Адресно-справочная реклама - разновидность торгово-розничной рекламы.
Основное отличие адресно-справочной рекламы - предоставление минимально необходимой
информации о предлагаемых рекламодателем товарах и услугах, зачастую
сводящихся лишь к указанию группы товаров (виду услуг), адресу и телефону их
производителя (реализатора). Задача такой рекламы заключается в предоставлении
максимального количества коммерческой информации сразу нескольким, подчас
перекрывающимся, группам потребителей. Распространяется она чаще всего в виде
специализированных, как правило, ежегодных печатных изданий (справочников типа
«Синие страницы», «Золотые страницы» и т.п.).
Реклама
с обратной связью - еще одна разновидность торгово-розничной рекламы,
тот ее тип, который предполагает обмен информацией с потенциальным потребителем.
Наиболее известной формой подобной рекламы является директ-маркетинг, то есть
прямой маркетинг или, точнее (если иметь в виду прежде всего распространение
рекламной информации), прямую почтовую рассылку последней по конкретным
адресатам, представляющим собой наибольший интерес для рекламодателей и
рекламораспространителей в качестве вероятных покупателей (например, в форме
каталогов).
Корпоративная
реклама (другое название - институциональная) - также своего рода
разновидность, но не одного из уже описанных типов рекламы, а, скорее,
представляя специфическую форму связей с общественностью. Такая реклама почти
никогда не содержит рекламной информации (в общепринятом понимании этого слова)
и служит для подготовки и последующего склонения части общественного мнения
(определенного сегмента покупателей) к точке зрения рекламодателя.
Бизнес-реклама, или, точнее (в русскоязычном варианте),
профессионально-ориентированная реклама - та ее часть, которая предназначена
для распространения среди групп населения, сформированных по своей принадлежности
к тому или иному роду занятий. Причем это вовсе не обязательно лишь те, кто
имеет непосредственное отношение к производству и реализации рекламируемых товаров
и услуг (как то оптовые и розничные торговцы, дистрибьютеры и т.п.) -
содержание подобной рекламы представляет большой интерес и для
высококвалифицированных специалистов - например, программистов, работников
автосервиса, высшего образования, юристов, организаторов бизнеса и т.п.,
поскольку рассказывает этим людям о вещах, интересующих их именно с профессиональной
точки зрения.
Распространяется
профессионально-ориентированная реклама преимущественно через
специализированные издания (как правило, журналы и бюллетени). При этом она
чаще всего не носит прямого характера и преподносится в виде пресс-релизов,
аналитических, обзорных материалов и т.п.
Общественная, или социальная
реклама, в отличие от бизнес-рекламы, сориентирована на аудитории,
объединенные преимущественно по своему социальному статусу - например,
матери-одиночки, бездетные семейные пары и т.д.
Итак, на
деле мы встречаемся с очень разными видами рекламы, каждый из которых служит решению вполне определенных
задач.
3.3.
Цель рекламы
Федеральный
закон «О рекламе» определяет в качестве цели рекламы, во-первых, формирование
или поддержание интереса рекламной аудитории к физическим (юридическим) лицам,
товарам, идеям и начинаниям и, во-вторых, способствование их реализации. Чаще
других реклама все-таки преследует цели экономического характера. Однако
существуют и другие
(Приложение
6 рис. 1.4).
Реклама продукции (то есть товаров и услуг), как известно, не
представляет собой некое самостоятельное, совершенно независимое от всех и вся
явление - она является весьма важным инструментом маркетинга. Следовательно,
как неотъемлемая составляющая специфической деловой активности, реклама в
конечном счете направлена на обеспечение полноценного обмена продукцией -
конкретными наименованиями товаров и услуг - между теми, кто наполняет ими
рынок (то есть производителями и реализаторами), и теми, кто указанную
продукцию потребляет.
