Если в воскресенье проводятся соревнования, накануне тренировка
облегчается или проводится только разминка.
Соревновательный период начинается в мае - июне и продолжается до
сентября, а для сильнейших бегунов до октября включительно. Главная задача в
мае-июне - синтез качеств, приобретенных в подготовительном периоде,
закрепление спортивной формы, достижение высокого уровня тренированности, в
последующие месяцы - оттачивание спортивной формы и достижение максимально
высоких спортивных показателей. Основные средства - интервальный бег (повторный
и переменный) в различных сочетаниях на дорожке и местности со скоростью, нужной
для достижения запланированных результатов. Объем тренировочной работы у
большинства бегунов продолжает снижаться и составляет 60-70% максимального
объема, достигнутого ранее. Количество тренировочных занятий (включая
дополнительные), уменьшается на одно-два.
Таблица 5. Длина, число и скорость пробежек
в апреле.
Длина
отрезков
|
Юноши
15 – 16 лет
|
Юноши
17 – 18 лет
|
Юниоры
и взрослые
|
Число повторений
|
скорость
|
Число повторений
|
скорость
|
Число повторений
|
скорость
|
100 м
|
До 15
|
16,0
|
До 20
|
15,5
|
До 24
|
15,0
|
200 м
|
« 8
|
32,0
|
« 10
|
31,0-32,0
|
« 12
|
30,0-31,0
|
300 м
|
« 5-8
|
48,0
|
« 6-7
|
48,0
|
« 8
|
47,0-48,0
|
400 м
|
« 4
|
64,0
|
« 5
|
64,0
|
« 6
|
63,0-64,0
|
600 м
|
« 2
|
1.36,0-1.40,0
|
« 3
|
1.36,0-1.40,0
|
« 4
|
1.36,0-1.40,0
|
800 м
|
« 1
|
2.12,0-2.15,0
|
« 2
|
2.12,0-2.15,0
|
« 3
|
2.15,0-2.20,0
|
1000 м
|
« 1
|
2.55,0-3.00,0
|
« 2
|
2.55,0-3.05,0
|
« 2
|
2.50,0-3.00,3
|
1500 м
|
-
|
-
|
1
|
4.30,0
|
1
|
4.25,0
|
2000 м
|
-
|
-
|
1
|
6.10,0-6.20,0
|
1
|
6.05,0-6.15,0
|
В мае большая часть занятий проводится на дорожке стадиона или
местности, позволяющей точно контролировать скорость бега. В последующие месяцы
количество тренировочных занятий на местности увеличивается и составляет 40-50%
у бегунов на 800 м и 60-80% - у остальных бегунов.
Если в подготовительном периоде все соревнования рассматривались как
учебные, то в соревновательном периоде по меньшей мере 2-3 соревнования, а для
сильнейших бегунов - 3-4, должны явиться смотром итогов проделанной работы за
год. Этим наиболее ответственным соревнованиям предшествует серия из 3-5
еженедельных подводящих стартов и контрольных пробежек на различные дистанции.
Чем ближе к ответственным соревнованиям, тем короче дистанции подводящих
соревнований и контрольных пробежек, и наоборот. Каждое из подводящих
соревнований должно служить решению определенной задачи - проверке тех или иных
вариантов раскладки сил, тактических приемов, быстроты и длительности финишного
броска и т.п.
Чтобы осуществить "настройку" к ответственным соревнованиям,
большинству бегунов достаточно 10-14 дней. В эти дни, как правило, объем
тренировочной работы значительно уменьшается, однако интенсивность ее остается
на прежнем уровне и даже повышается. Последняя максимальная нагрузка должна
быть по меньшей мере за пять дней до соревнований. На кануне для всех бегунов
обязательна разминка, главная цель которой - снять излишнее нервное напряжение.
Объем общеразвивающих упражнений в этом периоде значительно уменьшается
- до одного-двух раз в неделю, чтобы сохранить достигнутый уровень общей
физической подготовленности. Примерный недельный цикл тренировки в соревновательном
периоде (май-июнь):
Понедельник: Восстановительный (после
соревнований) бег в легком переменном темпе на местности: 20-30 мин. Для
бегунов на 800 м и 30-40 мин для бегунов на 1500 м.
Вторник: Интервальный (вначале переменный, а
потом и повторный) бег на стадионе или ровной местности со скоростью равной
соревновательной и выше, на ускоренных отрезках до утомления, с отдыхом между
ускоренными пробежками в беге трусцой: 100-200 м за 15,5-14,0 и 28,0-30,0 (на
1500м).
