Для разгрузки транспортных средств в магазине оборудовано
специальное место. Помещение (зоны) для приемки товаров по количеству и качеству
примыкает к месту разгрузки. В магазине выделена специальная зона для товаров,
прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров связана с помещениями
для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещение для приемки
товаров имеет кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров,
поступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал. Помещения для хранения
оснащены соответствующим технологическим оборудованием.
Магазин учитывает требования эргономики, это относится не
только к выбору геометрических параметров помещений, но и к размерам торгового
оборудования и мебели.
Совокупность помещений магазина составляет его
технологическую планировку (рис. 2).
Рис.2 . Схема магазина ОАО «Фабрика мягкой
мебели»
Площадь магазина составляет 216 м2: из них 70 м2 занимают
торговые помещения, 40 м2 – административно-бытовые, 10 м2 – подсобные
помещения и 96 м2 - помещения для приемки и хранения товаров.
Определим степень эффективности использования площади путем
расчета технико-экономических показателей.
1. Коэффициента установочной площади;
S у — установочная площадь равна 30м2;
S т. з — площадь торгового зала равна 70 м2,
К у — коэффициент установочной площади равен 0,43 т.е. 43
%.
2. Коэффициента выкладки;
S выкл - площадь выкладки товаров равна 70 м2;
S т. э — площадь торгового зала равна 70 м2;
К выкл — коэффициент использования площади торгового зала
под выкладку товаров составляет 1.
3. Удельного товарооборота на 1м2: показывает, сколько
товаров продается за определенный промежуток времени на 1 м2, необходимо
стремиться к увеличению этого показателя.
где, ТГОД, МЕС – товарооборот за год или месяц (месячный ТО
600 тыс.руб.);
S т.з. – площадь торгового зала (70 м2).
ТУ – удельный товарооборот составляет 8 571,43 на
м2.
4. Структуры площадей магазина: показывает, какую долю
занимает конкретная площадь в общей S магазина.
S т.з. – площадь торгового зала (70 м2) равна 0,32 или 32
%;
S дем – демонстрационная площадь (70 м2) равна 0,32 или 32
%;
S уст - установочная площадь (30 м2) равна 0,14 или 14 %.
5. Коэффициента непрерывности:
Д м – количество дней в месяце (28);
Д р – количество рабочих дней в месяце (24).
К н – коэффициент непрерывности равен 1,16.
6. Коэффициента емкости:
Площадь торгового зала равна 70 м2;
S вык – площадь выкладки (30 м2).
К ем – коэффициент емкости равен 2,33.
Далее проводим анализ торговой вывески.
С наружной стороны магазина весьма привлекательным
элементом выступает торговая вывеска. Она оформлена в виде плаката с названием
магазина: «Фирменный магазин» от ОАО «Фабрика мягкой мебели». У вывески есть
подсветка, которая в вечернее время освещает вывеску для привлечения
посетителей.
Далее проводим анализ цветового решения и освещения
торгового зала.
Глубоко проникающие лучи восходящего и заходящего солнца
мешают работать. От лучей полуденного солнца торговый зал защищен с помощью
солнцезащитных устройств (жалюзи на окнах белого цвета).
Цветовая гамма решена в спокойных тонах. Дневной
свет приглушен с помощью жалюзи, но одновременно имеет место направленное
освещение. Наличие всех этих факторов создает деловую, сосредоточенную
обстановку для работы.
В торговом зале используются системы эффективного
искусственного освещения, система кондиционирования воздуха, устройство
звукопоглощающей облицовки стен, полов, перекрытий. Окна, защищенные
занавесками, обуславливают ряд эргономических требований (связанных с
психологией человека и физиологией труда). К ним относиться возможность обзора
окружающей местности, возможности регулирования освещенности помещения[10,с .1
98].
На рис. 3. представлена схема расположения лампочек искус
твенного освещения торгового зала.
Рис. 3. Расстановка лампочек на потолке
Освещение торгового вполне соответствует требуемым
нормативам по освещенности. В точке А отмечено рабочее место продавца магазина,
где вопрос освещенности имеет наиболее важное значение. Поэтому там установлена
дополнительная лампочка.
