Основы техники бега, заложенные в V – VII классах, на дистанции 1000 – 2000 м совершенствуются в VIII – IX классах. Школьники более основательно
изучают технику старта и стартового разгона, бега по дистанции, соблюдения
ритма бега и ритма дыхания. Особое внимание следует уделять работе с девушками,
для них дистанция 2000 м – серьезное испытание. После достаточной подготовки
проводят прием контрольных нормативов в беге на 2000 – 3000 м.
2.1 Развитие выносливости.
Выносливость развивают на протяжении всего школьного возраста.
Длительный бег, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты и
круговая тренировка, с которыми знакомятся школьники в V –
VII классах, продолжают использовать и в VIII – IX классах.
Учитывая возросшие в этом возрасте функциональные возможности
школьников, увеличивают продолжительность длительного бега с умеренной
интенсивностью до 15-20 мин., усложняют бег с препятствиями, которые становятся
более сложными, увеличивается их количество на дистанции, особенно при занятиях
с юношами в VIII – IX классах. Для
девушек не рекомендуется чрезмерно усложнять такие трассы. В тех школах, где
это позволяют условия, целесообразно построить полосу препятствий.
Хорошим средством развития скоростной и общей выносливости являются
круговые и обычные эстафеты. На уроках легкой атлетики в VIII – IX классах в состав обычных эстафет можно
включать различные варианты бега на дистанции до 30 – 40 м.
Значительное время отводят кроссовой подготовке, особенно при занятиях
с юношами. Дистанция кросса прокладывается по полям, лесам, проселочным
дорогам, где могут быть естественные и искусственные препятствия: рвы, канавы,
изгороди. Наличие дополнительных препятствий и различного рельефа местности
требует от школьников внесения изменений в технику бега, которую они освоили
при беге на стадионе. При подъеме в гору, например, увеличивается наклон
туловища, делаются короче шаги, чаще работают руки. При беге с горы
увеличивается длина шагов, нога ставится на всю стопу или пятку с перекатом на
носок. Длина дистанции кроссового бега в VIII классе может
доходить у девушек до 1 – 1,5 км, у юношей – 1,5 – 2 км и 2 – 3 км
соответственно. После завершения кроссовой дистанции важно приучать школьников
не останавливаться, а походить до полного восстановления дыхания.
2.2 Развитие скоростных способностей.
Ведущий метод развития скоростных
способностей школьников VIII – IX
классов – повторный. Продолжительность выполнения упражнений на скорость не
должна превышать в этом возрасте 6 – 8 сек. с интервалами отдыха между
повторениями в пределах 1,5 – 2 мин. В качестве средства развития скоростных
способностей используют повторный бег на 30 – 40 м в VIII
классе, 50 – 60 м – в IX классе, различные ускорения на 20
– 30 и 30 – 40 м, старты из различных исходных положений, бег с ходу на 20 – 30
и 30 – 40 м, бег с максимальной скоростью на 50 – 60 и 60 – 80 м
соответственно. Одним из эффективных средств развития скоростных способностей у
школьников всех возрастов являются подвижные игры и эстафеты с бегом.
Развитию скоростных способностей способствуют изменения условий
выполнения упражнений, которые облегчают (бег под уклон с ходу) или усложняют
(бег по песку, в гору) задания.
Упражнения на развитие скоростных способностей применяют в начале
основной части урока после специальной разминки, направленной на подготовку
опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем к
выполнению быстрых движений.
2.3 Развитие координационных способностей
В арсенал средств развития координационных способностей в VIII – IX классах включают различные варианты
челночного бега (с касанием предметов, с переноской предметов, в парах, в
тройках). В VIII классе для девушек используют челночный
бег 3х10м, для юношей – 5х10м, в IX – 4х10 и 6х10 м
соответственно. Возможны и другие варианты челночного бега.
Широко применяют бег с изменением направления (по сигналу, без
сигнала), скорости (быстрее, медленнее), чередования быстрого бега на 10 – 20 м
с бегом по инерции на 60 – 80 м в VIII классе и на 20 – 30
и 80 – 100 м – в IX классе, для девушек дистанция может
быть уменьшена.
Способствует развитию координационных способностей бег с преодолением
препятствий и на местности. В качестве препятствий могут использоваться барьеры
разной высоты, натянутые на разной высоте веревки, бревна. Учителю необходимо
периодически менять порядок преодоления препятствий, их количество и дистанцию
бега, которая может быть постепенно доведена у девушек и юношей в VIII классе до 80 и 100 м, и IX классе – до 100 и 150
м соответственно.
