Меню
Поиск



рефераты скачать Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

·                   инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;

·                   инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход кото­рых ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собст­венности.

Такие услуги оказываются только при условии добровольного со­гласия инвалидов, за исключением случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Оказание социальных услуг, может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляю­щее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в фор­ме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государст­вом в федеральном перечне, относятся:

·                   организация питания, в том числе доставка продуктов на дом;

·                   помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

·                   содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

·                   поддержание условий проживания в соответствии с гигиениче­скими требованиями;

·                   содействие в организации юридической помощи и иных право­вых услуг;

·                   содействие в организации ритуальных услуг;

·                   другие надомные социальные услуги.

Полустационарное социальное обслуживание включает:

·                   социально-бытовое,  медицинское  и  культурное обслуживание инвалидов;

·                   организацию их питания, отдыха;

·                   обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности;

·                   поддержание активного образа жизни.

Оно предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранив­шим способность обслуживать себя и активно передвигаться, не имею­щим медицинских противопоказаний к предоставлению такового, осуществляется отделе­ниями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и ну­ждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюде­нии. Оно включает меры по созданию для инвалидов наиболее удоб­ных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, способ­ствующей достижению такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществля­ется в домах-интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, здоровьем и социальным положением. Инвалид, вы­бравший проживание в подобном учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату согласно действующим тарифам, встречаться с родственника­ми, друзьями практически в любое время. Супруги из числа прожи­вающих в доме-интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.

Комплекс мер, которые связаны с социальным обслуживанием населения, также предполагает соблюдение норм права, распространяющихся не только на инвалидов, но и на всех граждан. В частно­сти, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, признанных инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здраво­охранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения. Ин­валиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и орга­низаций.

          V. Реабилитация инвалидов


Основой политики в отношении инвалидов является их реабилита­ция, позволяющая инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Согласно правилам под реабилитацией понимается процесс, имеющий целью помочь инва­лидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, пси­хического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расшире­ния рамок их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсации ут­раты или отсутствия функций или функционального ограничения.

Наличие функциональных ограничений у инвалидов приводит к социальному ущербу. С целью компенсации последствий инвалидности для личности, семьи и общества реабилитация должна обеспечить их восстановление или уменьшение. Важное значение имеет целостный под­ход к личности инвалида, учитывающий все его проблемы, образ мыш­ления и поведения, социальный фон, индивидуальные потребности, на­дежды и интересы.

В сложных современных социально-экономических условиях в Российской Федерации принят закон «О социальной защите инвалидов в РФ». Целью закона является создание основ системы реабилитации инвалидов в Российской Федерации как составной части охраны общественного здоровья для обеспечения гарантий и условий, посредством которых возможно восстановление и компенсация нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциаль­ными возможностями.

Данный закон создает правовые гарантии для организации и раз­вития системы реабилитации инвалидов; определяет права, обязаннос­ти, полномочия, ответственность и осуществляет правовое регулирова­ние отношений физических и юридических лиц в области реабилитации инвалидов; обеспечивает защиту нрав граждан РФ на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию; разграничивает компетенцию в области реабилитации инвалидов между органами государственной власти и управления различных уровней.

4.1. Принципы, содержание, цель и задачи реабилитации


Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Целью реабилитации является восстановление социального стату­са инвалида, достижение им материальной независимости и его социаль­ной адаптации.

Основные задачи медико-социальной реабилитации инвалидов:

·                   определение реабилитационного потенциала инвалидов;

·                   определение потребности инвалидов в различных видах медико-социальной реабилитации;

·                   разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

·                   осуществление мероприятий по реализации реабилитационного потенциала инвалидов в рамках индивидуальных программ реаби­литации;

·                   динамический контроль над процессом реабилитации инвалидов.

