Отдельными государственными органами
(в частности, Палатой представителей) в целях повышения качества вносимых в
Палату представителей законопроектов предлагается законодательно установить
обязанность субъектов права законодательной инициативы перед внесением
законопроектов в Палату представителей направлять все проекты законов (их
концепции) на согласование в Администрацию Президента Республики Беларусь.
Однако данное предложение не соответствует задачам и функциям Администрации
Президента Республики Беларусь, осуществляющей правовое обеспечение исключительно
деятельности Главы государства.
В настоящее время Администрацией
Президента Республики Беларусь предварительно (до внесения в Палату
представителей) рассматриваются только законопроекты, представляемые в
установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь (например,
для внесения Главой государства законопроекта в Палату представителей, для дачи
Главой государства другим субъектам права законодательной инициативы согласия
на внесение законопроекта в Палату представителей, если следствием его принятия
может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение
расходов).
Исправлять же в Администрации
Президента Республики Беларусь ошибки нормотворческих органов, подготавливающих
некачественные законопроекты для внесения в Палату представителей (и тем самым
попустительствовать низкому качеству работы этих органов), невозможно также и в
силу отсутствия у нее необходимой штатной численности юристов (штат главного
государственно-правового управления Администрации – 15 человек, что в
пять раз меньше численности НЦЗД и почти в десять раз – численности Минюста). В
этой связи должна быть усовершенствована работа государственных органов,
являющихся основными разработчиками законопроектов, в первую очередь, в сфере
повышения их компетенции и осведомленности по вопросам социально-экономического
и политического курса, проводимого Главой государства.
В то же время наиболее важные проекты законодательных
актов, разрабатываемые Правительством по поручению Главы государства, до их
внесения в установленном порядке Президенту Республики Беларусь подлежат
рассмотрению и согласованию Администрацией Президента Республики Беларусь в
порядке, определенном Положением о порядке взаимодействия Администрации
Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь при
подготовке проектов правовых актов (утверждено Указом Президента Республики
Беларусь от 14 декабря 1999 г. № 724 [17]). Этим Положением также определено, что для разработки
концепций проектов правовых актов Главы государства, направленных на
урегулирование наиболее важных общественных отношений, и других правовых актов,
подготовка которых осуществляется по поручению Главы государства,
Правительством могут приглашаться представители Администрации Президента
Республики Беларусь. Кроме того, установлено, что в целях обеспечения
единообразия в применении правовых норм, согласования методических подходов,
используемых при подготовке проектов правовых актов, структурные подразделения
Администрации Президента Республики Беларусь и Аппарата Правительства проводят
совместные заседания (совещания), взаимные консультации, готовят единые для
данных подразделений методические указания по подготовке проектов правовых
актов. Такой режим работы также характерен и для взаимодействия Администрации
Президента Республики Беларусь с другими государственными органами,
непосредственно подчиненными Президенту Республики Беларусь, в частности,
Государственным секретариатом Совета Безопасности, Управлением делами
Президента Республики Беларусь.
Проекты правовых актов, внесенные
Президенту Республики Беларусь, рассматриваются соответствующими отраслевыми
структурными подразделениями Администрации Президента Республики Беларусь, в
необходимых случаях ими дорабатываются, а затем представляются на обязательную
юридическую экспертизу в главное государственно-правовое управление
Администрации Президента Республики Беларусь, за исключением проектов правовых
актов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты. Без
заключения названного главного управления данные проекты не подлежат докладу
Президенту Республики Беларусь.
При этом главным государственно-правовым управлением
Администрации Президента Республики Беларусь рассматриваются копии проектов
законов, внесенных субъектами права законодательной инициативы в Палату
представителей, и все законопроекты, окончательно подготовленные для
рассмотрения Палатой представителей в первом и во втором чтениях. Таким
образом, каждый законопроект перед его подписанием Главой государства
рассматривается этим главным управлением, как минимум, четырежды (максимум – до
десяти раз).
В соответствии с Положением о главном
государственно-правовом управлении Администрации Президента Республики
Беларусь, утвержденным распоряжением Главы Администрации Президента Республики
Беларусь от 27 февраля 2002 г. № 22ра [38], основными его задачами являются реализация государственной
политики в области права, правовое обеспечение деятельности Главы государства,
Администрации Президента Республики Беларусь, участие в реализации Президентом
Республики Беларусь права законодательной инициативы, осуществление юридической
экспертизы проектов правовых актов, вносимых на рассмотрение Главы государства,
руководства Администрации Президента Республики Беларусь, координация
деятельности государственных органов (организаций) по подготовке проектов
правовых актов, включая их планирование, разработку, согласование,
представление в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики
Беларусь и Национального собрания.
