4.
Постановление
Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и
платных социальных услуг государственными социальными службами» № 739 от
24.06.1996г.
5.
Указ
Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению
занятости инвалидов» № 394 от 25.03.1993г.
6.
Федеральный
закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №
195-ФЗ от 10.12.1995г.
7.
Постановление
Правительства РФ «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности» №927 от12.08.1994г.
8.
Указ
Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» №
1011 от 1.06.1996г. (с изм. от 27.04.2000г.)
9.
Указ
Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем
инвалидности и инвалидов» № 802 от 27.07.1992г.
10.
Постановление
Министерства социальной защиты населения РФ «О пенсионном обеспечении детей,
находящихся на полном государственном содержании» № 1—6-у от 23.06.1995г.
11.
Постановление
Министерства труда РФ «Об утверждении примерного Положения об индивидуальной
программе реабилитации инвалида» № 42 от 14.12.1996г.
12.
Приказ
Министерства образования РФ от 18.06.2001г. № 2417 «О
реализации решения коллегии №10 от 15.05.2001г. "Об опыте работы вузов
России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для инвалидов"»
13.
Письмо
Министерства образования РФ от 25.03.1999г. № 27/502—6 «Об условиях приема и
обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования»
14.
Разъяснение
Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. №3/02—18/05—2256
«О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному
из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами»
(утв. постановлением Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от
4.04.2000г. № 26/34)
15.
Постановление
Минтруда РФ от 27.07.1999г. № 29 «Об утверждении Методических рекомендаций по
организации деятельности социально-оздоровительных центров граждан пожилого
возраста и инвалидов»
16.
Постановление
Минтруда РФ от 29.10.1998г. №44 «О рекомендациях по созданию и организации
деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной
защиты населения»
17.
Приказ
Минздрава РФ и Минтруда РФ от 25.02.1998г. №50/18 «Об утверждении формы
направления детей в возрасте до 16 лет на освидетельствование в учреждения
медико-социальной экспертизы»
18.
Постановление
Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29.01.1997г. № 1/30 «Об утверждении Классификаций
и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной
экспертизы»
19.
Постановление-приказ
Минтруда РФ, Минздрава РФ и Минобразования РФ от 23.12.1996г. № 21/417/515 «Об
утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении»
20.
Приказ
Минобразования РФ и Минздравмедпрома РФ от 18.07.1994г. №268/146 «Об
освобождении от итоговой аттестации выпускников 9,11 (12) классов
общеобразовательных учреждений»
21.
Постановление
Минтруда РФ от 8.09.1993г. №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и
служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть
конкурентоспособными на региональных рынках труда»
22.
И другие
нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.
III. Практические
меры социальной защиты инвалидов
3.1. Создание
среды обитания без барьеров
Критерием оценки
политики в отношении инвалидов может служить доступность для инвалида
физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и
доступность информации и каналов коммуникации. В России начало преобразованию
среды обитания инвалидов с учетом их потребностей положено 2.10.1992г. Указом
Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности». В России разработаны стандартные правила, учитывающие
потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной
инфраструктуры. Однако самым важным препятствием для реализации этого
направления остается отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие
меры.
В России
сформирована и реализуется федеральная целевая программа «Формирование
доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Вместе с тем законодательная
база — всего лишь предпосылка для большой работы по созданию среды без
барьеров. Создание таковой должно начинаться как детальная разработка частных
механизмов, обеспечивающих реализацию декларируемых норм, мониторинг жилищных
и социально-пространственных нужд инвалидов, политика адаптации окружающей
среды к потребностям инвалидов.
На сегодняшний
день в России сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей
более 200 предприятий — производителей технических средств для реабилитации инвалидов.
Разработано более 150 новых технических средств протезирования, вспомогательных
устройств, новых средств для передвижения инвалидов. Появились аппараты,
дающие возможность слепым ориентироваться в пространстве, а глухим — «слышать».
Внедрен в производство не имеющий аналогов синтезатор речи для инвалидов с
поражением слуха и речи. Выпускаются модернизированная модель кресла — коляски
с изменяемыми характеристиками ходовой части, а также усовершенствованные
модели тростей и костылей.
Закон «О социальной
защите инвалидов в РФ» обязывает власти создавать инвалидам условия для
свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В настоящее время
положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп
населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах,
откорректированных с целью учета в них требований доступности зданий и сооружений
для инвалидов. В регионах России местными экспертными органами должен быть установлен
контроль над качеством проектной документации на строительство и реконструкцию
зданий и сооружений в части обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружениям
и входящим в их состав помещениям, чтобы беспрепятственно получать необходимый
комплекс услуг.
В соответствии с
законом местные власти не должны выдавать лицензии тем автотранспортным
предприятиям, которые отказываются оснащать свои автобусы подъемниками.