Основные принципы медико-социальной реабилитации инвалидов:

·                   государственный характер гарантий соблюдения прав инвалидов в области медицинской, профессиональной и социальной реабилита­ции;

·                   приоритет интересов инвалидов при осуществлении реабилитаци­онных мероприятий;

·                   общедоступность системы реабилитации на основе учета физичес­ких, психофизиологических, социальных особенностей инвалидов;

·                   принцип вмешательства на возможно более ранней стадии, когда в зависимости от возможности и необходимости должны быть при­няты все меры для уменьшения масштабов и последствий инвалид­ности до минимума, а неизбежные последствия компенсированы наиболее эффективным образом;

·                   принцип оказания индивидуальной помощи в зависимости от конкретных потребностей каждого инвалида в отдельности сред­ствами, соответствующими этим потребностям;

·                   многообразие форм и методов реабилитации на основе системного подхода при их осуществлении;

·                   государственно-общественный характер управления системой реабилитации инвалидов;

·                   обеспечение координации деятельности служб, осуществляющих медико-социальную реабилитацию.

Реализация принципов реабилитации инвалидов в Российской Федерации гарантируется путем: закрепления прав и обязанностей всех участников процесса реабилитации; учета структуры потребностей, уров­ня притязаний, круга интересов инвалидов; создания системы реабили­тационных институтов и структур; подготовки специалистов по реабилитологии.

Реабилитация инвалидов - сложный процесс, основными этапами которого являются: реабилитационно-экспертная диагностика; разработ­ка на ее основе реабилитационных программ и их реализация; динами­ческий контроль за ходом и эффективностью проводимых реабилитаци­онных мероприятий и их корректировка.

4.2. Виды реабилитации


Медико-социальная реабилитация инвалидов включает следующие виды реабилитации: медицинскую, профессиональную и социальную.

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека до социально значимого уровня. Медицинская реабилитация включает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование.

Восстановительная терапия предусматривает использование механотерапии, физиотерапии, кинезотерапии, массажа, иглорефлексотерапии, грязе- и бальнеотерапии, традиционной терапии, трудотерапии, психотерапии, предоставление логопедической помощи и др.

Реконструктивная хирургия как метод оперативного восстановле­ния анатомической целостности и физиологической состоятельности способностей инвалида включает в себя методики косметологии, органозащищающей и органовосстанавливающей хирургии.

Протезирование - замена частично или полностью утраченного орга­на искусственным эквивалентом (протезом) с максимальным сохране­нием индивидуальных особенностей и функциональных способностей.

Ортезирование - компенсация частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функ­ций.

Протезирование предусматривает предоставление протезов, ортопедических и других вспомогательных средств, включая необходи­мую подгонку, ремонт и замену, а также обучение обращению с ними. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской по­мощи.

Проведение медицинской реабилитации пересекается с лечением заболеваний, так как и те, и другие мероприятия направлены на исклю­чение обострений в будущем и сведение инвалидности к минимуму. Же­лательно использование методики перехода (без перерыва) от лечения обострения к реабилитации.

Профессиональная реабилитация инвалидов - это процесс и систе­ма восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. О ней говорилось в 3 главе работы.

Социальная реабилитация инвалидов - система и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Социальная реабилитация проводится реабилитационно-социальными учреждениями, осуществляющими социально-средовую ориен­тацию и социально-бытовую адаптацию,

Социально-средовая ориентация - система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующе­го подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности.

Социально-бытовая адаптация - система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособле­ния к ним инвалидов,

У инвалидов с физической недостаточностью социально-бытовая адаптация позволяет достичь психической и социальной самостоятельности.


4.3.Организационное, правовое, финансовое,  информационное и научное обеспечение реабилитации инвалидов


Проблема комплексной реабилитации инвалидов становится все более актуальной и сложной, что определяется увеличением численнос­ти этого контингента, высокими показателями заболеваемости, инвалид­ности и дезинтеграции в обществе. Решение этой проблемы лежит в рус­ле разработки и закрепления (с помощью законодательно-нормативной базы) гарантий прав данной категории граждан на меры социальной за­щиты, направленные на профилактику заболеваемости и инвалидности, а также на реабилитацию больных и инвалидов.

