Основные цели,
преследуемые компаниями при введении программ затрат на качество, следующие:
1. Определение
масштаба проблем с качеством на языке, доступном для восприятия высшим
руководством компаний, - языке денег. В некоторых компаниях необходимость
улучшить взаимопонимание высшего и среднего уровней персонала по вопросам
качества была так остра, что стала главной целью проведения исследований в
отношении стоимостей плохого качества.
2. Выявление
основных возможностей снижения затрат. Затраты из-за плохого качества неоднородны.
Они - сумма отдельных конкретных сегментов, каждый из которых прослеживается к
какой-либо определенной причине. Эти сегменты не равны по величине, и только
некоторые из них составляют значительную долю в сумме затрат. Главный побочный
продукт оценивания затрат на плохое качество - выявление таких жизненно важных
сегментов.
3. Поиск
возможностей для уменьшения неудовлетворенности заказчика и связанной с этим
угрозы для сбыта товаров. Часть затрат из-за плохого качества - следствие
отказов продукции, имеющих место после продажи. Соответственно, эти расходы
оплачиваются изготовителем в форме гарантийных начислений, учета рекламаций и
т.д. Но независимо от того, оплачиваются ли расходы изготовителем или нет,
такие отказы увеличивают стоимость продукции для заказчика из-за простоев и
других форм нарушения работоспособности изделий. Анализ затрат изготовителя,
дополненный маркетинговым исследованием потерь заказчика из-за плохого
качества, позволяет выявить некоторые жизненно важные области высоких затрат.
Эти области, в свою очередь, ведут к идентификации проблем с качеством.
4. Расширение
бюджетных и стоимостных регуляторов. Большинство компаний задействуют
финансовые рычаги по структурным подразделениям. В результате бюджет и
стоимостные рычаги включают, например, затраты на технический контроль и
испытания, поскольку эти расходы приходятся на всеми признаваемый отдел
контроля и испытаний. Однако, финансовые регуляторы таких расходов, как расходы
из-за лома, переделки, отказов в условиях эксплуатации, не укладывающихся в
рамки конкретных отделов, в большинстве компаний отсутствуют. Поэтому одной из
целей оценивания затрат на качество становится выявление возможностей для
расширения бюджетных и стоимостных регуляторов с тем, чтобы охватить
межотдельские расходы на плохое качество.
5. Стимулирование
улучшения качества путем доведения результатов до общественности.
Надлежащим
образом спроектированное табло с баллами может служить здоровым стимулом для
соревнования (конкуренции) между отделами, заводами и отделениями. Чтобы
добиться эффективности, помимо табло, нужна структурированная программа
улучшений. Кроме того, при подсчете баллов должны учитываться присущие
различным организационным единицам трудности в проведении операций. Иначе
сравнение станет источником трений.
6. Язык денег -
это существенно. Деньги - основной язык высших уровней руководства. Высшему
руководству нужно представлять информацию, содержащую:
- общий объем
затрат на качество;
- их долю в
областях вне производства;
- главные
возможности улучшений.
Без оценок затрат
в цифрах общение с высшим руководством идет вяло и мало эффективно.
Стоимость
плохого качества
Сейчас
организации планируют затраты на качество. Разработка программы затрат, как
правило, начинается с определения статьи расходов на качество в рамках
рассмотренной выше классификации. По каждой статье предусматривается ведение
отчетности на основе анализа и контроля. Для осуществления разработанной
программы необходимы накопление банка данных и обработка их на ЭВМ;
представление сведений на все уровни управления организацией; проведение
анализа тенденций изменения расходов на качество и установление их
оптимального уровня; выявление тех звеньев производства, где необходимо
усилить контроль. Должны быть осуществлены анализ эффективности бухгалтерской
ревизии затрат на качество, разработка корректирующих мер и анализ их
эффективности, а также обязательное информирование потребителя о расходах на
качество. По данным американских экспертов, затраты на качество многих фирм
достигают 20% от суммы продаж, причем наблюдается их ежегодный рост на 5-7%.
