Меню
Поиск



рефераты скачать Основные направления тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики

Основные направления тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕНИХ ДЕЛ

САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

КАФЕДРА: Тактики Внутренних Войск.



КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Основные направления тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики»







Выполнил:

Научный руководитель:







Саратов 2006

Оглавление

Введение. 5

1. Итоги военных действий. Уроки и выводы из опыта проведения первой чеченской кампании. 6

2. Итоги военных действий.Уроки и выводы из опыта проведения второй чеченской кампании. 13

3. Некоторые выводы из опыта применения объединенной группировки войск (сил) в Чеченской Республике (декабрь 1994 г.- апрель 2002 г.). Проблемы и возможные пути их решения. 18

Заключение. 32

Список литературы.. 33


Введение


Изменения геополитической и геостратегической ситуации последних лет не привели к стабильности и спокойствию на планете. Вооруженные столкновения и военные конфликты, происходящие в различных горячих точках, по-прежнему представляют серьезную угрозу национальной, региональной и глобальной безопасности. Поэтому вполне естественно, что в политике многих стран и мирового сообщества в целом все больше внимание уделяется вопросам предотвращения и парирования этих угроз. В этом плане перед военной наукой стоит важная задача - осмысление причин возникновения и развития вооруженных конфликтов, выработка теоретических взглядов и практических рекомендаций по их разрешению (предотвращению).

В настоящей курсовой работе проводится осмысление опыта, основные направления тактики действий внутренних войск, приобретенного в ходе ведения боевых действий в Чечне в 1994-1996 годах и за период с 1999 года по настоящее время, его позитивных и негативных сторон, определение форм и способов действий и выявление новых задач, присущих действиям по разрешению внутреннего вооруженного конфликта.

На сегодняшний день тема курсовой работы очень актуальна. Целью данной работы является анализ и рассмотрение основных направлений тактики действий внутренних войск по опыту Чеченской Республики.

1. Итоги военных действий.

Уроки и выводы из опыта проведения первой чеченской кампании


Анализ военных действий на территории Чеченской Республики (1994-1996г.г.) показал, что непоследовательность в проведении политики разрешения кризиса в Чеченской Республике и ошибочность ряда военно-политических решений, принятых органами Федеральной власти Российской Федерации, негативно влияли на выполнение задач, поставленных объединенной группировке войск (сил), и снижали эффективность их выполнения.

Несмотря на предпринятые российским руководством действия политического, военного и иного характера, кардинальных изменений военно-политической обстановки в Чеченской Республике в позитивном для нас направлении не произошло: военные структуры режима Дудаева не были сломлены, они по-прежнему опирались на поддержку своего народа и помощь зарубежных покровителей.

Федеральным силам, которых постоянно сдерживали противоречивыми указаниями, так и не удалось разоружить НВФ и лишить Дудаева и его окружение реальной опоры в Чечне. Кроме того, НВФ сохранили боеспособность и в состоянии были оказать серьезные сопротивления федеральным войскам, особенно при переходе к ведению войны в горной местности с использованием партизанских методов.

Армия, и внутренние войска, другие силовые структуры государства еще раз доказали, что являются единственной и надежной силой, готовой всегда встать на защиту государственных интересов.

Экономический ущерб, нанесенный народнохозяйственному комплексу Российской Федерации за годы правления режима Дудаева, в ходе боевых действий федеральных войск, а также в результате диверсионно-террористических акций и других преступных действий чеченских экстремистов, оценивается во многие триллионы рублей.

Разрешение противоречий в Чечне обошлось России потерей около 7 тыс. жизней солдат, офицеров и генералов. К концу 1996 года числились без вести пропавшими 1063 человека. Боевые безвозвратные потери федеральных сил в тяжелом вооружении составили более 500 ед. бронетанковой техники и около 800 автомобилей различного назначения, несколько десятков самолетов и вертолетов.

В ходе реальных действий вскрылись существенные недостатки и недочеты в подготовке войск и ведении боевых действий, всестороннем обеспечении Вооруженных Сил и внутренних войск. Они стали результатом бездумного сокращения в предшествующие годы не только количественного состава Армии и Флота, других силовых структур, но и свертывания ряда перспективных программ вооружения, урезания средств на оперативную и боевую подготовку, снижения жизненного уровня военнослужащих, разложения их морально-психологических устоев.

Происшедшие события на Северном Кавказе еще раз заставили обратить серьезное внимание на истинное состояние дел в Вооруженных Силах, на реальную готовность и возможность силовых министерств выполнить возложенные на них задачи и позволили сделать следующие выводы.

1. Впервые за последние годы со времени окончания Великой Отечественной войны российским военнослужащим пришлось вести активные военные действия на части территории Российской Федерации.