При беге на местности школьников учат преодолевать естественные
препятствия: подъемы и спуски, ручьи, пни, канавы. Длина дистанции у девушек VIII класса – 200 –400 м, юношей – 300-600, в IX
классе – 300-500 и 400-700 м соответственно.
Глава 3 МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОТБОРА
ЮНЫХ БЕГУНОВ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Начинать занятия и проводить отбор к бегу на выносливость рекомендуется
в возрасте 8-11 лет (но не позднее чем в 12 лет). Это обусловлено тем, что
естественный интенсивный рост качества общей выносливости наблюдается у детей
(особенно у мальчиков) уже с 8 лет, а возраст 11-15 лет наиболее чувствителен к
воздействию тренировочных нагрузок.
Изучение опыта работы тренеров, биографий многих спортсменов, наши собственные
исследования и наблюдения за юными бегунами позволяют сделать вывод:
применительно к бегу на средние и длинные дистанции одноэтапный отбор,
проводимый даже на довольно длительном (до полутора лет) отрезке времени, не
всегда эффективен. Поэтому организация отбора в названных видах предусматривает
его многоэтапность в соответствии с поставленными задачами.
В беге на средние и длинные дистанции
отбор следует приурочить к следующим этапам многолетнего тренировочного
процесса.
На первом этапе (10-12 лет и моложе) тренер осуществляет набор в группы
начальной подготовки. Затем на основе многоборности проводится общая ориентация
детей на занятия видами бега на выносливость. Оценка способностей занимающихся
и дальнейший отбор осуществляется по результатам тестирования.
На втором этапе (13-16 лет) юные бегуны пробуют свои силы на различных
дистанциях. Однако при этом желательно избегать узкой направленности в
нагрузках и узкой специализацией.
Третий этап отбора – наиболее ответственный. Он совпадает с возрастом
17-19 лет, когда выявляется склонность спортсменов к одной – двум дистанциям.
На этом этапе необходимо практиковать старты не только на избранных, но и на
смежных дистанциях.
Четвертый этап связан с непосредственным отбором в сборные команды
различного масштаба.
Прежде, чем перейти непосредственно к практическим рекомендациям по
отбору бегунов, укажем основные показатели, характеризующие различные стороны
подготовленности на всех этапах отбора.
К таким показателям (по степени их важности) относятся:
1. Уровень развития важнейших
физических качеств и темпы их прироста под воздействием тренировки.
2. Состояние функциональных систем
организма, обеспечивающих успех в беге, и динамика их совершенствования.
3. Антропометрические особенности спортсмена.
Кроме того, следует учитывать и
другие показатели (которые подробно не рассматриваются в статье), а именно:
свойства высшей нервной деятельности, психические особенности спортсменов и их
способность к адаптации к возрастающим нагрузкам.
Помимо этих показателей при отборе нужно принимать во внимание: а)
модельные характеристики сильнейших спортсменов; б) индивидуальные особенности
биологического возраста детей и подростков; в) критические и чувствительные
периоды развития двигательных функций; г) средства и методы начальной
спортивной специализации; д) состояние здоровья.
ПЕРВЫЙ ЭТАП (10 – 12 лет).
На этом этапе тренеры просматривают сотни ( а порой и тысячи)
школьников на уроках физкультуры, на различных массовых детских соревнованиях.
Эффективность этой работы во многом повышается, если у тренера ДЮСШ налажены
контакты с учителями физкультуры общеобразовательных школ (особенно тех, где
имеются специальные спортивные классы). Учитель, который на протяжении
длительного времени наблюдает ребят на уроках физкультуры, может с довольно
большой степенью точности указать детей, склонных к бегу.
Так происходит предварительная или поисковая часть отбора, когда
оцениваются в основном внешние признаки новичков: рост, вест, двигательная
активность на уроке, желание тренироваться, склонность к бегу и т. п.
Первое, с чем сталкивается тренер при отборе, это внешние данные
(антропометрические показатели) спортсменов.
В течение ряда лет проводились специальные исследования, которые
позволили выделить анатомо-морфологические критерии, наиболее характерные для
бегунов на средние дистанции различного возраста (табл.2), которые можно
применить при отборе.
Таблица 2
Возраст
(лет)
|
Рост (см)
|
Вес (кг)
|
ОКГ (см)
|
ЖЕЛ (см3)
|
10-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21
и старше
|
144±6
158±7
170±7
175±5
177±5
178±4
|
37±7
47±8
59±8
65±6
67±5
68±4
|
69±3
76±2
86±3
91±3
92±3
94±2
|
2260±140
2780±120
4000±170
4740±150
4970±120
5090±120
|
Как видно, пределы этих критериев довольно широки.