Внедрение же эффективной системы управления качеством, работающей по принципу
предупреждения, а не обнаружения дефектов, позволяет снизить уровень затрат на
качество до 2,5%.
Наиболее важная
цифра в изучении затрат на качество - сумма расходов. Сумма может быть так
мала, что не станет предметом управленческого приоритета. Менеджеры решат, что
программа снижения таких затрат может подождать, поскольку и без того хватает
проблем более высокой приоритетности.
Однако чаще
встречается ситуация, когда менеджеры бывают ошеломлены величиной суммарных
затрат. Им и в голову не приходило, что затраты так высоки. Один запоминающийся
пример связан с изготовителем авиационных моторов. Когда суммарные затраты на
качество стали известны управляющему директору, он мгновенно собрал высшее
руководство компании, чтобы обсудить широкий план действий.
Сотрудники,
представляющие отчет руководству, должны быть готовы столкнуться со скептицизмом.
Чтобы избежать его, нужно, как уже упоминалось, заранее согласовать с
руководством категории затрат и привлечь бухгалтерию к сбору данных.
Желательно
увязывать суммарные затраты с показателями бизнеса. Итоговые затраты на качество
целесообразно увязывать с другими цифрами, которыми владеет высшее руководство
компании. Исключительное воздействие на него оказывают результаты,
представленные в виде следующих соотношений:
1. Затраты на
качество как процент от продаж. В финансовых отчетах для высшего руководства и даже
для акционеров широко используются продажи как база для сравнения. Если затраты
на качество привязаны к продажам, высшему руководству легче ухватить суть
показателей.
2. 3атраты на
качество в сравнении с прибылью. Менеджеры приходят в шок, осознав,
что затраты на качество превышают прибыль компании (которую они, собственно, и
делают). Например, изготовитель компонентов с репутацией поставщика высокого
качества отчитался о прямых издержках в связи с ломом и переделкой на сумму
7,5 млн. долл. В то время как прибыль составила 1,5 млн. долл.
3. Затраты на
качество сравниваются с величиной текущих проблем. Хотя деньги служат
универсальным языком для высшего руководства, существуют некоторые иные
способы, позволяющие вынудить руководство признать значимость затрат на
качество.
Надо сказать, что
в любой компании уживаются два универсальных языка. Внизу - язык дел и
предметов: квадратные метры производственных площадей, календарные графики
отгрузок за неделю, уровень забракования и т.п. Язык верхушки - язык денег:
продажи, прибыль, налоги, инвестиции. Среднее руководство и технические
специалисты обязаны владеть обоими языками, чтобы разговаривать с подчиненными
на языке дел, а с руководством - на языке денег.
Полезно сравнить
затраты на качество в основных категориях. Во многих
компаниях оценочные затраты закладываются в бюджет и, следовательно, служат
предметом для обсуждения. Однако анализ типовых затрат на качество покажет, что
заранее предусмотренные издержки в связи с отказами в несколько раз
превосходят оценочные расходы. Это вызывает удивление у руководителей и
заставляет их пересматривать свои приоритеты.
Аналогичным
образом руководители открыли для себя, что затраты на предупреждение ничтожно
малы по сравнению с суммарными затратами, и инстинктивной реакцией
руководителей стал тщательный поиск возможностей увеличения затрат на
предупреждение. Взаимосвязь между издержками из-за внешних отказов также имеет
значение. Первые обычно указывают на необходимость совершенствования
производства и самого производства, вторые - на необходимость улучшения
процесса проектирования продукции и технологического обслуживания в условиях
эксплуатации.
Оптимальное качество
продукции
Основой выявления
затрат является анализ производственной деятельности. Результаты анализа затрат
надо постараться представить в такой форме, чтобы руководитель задал
вопрос: «Какие же шаги надо предпринять, чтобы снизить затраты из-за плохого
качества?»
