Эффективность
рекламного мероприятия или отдельного средства рекламы может выражаться числом
потребителей, охваченных рекламой, а также величиной затрат на одного зрителя,
читателя и т.п. Так, целесообразность публикации газетного объявления в том или
ином печатном органе устанавливают путем определения общего числа людей,
которые смогут его прочитать (число это зависит в основном от тиража газеты),
или размеров затрат на объявление в расчете на одного читателя.
Чем больше
читателей будет охвачено рекламой, тем меньшими окажутся расходы на нее в расчете
на одного человека.
Данные об
эффективности психологического воздействия рекламы позволяют прогнозировать ее
действенность.
5.2.
Правовое регулирование рекламной деятельности
Реализация
экономических реформ, развитие рынка в Российской Федерации объективно
обусловили быстрое развитие рекламной деятельности. Направленность этой
деятельности непосредственно на потребителя требует формирования механизмов ее
государственного регулирования и контроля.
До
принятия Федерального закона "О рекламе" рекламная деятельность
регулировалась достаточно фрагментарно: Основы законодательства РСФСР
"Об охране здоровья граждан" (ч.2 ст.19, ч.8 ст.43), законы
Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" (ч.4 ст.7),
"О средствах массовой информации" (ч.2 ст.4, ст.36), "О защите
прав потребителей" (ст.ст.6-10), Закон РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (чч.3,4
ст. 10), Указ Президента Российской Федерации №1183 от 10 июня 1994г. "О
защите потребителей от недобросовестной рекламы".
Как
показала практика, ряд ранее введенных специальных норм регулирования рекламной
деятельности в законодательстве, сформулированных в виде прямых запретов, но
без установления полномочий органов исполнительной власти по контролю за
соблюдением этих норм и санкций при их нарушении, не действовал. Так, до
принятия Федерального закона "О рекламе" в средствах массовой
информации, в первую очередь на телевидении (включая государственное), шла
запрещенная реклама алкогольных и табачных изделий. Многие из участников
рекламной деятельности игнорировали запрет рекламы несертифицированных
товаров, а также методов лечения, профилактики, диагностики и лекарственных
препаратов, не имеющих одобрения Минздравмедпрома России, и пр. До самого
недавнего времени была широко распространена практика создания массового
ажиотажа среди граждан и юридических лиц с помощью рекламы финансовых,
страховых, инвестиционных услуг с целью крупномасштабного привлечения денежных
средств.
Напротив,
наличие конкретных контролирующих органов исполнительной власти и четких
положений об ответственности хозяйствующих субъектов в ряде нормативных актов
позволяет достаточно действенно и оперативно приводить рекламную деятельность
в соответствие с нормами цивилизованного предпринимательства. Так,
осуществление контроля за исполнением Указа Президента Российской Федерации
"О защите потребителей от недобросовестной рекламы" от 10 июня
1994г. №1183 в комплексе с антимонопольным и потребительским законодательством
позволило в основном привести рекламу финансовых, страховых, инвестиционных и
других услуг в соответствие с требованиями Указа.
Вместе с
тем, практическое применение антимонопольными органами данного Указа (одного из
первых актов, регулирующих рекламную деятельность в России), а также некоторых
других правовых норм, выявило ряд проблем. Так, при отсутствии лицензии было
невозможно применить к рекламодателю санкции, предусмотренные Указом
(приостановление действия или досрочное аннулирование лицензии).
Ответственность за нарушение рекламного законодательства (за исключением ограничений
по объему рекламы в средствах массовой информации) не распространялась на
рекламораспространителей и рекламопроизводителей.
На
формирование целостной системы регулирования рекламной деятельности в интересах
развития цивилизованных рыночных отношений, поддержания добросовестной конкуренции
и защиты прав потребителей и была направлена работа по подготовке Федерального
закона "О рекламе".
Практика
зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, а также анализ рекламной
деятельности в Российской Федерации свидетельствовали об актуальности
принятия специального Федерального закона. При его разработке было использовано
рекламное законодательство стран Европы, США, Канады, Бразилии и практика его
применения. Проект рассматривался на Межведомственном совете по делам
потребителей при ГКАП России, Коллегии ГКАП России, а также прошел экспертизу
в Департаменте конкурентной и потребительской политики Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), получив одобрительные оценки.
В
разработке участвовали специалисты МВД, Минздравмедпрома, Госстандарта России,
Роскомторга, Судебной палаты по информационным спорам при Президенте
Российской Федерации, Международной конфедерации обществ потребителей,
представители Ассоциации работников рекламы, юристы-эксперты средств массовой
информации и др.