Окраска стен и потолков, их отделка зависят от размеров и
местоположения помещений и как бы улучшают их габариты.
Стены помещения торгового зала расчленены вертикальными
полосами, которые создают впечатление движения.
Стены имеют коричневый оттенок. Коричневая стена визуально
приближает.
Чтобы сделать помещение торгового зала зрительно шире,
был использован встык больших зеркал.
Целесообразна перемена яркости цвета окраски стен в
помещении в зависимости от освещенности той или иной стены. Так, стена, на
которой находятся световые проемы окон, кажется намного темнее других стен
помещения, поэтому она окрашена в более светлые коричневые тона.
Коричневый и терракотовый (красновато-коричневый) цвета
зрительно уменьшают помещение.
Контраст нескольких светлых и темных полос в помещении
торгового зала ОАО «Фабрика мягкой мебели» создает впечатление интенсивности
освещенности.
Важным фактором формирования ансамбля торгового зала является
нарастание силы цвета при движении от входа к главной комнате.
В целом дизайн магазина оформлен в советском стиле. В
«советском» стиле имеет место привычная спокойная бежевая гамма цветов,
предпочтение отдается отделке с применением фанерованных древесно - стружечных
плит, которыми выкладываются панели стен. В тон подбирается мебель с кожаной
или суконной обивкой.
В магазине используются такие элементы декораций, как:
▪ постеры,
▪ цветочные композиции,
▪ зеркала,
▪ жидкокристаллические экраны, транслирующие показы
мод или рекламные ролики модных марок,
▪ предметы быта и обихода,
▪ мебель, пуфики, диваны - особенно важны в магазине
с такой целью, чтобы покупатель или его спутники могли отдохнуть и сделать свой
выбор в спокойной обстановке.
Декорации дополняют и подчеркивают товар, но не
"затмевают" его.
В магазине используется боксовая технологическая планировка
т.к. в магазине осуществляется традиционная форма обслуживания для мелких
товаров домашнего обихода (через прилавок). Торговый зал разбит на два отдела и
стол заказов.
Прилавки расположены вдоль стен торгового зала а по центру
расставлены образцы мебели, имеющейся в ассортименте.
Рис. 4. Расстановка прилавков в торговом зале
ОАО «Фабрика мягкой мебели
Мебель в торговом помещении удобная в эксплуатации,
обеспечивает широкий показ товаров и создает максимум удобства при отборке
товаров покупателями. Она имеет стандартные размеры, длина, высота и ширина
отвечают параметрам помещения, и соответствует различным свойствам товаров и
стандартизированным размерам упаковки, она прочная и устойчивая. Мебель,
изготовлена из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных
секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет
сокращения числа стоек и других элементов. Полки торговой мебели расположены
удобно, что обеспечивает широкий показ товаров и создает максимум удобств.
Мебель для торговых залов магазина недорогая и экономичная в эксплуатации. Она
изготовлена из простой и облегченной конструкции из недорогих строительных и
отделочных материалов с использованием современной технологии производства.
Она занимает мало площади торгового зала и подсобных помещений, но достаточно
емкая, обеспечивает выкладку и хранение необходимого количества товаров.
Наиболее распространенным торговым оборудованием в
магазине ОАО «Фабрика мягкой мебели» являются универсальные горки, собранные из
ограниченного количества взаимозаменяемых унифицированных деталей и узлов, что
позволяет широко применять разнообразные мелкие группы товаров. Она
обеспечивает рациональное использование площади торгового зала, пригодна
для оперативного пополнения запасов товаров, обеспечивает наглядность показа и
удобства отборки их покупателями[7,с . 177].