Контроль качества
во многих компаниях следует шаблону - раз дефекты учащаются, надо ужесточать
контроль. Такой подход недостаточен, поскольку он обычно не устраняет причины
дефектов. Чтобы добиться значительного и стойкого снижения затрат, нужно
задействовать структурированный процесс для борьбы с главными источниками
потерь - издержками из-за отказов. Это требует неустанной работы на основе от
проекта к проекту. Сами проекты, в свою очередь, нуждаются в ресурсах различных
типов.
Чтобы запустить
процесс и получить нужные ресурсы, их следует обосновать ожидаемыми выгодами.
Для обоснования годятся разные аргументы. Например, можно:
1. Показать, что
затраты достаточно велики, так что они оправдывают действия.
2. Привести
успешный пример улучшения качества в компании и, опираясь на него, обосновать
необходимость в более широкой программе.
3. Высветить
шансы, даваемые снижением затрат вместе с идентификацией проектов улучшений.
Типичная цель структурированной программы улучшения качества – сократить
затраты из-за плохого качества вполовину за пять лет. Важный инструмент в
идентификации проектов - анализ Парето, позволяющий отделить несколько
жизненно важных элементов на качество от многих полезных.
4. Сравнить
возврат на инвестиции в связи со снижением издержек из-за плохого качества с
возвратом на инвестиции от увеличения продаж.
5. Подсчитать
увеличение возвратов на инвестиции вследствие улучшения качества.
6. Показать
влияние улучшения качества на доходы от продаж. Хотя может оказаться, что рост
доходов от продаж оценить трудно, этот неосязаемый фактор способен помочь
обосновать программу улучшения качества.
Качество изделий
не может быть очень низким, так как в этом случае такие изделия не будут
удовлетворять потребности потребителей и будут ими отвергаться, особенно когда
у потребителя есть возможность выбора. С другой стороны, качество изделий не
может быть и слишком высоким, так как достижение очень высокого качества
потребует больших затрат. Соответственно цена изделий будет очень высокой, и
такие изделия будут просто недоступны массовому потребителю.
Следовательно,
при решении проблемы, какой уровень качества продукции необходимо обеспечивать
в процессе ее массового производства? - должны быть четко сформулированы
критерии достижения оптимального качества.
Для решения этой
проблемы имеется несколько подходов, однако, во всех случаях критерии оптимального
качества имеют экономическую основу.
Если изделие
соответствует назначению, полностью выполняет функциональные предназначения, то
нет никакой необходимости изготовлять ее более точно, использовать другие,
дорогие материалы.
Рассмотрим
простой пример: деталь полностью выполняет свои функции при изготовлении ее
размеров с допуском ±0,05 мм. Можно изготовить размеры с точностью ±0,01мм и
даже ±0,001 мм, что будет значительно дороже, уровень качества будет более
высоким, но полезность детали, ее функциональное назначение практически не
изменится.
Следует отметить,
что уровень оптимального качества с течением времени изменяется в сторону его
увеличения. Это объясняется двумя обстоятельствами:
1) потребители с
течением времени предъявляют все более высокие требования к качеству. Следовательно,
цена, приписываемая конкретному изделию, непрерывно уменьшается;
2)
совершенствование технологии, конструкции изделия, улучшение организации
производства позволяет производителю снижать затраты, производить продукцию
более высокого качества не увеличивая затрат.
Контроль производственного
процесса
Чтобы добиться
увеличения спроса на свою продукцию, благодаря повышению качества необходимо
для производства такой продукции обратиться к стандарту по обеспечению
качества. Практически во всех стандартах по обеспечению качества уделяется
внимание контролю производственного процесса. Так в стандарте ИСО 9001:94
установлено, что поставщики (изготовители) должны планировать производство и
подтверждать, что они проводятся в контролируемых условиях.