Система медико-социальной реабилитации инвалидов представляет собой совокупность:

·                   реабилитационных программ и реабилитационных стандартов различного уровня и направленности;

·                   реабилитационных учреждений различных организационно-правовых форм, видов и типов, реализующих реабилитационные программы;

·                   органов управления и подведомственных им структур, занимающих­ся реабилитацией инвалидов.

В соответствии с законодательством в Российской Федерации со­здается Государственная служба реабилитации инвалидов.

Государственная служба реабилитации представляет собой совокуп­ность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности органов местного самоуправления и учреждений раз­личного уровня.

Исполнительными структурами, реализующими задачи государ­ственной службы реабилитации, являются федеральные, территориаль­ные и местные органы управления различной ведомственной подчинен­ности, в системах которых осуществляются мероприятия по медицинс­кой, профессиональной и социальной реабилитации, производству тех­нических средств реабилитации, развитию услуг.

Анализ существующей практики реабилитации инвалидов в регио­нах России показал, что именно учреждения государственной службы реабилитации инвалидов осуществляют реабилитацию как инвалидов, так и лиц, не имеющих инвалидности, но нуждающихся в реабилитации.

Система реабилитации инвалидов должна включать органы управ­ления и реабилитационные учреждения.

На региональном уровне к органам управления относится совокуп­ность региональных органов государственной исполнительной власти различной ведомственной принадлежности и органов районного (муни­ципального) управления.

Реабилитационные учреждения осуществляют мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и являют­ся учреждениями регионального и местного уровней.

Органами регионального управления системой реабилитации яв­ляются: управления социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта.

Органы регионального управления системой реабилитации имеют ряд общих функций:

·                   реализация федеральной политики в области реабилитации;

·                   разработка региональной политики в области реабилитации инвали­дов и осуществление контроля за ее реализацией в рамках работы своего ведомства;

·                   разработка проектов региональных целевых программ по реабилита­ции;

·                   разработка территориальных реабилитационных стандартов;

·                   разработка территориального компонента базовой программы реабилитации инвалидов.

Система медико-социальной реабилитации инвалидов должна быть закреплена Федеральным законом о реабилитации инвалидов и принимаемым в соответствии с ним другими федеральными законодательными актами, а также законами, законодательными и иными правовыми ак­тами субъектов Российской Федерации в области реабилитации инва­лидов, принимаемыми в соответствии с федеральными законодательными актами и действующими на их территориях.

Таким образом, вопрос идет о дальнейшем совершенствовании законодательства о медико-социальной реабилитации инвалидов и о формировании в стране с помощью этого законодательства целостной системы в указанной области с согласованными между собой элемента­ми и обоснованными этапами перехода к ней от ныне действующей сис­темы социальной помощи.

Финансирование системы медико-социальной реабилитации инва­лидов осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также бюджетов предпри­ятии, учреждений и организаций независимо от форм собственности в соответствии с действующим законодательством. Ежегодно федеральный бюджет обеспечивает расходы на содержание федеральных реабилита­ционных учреждений, разработку и реализацию базовых программ реа­билитации, подготовку кадров, на фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки.

Механизм финансирования системы реабилитации инвалидов мо­жет быть обеспечен (кроме федерального, регионального и местного бюд­жетов) из фондов медицинского и социального страхования, пенсионно­го фонда, фонда занятости.

Целью информатизации системы реабилитации инвалидов являет­ся создание ее информационно-технологической базы и обеспечение эффективной информационной поддержкой планирования и проведения реабилитации.

Информационные учреждения системы реабилитации инвалидов могут быть следующих видов: информационно-статистические; инфор­мационно-консультативные; информационно-исследовательские.

Реализация концепции реабилитации инвалидов определяет необходимость дальнейшего проведения исследований, направленных на углубленную научную разработку основных ее положений и обеспечивающих ее реализацию в практике. Научное обеспечение реабилитации инвалидов должно предусматривать проведение фундаментальных и прикладных исследований.