Принятый
Федеральным Собранием и подписанный Президентом Российской Федерации Закон
состоит из пяти разделов, 33 статей, в которых определены основные положения,
общие и специальные требования к рекламе на территории Российской Федерации,
права и обязанности субъектов рекламной деятельности, ответственность за
ненадлежащую рекламу, а также система государственного и общественного
контроля за рекламной деятельностью. Закон определяет правовые основы отношений
по созданию и распространению рекламы, а также нормы, регламентирующие предупреждение
и пресечение ненадлежащей рекламы. Он имеет основной целью обеспечение условий
рекламной деятельности, отвечающих интересам общества, потребителей рекламы,
рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей.
В
частности, Закон устанавливает важнейшие требования, предъявляемые к рекламе
(добросовестность, достоверность, этичность), определяет особенности рекламы в
электронных и печатных средствах массовой информации, наружной, транспортной
рекламы. Устанавливаются определенные ограничения и особые требования при
рекламе отдельных видов товаров, работ, услуг алкоголя, табака, оружия,
медикаментов, а также финансовых, страховых, инвестиционных услуг.
Предусмотрены нормы по защите интересов несовершеннолетних при рекламе детских
товаров, а также по созданию и распространению социальной рекламы.
Так,
например, нормы по рекламе алкоголя и табака, содержащиеся в Федеральном законе
"О рекламе", включают сбалансированный с точки зрения интересов
потребителей, рекламодателей, рекламопроизводителей и
рекламораспространителей комплекс ограничений по месту, времени и способам
подачи. Они содержат конкретный механизм контроля и ответственности за
несоблюдение рекламного законодательства, а также ликвидируют пробелы,
имеющиеся в действующем законодательстве в части отсутствия ограничений
рекламы алкоголя и табака на улицах, транспорте, в печатных изданиях (кроме
СМИ), в организациях и пр. Тем самым устраняются несбалансированность и
декларативность законодательства в отношении рекламы алкоголя и табака, а
также неурегулированность вопросов обеспечения добросовестной конкуренции и
защиты прав потребителей при производстве и распространении рекламы.
Анализ
зарубежного рекламного законодательства показывает, что интересы государственного
регулирования рекламной деятельности сосредоточены, прежде всего, в сфере
обеспечения добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей. Именно
поэтому ГКАП России не только выступил инициатором и головным разработчиком
российского рекламного законодательства, но и предложил определить Комитет в
качестве ведущего федерального органа исполнительной власти, контролирующего
рекламную деятельность. Порядок государственного и общественного контроля,
установленный Законом, положительно зарекомендовал себя на практике в рамках
реализации антимонопольного и потребительского законодательства. При этом
реализация Закона не требует дополнительных бюджетных трат в части создания
специальных федеральных органов исполнительной власти либо увеличения штатов
действующих.
Законом
также предусмотрены определенные права и полномочия государственных
структур, контролирующих деятельность средств массовой информации, охрану
здоровья населения, безопасность движения (транспортная реклама). Определены
права местных органов по контролю за рекламной деятельностью в регионах, а
также органов общественного контроля и саморегулирования рекламной
деятельности.
Установлены
санкции за отказ от исполнения решений (предписаний) органов, контролирующих
рекламную деятельность.
Полномочия
судебных органов, предусмотренные в Законе, полностью соответствуют базовым
нормам гражданского и гражданско-процессуального законодательства российской
Федерации. Вместе с тем принятие Закона потребовало внесения дополнений в уголовное
и уголовно-процессуальное законодательство.
Таким
образом, Закон содержит все необходимые правовые механизмы для реализации его
на практике.
6. ПОНЯТИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ
Реклама в Internet – это
инструмент, использование которого является необходимым условием для успеха и
популярности любого Интернет-ресурса, для эффективного создания и поддержания
имиджа компании или мероприятия, для продвижения торговой марки на рынке и т.
д.
Ее основные задачи:
информирование и привлечение в качестве посетителей представителей целевой
аудитории Интернет-ресурса.
Цель: обеспечить устойчивый,
растущий уровень продаж продуктов и услуг компании владельца сайта.
В качестве методов Интернет –
рекламы используются:
·
баннерная реклама на
коммерческих сайтах Интернета;
·
коммерческие показы в
ведущих баннерообменных сетях;
·
регистрация в поисковых
машинах и каталогах Интернета
·
оптимизация WEB-сайта для
роботов поисковых систем;
·
e-mail реклама в
специализированных почтовых рассылках;
·
размещение информации в
Интернет о конференциях, форумах, чатах, на популярных новостных сайтах, досках
объявлений и т. д.;
·
организация системы обмена
текстовыми ссылками.
Надо отметить, что если Вы
создали прекрасный во всех отношениях веб-сайт, разместили его на быстром и
надежном сервере, Вы сделали лишь полдела. Чтобы добиться успеха в сети, необходимо
приложить немало усилий для:
·
привлечения посетителей на
Ваш веб-сайт;
·
поиска в сети покупателей
для Вашей продукции/сервиса;
·
создания (улучшения) в
Интернете имиджа Вашей компании, ее продукции и услуг.
