ Дудаева, ни о состоянии российских Вооруженных Сил и
внутренних войск.
2. Федеральным
силам противостоял противник, имевший в своем составе хорошо подготовленные в
военном отношении и обладающие боевым опытом формирования. Эти формирования
дополнялись многочисленным ополчением, действовавшим с фанатичным упорством и
решимостью. Перед федеральными силами предстал коварный противник, основной
мотивацией действий которого была защита своей территории.
Боевые действия
показали, что в основе стратегии и тактики действий НВФ лежал принцип
партизанской войны – постоянное, беспокоящее воздействие на противника по всей
территории Чечни путем проведения диверсионно-террористических действий, как в
районе конфликта, так и за его пределами.
Основными
способами действий НВФ были: внезапные нападения на отдельные объекты, особенно
на незащищенные пункты управления тыловые базы, автоколонны, сторожевые посты и
заставы, контрольно-пропускные пункты и отдельные гарнизоны; обстрелы
расположения войск и населенных пунктов из тяжелого оружия (реактивными
снарядами); устройство засад; минирование; проведение диверсий на
народнохозяйственных объектах и осуществление диверсионно-террористических
актов против военнослужащих; подрывные действия по срыву перевозок на основных
коммуникациях страны.
3. Вооруженный
конфликт в Чечне позволил оценить состояние, возможности и слабые стороны в
подготовке Вооруженных Сил и других войск при совместном выполнении задач по
защите национальной безопасности Российской Федерации. В ходе кампании был
выявлен слабый уровень подготовки подразделений и частей при действиях в городе,
населенных пунктах и горно-лесистой местности.
Причиной этого
явилось явное несоответствие направленности подготовки войск задачам,
возлагаемым на них российским законодательством.
4. Накопленный
опыт в разрешении внутреннего вооруженного конфликта позволил выработать законодательно-правовую
базу создания Объединенной группировки войск (сил), уточнить положения уставных
документов, порядок планирования и ведения контртеррористической операции. Он
дал основание считать, что основу создаваемых группировок войск (сил) для
действий в зоне вооруженных конфликтов должны составлять боеготовые соединения
и части со всеми органами управления и соответствующими запасами
материально-технических средств в такой организационно-штатной структуре,
которая должна обеспечивать автономность их применения, возможность действовать
самостоятельно, в отрыве от основных сил.
5. События первой
чеченской кампании наглядно показывают, что «мероприятий по наведению
конституционного порядка» в рамках операции, проводимой по единому замыслу и
плану, по существу, не получилось, так как содержание реально проводимых этапов
боевых действий и сроки их проведения существенно отличались от запланированных
в ноябре 1994 года.
В ходе
планирования подобных операций на подготовку войск к боевым действиям следует
выделять столько времени, сколько необходимо для слаживания органов управления,
подразделений и частей и практического освоения ими специфических способов
действий применительно к району конфликта на таком уровне, который позволит
рассчитывать на успешный исход операции.
Планируя
операцию, необходимо определять войскам (силам) решительные цели и
предусматривать действия, сочетающие натиск по всем направлениям, расчленение
противостоящих группировок противника, лишение их возможностей маневра,
изоляцию от источников пополнения людскими резервами и снабжения
материально-техническими средствами.
Главное – как
показал опыт разрешения вооруженного конфликта – завоевание территориального
пространства, т.е. установление контроля над всей территорией зоны конфликта и
осуществление военного присутствия. Эта задача может быть выполнена выдвижением
войск в назначенные районы ответственности с созданием в них базовых центров.
6. Для каждого из
этапов военных действий были характерны свои формы применения и способы
действий войск (сил), свои проблемы, которые требовали незамедлительного
разрешения. Применение федеральных войск (сил) в ходе кампании осуществлялась в
форме операций, боевых действий, боев и ударов, а также служебно-боевых
действий других войск, проводимых как по единому замыслу и плану в районе
конфликта и на прилегающей к нему территориях, так и без него: порой хаотично и
несогласованно между различными ведомствами. Основными причинами негативных
результатов всей первой кампании стало неумение закрепить успех, достигнутый
федеральными войсками, и проведение мероприятий невоенного характера, в
результате которых среди части еще нейтрального чеченского населения росла
ненависть к российским Вооруженным Силам, внутренним войскам и другим соловым
структурам.