Реклама
торговой марки (марки обслуживания) направлена на достижение
несколько иной цели, поскольку в этом случае меняется сам объект приложения
рекламных усилий. И вместо конкретного наименования продукции мы имеем дело
только с ее определенной маркой. В этой ситуации реклама нацелена на
привлечение внимания, пробуждение интереса потенциальных покупателей именно к
рекламируемой марке - с тем, чтобы сформировать к ней предпочтительное
отношение и, в конечном счете, убедить потребителей выбрать при покупке товар
или услугу, реализуемые именно под рекламируемой маркой.
Таким образом, цель рекламы
марки продукции лишь отчасти совпадает с целью рекламы конкретного наименования
товара или услуги. В среднесрочной перспективе достижение указанной цели может
привести к позитивным переменам в реализации тех видов продукции, которые присутствуют
на рынке под рекламируемой маркой.
Реклама
имени товаро- и услугопроизводителя (то есть реклама предприятия
или организации, производящей продукцию) преследует цель, во многом сходную с
целью рекламы марки продукции. Правда, в этом случае рекламные усилия
сосредоточиваются на названии (наименовании) рекламируемой компании, фирмы и
т.п. Следовательно, такая реклама изначально нацелена на привлечение внимания,
пробуждение интереса потенциальных покупателей уже не к продукции, а к тем,
кто ее производит, для того, чтобы сформировать предпочтительное отношение к
производителю и, в конечном счете, создать в сознании потребителей позитивный
образ объекта рекламных усилий.
В
долгосрочной перспективе достижение указанной цели также может привести к
позитивным переменам в реализации тех видов продукции, которые в сознании
потребителей соотносятся с наименованием рекламируемой фирмы-производителя.
Реклама
имени реализатора товаров и услуг преследует практически ту же цель, что и реклама
производителя продукции, отличаясь от последней лишь тем, что в качестве
объекта приложения рекламных усилий в данном случае выступает наименование
(название) торговой организации или предприятия, непосредственно реализующего
на рынке ту или иную продукцию, - супермаркет, автомастерская и т.д.
В
долгосрочной перспективе достижение указанной цели должно привести к
положительным переменам в продаже тех видов товаров или услуг, которые в
сознании потребителей соотносятся с наименованием рекламируемой
фирмы-реализатора.
Перечисленные
разновидности рекламы преследуют в конечном счете цели коммерческого характера.
Однако существует, как известно, и некоммерческая реклама.
Реклама деятельности
политических партий и политиков имеет вполне конкретную конечную цель - способствовать реализации того
или иного политического решения или действия. Акцент рекламных усилий, таким
образом, смещен с экономической сферы деятельности на исключительно
политическую.
Однако
промежуточные цели политической рекламы во многом повторяют те, что обычно
решает реклама коммерческая. Это - привлечение внимания и создание интереса к
объекту рекламы, формирование позитивного образа политической партии или
политика, последующий выбор в их пользу (в пользу поддерживаемого ими политического
решения, курса, документа и т.д.) на предстоящем голосовании или ином
волеизъявлении (в ходе референдума, плеоисцита и т.п.).
Реклама
общественных организаций и действий социально-гражданской направленности также преследует свои
специфические некоммерческие цели. Ее конечная цель - реализация решений и
действий, носящих подчеркнуто неполитический (и некоммерческий) характер. В
центре рекламных усилий в этом случае может оказаться деятельность
общественной организации, гражданского активиста, религиозного лидера,
просветительская, правозащитная или благотворительная деятельность. Конечная
цель такой рекламы достигается через привлечение внимания аудитории к объекту
рекламы, создание интереса к осуществляемой им деятельности или его имени,
формирование позитивного имиджа и предпочтительный выбор.
Таким
образом, несмотря на определенное сходство механизма воздействия на сознание
потребителей, цели рекламы могут, в конечном счете, также (и порой довольно существенно)
отличаться друг от друга.
3.4.
