Несмотря
на отсутствие законодательного закрепления в республике проводится третий вид
обязательной экспертизы проектов нормативных правовых актов – лингвистическая
(филологическая), предметом которой является проверка соблюдения в проектах
нормативных правовых актов установленных правил орфографии, лексики,
морфологии, пунктуации и стилистического изложения. Данная экспертиза позволяет
дополнительно выявить избыточные и алогичные термины и конструкции, случаи
неточного употребления терминов, смещения смысловых границ, использования
усеченных и недостаточных речевых структур, разнобоя в употреблении падежных
форм и чисел. Также при проведении этой экспертизы в проект вносятся поправки
корректорской направленности.
В
качестве субъектов обязательной лингвистической экспертизы можно выделить:
проектов законов, подготовленных в Палате
представителей для принятия в первом и втором чтениях, проектов постановлений
Палаты представителей – редакционное управление Секретариата Палаты
представителей;
проектов законов, подготовленных для одобрения Советом
Республики Национального собрания (далее – Совет Республики), проектов
постановлений Совета Республики – редакционный отдел Секретариата Совета
Республики;
проектов декретов, указов и распоряжений Президента
Республики Беларусь, распоряжений Главы Администрации Президента Республики
Беларусь – редакционно-издательский отдел канцелярии Президента Республики
Беларусь (кроме проектов, подготавливаемых на доклад Главе государства
Государственным секретариатом Совета Безопасности, по которым данная экспертиза
проводится редакционным сектором организационно-правового отдела
Государственного секретариата Совета Безопасности);
проектов постановлений Совета Министров Республики
Беларусь, распоряжений Премьер-министра, проектов других правовых актов,
вносимых Правительством Президенту Республики Беларусь и в Палату
представителей, – редакционный сектор протокольно-издательского отдела управления
делопроизводства канцелярии Правительства Республики Беларусь.
При этом полностью неохваченными проведением
лингвистической экспертизы остаются проекты нормативных правовых актов других
государственных органов, в частности, высших судебных органов, республиканских
органов государственного управления, подчиненных Правительству, Национального
банка, местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов. В
этой связи вопрос проведения в республике лингвистической экспертизы проектов
должен быть комплексно урегулирован на уровне законодательного акта.
Также в настоящее время является актуальным проведение более тщательной
лингвистической экспертизы проектов международных договоров на стадии их
подготовки к подписанию с целью недопущения грамматических и стилистических
ошибок в текстах уже подписанных Республикой Беларусь международных договоров.
Некоторыми учеными высказываются предложения о
необходимости отдельного введения в республике проведения обязательной
логической (системной) экспертизы проектов нормативных правовых актов. По моему
мнению, введение этой экспертизы нецелесообразно, поскольку она в полном объеме
должна проводиться в рамках обязательной юридической экспертизы проектов (что
прямо вытекает из предписаний главы 5 Правил подготовки проектов [21]), и ее внедрение нарушит
установившуюся сбалансированную систему экспертных оценок проектов и приведет к
неоправданному бумаготворчеству. Вместе с тем, при проведении специалистами
нормотворческих органов юридической экспертизы должно уделяться более
повышенное, усиленное внимание логичности структуры, построения и изложения
всех положений проекта правового акта.
В соответствии со статьей 49 Закона о НПА [7] предусмотрена возможность проведения по
решению нормотворческих органов иных факультативных экспертиз проектов
нормативных правовых актов (научной, финансово-экономической,
экологической, социологической, психологической, гендерной,
исторической). Однако данное право субъектами нормотворчества используется
далеко не в достаточной мере. Не достаточно инициативны нормотворческие органы
при привлечении представителей научных учреждений, которые могут дать
независимую оценку подготавливаемых проектов актов с использованием современных
достижений науки в соответствующих сферах общественных отношений.
На стадии внесения проекта нормативного правового акта
в нормотворческий орган формируется необходимый пакет документов к проекту
(обоснование необходимости принятия нормативного правового акта, включая
финансово-экономическое обоснование, документы о согласовании (визировании)
проекта, экспертные заключения по проекту, список лиц, подготовивших проект
нормативного правового акта, и др.).
Ввиду
отсутствия в настоящее время четких требований к составлению обоснований
необходимости принятия нормативных правовых актов данные обоснования, как
правило, готовятся без применения какой-либо методологии и углубленного
прогнозирования последствий принятия правовых актов. Зачастую основное
содержание этих обоснований состоит из простого изложения предписаний
подготовленного проекта без указания информации об обоснованности выбора вида
акта, механизме практической реализации его положений, расчете
финансово-экономических затрат, анализе общественной потребности, международном
опыте регламентации аналогичных отношений. Как следствие, отсутствие
надлежащего прогноза изменений, связанных с принятием нормативного правового
акта, может привести к невозможности достижения тех результатов, к которым
стремились разработчики проекта.