Однако нужно учитывать, что с возрастом и повышением спортивной квалификации
диапазон разброса антропометрических показателей несколько сужается. Здесь
сказываются влияние многолетних специфических нагрузок на организм спортсменов,
более тщательный отбор перспективных бегунов и отсев менее приспособленных к
бегу на средние дистанции. Еще раз напомним: роль антропометрических особенностей
при отборе к бегу может быть только вспомогательной и наибольшую значимость им
следует придавать только на первых этапах.
Далее для детей, выбранных на основе наблюдений,
проводится тестирование по специальному комплексу (табл. 3).
На первом этапе комплекс включает лишь 5
упражнений-тестов: бег на 60, 300, 600 и 2000 м и тройной прыжок с места.
Новички, результаты которых по большинству упражнений не уступают нижней
границе табличных тестов, могут быть зачислены в группу. Например, в беге на
300 м результат не должен быть хуже 1.06,7 (1.01,5 + 5,2). Как уже отмечалось
выше, в таблице дается средний уровень результатов для каждой возрастной
группы, позволяющий в будущем добиться успеха в беге на средние дистанции.
Следует отметить, что в возрасте 10-12 лет еще не
сказывается влияние полового развития на проявление физических качеств и
поэтому по результатам тестов в какой-то мере уже можно оценить потенциальные
возможности юных бегунов.
В конце первого этапа тестирование проводится вновь,
и по его результатам производится отбор. Как правило, дети, склонные к бегу на
средние дистанции, в это время показывают результаты, соответствующие верхней
границе для своего возраста или даже близкие (а иногда и превышающие) к нижней
границе результатов для следующей группы (13-14 лет).
ВТОРОЙ ЭТАП (13-16 лет).на втором этапе отбора
оценка результатов тестирования и темпов их прироста осуществляется с учетом
биологического возраста, так как он совпадает с периодом наиболее бурного
полового развития. Хорошими считаются темпы приростов 7-10% в начале этапа и
5-7% в конце его. В конце этапа бегуны выходят на уровень результатов III
– II взрослого разряда.
Иногда первые два этапа могут быть объединены из-за
того, что подросток (занимаясь другими видами спорта и по другим причинам) не
смог начать тренировки по бегу в раннем возрасте. В этом случае, учитывая
предшествующую деятельность, ориентируются на результаты первоначального
обследования и темпы роста в процессе тренировок. При этом результаты
тестирования не должны уступать среднему уровню для данного возраста или быть
близкими к нему (если это возраст пубертатного развития, то в расчет берется
биологическая зрелость).
Таблица 3
Тест
|
Возраст
(лет)
|
10-12
|
13-14
|
15-16
|
17-18
|
19-20
|
21 и
старше
|
60 м
|
100±04
|
8,8±0,4
|
7,9±0,3
|
7,6±0,3
|
7,4±0,3
|
7,3±0,2
|
100 м
|
-
|
-
|
12,6±0,4
|
11,7±0,3
|
11,5±0,4
|
11,4±0,3
|
300 м
|
61,5±5,2
|
47,2±3,9
|
42,0±2,8
|
38,0±2,0
|
37,3±1,2
|
37,3±1,3
|
600 м
|
2.12,5±8,0
|
1.47,0±4,0
|
11.33,0±4,0
|
1.26,0±3,0
|
1.23,0±2,0
|
1.22,0±2,0
|
1000
м
|
-
|
3.17,0±7,0
|
2.51,0±6,0
|
2.34,0±4,0
|
2.31,0±4,0
|
2.28,0±3,1
|
2000
м
|
8.43,0±19,0
|
7.11,0±13,0
|
6.27,0±10,0
|
5.48,0±7,0
|
5.33,0±6,0
|
5.21,0±5,0
|
3000
м
|
-
|
11.14,0±23,0
|
9.59,0±22,0
|
8.54,0±18,0
|
8.39,0±14,0
|
8.21,0±12,0
|
Тройной
с/м (см)
|
500±40
|
610±40
|
720±40
|
770±40
|
780±30
|
810±30
|
10-й
с/м (м)
|
-
|
22±1,90
|
25±2,20
|
26±1,50
|
27±1,70
|
28±2,10
|
400 м
|
-
|
67,0±3,5
|
56,9±2,2
|
53±1,6
|
51±1,1
|
50±1,1
|
800 м
|
-
|
2.34,0±4,0
|
2.07,0±3,0
|
1.57,0±2,0
|
1.54,0±2,0
|
1.51,0±2,0
|
1500
м
|
-
|
5.23,0±11,0
|
4.35,0±9,0
|
4.03,0±5,0
|
3.54,0±4,0
|
3.47,0±4,0
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|