Главное государственно-правовое управление
Администрации Президента Республики Беларусь состоит из управления
государственного и международного права и управления гражданского и социального
права. Начальнику главного управления предоставлено право получать от
государственных органов (организаций) информацию и материалы, необходимые для
подготовки вопросов, рассматриваемых Президентом Республики Беларусь,
привлекать работников государственных органов (организаций) к подготовке
вопросов, подлежащих рассмотрению Главой государства, возвращать документы,
поступившие в главное управление в нарушение установленного порядка.
Также следует отметить, что несмотря
на то, что Положением о порядке рассмотрения Президентом Республики Беларусь
проектов правовых актов [13] установлено,
что данные проекты представляются Главе государства через Администрацию
Президента Республики Беларусь, на практике представление Главе государства
проектов правовых актов по вопросам национальной безопасности и обороны
осуществляется Государственным секретариатом Совета Безопасности, а по вопросам
финансового, материально-технического, иного обеспечения деятельности Главы
государства и государственных органов, другим вопросам, отнесенным к
компетенции Управления делами Президента Республики Беларусь, – Управлением
делами Президента Республики Беларусь. В то же время законодательно
деятельность Государственного секретариата Совета Безопасности и Управления
делами Президента Республики Беларусь по подготовке проектов правовых актов на
доклад Главе государства не регламентирована, в связи с чем этими
государственными органами применяются по аналогии закона соответствующие нормы
вышеуказанного Положения, регламентирующие деятельность Администрации
Президента Республики Беларусь при внесении проектов правовых актов на рассмотрение
Главы государства.
В целях обеспечения наиболее тесного
и продуктивного взаимодействия Президента Республики Беларусь с палатами
Национального собрания Указом Президента Республики Беларусь от 11 февраля
2005 г. № 65 [22] в
структуре Администрации Президента Республики Беларусь впервые введена
должность помощника Президента Республики Беларусь – полномочного представителя
Президента Республики Беларусь в Национальном собрании. Основными задачами и
функциями названного помощника Президента Республики Беларусь определены:
информирование Президента Республики
Беларусь о деятельности палат Национального собрания, обеспечение
взаимодействия Президента Республики Беларусь с Палатой представителей и
Советом Республики, представление Президенту Республики Беларусь предложений о
совершенствовании порядка данного взаимодействия;
разъяснение позиции Президента
Республики Беларусь по вопросам, рассматриваемым палатами Национального
собрания, в том числе по правовой политике, проектам законов и временным декретам
Президента Республики Беларусь;
содействие организации встреч и
расширению контактов Президента Республики Беларусь с руководством палат
Национального собрания, депутатами Палаты представителей, членами Совета
Республики;
принятие участия в подготовке проекта
ежегодного послания Президента Республики Беларусь Парламенту, материалов
выступлений Президента Республики Беларусь в палатах Национального собрания;
выполнение отдельных поручений
Президента Республики Беларусь, связанных с деятельностью палат Национального
собрания.
Для осуществления своей деятельности
помощник Президента Республики Беларусь – полномочный представитель Президента
Республики Беларусь в Национальном собрании имеет право присутствовать и
выступать на заседаниях, в том числе закрытых, палат Национального собрания и
их органов, согласительных комиссий, на парламентских слушаниях, запрашивать и
в установленном порядке получать в палатах Национального собрания, иных
государственных органах (организациях) необходимые материалы и информацию.
Значительная роль в повышении качества нормотворческой
деятельности и правовой информатизации в Республике Беларусь отведена двум
национальным центрам – НЦЗД и НЦПИ.
НЦЗД является центральным
государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов законодательных
актов в Республике Беларусь, ранее был образован на базе Белорусского института
государственного строительства и законодательства в соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь от 28 июля 1997 г. № 407 [12]. Общее руководство НЦЗД осуществляется
Администрацией Президента Республики Беларусь (в лице заместителя Главы
Администрации Президента Республики Беларусь, курирующего вопросы в области
права, и главного государственно-правового управления). Создание такого
профильного учреждения при Президенте Республики Беларусь обусловлено
необходимостью проведения независимых правовых исследований проектов актов, не
отягощенных какими-либо сугубо ведомственными проблемами и интересами.
Структура и штатная численность НЦЗД
утверждаются Президентом Республики Беларусь. Директор НЦЗД назначается и
освобождается от должности Президентом Республики Беларусь и имеет четырех
заместителей, в том числе одного первого. В структуру НЦЗД, состоящего из 75
человек, также входят управление делами и 6 отделений, осуществляющих
деятельность на правах управлений: отделения государственного законодательства;
гражданского и экономического законодательства; законодательства по вопросам
национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов; социального
законодательства; международного права; систематизации законодательства.
Работники НЦЗД являются государственными служащими и по условиям оплаты труда,
материальному и социальному обеспечению приравниваются к соответствующим
категориям работников Администрации Президента Республики Беларусь.