По итогам рассмотрения внесенного в установленном
порядке проекта нормативного правового акта нормотворческий орган может его
одобрить и принять нормативный правовой акт, отклонить проект с указанием
мотивов и причин, отложить его принятие на определенный срок либо возвратить
проект на доработку с указанием замечаний и предложений.
В соответствии с Законом о НПА [7] после принятия нормативных правовых актов должна быть
осуществлена надлежащая организация их реализации – разъяснение положений актов
уполномоченными государственными органами (должностными лицами), издание
комментариев, практических пособий, финансовое, материально-техническое,
правовое и организационно-техническое обеспечение реализации актов, обеспечение
соблюдения сроков реализации актов.
Контроль и проверка реализации нормативных правовых
актов осуществляются нормотворческими органами и уполномоченными ими иными
органами (лицами), а контроль за конституционностью нормативных правовых актов
– Конституционным Судом. При этом надзор за точным и единообразным исполнением
нормативных правовых актов осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему
прокуроры, государственный контроль за исполнением нормативных правовых актов,
регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые
и налоговые отношения, – Комитет государственного контроля.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СУБЪЕКТОВ НОРМОТВОРЧЕСТВА
2.1. Роль
Главы государства и Администрации Президента Республики Беларусь в
нормотворческом процессе. Основная деятельность НЦЗД И НЦПИ
Президент Республики Беларусь является основным
субъектом, осуществляющим государственную
координацию нормотворческой деятельности.
Более
чем десятилетний опыт существования в нашей стране института президентства
подтвердил правильность конституционных преобразований в республике. Именно
Президент стал той консолидирующей силой, которая смогла сплотить
государственные структуры, народ в целом для обеспечения сохранения
гражданского мира и национального согласия.
Благодаря тому, что народ
Беларуси наделил Президента полномочиями Главы государства, страна в достаточно
короткое время вырвалась из конституционного кризиса и экономического застоя.
Сегодняшние успехи обусловлены тем, что руководство преобразованиями
осуществлялось из одного координирующего центра и при наличии единого
политического и социально-экономического курса развития страны. Хаотичное и
сумбурное принятие нормативных правовых актов в первые годы независимости
белорусского государства сменилось целенаправленной и последовательной работой
по созданию национального законодательства, концептуально отвечающего целям
государственного управления на современном этапе развития нашей республики.
Президент Республики Беларусь, конституционно
являющийся высшим должностным лицом и олицетворяющий единство народа, как никто
другой, понимает и остро чувствует проблемы, возникающие в законотворческом
процессе, и одним из основных средств и методов решения таких проблем считает
активный и конструктивный диалог между всеми ветвями власти и государственными
органами.
Главой государства принят целый ряд значимых мер по
совершенствованию организационного механизма подготовки и принятия нормативных
правовых актов в республике. К ним относится создание оптимальной системы
координации нормотворческой деятельности, образование национальных центров в
сфере нормотворчества и правовой информации, принятие стратегической концепции
совершенствования законодательства, формирование Свода законов, издание
законодательных актов, предусматривающих комплекс мер по упорядочению
подготовки проектов правовых актов и взаимодействия нормотворческих органов,
внедрение новых информационных технологий в сфере нормотворчества.
В соответствии с Конституцией [1], Законом Республики Беларусь
”О Президенте Республики Беларусь“ [4]
Президент на основе и в точном соответствии с Конституцией Республики Беларусь
издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей
территории Республики Беларусь. Декреты и указы Президента, если полномочия на
их издание не были предоставлены законом, имеют верховенство над актами иных
государственных органов и должностных лиц.
Согласно Конституции [1] декреты являются нормативными правовыми
актами, имеющими силу закона, издаваемыми на основании делегированных
Парламентом Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий либо в
случаях особой необходимости для регулирования наиболее важных общественных
отношений (временные декреты). В Республике Беларусь принята практика издания
Главой государства только временных декретов, с помощью которых решено
значительное количество проблем в сфере развития национальной экономики,
социальной политики государства и реализации конституционных прав и свобод
граждан. Причем количество издаваемых временных декретов в последнее время из
года в год сокращается, поскольку задача оперативного и внепланового пересмотра
концептуальных законодательных актов в переходный период уже выполнена.
Издаваемые сейчас Главой государства декреты преимущественно имеют поправочный
характер, а ранее изданные декреты признаются утратившими силу после их
реализации в новых законах.
Указы являются основными
издаваемыми Президентом Республики Беларусь правовыми (нормативными и
ненормативными) актами и направлены на реализацию Конституции и законов
Республики Беларусь в интересах государства и белорусского народа. Указы
издаются в целях реализации полномочий Главы государства по вопросам
обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод граждан, реализации
основных направлений внутренней и внешней политики, национальной безопасности,
образования государственных органов, определения статуса и назначения высших и
иных должностных лиц, установления государственных праздников, награждения
государственными наградами, приема в гражданство, помилования осужденных,
отмены актов Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов и
др.