К встрече с таким противником, каким оказались незаконные вооруженные формирования Дудаева, федеральные войска не были готовы во многих отношениях. И, в первую очередь российские военнослужащие не были подготовлены морально и психологически воевать на своей территории в условиях, когда гибли свои граждане, когда «правозащитники», ряд СМИ и публичных политиков всячески унижали достоинство своих военнослужащих и превозносили действия противника (боевиков).

Еще в меньшей степени готово к таким событиям оказалось политическое и военное руководство страны, которое очевидно, не имело достаточно точной информации ни о готовности к сопротивлению НВФ Дудаева, ни о состоянии российских Вооруженных Сил и внутренних войск.

2. Федеральным силам противостоял противник, имевший в своем составе хорошо подготовленные в военном отношении и обладающие боевым опытом формирования. Эти формирования дополнялись многочисленным ополчением, действовавшим с фанатичным упорством и решимостью. Перед федеральными силами предстал коварный противник, основной мотивацией действий которого была защита своей территории.

Боевые действия показали, что в основе стратегии и тактики действий НВФ лежал принцип партизанской войны – постоянное, беспокоящее воздействие на противника по всей территории Чечни путем проведения диверсионно-террористических действий, как в районе конфликта, так и за его пределами.

Основными способами действий НВФ были: внезапные нападения на отдельные объекты, особенно на незащищенные пункты управления тыловые базы, автоколонны, сторожевые посты и заставы, контрольно-пропускные пункты и отдельные гарнизоны; обстрелы расположения войск и населенных пунктов из тяжелого оружия (реактивными снарядами); устройство засад; минирование; проведение диверсий на народнохозяйственных объектах и осуществление диверсионно-террористических актов против военнослужащих; подрывные действия по срыву перевозок на основных коммуникациях страны.

3. Вооруженный конфликт в Чечне позволил оценить состояние, возможности и слабые стороны в подготовке Вооруженных Сил и других войск при совместном выполнении задач по защите национальной безопасности Российской Федерации. В ходе кампании был выявлен слабый уровень подготовки подразделений и частей при действиях в городе, населенных пунктах и горно-лесистой местности.

Причиной этого явилось явное несоответствие направленности подготовки войск задачам, возлагаемым на них российским законодательством.

4. Накопленный опыт в разрешении внутреннего вооруженного конфликта позволил выработать законодательно-правовую базу создания Объединенной группировки войск (сил), уточнить положения уставных документов, порядок планирования и ведения контртеррористической операции. Он дал основание считать, что основу создаваемых группировок войск (сил) для действий в зоне вооруженных конфликтов должны составлять боеготовые соединения и части со всеми органами управления и соответствующими запасами материально-технических средств в такой организационно-штатной структуре, которая должна обеспечивать автономность их применения, возможность действовать самостоятельно, в отрыве от основных сил.

5. События первой чеченской кампании наглядно показывают, что «мероприятий по наведению конституционного порядка» в рамках операции, проводимой по единому замыслу и плану, по существу, не получилось, так как содержание реально проводимых этапов боевых действий и сроки их проведения существенно отличались от запланированных в ноябре 1994 года.

В ходе планирования подобных операций на подготовку войск к боевым действиям следует выделять столько времени, сколько необходимо для слаживания органов управления, подразделений и частей и практического освоения ими специфических способов действий применительно к району конфликта на таком уровне, который позволит рассчитывать на успешный исход операции.

Планируя операцию, необходимо определять войскам (силам) решительные цели и предусматривать действия, сочетающие натиск по всем направлениям, расчленение противостоящих группировок противника, лишение их возможностей маневра, изоляцию от источников пополнения людскими резервами и снабжения материально-техническими средствами.

Главное – как показал опыт разрешения вооруженного конфликта – завоевание территориального пространства, т.е. установление контроля над всей территорией зоны конфликта и осуществление военного присутствия. Эта задача может быть выполнена выдвижением войск в назначенные районы ответственности с созданием в них базовых центров.

6. Для каждого из этапов военных действий были характерны свои формы применения и способы действий войск (сил), свои проблемы, которые требовали незамедлительного разрешения. Применение федеральных войск (сил) в ходе кампании осуществлялась в форме операций, боевых действий, боев и ударов, а также служебно-боевых действий других войск, проводимых как по единому замыслу и плану в районе конфликта и на прилегающей к нему территориях, так и без него: порой хаотично и несогласованно между различными ведомствами. Основными причинами негативных результатов всей первой кампании стало неумение закрепить успех, достигнутый федеральными войсками, и проведение мероприятий невоенного характера, в результате которых среди части еще нейтрального чеченского населения росла ненависть к российским Вооруженным Силам, внутренним войскам и другим соловым структурам.

