Меню
Поиск



рефераты скачать Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ ВПО

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА»

Уфимский филиал







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Правовые основы государственного и муниципального управления"

на тему: "Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации".




Выполнила:

студентка 3 курса

очного отделения

факультета СПО

спец. «ГМУ», гр.3/9

Таунбаева Юлия.


Проверила:

ст. преп., доцент, к.и.н.

Нуртдинова З.Н.





УФА – 2008

ПЛАН:

Введение


I.           Теоретический и статистический аспекты инвалидности

1.1. Определение инвалидности

1.2. Статистика инвалидности

II.           Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов

2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами

2.2. Основные законы об инвалидности в РФ

III.          Практические меры социальной защиты инвалидов

3.1. Среда обитания без барьеров

3.2. Льготы и компенсации

3.3. Медицинское обслуживание

3.4. Обеспечение жильем

3.5. Занятость и обучение  инвалидов

3.6. Финансирование и пенсионное обеспечение

3.7. Социальное обслуживание

IV.          Реабилитация инвалидов

4.1. Принципы, содержание, цель и задачи реабилитации

4.2. Виды реабилитации

4.3. Организационное, правовое, финансовое,  информационное и научное обеспечение реабилитации инвалидов

Заключение

Библиография





Введение


Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. Выделение причин социального неравенства и способов его преодоле­ния — важное условие социальной политики, превратившееся на со­временном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Такие проблемы, как бедность, инвалидность, сиротство, становятся объектом исследований и прак­тики социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и де­тей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраивае­мые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение чело­веческого достоинства, гуманизм, равенство прав.

В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами забо­ты — как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящие­ся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активно­сти самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном совладании с испытаниями, вы­званными инвалидностью.

Эта концепция основывается на так называемой социальной модели инвалидности, о которой стало известно в 1970-е гг. по публикациям британских ученых активистов организаций инвалидов. В тот период авторы выступали против содержания инвалидов в интернатах и до­казывали несостоятельность традиционных патерналистских уста­новок.

Выбор мною темы курсовой работы вызван актуальностью проблемы инвалидности в современном российском обществе. Инвалидность – это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите,  но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

Цель работы – раскрыть систему организации социальной защиты инвалидов в Российской Федерации на современном этапе.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

В I главе раскрывается определение термина «инвалидность», приводятся статистические данные по инвалидности в Российской Федерации.

Во II главе фиксируется современная государственная политика и состояние нормативно-правового обеспечения вопросов инвалидности в РФ.

III глава посвящена непосредственно вопросам организации социальной защиты инвалидов в РФ.

В IV главе раскрывается суть реабилитации инвалидов как неотъемлемой части системы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.


I. Теоретический и статистический аспекты инвалидности

1.1. Определение инвалидности

Согласно российскому законодательству,

► инвалид — это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществ­лять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентиро­ваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и зани­маться трудовой деятельностью».

Это определение сравнимо с тем, которое дается Всемирной организацией здравоохранения. Представим его как последовательность положений:

► Структурные нарушения, недуги или повреждения, види­мые или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой,

► могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности ...

►  ...что при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации.

Международное движение за права инвалидов считает наиболее правиль­ным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность — препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующи­ми в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни».

Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособ­ленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрас­судков общества по отношению к себе. Чтобы снизить воздействие таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов.

► Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечиваю­щих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им рав­ных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

1.2. Статистика инвалидности


В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создать для них нормальные условия жизни. По данным ООН, каждый десятый человек (более 500 млн. чел.) на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физиче­ских, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего на­селения страдают расстройствами здоровья. По официальной статистике, в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информа­ции, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей.

В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщи­ны — более 44%, 65—80% — это люди пожилого возраста. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа граждан, первично признанных людьми с ограниченными возможностями. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число де­тей-инвалидов: если в РСФСР в 1990г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 100 таких детей, то в Российской Федерации в 1995г. этот показатель возрос до 453 700, а в 1999г.—до 592 300 детей. Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые при­знаны инвалидами с детства.

В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Ныне их количество составляет почти 42 200 человек. На долю лиц пенсионно­го возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны — более 15%, I группы — 12,7%,  II группы — 58%, III группы — 29,3 %.

Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в Рос­сии такова: на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте—психические расстройства (2,7%). Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями.

Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показа­телями:

·                   по возрастной структуре преобладают инвалиды пенсионного возраста;

·                   по нозологии — наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения;

·                   по тяжести — преобладают инвалиды II группы.

II. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов

2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами


Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приорите­там и возможностям формирует социальную и экономическую поли­тику в отношении инвалидов.

В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тен­денции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государствен­ным и общественным институтам в определении и реализации поли­тики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов:

1.                 Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

2.                 Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образо­вания, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

3.                 Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвали­дов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жиз­ни инвалидов (безбарьерная среда).

4.                 За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реа­лизации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

5.                 Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отно­шении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где прожи­вает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6.                 При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики сво­его заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

В российских дебатах о социальной политике в отношении инва­лидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В со­циальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать за­явленное и достигать обозначенных целей.

Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражае­мых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанно­стей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:

·                   Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

·                   Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

·                   Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.

·                   Наличие неправительственных организаций инвалидов.

·                   Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

·                   Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

2.2. Основные законы об инвалидности в РФ


Современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержатель­ном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. И хотя инвалиды, а также их семьи по-прежнему наталкивают­ся на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется: взамен невнимания и отверже­ния пришли признание их прав, достоинства и полноценного уча­стия в жизни общества. Принятие в 1995г. Государственной Думой закона «О социальной защите инвалидов в РФ», разработка проекта Закона РФ «О специальном образовании», создание реаби­литационных центров — все это свидетельствует об изменяющейся социальной политике.

Основными законами об инвалидах в РФ являются:

1.                 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федера­ции» (с посл. изм. от 31.12.2005г.) от 24.11.1995г. № 181-ФЗ

2.                 Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 16 Закона РФ "Об образовании"» от 20.07.2000г. № 102-ФЗ

3.                 Постановление Правительства РФ «Об утверждении по­рядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» № 861 от 18.07.1996 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.