Функции рекламы
Достижение
целей рекламы осуществляется через реализацию соответствующих функций. Обычно выделяют
четыре важнейших функции рекламы: экономическую, социальную, маркетинговую и
коммуникационную. Рассмотрим механизм каждой из основных функций рекламы.
Экономическая функция. Сущность экономической функции рекламы как важного инструмента
маркетинга сводится, прежде всего, к стимулированию сбыта и наращиванию объемов
прибыли от реализации некой продукции за определенную единицу времени.
Реклама
информирует, формирует потребность в товаре или услуге, побуждает человека на
их приобретение. И чем больше людей откликнулось на рекламу, тем, в конечном
счете, лучше для экономики и экономического благосостояния общества -
поскольку рост объема производства тесно связан с такими важными
макроэкономическими показателями, как размер валового национального продукта,
занятость трудоспособного населения и объем поступивших в государственную
казну налогов.
Социальная
функция.
Свою экономическую функцию примерно с одинаковым успехом реклама выполняет и в
индустриально развитых государствах, и в таких, где экономическое процветание -
скорее, отдаленная перспектива. Однако этого нельзя сказать о реализации еще
одной очень важной - социальной функции рекламы.
Есть
основания утверждать, что современное постиндустриальное общество во многом
сформировалось именно под воздействием рекламы. Как сказал один из классиков
мировой рекламы, американец П. Мартино в своей книге «Мотивация в рекламе»:
«Продажа товаров - вторичная задача рекламы. Но ее первейшая задача -
приобщение людей к нашей американской системе ценностей. Реклама способна
помочь людям почувствовать, что они являются частью общества, которому
предлагается все самое лучшее, помочь им проникнуться вдохновением и работать с
самой высокой производительностью».
Таким
образом, в указанной функции рекламы можно вычленить в качестве составляющих
три «идеологических» подфункции:
· приобщение
к национальным ценностям;
· пропаганда
образа и уровня жизни «выше среднего»;
· воспитание
культуры потребления.
Нельзя отрицать весомости и
значимости воздействия, которое оказывает рекламная информация (во всем своем
изобилии и многообразии) на формирование массового общественного сознания и
сознание каждого индивидуума, ей внимающего. Обращенная к потребителям, помимо
собственно рекламирования той или иной продукции, реклама:
·
способствует
формированию и внедрению в сознание людей идейных ценностей данного общества и,
в конечном счете, оказывает определенное влияние на характер общественных
отношений;
·
взывает
к потребительским инстинктам людей, побуждая их к повышению уровня своего;
·
играет на патриотических чувствах потребителей, призывая их покупать в первую
очередь отечественную продукцию. Последнее с некоторых пор все в большей
степени относится и к рекламе в России, все настойчивей приглашающей нас
«поддержать отечественного производителя»;
·
определенным
образом способствует повышению культуры потребления - ведь сравнивая различные
товары и услуги, потребитель в любом случае стремится получить действительно
лучшее. Производя выбор многократно, он, в конечном счете, как бы «учится»
делать его все более безошибочно.
Иными
словами, проявления социальной функции рекламы весьма разнообразны.
Маркетинговая
функция.
Было бы ошибкой отождествлять маркетинговую функцию рекламы с функцией
экономической, хотя они в чем-то и созвучны друг другу. Однако большинство
авторитетных специалистов по части рекламы предпочитают говорить о
маркетинговой функции рекламы как вполне самостоятельной.
Как известно, реклама - важная
составляющая маркетинга, или, еще точнее, составляющая промоушн-механизма,
или механизма продвижения продукта (другими составляющими которого являются:
стимулирование сбыта, паблик-рилейшнз и персональные продажи). Реклама всецело
подчинена задачам маркетинга, преследующего в качестве конечных полное
удовлетворение потребностей покупателя в товарах и услугах.
Промежуточной
задачей на этом пути является упомянутое продвижение продукции. Однако эта
задача не будет успешно решена без рекламы.