Среда: Интервальный бег с соревновательной
скоростью, но с предельной для каждого бегуна длиной отрезков, усиливая
скорость бега почти до максимума, на отрезке от нескольких десятков метров до
100 м. Эта тренировка наиболее напряженная.
Четверг: Повторный бег на удлиненных отрезках
со скоростью, равной соревновательной (если отрезки не превышают половины
дистанции) и несколько ниже (если отрезки больше половины дистанции): 4-5х400 м
за 58,0-60,0 м; 3-4х500 м за 1.19,0-1.22,0; 4-6х600 м за 1.34,0-1.36,0; 3-4х800
м за 2.15,0-2.18,8; 2-3х1200 м за 3.28,0-3.30,0.(на 1500 м).
Пятница: Отдых или облегченная тренировка на
местности: кросс в переменном темпе с одной двумя ускоренными пробежками до 300
м для бегунов на 800 м и до 500 м для бегунов на 1500 м.
Суббота: Разминка.
Воскресенье: Участие в соревнованиях или
контрольные пробежки на различные дистанции.
Заключительный период продолжается 2-4 недели. Начинается в октябре или
ноябре, от того, когда кончаются соревнования в зависимости. Главная задача -
восстановление сил бегуна после напряженных тренировки соревнований, ломка
сложившихся ритмов деятельности организма и последующее создание новых ритмов
на основе повышенных требований. Основные средства - кроссовый бег в умеренном,
равномерном и переменном темпе и различные виды физической деятельности, не
связанные с бегом. Количество тренировочных занятий - 3-4 дня для юношей и 4-5
для юниоров и взрослых.
4.4 Нагрузка юных бегунов.
Основой для непрерывного роста работоспособности юных бегунов (14-15
лет, спортивная классификация -II-Ш разряд)на средние дистанции является
правильный выбор тренировочных средств и дозировка объема и интенсивности
тренировочной нагрузки с учетом физического развития спортсменов. При этом
особую значимость имеет вопрос о соотношении тренировочных нагрузок аэробной, смешанной
и аэнаэробной направленности в годовом цикле, поскольку он до настоящего
времени остается нерешенным и вызывает разногласия специалистов. В процессе
практической работы со спортсменами, имеющими значительные индивидуальные
различия в характере приспособления к физическим нагрузкам, границы
перечисляемых ниже зон могут легко стираться при многократном повторении
тренировочных нагрузок. И все-таки классификация тренировочной работы, в
основе которой лежит принцип преимущественной направленности воздействия на ту
или иную функциональную систему, имеет несомненные достоинства, выражающиеся в
объективности и надежности оценок.
В результате проведенных исследований срочного тренировочного эффекта
различных беговых упражнений все тренировочные нагрузки были разделены на
следующие группы:
1. Нагрузки преимущественно аэробной направленности.
В среднем ЧСС при выполнении таких нагрузок находилась в границах
130-150 уд/мин, рН до 7,35 и ВЕ до 3. К такому виду нагрузок относили кроссовую
подготовку и некоторые формы силовой работы - выпады, ходьба с высоким
подниманием бедра (указанная силовая подготовка проводилась на отрезках от 100
до 600 м).
II. Нагрузки смешанного аэробно-анаэробного воздействия нами были
подразделены на 2 зоны интенсивности: 1-я зона- ЧСС от 150 до 170 уд/мин; рН от
7,36 до 7,30 и ВЕ от 3 до 5 мэкв/л; 2-я зона - ЧСС от 175 до 185 уд/мин; рН от
7,30 до 7,20 и ВЕ от 10 до 15 мэкв/л.
В эту группу входили в основном следующие упражнения: бег на отрезках
от 200 до 400м и бег на отрезках от 600 до 3000м (выполнение повторным и
переменным методом), а также темповой бег на отрезках до 5000м.
Работа в смешанной зоне является своего рода переходом от
совершенствования аэробных механизмов энергообеспечения к анаэробным. Поэтому
бег в данной зоне применялся начиная с сентября, а его объем постепенно
возрастал до января и с февраля по апрель. В январе и с апреля по июнь объем
нагрузки в этой зоне резко снижался, что вызывалось значительным увеличением
объема бега в анаэробной зоне.