Действия федеральных войск на первых этапах кампании были шаблонными, в них практически не встречались неизвестные или неожиданные для боевиков приемы и способы ведения боя. При организации боевых действий требования уставов не соблюдались, а зачастую ими просто пренебрегали. Боевые действия велись недостаточно решительно, без должной настойчивости. Допускались большие паузы и перерывы в ведении боевых действий. Войска, а в первую очередь командиры, оказались неспособны своевременно и правильно реагировать на изменения обстановки во время боя, на новое в тактике ведения его боевиками. Не предусматривалось выделение достаточного количества резервов для реагирования на неожиданные способы действий НВФ и резкие изменения обстановки на поле боя. Допускалось пренебрежение мерами обмана противника и скрытия своих истинных намерений.

Традиционная тактика действий отступает, когда само понятие «фланги» отсутствует, когда везде – фронт, и появляется необходимость ведения жесткой позиционной или круговой обороны в сочетании с маневренными наступательными действиями подразделений масштаба взвод, рота, реже батальон.

7. Боевые действия выявили ряд особенностей, которые следует учитывать при их организации. Так, при уничтожении боевиков в опорных пунктах с наименьшими потерями необходимо: полное блокирование обороняющихся, исключение возможности оказания им помощи; овладение и удержание господствующих высот; надежное поражение выявленных огневых точек ударами авиации, артиллерии, огнем прямой наводкой танков и других огневых средств; организация четкого взаимодействия всех сил и средств; одновременная атака со всех направлений с привлечением максимального количества войск.

Действенными мерами, направленными на исключение нападения боевиков на колонны федеральных войск, являются: выставление блокпостов (застав) на маршруте движения колонны вблизи мест, удобных для проведения засад; занятие господствующих высот при прохождении колонны в ущелье; организация четкого взаимодействия с командирами базовых центров и зон ответственности, через территорию которых проходит маршрут движения колонны; постоянная разведка противника вблизи маршрута движения колонны; инженерная разведка маршрута; прикрытие колонны с воздуха.

8. За время первой кампании государственные органы и руководство Вооруженных Сил и других министерств не смогли должным образом сформировать единую систему организации организационно-психологического противоборства. Они оказались не в полной мере подготовленными к информационному натиску со стороны политического руководства Чечни и его покровителей. Только в период непосредственной подготовки и уже в ходе ведения военных действий Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в том числе Министерством обороны, были приняты попытки переломить ситуацию в сфере информационного противоборства, добиться объективного освещения событий в прессе и других СМИ, довести до каждого гражданина России и мировой общественности смысл борьбы с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона.

Чеченский конфликт показал, что подготовка к ведению информационного противоборства должна проводиться параллельно с разработкой общего плана операции на основе ее целей и замысла, а в ряде случаев даже опережать непосредственную подготовку войск.

9. Большое количество оружия, находящегося на руках у населения, делает этот регион особенно опасным. В связи с этим задачи разоружения незаконных вооруженных формирований, разъединения враждующих сторон могут возникнуть еще не один раз.

Таким образом, опыт проведения подобных операций необходимо не только накапливать, но и глубоко изучать, извлекать из него практические выводы и на их основе определять войскам реальные задачи, подкрепляя их всеобъемлющей подготовкой и всесторонним обеспечением. Необходимо иметь боевые соединения и части (дислоцированные вблизи «взрывоопасных» регионов, в том числе двойного базирования), готовые к проведению подобных операций.

2. Итоги военных действий

Уроки и выводы из опыта проведения второй чеченской кампании


Отразив в августе 1999 года вторжение банд Хаттаба и Басаева на территорию Дагестана, Объединенная группировка войск (сил) разгромила основные силы НВФ в Чеченской Республике и взяла под контроль почти всю ее территорию, за исключением отдаленных горных районов.

В результате контртеррористической операции были созданы условия и предпосылки для достижения главной цели – стабилизации обстановки в Чечне – и переходу к мерам политического, экономического, социального и иного характера, направленным на возрождение нормальной жизни на территории Чечни.

Однако, все эти достижения обошлись России ценой огромных и тяжелейших потерь. Около 2,5 тыс. российских солдат и офицеров погибли с августа 1999 года по май 2000 года.

В настоящее время перед органами государственной власти стоит задача – не допустить, чтобы жертвы оказались напрасными и повторились события лета 1996 года. История освоения Россией Кавказа наглядно показывает, что только глубоко продуманная и последовательная политика государственных действий, обеспеченная в финансово-экономическом и идеологическом плане, может принести долгожданный мир и процветание этому региону, не допустить в дальнейшем, где бы то ни было, проявления сепаратистских настроений и попыток дестабилизации внутриполитической обстановки.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.