К наиболее важным
с точки зрения обеспечения качества работам в области производственного
контроля можно отнести:
• рассмотрение
контракта;
• контроль
подготовки документов;
• контроль проверочного, измерительного и
испытательного оборудования
• контроль закупаемых материалов;
• контроль
технологического процесса;
• контроль
готовой продукции;
• статус
контроля;
• идентификация и
прослеживаемость;
• обращение и
хранение;
• специальные
процессы;
• сохранность,
упаковка и отгрузка;
• изделия не
соответствующие ТУ;
• записи,
регистрируемые данные;
• аудит и
контролирующие действия.
Рассмотрение
контракта. Рассмотрение требований заказчика и составление плана выполнения
контракта проводится специально оформленной бригадой до начала основной работы.
Рассматриваются:
- масштаб и характер работ;
-сертификации, ТУ и стандарты.
Подтверждается, что применяются подходящие материалы и в нужных количествах.
Если материалы заказываются, оценивается источник поставок;
-требования к контролю и
испытаниям. Когда в условиях производства имеются стандартные методы работ по
контролю продукции, эта работа оформляется в документ, обычно известный как
план контроля и испытаний, который представляет собой стандартный документ,
определяющий требования по контролю и испытания изделий. Однако, зачастую
заказчик может устанавливать дополнительные требования по контролю и
испытаниям, более широкие и превышающие требования стандартного документа,
например, в отношении безопасности продукции. Они должны быть отражены в плане,
с целью обеспечить объективное свидетельство того, что производственный процесс
выполняется в соответствии с предъявляемыми требованиями. Ответственность за
«корректность» производственных работ возлагается на исполнителей этих работ, и
исполнители должны быть самоконтролёрами. Самоконтролер – первое звено в цепи
обеспечения качества. План контроля и испытаний должен содержать, как минимум,
базовую информацию: точки контроля и испытаний (этапы процесса производства, на
которых проводится контроль и испытания); требования по контролю; точки
обязательной приостановки производства, установление заказчиком или
регулирующим органом; схем выборки, если требуется; применяемые стандарты. По
каждой контрольной точке указываются: используемое контрольно-измерительное
оборудование, критерии квалификации и опытности контролёров, критерии приёмки и
забракования изделий, а также оговариваются подробности взаимодействия с
заказчиком, если оно предусмотрено. Во многих производствах, особенно в
опасных, выполнение некоторых обязательных требований к технологическим
процессам и изделиям должно поддерживаться третьей стороной – сертифицирующим
или регулирующим. Тогда в технологической цепочке устанавливаются точки
обязательной приостановки производственного процесса до тех пор, пока третья
сторона не подтвердит приемлемость процесса или изделия и не выпустит
определённой формы инструкцию, разрешающую продолжать процесс. Точки
обязательной приостановки определяются совместно с третьей стороной, весь
ответственный персонал должен быть осведомлён о проблемах, которые могут
возникнуть. А в плане контроля и испытаний точки обязательной приостановки
обычно ярко выделяются (бросаются в глаза). Все применяемые при контроле и
испытаниях стандарты и процедуры указываются в плане. План контроля и
испытаний – официальный документ, и он должен идентифицироваться и
контролироваться. Все этапы контроля должны строго документироваться.
Контроль
подготовки документов. Документация охватывает:
• план контроля и
испытаний;
• процедуры
испытаний;
• процедуры
специальных процессов;
• рабочие
инструкции;
• сертификация
производства;
•
производственные процессы;
• процедуры
контроля.
Во всех случаях
методы подготовки, идентификации и утверждения документов, методы внесения
изменений и утверждения изменений документов, методы изъятия и отмены
устаревших документов должны быть формализованы и контролироваться.
Контроль
проверочного, измерительного и испытательного оборудования. Использующееся в процессе
производства оборудование нуждается в регулярной наладке и проверке с целью
подтвердить его точность и соответствие назначению. Целесообразно ввести
систему, с помощью которой можно выявить оборудование, подлежащее проверке или
наладке, и составить график обслуживания. Он должен содержать следующую
информацию:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|