Ш. Нагрузки анаэробно-гликолитического воздействия: ЧСС при такой
работе составляла более 180 уд/мин; рН от 7,20 до 7,02 и ВЕ от 15до 27 мэкв/л.
К ним относились бег на отрезках от 400 до 1000м (повторный и интервальный
методы). Сюда относились также специальные беговые упражнения на отрезках от
100 до 600м.
1V. К нагрузкам анаэробно-алактатного воздействия
мы относили упражнения скоростно-силового характера, выполняемые с
максимальными усилиями (время выполнения 10-15 с). Бег в анаэробной зоне
применялся на протяжении всего годичного цикла подготовки за исключением 1-го
этапа подготовительного периода. Нагрузки анаэробного воздействия постепенно
возрастают на протяжении всего годичного цикла, достигая своего пика.
Спортсменки и спортсмены регулярно тренировались в течение всего
годичного цикла по 5 раз в неделю. Годичный цикл тренировок был разбит на
периоды, которые, в свою очередь делились на этапы.
Подготовительный период: общеподготовительный этап (с августа по ноябрь
- 13 недель) и специально-подготовительный этап (с ноября по февраль - 13
недель).
Соревновательный период: предсоревновательный этап (с февраля по апрель
- 8 недель) и соревновательный этап (с апреля по июнь - 9 недель).
Переходный период - с июня по август- 9 недель.
Такая продолжительность отдельных периодов и этапов была обусловлена
уровнем подготовленности спортсменов, их индивидуальными особенностями и
календарем соревнований. В табл.6 приведено процентное соотношение
тренировочных нагрузок различной направленности по периодам годичного цикла.
Таблица 6. Распределение объемов беговой
нагрузки различной направленности (в % от общего объема каждого этапа
подготовки)
Направленность
нагрузки
|
Пол
|
Подготовительный
период
|
Соревновательный
период
|
Переходный
период
|
I
этап
|
II
этап
|
I
этап
|
II
этап
|
Аэробная
Смешанная (аэробно-анаэр.)
Анаэробно-гликолитическая
Аэробно-алактатная
|
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
|
82
84
18
16
-
-
-
-
|
76
76
22
22
1,5
1,5
0,5
0,5
|
67
69
28
26
4,5
4,5
0,5
0,5
|
75
77
16
15
8
7
1
1
|
100
100
-
-
|
Общий объем беговой нагрузки возрастал в течение всего
подготовительного периода, а в соревновательном плавно снижался. Такое снижение
наблюдалось и в январе, что было вызвано повышением интенсивности бега за счет
увеличения доли нагрузок анаэробного характера.
Индивидуальная динамика достижений лучших спортсменок и спортсменов
(табл.7) говорит о том, что выбор средств тренировки и их распределение в
годичном цикле обеспечили планомерный рост результатов.
Таблица 7. Индивидуальная
динамика достижений лучших спортсменов
Месяцы
|
Пол
|
800 м
|
1500 м
|
3000 м
|
Август
Ноябрь
Январь
Апрель
|
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
Дев.
Юн.
|
2.37,0
2.26,0
2.08,0
2.22,0
2.21,0
2.04,0
|
6.00,0
5.00,0
5.18,0
4.19,0
4.58,0
4.18,0
4.58,0
4.15,0
|
10.48,0
9.41,0
9.30,0
9.15,0
|
ВЫВОД
Итак, система активного отбора включает следующие
мероприятия.
1.
Подготовительные мероприятия. Они
состоят из плановой агитационно-пропагандистской работы (с целью способствовать
формированию спортивных интересов школьников и привлечению их к систематическим
физкультурно-спортивным занятиям); педагогического наблюдения за поведением
детей (с целью оценки их двигательной активности и некоторых важных с точки
зрения предрасположенности к спортивной деятельности данных); опроса врачей,
родителей, учителей и самих школьников (с целью выявления ряда медицинских,
педагогических и социологических факторов, способствующих или препятствующих
спортивным занятиям ребенка); педагогического тестирования (с целью
классификации школьников, желающих заниматься спортом, в связи с уровнем
физического развития и физической подготовленности и комплектования групп ОФП
и школьных спортивных секций); педагогического процесса, направленного на
воспитание двигательных способностей.
2.