Форма, пропорции и цвет торговой мебели соответствует
своему функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению
интерьера торгового зала магазина, она подчеркивает единство ансамбля интерьера
магазина. В цветовой отделке максимально использовались декоративные свойства
материалов (дерева, пластических масс и др.). Отделка торговой мебели увязана
с общим решением оборудования, т. е. с ее формой, конструкцией. Окрашена
мебель в нейтральные спокойные тона, в тона контрастные цвету товара, чтобы
выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели гармонирует с
интерьером магазина, и выявлять цветовые свойства экспонируемых товаров. При
этом источники света располагаются так, чтобы выделить товар, обратить на него
внимание покупателей.
Кроме того, магазин выполняет следующие требования:
— при конструировании торговой мебели учитываются
возможности широкого применения современных материалов и отделки;
- при монтаже пристенных и островных горок в линию не
возникает зрительного впечатления провисания полок. При этом все вертикальные
членения мебели малозаметны, а горизонтальные — подчеркнуты.
Устройство торговой мебели, а также материалы, используемые
для изготовления мебели, не затрудняют ее чистку в процессе эксплуатации и
уборки помещений. Мебель имеет доброкачественную отделку, с гладкой
поверхностью, без излишних углублений, зазоров и выступов.
Уровень обслуживания покупателей, создание оптимальных
условий труда торговых работников и обеспечение высоких экономических
показателей работы магазина во многом зависят от того, насколько рационально он
оснащен торговым оборудованием.
Выбор типов оборудования, в магазине ОАО «Фабрика мягкой
мебели» и комплектование его набора основываются на следующих основных
принципах:
1.
соответствие оборудования товарному профилю и
размерам торгового зала магазина;
2.
оснащение магазинов торговым оборудованием осуществляется
с учетом используемых методов продажи товаров;
3.
оборудование обеспечивает эффективное использование
торговой площади магазина.
Правильно подобранное и расставленное оборудование
позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобства для
обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр торговой
площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности
использования торговых площадей.
Расчеты с покупателями осуществляется путем приема денег
непосредственно и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой
машины. Конструкция контрольно-кассовой машины позволяет вести учет
нарастающим итогом полученных от покупателей денег, печатать чек с различными
данными, печатать на контрольной ленте порядковый номер чека, уплаченную сумму,
шифр, номер счетчика, одновременно на их индикаторах указывается проведенная
сумма, шифр и номер счетчика. Полученную в контрольно-кассовых аппаратах
информацию можно выводить на магнитную или перфорированную ленту с последующей
обработкой данных на электронных вычислительных машинах с целью изучения
спроса, определения объема продажи товаров и т. д.
Магазин
в полной мере оснащен организационной техникой, (например: компьютеры
подключенные в сеть, факс, модем, принтеры, ксерокс, мини-атс), а также есть
выход в глобальную сеть интернет со своим адресом.
При размещении растений в торговом зале ОАО «Фабрика мягкой
мебели», кроме их природных требований, необходимо учитывать
декоративно-художественную ценность растений и возможность их лучшей группировки.
По существу, в последнем заключается главная цель разведения комнатных
декоративных растений. Поэтому их размещают так, чтобы они украшали помещение и
были легко обозримы.
Для
большинства растений благоприятным местом в интерьере магазимна является окно,
так как в первую очередь им нужен свет. С этой целью используют подоконники и
места около окон. Но и здесь необходимо учитывать физиологические особенности
каждого растения.
Наиболее светолюбивые растения помещают на подоконниках или
вблизи них (особенно требовательны к свету кактусы и суккуленты), менее
светолюбивые - около окон, а на расстоянии до 2-3 метров от них и в освещенных
углах - только самые теневыносливые растения. В основном, все горшечные
растения устанавливают на поддонниках[6, с. 132].
У окон магазина ОАО «Фабрика мягкой мебели» растения
размещают на столиках, подставках, горках и других приспособлениях.
Художественно оформленные цветочные столики называются жардиньерками. На них в
центре устанавливают средней высоты растения так, чтобы они своими вершинами не
выходили за пределы окна; около них группируют более низкие растения, а по краю
столика - мелкие, бордюрные и со свешивающимися побегами. Высокие растения,
преимущественно кадочные (пальмы, фикусы, филодендроны, лавры и др.) устанавливают
на низких подставках (скамейках) или на полу на решетчатых подставках. На
горках горшки с растениями ставят также в зависимости от требовательности их к
свету и от архитектурных и декоративных особенностей.