Правовые последствия,
аналогичные последствиям, возникающим при издании указов, наступают и при
издании Главой государства директив, к которым, в частности, относятся
Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 ”О
мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины“ [25] и директивы Главнокомандующего
Вооруженными Силами Республики Беларусь.
Распоряжения Президента Республики
Беларусь издаются с целью осуществления конкретных (разовых) организационных,
распорядительных и контрольных мероприятий, требующих принятия решения
Президентом Республики Беларусь и, как правило, не являются нормативными. Кроме
того, перечни поручений Президента Республики Беларусь, данные на мероприятиях
с участием Главы государства (рабочие поездки, послания, заседания, совещания),
оформляются в виде специальных протоколов поручений, подписываемых Президентом
Республики Беларусь после проведения соответствующих мероприятий и проработки
проектов протоколов заинтересованными государственными органами и
подразделениями.
Для надлежащего обеспечения
реализации задач и функций Главы государства, в том числе нормотворческих,
функционирует аппарат Президента Республики Беларусь, основное место в котором
занимает Администрация Президента Республики Беларусь.
В соответствии с Положением об
Администрации Президента Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента
Республики Беларусь от 23 января 1997 г. № 97 [10], Администрация Президента Республики Беларусь является
самостоятельным органом государственного управления (в отличие от Аппарата
Правительства). Наряду с выполнением других основных функций на Администрацию
Президента Республики Беларусь возложены осуществление координации деятельности
всех государственных органов (организаций) по подготовке проектов правовых
актов, организация экспертизы проектов актов законодательства, вносимых на
рассмотрение Президента Республики Беларусь, обеспечение взаимодействия Главы
государства с органами законодательной, исполнительной и судебной власти,
местного самоуправления.
Основная цель деятельности
Администрации Президента Республики Беларусь – полноценное и последовательное
обеспечение проведения политики Главы государства в правовой сфере, в том числе
законотворческом процессе. Но это не означает, что Администрация Президента
Республики Беларусь подменяет Президента Республики Беларусь. Администрация –
всего лишь часть команды Главы государства, проводник его воли, бескомпромиссно
стоящий на защите осуществляемой им политики. Для этого Администрации
Президента Республики Беларусь совершенно не нужно превращаться в орган,
раздающий ценные и незаменимые указания другим государственным структурам, а
тем более работать за другие государственные органы. Ее основная цель – будучи
экспертным органом, оптимально оценивать и направлять работу государственных
органов, в том числе в области права, таким образом, чтобы их деятельность не
была заформализована и оторвана от реальных потребностей общества, а отвечала
бы исключительно национальным интересам и проводимому Главой государства
программному курсу.
Согласно пункту 5 Положения о порядке рассмотрения
Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов [13] проекты декретов, указов и распоряжений Президента
Республики Беларусь, законов, иных правовых актов представляются Главе
государства палатами Парламента, высшими судами, Правительством,
Государственным секретариатом Совета Безопасности, Управлением делами
Президента Республики Беларусь, Комитетом государственного контроля,
Национальным банком и иными государственными органами, непосредственно
подотчетными Президенту Республики Беларусь, через Администрацию Президента
Республики Беларусь, если иное не установлено Главой государства.
Администрация Президента Республики Беларусь вносит на
рассмотрение Президента Республики Беларусь как проекты правовых актов,
представленные уполномоченными государственными органами (организациями), так и
проекты, непосредственно подготовленные в Администрации Президента Республики
Беларусь. При этом в настоящее время в Администрации Президента Республики
Беларусь избран стиль работы со всеми проектами правовых актов, выражающийся в
комплексном и всестороннем подходе в совершенствовании тех или иных
общественных отношений, не ограничиваясь ведомственными интересами и
легкореализуемыми инициативами, что требует в максимальной степени гибкости
мышления, творческого и неформального подхода, проектирования альтернативных
вариантов разрешения проблемных вопросов.
Ответственность за качество проектов правовых актов,
вносимых на рассмотрение Президента Республики Беларусь, их согласование со
всеми заинтересованными органами, достоверность информации о таком
согласовании, иных документов, прилагаемых к проектам, несут руководители
государственных органов, которые вносят проекты, и, естественно, Администрация
Президента Республики Беларусь, поскольку она является ”конечным“ звеном
нормотворческого процесса перед внесением проектов на рассмотрение Главы
государства. Поэтому для внесения Главе государства качественно и всесторонне
подготовленных проектов Администрация Президента Республики Беларусь наделена
правом как сама активно дорабатывать проекты, так и возвращать их
соответствующим государственным органам (организациям) для доработки и
повторного внесения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|