Перспективным планом благоустройства города считается поэтапная реконструкция
улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов. Однако
декларируемое законом положение, что «организации независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности несут ответственность за
неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам
социальной инфраструктуры», на деле не сопровождается механизмами реализации;
нет и четких обозначений ответственности за неисполнение закона, не предусмотрены
рычаги контроля, проверки, стандартизации объектов социальной инфраструктуры.
Специальными
устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также
аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны
быть отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные
туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.
Таким образом, на
сегодняшний день основы формирования среды жизнедеятельности инвалидов, в
которой не было бы барьеров, только начинают разрабатываться, хотя Указ
Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности» был принят несколько лет назад. Те, от кого зависит
создание такой среды, среди препятствий к внедрению разработанных
градостроительных и жилищных нормативов чаще всего называют финансовые
проблемы. Однако, это проблема расстановки приоритетов и недостатка контроля
над реализацией законодательных норм.
Чтобы социальное
обслуживание инвалидов осуществлялось в цивилизованных условиях, вопрос среды
обитания требует своего немедленного решения. Необходимо всячески привлекать к
нему внимание общественности, властей и журналистов.
3.2. Льготы и
компенсации
В соответствии с
законодательством о социальной защите инвалидов им предоставляется
значительное количество прав, льгот и компенсаций. Все они подразделяются на
группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, категории
предоставляемых льгот.
По форме
предоставления:
·
Имеющие
«моральную» форму (преимущественное или первоочередное право в чем-либо).
·
Имеющие
денежную форму (бесплатное обеспечение лекарствами или бесплатное пользование
поликлиниками).
·
Имеющие
натуральную форму (бесплатное предоставление автотранспортных средств, мото- и
велоколясок, обеспечение топливом).
По периодичности
предоставления:
·
Имеющие
одноразовый характер или предоставляемые с большой периодичностью (бесплатная
установка телефона, капитальный ремонт или предоставление жилой площади).
·
Имеющие
ежемесячный характер (компенсация части стоимости жилой площади, коммунальных
услуг).
·
Имеющие
годовую периодичность (бесплатный проезд раз в год или в два года в
междугородном транспорте, санаторно-курортное лечение или его компенсация).
·
Имеющие
постоянный характер (льготы на проезд в городском, общественном транспорте,
бесплатное обслуживание, льготы при покупке лекарств).
По категориям
льгот:
·
По
пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий.
·
По
получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений.
·
По
коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию.
·
По
медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному
лечению, обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения.
·
По
обеспечению транспортными средствами и оплате проезда.
·
По
трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда.
·
По
пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и
спортивно-оздоровительных учреждений.
·
По
получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической
помощи.
Реалии же таковы,
что значительное количество инвалидов в настоящее время не получают
необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной
жизни помощи, в которой они нуждаются.
В России права
людей с ограниченными возможностями на участие в жизни общества и защита их
интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов.
Однако, большинство инвалидов из-за того, что нет условий для передвижения в
общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных
колясок, а также потому, что нет специальных программ обучения, учебные места
не оборудованы (хотя право на образование гарантировано Конституцией Российской
Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании»), не могут обучаться
на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и
многим другим причинам не в полной мере реализованы и иные права и возможности
инвалидов.
Официально
провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация
весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие
детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во
многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые
инвалиду и обещанные ему государством блага.
3.3.
Медицинское обслуживание
В соответствии с
основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан №
5487-1 от 22.07.1993г., статья 27, люди с ограниченными возможностями, в том
числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную
помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на
профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют
право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной
или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае
неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в
учреждениях системы социальной защиты населения.
Государство
предусматривает оказание инвалидам квалифицированной медицинской помощи
бесплатно или на льготных условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами
и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и
реконструктивная хирургия должны осуществляться за счет средств обязательного
медицинского страхования. Порядок оказания различных видов медицинской помощи
инвалидам определен рядом нормативных актов Правительства Российской
Федерации.
Одним из этапов
процесса медицинского обеспечения инвалидов выступает санаторно-курортное
лечение. Санаторно-курортный комплекс нашей страны не имеет аналогов в мире.
Разработанный отечественной курортологией дифференцированный подход к
использованию природных лечебных факторов с учетом специфики их действий
позволил провести рациональную медицинскую специализацию санаториев на всей
территории Российской Федерации. Несмотря на эти показатели, в целом ситуация в
стране по обеспечению инвалидов и лиц, страдающих различными заболеваниями,
санаторно-курортными путевками сложная. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на
санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации на льготных условиях. В управлении социальной защиты населения по
месту жительства инвалид, нуждающийся в лечении, на основании заявления и медицинской
справки ставится в очередь на получение путевки. Ожидание санаторно-курортной
путевки инвалидами нередко растягивается на годы.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|