Коммуникационная функция.
Реклама также являет собой и одну из специфических форм коммуникации. В силу
указанного обстоятельства она призвана выполнять и соответствующую -
коммуникационную - функцию, связывая воедино посредством информационных каналов
рекламодателей и потребительскую аудиторию. Несомненно, что в случае
неудовлетворительной реализации данной функции останутся неудовлетворенными и
интересы перечисленных сторон - другими словами, рекламодатель и потребитель
почти наверняка не встретятся друг с другом.
3.5. Психологический аспект рекламы
На эту проблему можно смотреть с двух точек
зрения: с точки зрения продавца и с точки зрения потребителя. Рассмотрим
сначала, как воспринимается реклама потенциальными потребителями.
Мне удалось опросить около 30 человек разных
возрастов и профессий на предмет восприятия рекламы. Оказалось, что большинство
из опрашиваемых не доверяют рекламе, а если и доверяют, то далеко не всякой и
не всегда. Несмотря на это реклама подталкивает их на приобретение тех или иных
товаров, то есть она влияет на выбор даже недоверчивых потребителей. Реклама -
это очень тонкая ветвь психологии. И многие даже не задумываются о том, что
реклама влияет на подсознание человека в независимости от его сознания. Отсюда
результат – эффективность рекламы. Хочется пояснить связь рекламы с образом
жизни людей на конкретном примере. Этот материал написан прибалтийскими
эмигрантами, живущими в США более 15 лет. Конечно, жители Америки отличаются от
нас многим: восприятием окружающего мира, понятием о системе ценностей... Но
данный пример лишь иллюстрирует возможную зависимость стиля жизни людей от
экономики, представителем которой является реклама.
● “Реклама работает на
подсознательном уровне, обращается к иррациональному в природе человека. Ее
влияние и глубже и сильнее, чем мы наивно думали, потешаясь над каким-нибудь
слабоумным рекламным персонажем. Когда американец смотрит в зеркало, он видит
разумного, цивилизованного, жизнерадостного человека. Таким его сделала
реклама. Рекламные психологи знают, что внутри каждого из нас скрывается совсем
другое существо - боязливое, неуверенное, рефлектирующее. Задача рекламы в том
и состоит, чтобы внутренний облик совпал с внешним. Результат – проданные
товары.
●. Скажем, косметические фирмы
продают нам не крем для освежения кожи, а надежду на вечную молодость.
Автомобильные компании продают не машины, а престиж и средство самовыражения.
Пивовары торгуют не пивом, а весельем. В Америке продаются не товары, а
душевное состояние.
● В 50-е годы реклама пропагандировала вещи –
дома, машины холодильники. Ее задача была в том, чтобы создать представление:
свобода, успех светлое будущее зависят от приобретения этих вещей. Ныне такой
рекламный образ не проходит в Америке, так как привлекательность материального
изобилия стремительно потускнела. Чем больше богатели американцы, тем очевиднее
становилась ограниченность сугубо материального идеала. Дальше появились хиппи,
которые отказались от рекламной утопии, сочтя ее бездуховной и скучной. Теперь
понятие “качество жизни” не ограничивается простым приобретением вещей.
Изобилие вынудило рекламу создавать новый, более духовный стандарт потребления.
Необходимость продавать все больше товаров вынуждает развивать вкусы, создавать
для новых товаров подходящую среду.”
Психология рекламы с точки зрения ее
создателей.
Сталкиваясь с рекламой, потребитель
втягивается в постоянную позновательно-оценочную деятельность. Он прикидывает:
нужно - не нужно, по карману – или нет, брать – не брать? И создатели рекламы
понимают, что нужно сделать такую рекламу, которая могла бы психологически либо
убедить человека, что именно данный товар наилучшим образом удовлетворит
испытываемую потребность, либо призвать помочь потребителю осознать само
существование новой для него потребности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|