Ампельные
(свешивающиеся) растения магазина ОАО «Фаброика мягкой мебели» размещают в
специально изготовленных подвесях (амплях) и подвешивают вверху окон,
устанавливают на полочках, укрепленных на кронштейнах на боковых стенах,
примыкающих к окнам, или ставят по краям цветочных столиков, на тумбах.
В
ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи,
поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по
работе.
Дизайн – это набор цветовых, графических, словесных,
типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих
визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы
информации ее внутреннего и внешнего оформления.
Основными целями формирования дизайна можно назвать:
-
идентификацию продуктов фирмы между собой и
указание на их связь с фирмой
-
выделение продуктов фирмы из общей массы
аналогичных продуктов ее конкурентов.
Атмосфера магазина должна соответствовать его имиджу и
общей стратегии, а дизайн – способствовать принятию решения о покупке. Прежде
всего следует выделить целевого покупателя и разработать концепцию магазина.
ОАО «Фабрика мягкой мебели» - предприятие, производящее и
реализующее (имеющее сеть собственных магазинов по реализации производимого
товара) офисную мебель, дверные блоки, металлические решётки, декоративные
фасады, элементы бортов и полов для автомобилей.
Основным торговым помещением является торговый зал. Он
служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь
производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за
отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям.
Отметим основные плюсы дизайна ОАО.
С наружной стороны магазина весьма привлекательным
элементом выступает торговая вывеска. Она оформлена в виде плаката с названием
магазина: «Фирменный магазин» от ОАО «Фабрика мягкой мебели». У вывески есть
подсветка, которая в вечернее время освещает вывеску для привлечения
посетителей.
В торговом зале используются системы эффективного
искусственного освещения, система кондиционирования воздуха, устройство
звукопоглощающей облицовки стен, полов, перекрытий. Окна, защищенные
занавесками, обуславливают ряд эргономических требований (связанных с
психологией человека и физиологией труда). К ним относиться возможность обзора
окружающей местности, возможности регулирования освещенности помещения.
Наиболее распространенным торговым оборудованием в магазине
ОАО «Фабрика мягкой мебели» являются универсальные горки, собранные из ограниченного
количества взаимозаменяемых унифицированных деталей и узлов, что позволяет
широко применять разнообразные мелкие группы товаров.
Минусом является недостаточность средств для обновления
интерьера магазина.
1)
Бланк И.А. Управление торговым предприятием: Учеб.
– м.: Тандем, 2001. – 456 с.
2)
Горячко В.И. Оптимизация товарных запасов в
кооперативной торговле . – М. : Инфра- м, 2001. – 567 с.
3)
Дашков В.А., Памбухчиянц В.К. Организация,
технология и проектирование торговых предприятий: Учеб. – 4 изд., переаб., доп.
– М.: Маркетинг, 2001. – 400 с
4)
Логистика: Учеб. / Под ред. Б.А. Аникина. – 2 изд.,
переаб., доп. – М.: Инфра- м, 2000. – 352с.
5)
Логистика запасов/ практикум по логитке6 Учеб.
пособ./ Под ред. Б.А. Аникина. – М. : Гардарики, 2000. – 299 с.
6)
Памбухчиянц В.К. Организация, технология и
проектирование торговых предприятий: Учеб. – М.: ИВЦ Маркетинг, 2000. – 320 с.
7)
Практикум по логистике: Учеб. пособ / Под ред. Б.А.
Аникина. – М.: Инфра- м, 2000. – 270 с.
8)
Синоцкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. –
М.: Финансы и статистика, 2000. – 456 с.
9)
Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация:
Учеб./ Под ред. Т.Т. Данько и Л.А.Брагина – 2 изд., переаб., доп. – М.: Инфра-
М, 2000. – 560 с.
10)
Хедли Дж., Уайтин Т. Анализ систем управления
запасами. – М.: Наука. 1969. – 512 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|