Действия
федеральных войск на первых этапах кампании были шаблонными, в них практически
не встречались неизвестные или неожиданные для боевиков приемы и способы
ведения боя. При организации боевых действий требования уставов не соблюдались,
а зачастую ими просто пренебрегали. Боевые действия велись недостаточно
решительно, без должной настойчивости. Допускались большие паузы и перерывы в
ведении боевых действий. Войска, а в первую очередь командиры, оказались
неспособны своевременно и правильно реагировать на изменения обстановки во
время боя, на новое в тактике ведения его боевиками. Не предусматривалось
выделение достаточного количества резервов для реагирования на неожиданные
способы действий НВФ и резкие изменения обстановки на поле боя. Допускалось
пренебрежение мерами обмана противника и скрытия своих истинных намерений.
Традиционная
тактика действий отступает, когда само понятие «фланги» отсутствует, когда
везде – фронт, и появляется необходимость ведения жесткой позиционной или
круговой обороны в сочетании с маневренными наступательными действиями
подразделений масштаба взвод, рота, реже батальон.
7. Боевые
действия выявили ряд особенностей, которые следует учитывать при их
организации. Так, при уничтожении боевиков в опорных пунктах с наименьшими
потерями необходимо: полное блокирование обороняющихся, исключение возможности
оказания им помощи; овладение и удержание господствующих высот; надежное
поражение выявленных огневых точек ударами авиации, артиллерии, огнем прямой наводкой
танков и других огневых средств; организация четкого взаимодействия всех сил и
средств; одновременная атака со всех направлений с привлечением максимального
количества войск.
Действенными
мерами, направленными на исключение нападения боевиков на колонны федеральных
войск, являются: выставление блокпостов (застав) на маршруте движения колонны
вблизи мест, удобных для проведения засад; занятие господствующих высот при
прохождении колонны в ущелье; организация четкого взаимодействия с командирами
базовых центров и зон ответственности, через территорию которых проходит
маршрут движения колонны; постоянная разведка противника вблизи маршрута
движения колонны; инженерная разведка маршрута; прикрытие колонны с воздуха.
8. За время
первой кампании государственные органы и руководство Вооруженных Сил и других
министерств не смогли должным образом сформировать единую систему организации
организационно-психологического противоборства. Они оказались не в полной мере
подготовленными к информационному натиску со стороны политического руководства
Чечни и его покровителей. Только в период непосредственной подготовки и уже в
ходе ведения военных действий Правительством Российской Федерации, федеральными
органами исполнительной власти, в том числе Министерством обороны, были приняты
попытки переломить ситуацию в сфере информационного противоборства, добиться
объективного освещения событий в прессе и других СМИ, довести до каждого
гражданина России и мировой общественности смысл борьбы с терроризмом на
территории Северо-Кавказского региона.
Чеченский
конфликт показал, что подготовка к ведению информационного противоборства
должна проводиться параллельно с разработкой общего плана операции на основе ее
целей и замысла, а в ряде случаев даже опережать непосредственную подготовку
войск.
9. Большое
количество оружия, находящегося на руках у населения, делает этот регион
особенно опасным. В связи с этим задачи разоружения незаконных вооруженных
формирований, разъединения враждующих сторон могут возникнуть еще не один раз.
Таким образом,
опыт проведения подобных операций необходимо не только накапливать, но и
глубоко изучать, извлекать из него практические выводы и на их основе
определять войскам реальные задачи, подкрепляя их всеобъемлющей подготовкой и
всесторонним обеспечением. Необходимо иметь боевые соединения и части
(дислоцированные вблизи «взрывоопасных» регионов, в том числе двойного
базирования), готовые к проведению подобных операций.
2. Итоги военных действий
Уроки и выводы из опыта проведения второй чеченской
кампании
Отразив в августе
1999 года вторжение банд Хаттаба и Басаева на территорию Дагестана,
Объединенная группировка войск (сил) разгромила основные силы НВФ в Чеченской
Республике и взяла под контроль почти всю ее территорию, за исключением
отдаленных горных районов.
В результате
контртеррористической операции были созданы условия и предпосылки для
достижения главной цели – стабилизации обстановки в Чечне – и переходу к мерам
политического, экономического, социального и иного характера, направленным на
возрождение нормальной жизни на территории Чечни.
Однако, все эти
достижения обошлись России ценой огромных и тяжелейших потерь. Около 2,5 тыс.
российских солдат и офицеров погибли с августа 1999 года по май 2000 года.
В настоящее время
перед органами государственной власти стоит задача – не допустить, чтобы жертвы
оказались напрасными и повторились события лета 1996 года. История освоения
Россией Кавказа наглядно показывает, что только глубоко продуманная и
последовательная политика государственных действий, обеспеченная в
финансово-экономическом и идеологическом плане, может принести долгожданный мир
и процветание этому региону, не допустить в дальнейшем, где бы то ни было,
проявления сепаратистских настроений и попыток дестабилизации
внутриполитической обстановки.
Страницы: 1, 2, 3
|