В дальнейшем, в работе будут
подробно рассмотрены виды рекламы в Интернет и ее основные свойства.
7. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Баннерная реклама.
Наиболее распростпраненным видом
рекламы в Интернет считается Баннерная реклама. Баннерная реклама справедливо
считается самым популярным способом наращивания траффика (привлечения
посетителей) веб-страницы, средством привлечения новых клиентов, а также мощным
инструментом имиджевой рекламы в Интернете.
Как правило, баннер представляет
собой прямоугольное графическое изображение в формате GIF или JPG,
хотя встречаются баннеры, созданные с помощью JAVA, ShockWave
и т.д. Баннер помещается на странице веб-издателя и имеет гиперссылку на сервер
рекламодателя.
В настоящее время не существует
официально принятых стандартов по размеру баннеров, хотя наиболее
распространенным является размер 468х60 пикселей.
Первой вехой в стандартизации
размеров баннеров стали рекомендации по размеру баннеров предложенные Internet
Advertising Bureau совместно с CASIE (The Coalition for Advertising Supported
Information & Entertainment) (Приложение 6 Таблица 1.7..)
Так как необходимо, чтобы баннер
загружался на страницу как можно быстрее, существует ограничение на размер
баннера в килобайтах. Так, например, для баннера 468х60 максимальный размер
обычно составляет 10 или 15 килобайт.
Баннеры выполняют роль
рекламного щита в Интернете, который выполняет две функции:
·
служит рекламе и
продвижению брэнда кампании, а также информированию о ее продукции – все, кто
увидел баннер на том или ином Интернет ресурсе, считаются охваченными рекламной
кампанией;
·
является средством
привлечения посетителей на электронное представительство (сайт) рекламируемой
компании. Все, кто зашел на рекламируемый сайт по баннеру, считаются
привлеченными посетителями, которые в дальнейшем формируют целевую аудиторию
ресурса.
Существуют три основные метода
баннерной рекламы:
Использование специальных служб
обмена баннеров (Banner Exchange Services), которые обеспечивают показ ваших
баннеров на других страницах взамен на показ на ваших страницах чужих баннеров.
Баннерная сеть – это объединение
различных сайтов, на страницах которых размещаются баннеры участников сети, а
также баннеры любой компании, которая заплатила владельцу данной баннерной
сети. Наиболее распространененной банерной сетью считают сегодня в RLE Banner
Network (WWW.RLE.RU)
Система показа баннеров
обеспечивает размещение баннеров внутри определенного сайта по выбору компании,
являющийся владельцем этого сайта.
Некоторые из систем позволяют
проводить рекламную кампанию более гибко:
-
показывать ваши баннеры
только на определенной, выбранной Вами группе серверов;
-
показывать баннеры с
заданной интенсивностью или только в определенные вами промежутки времени;
-
не показывать повторно
баннер пользователю, который его уже видел.
Вы можете напрямую договориться
с вебмастером другой страницы на размещение баннеров друг у друга. Желательно
обмениваться со страницами, имеющими сходную тематику, но следует иметь в виду,
что обмен баннерами с веб-сайтом конкурентов часто может принести больше вреда,
чем пользы.
И наконец, Вы можете заплатить
баннерной системе, поисковому серверу, каталогу или просто популярному за показ
ваших баннеров на их страницах.
Одной из самых важных
характеристик баннера является отношение числа кликов на баннер к числу его
показов. Ситуация когда пользователь загружает WEB–страницу с рекламным
баннером, считается одним показом баннера. Если же пользователь навел указатель
мыши на баннер и «кликнул» по нему, перейдя по связанной с баннером гиперсылке,
то данный факт считается одним переходом по баннеру или одним «кликом».
Колличественно эффективность баннера оценивается коэффициентом кликопоказов –
CTR, который равен отношению колличества переходов по баннеру («кликов») к количеству
показов баннера. Чем больше CTR, тем выше выше оценивается результативность
рекламной кампании. Так если Ваш баннер был показан на какой-либо странице 1000
раз, а нажали на него и, соответственно, попали на ваш сайт 50 человек, то
отклик такого баннера равен 5%.
По статистике средний отклик
("click/through ratio", CTR) у баннеров, используемых в WWW - 2,11%.
Разумеется, если у вашего баннера отношение числа кликов к числу показов не 2%
а 10%, то за то же число привлеченных на Ваш сайт посетителей Вы заплатите в
пять раз меньше или во столько же раз меньше покажете чужие баннеры.
Но CTR не является абсолютным
гарантом эффективности баннера. Баннер может быть красивым и интригующим,
заставляющим пользователя кликнуть на него. Но начав загрузку Вашего сайта и,
приблизительно, поняв, куда он попал, пользователь может с легкостью нажать
кнопку "back" на своем браузере.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|