Для успешного функционирования системы реабилитации инвали­дов необходима дальнейшая разработка теоретических, организационных, медико-социальных, психологических, экономических и правовых аспек­тов реабилитации инвалидов; разработка базовых программ реабилита­ции; разработка моделей центров реабилитации общего профиля и многопрофильных (для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, патологией органа зрения и т.д.); научная разработка психо­физиологических критериев оценки профессиональных возможностей инвалидов и их потребностей в различных формах обучения, методика адаптации базовых программ профессионального обучения применитель­но к инвалидам.

Заключение


Исходя из вышеизложенного на данном этапе для реализации прав инвалидов нужно придерживаться следующих рекомендаций:

·                   Необходимо отработать механизм, когда законы, принимаемые во исполнение программных актов, не могут быть утверждены до тех пор, пока у государства не появятся реальные финансовые возможности их исполнить.

·                   Необходимо укрепить целостность системы социального обеспече­ния и социальной защиты инвалидов на основе социально-экономи­ческого, финансово-экономического и организационно-техническо­го единства, что в значительной мере зависит от рациональности управления данной отраслью.

·                   Важно предусмотреть постоянное развитие законодательства о социальной защите инвалидов, чтобы автоматически закреплять изменения, касающиеся содержащихся в законодательстве усло­вий и норм социальной защиты инвалидов, вслед за трансформа­цией социально-экономических условий в стране.

·                   Необходимо также разработать механизм повышения уровня жизни инвалидов, прежде всего как регулярный пересмотр соци­ально-гарантированных минимальных норм и льгот для инвали­дов. При этом расширение льгот и услуг должно в первую очередь касаться инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений орга­низма.

·                   Внедрить механизм, блокирующий возможность принятия зако­нов, не подкрепленных источниками (по каждому законодатель­ному предложению необходимо экспертное заключение Минфи­на России).

·                   Ввести безусловное финансирование федеральных целевых про­грамм социальной защиты инвалидов и ужесточить ответствен­ность Правительства Российской Федерации за неисполнение бюджетных обязательств. Предать гласности дискуссии по этому вопросу.

·                   Изменить соотношение расходов на финансирование социальной политики, увеличив финансирование мер «активной» политики (обучение и пр.) и акцентируя реабилитационные меры.

·                   Усилить работу по привлечению внебюджетных источников финансирования по отношению к инвалидам и стимулировать ма­лый и средний бизнес к созданию доступной социокультурной среды.

·                   В области профессиональной реабилитации необходимо обеспе­чить гарантированное адресное решение вопросов потребности инвалидов в таковой.

·                   Разрабатывать и внедрять научно обоснованные методики меди­ко-психологической и социальной реабилитации инвалидов, ор­ганизовать работу по специальной подготовке (переподготовке) специалистов по реабилитации инвалидов.

·                   Развивать деятельность по формированию реабилитационной индустрии как промышленной основы социальной защиты инва­лидов и созданию безбарьерной среды их жизнедеятельности.

·                   Учитывать специфические потребности инвалидов, проживаю­щих в сельской местности.

·                   Задачи социальной политики в отношении инвалидов, несмотря на всю свою специфику, должны рассматриваться в комплексе, а не в отрыве от общего контекста социальной политики.

Библиографический список:

1.     Давлетбаева З.К., Нуртдинова З.Н. «Технологии социальной реабилитации: методические рекоменда­ции» /Под ред. М.М. Исхакова, Уфа, 2002.

2.     Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов/ Под ред. С.И. Реутова, Пермь, 1994.

3.     Журнал «Социальная защита» / Составитель – Жуковская Е.Н.

4.     Кузнецова В.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам // Социальная работа, 1992.

5.     Социальная защита населения: опыт организационно-ад­министративной работы  / Под ред. В.С. Кукушина, М., 2004.

6.     Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И, Осадчих, М., 1996.

7.     Шайхатдинов В.Ш. «Право социального обеспечения Российской Федерации», Екатеринбург, 1996.

8.     Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. «Социальная работа с инвалидами», СПб., 2004.

9.     Нормативно-правовые акты Российской Федерации, посвященные вопросам инвалидности


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.