Важнейшей
функцией, возложенной на НЦЗД, является подготовка государственных программ и
ежегодных планов подготовки законопроектов и осуществление контроля за их
реализацией. В частности, НЦЗД при разработке плана подготовки законопроектов
на 2006 г. было обобщено и проанализировано свыше 140 предложений
государственных органов (организаций) с учетом необходимости и степени полноты
правового регулирования соответствующих общественных отношений, обоснованности
их правового регулирования на уровне закона [43].
В результате этой работы в 2006 г. предусмотрена подготовка 40 и внесение
в Палату представителей 33 проектов законов, 4 концепций законопроектов,
направленных на урегулирование актуальных вопросов в социальной сфере (в
области охраны труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения, охраны
материнства и детства), предпринимательской, хозяйственной (экономической)
деятельности, финансово-кредитной системе, образовании, информации и охране
окружающей среды.
Одно из основных направлений деятельности НЦЗД –
подготовка заключений по законопроектам, рассматриваемым Палатой
представителей, и непосредственная разработка проектов законов, а по поручению
Президента Республики Беларусь и его Администрации – также подготовка и участие
в разработке других проектов правовых актов. В 2005 г. НЦЗД проведена
обязательная юридическая экспертиза 378 проектов нормативных правовых актов,
при этом высказано свыше двух тысяч замечаний и предложений по их корректировке
в целях приведения в соответствие с Конституцией Республики Беларусь и другими
актами законодательства. НЦЗД в 2005 г. подготовлено 10 законопроектов, 1
концепция законопроекта, 30 иных нормативных правовых актов.
НЦЗД на постоянной основе проводятся
аналитические и научные исследования в области обеспечения законотворческой
деятельности, осуществляется работа по прогнозированию эффективности применения
актов законодательства. Так, в 2005 г.
НЦЗД проведено 150 таких исследований, по результатам которых внесено предложение о разработке в 2006 г. 10
законопроектов. Для совершенствования деятельности в данном направлении
НЦЗД в настоящее время подготавливаются Методические правила проведения
научно-аналитических исследований отраслей законодательства.
Во исполнение поручения Администрации Президента
Республики Беларусь по эффективному изучению правоприменительной практики,
внедрению в нормотворческий процесс перспективных форм и методов
прогнозирования последствий принятия проектов правовых актов НЦЗД проводится
изучение практики применения как одного либо нескольких нормативных правовых
актов, регулирующих определенную область общественных отношений, так и целых
отраслей законодательства. Всестороннему анализу со стороны НЦЗД, кроме
принятых актов законодательства, подвергаются обзоры практики применения
законодательства, подготовленные государственными органами, положения посланий
Президента Республики Беларусь Национальному собранию, стенограммы пленарных
заседаний палат Национального собрания, решения Конституционного Суда, материалы
научно-практических семинаров, конференций, совещаний, проводимых по проблемным
вопросам правоприменения, научные публикации, предложения граждан, в том числе опубликованные в средствах массовой информации,
результаты социологических исследований, обзоры статистических данных и
иные материалы о практике применения законодательства.
Значимая функция НЦЗД – осуществление
методического руководства подготовкой проектов правовых актов в Республике
Беларусь. В данных целях этим государственным учреждением проводится
систематическое изучение нормотворческой деятельности государственных органов.
В частности, в 2005 г. НЦЗД проведен анализ более 450 нормативных правовых
актов, принятых 41 республиканским органом государственного управления и
областными (Минским городским) исполнительными комитетами, результаты которого доведены до сведения соответствующих
государственных органов и использованы при подготовке НЦЗД подробного
комментария к Правилам подготовки проектов и обновлении базы данных НЦЗД
”Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов
Республики Беларусь“.
Всесторонняя работа по
методическому обеспечению нормотворческой деятельности осуществляется НЦЗД в
ходе постоянно проводимых научно-практических семинаров и конференций, тематических
занятий с работниками юридических служб, в рамках системы прохождения в НЦЗД
стажировок работниками государственных органов, постоянного устного
консультирования специалистами НЦЗД представителей государственных органов
(организаций). В целях совершенствования работы в этом направлении НЦЗД в
2006 г. планируется внедрить в деятельность нормотворческих органов
Методические рекомендации по прогнозированию последствий принятия нормативных
правовых актов и единые формы-обоснования к проектам законодательных актов, а
также подготовить Методические рекомендации по изучению правоприменительной
практики при подготовке проектов нормативных правовых актов.
Немалая роль НЦЗД проявляется и в
реализации принятых нормативных правовых актов путем разъяснения их содержания
в средствах массовой информации, подготовки практических пособий, научных
комментариев, проведения просветительной и разъяснительной работы по отдельным
аспектам применения законодательных актов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|