Родовая ориентация призвана
выявить предрасположенность детей к занятиям в одной из пяти групп видов
спорта: скоростно-силовой, связанной с проявлением выносливости, связанной с
искусством движений, единоборств, спортивных игр. Родовая ориентация,
проводимая на базе общеобразовательных школ совместными усилиями учителей
физкультуры и тренеров спортивных школ, включает: педагогическое тестирование
(с целью оценки физической подготовленности в аспекте требований данной группы
видов спорта); медицинскую экспертизу (с целью установления противопоказаний к
занятиям той или иной спортивной деятельностью, уровня физического развития);
психолого-педагогическое обследование (с целью оценки направленности и степени
выраженности спортивных интересов). Конечная цель родовой ориентации –
выработка рекомендаций школьникам для поступления в одну из спортивных школ
родовой направленности. Родовая ориентация охватывает школьников 2-х классов и
проводится в течение второго полугодия.
3. Видовая ориентация решает следующие
основные задачи: ориентирует школьников на занятия в системе массового спорта
или спорта высших достижений; рекомендует выбор одного (или нескольких) видов
спорта; осуществляет предварительную спортивную подготовку.
Видовая ориентация включает мероприятия: педагогическое тестирование (с
целью оценки специальной физической подготовленности); педагогическое
наблюдение (с целью диагностики способностей к обучению элементам спортивной
деятельности); комплексное обследование (с целью прогнозирования будущей
эффективности соревновательной деятельности); медицинскую экспертизу (с целью
установления биологического возраста); педагогическую экспертизу (с целью
интегрирования всех видов обследования и вынесения общего заключения);
педагогический процесс обучения элементам спортивной деятельности и воспитания
необходимых качеств и свойств (с целью спортивной подготовки и оптимизации
процесса отбора).
Видовая ориентация осуществляется в спортивных школах по профилю одной
из групп видов спорта в течение двух лет.
4. Отбор в спортивные школы и набор в физкультурно-спортивные школы. Рекомендации занятий в СШ или ФСШ выносятся на основании динамических
наблюдений в процессе двухлетнего обучения в родовых школах и комплексного
обследования, проводимого в рамках видовой ориентации. В конце второго года
обучения тренеры проводят контрольные испытания с целью оценки перспективности
спортивного совершенствования, которые в комплексе с рекомендациями тренеров
родовых школ определяют процесс комплектования СШ и ДСШ. В дальнейшем ФСШ,
работая по профилю одного (или нескольких) вида спорта, вполне способны содействовать
делу подготовки резервов для спорта высших достижений. Более того, необходим и
неизбежен обмен спортсменов между СШ и ФСШ. Однако следует подчеркнуть различие
их конечных целей. Спортивные училища призваны готовить спортсменов высокого
класса, а физкультурно-спортивные школы - обеспечить высокий уровень
трудоспособности подрастающего поколения, его физическое и моральное здоровье.
5. Ролевая ориентация необходима в большинстве
видов спорта в связи с различием требований к спортивным специальностям внутри
вида. В циклических видах спорта существуют разные дистанции или
способы.(плавание), в скоростно-силовых видах спорта имеются различные виды
прыжков и метаний, в спортивных играх - амплуа и т.д.
Ролевая ориентация проводится с целью конкретизации оценки
перспективности и индустриализации спортивной подготовки. В последнем случае,
особенно в группах единоборств, спортивных игр и сложно-координационных видов
спорта, значение приобретает диагностика спортивного стиля.
Предлагаемые пути совершенствования системы активного отбора, по мнению
авторов, соответствуют основным тенденциям развития спорта и физкультурного
движения в целом.
ЛИТЕРАТУРА
Бег на уроках л/а в 8-9 классах. А.
А. Зданевич // ФК в школе №2, 99г.
Динамика тренировочных нагрузок и показателей специальной
работоспособности юных бегунов на средние дистанции. Н. И. Волков, Г. А.
Алексеев // ТиПФК №6, 80г.
Для юных бегунов 6-8 классов. Обучение бегу на средние дистанции в
школьной секции. В. В. Валик // ФК в школе №4, 80г.
Нагрузка юных бегунов. И. Бондарчук // л/а №6, 82г.
Обучая легкой атлетике. А. А. Марков, С. М. Масленников // ФК в школе
№3, 2000г.
Отбор в беге на средние и длинные дистанции. Ю. Травин, В. Сячин, Н.
Упир // л/а №5, 80г.
Перспективы совершенствования системы отбора юных спортсменов //ТиПФК
№8, 1982г.
Спортивный отбор. В. М. Волков, В. П. Филин, ФКиС, М., 1983г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|