В конечном итоге
ухудшение отраслевой структуры промышленности отрицательно сказалось на
эффективности общественного производства и не способствовало выходу экономики
страны из затянувшегося кризиса. Отсюда можно сделать вывод, что государство
должно управлять структурными сдвигами в экономике, в том числе и в
промышленности, для достижения своих ближайших и дальних перспектив[6].
1.3.
Структурная
политика переходного периода
Структурная
политика оказывает воздействие, прежде всего, на совокупное предложение. При
этом различают как прямое, так и косвенное воздействие на экономику. Прямое
воздействие может иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с
целью создания, поддержки или развития отдельных предприятий, отраслей, а также
проведения фундаментальных научных исследований. Косвенное воздействие
осуществляется, в частности, путем налоговых льгот с целью поддержания или увеличения
объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций.
Важной задачей
структурной политики переходного периода, особенно на начальных его этапах,
является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего
с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных
отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг
на внешний рынок.
Одним из главных
направлений структурной политики в этот период должно стать формирование
финансовой системы, которая могла бы аккумулировать временно свободные средства
населения и направлять их на инвестиционные проекты, главным образом в реальный
сектор экономики. Решение этой задачи может осуществляться как путем прямого
участия государства в инвестициях и предоставления гарантий, так и на основе
налогового и денежно-кредитного регулирования с целью сделать наиболее
выгодными инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора.
Особое значение
имеет политика по перестройке отраслевой структуры экономики, хотя такая
перестройка происходит стихийно с самого начала рыночных преобразований.
Приоритетными становятся отрасли, получившие слабое развитие в плановой
экономике – производство потребительских товаров и оказание услуг (финансовых,
информационных, социальных)[7].
1.4.
Селективная
структурная политика. Механизмы реализации селективной структурной политики.
Ограничения селективной структурной политики
Важным аспектом
переходной экономики является задача по осуществлению структурных сдвигов в
национальной экономике в интересах социальной ее ориентации, технического
перевооружения производства и повышения его эффективности. Важнейшим
инструментом государственного воздействия может стать селективная структурная
политика. Избирательность структурной политики предопределяется, во-первых,
тяжелым кризисным положением всей национальной экономики; во-вторых,
самодовлеющей ориентацией огромной части производственного аппарата на выпуск
средств производства; в-третьих, возникшей дезорганизацией механизма
общественного воспроизводства и отсутствием инструментария саморегуляции
экономического развития; в-четвертых, необходимостью поэтапной переориентации
технико-производственного аппарата на новые виды хозяйственной деятельности с
целью не только не допустить дальнейшего спада производства, но и стимулировать
его расширение на выбранных основных направлениях социально-экономического
развития страны.
Селективная
структурная политика предполагает реализацию системы государственных
мероприятий, подкрепленных созданием финансово-экономических условий
заинтересованности хозяйствующих субъектов и направленных на обеспечение
перелива капиталов в намеченные к ускоренному развитию сферы хозяйственной
деятельности. Она предполагает оказание целенаправленной государственной
поддержки выбранным группам предприятий и организаций, способным к относительно
быстрой реорганизации, модернизации или переориентации производства.
Опора
исключительно на рыночные механизмы селекции жизнедеятельных предприятий и
структурных изменений в национальной экономике уже дала разрушительные
последствия.
Селективная
структурная политика представляет собой общие контуры и внутреннюю структуру
наиболее новых организационных форм управления и регулирования отдельных сфер
хозяйственной деятельности в виде акционерных и холдинговых компаний,
межотраслевых и межрегиональных ассоциаций, финансово-промышленных групп,
банковских союзов, совместных предприятий. Другим механизмом реализации
селективной структурной политики государства является финансово-кредитное,
денежное и налоговое регулирование. Несмотря на то, что данная система
регулирования более приближена и полнее вписывается в общий рыночный механизм
воздействия на общую экономическую ситуацию в стране, она открывает широкие
возможности избирательного манипулирования такими экономическими инструментами,
как учетные ставки, рестриктивная или экспансионистская кредитная политика,
налоговые ставки и налоговые льготы, не говоря уже об ускоренной
амортизационной политике, индексации амортизационных отчислений, регулировании
цен, системе преференций и ограничений для иностранного капитала, осуществлении
последовательной и гибкой таможенной политики.
Если исходить из
того, что осуществление структурных сдвигов в экономике — это задача
долгосрочного периода, то структурная политика должна учитывать и исходить из
обеспечения процесса общественного воспроизводства, в котором четко
просматриваются контуры укрупненной модели межотраслевого баланса и
межрегионального экономического равновесия. В связи с этим целесообразно
проводить разграничение между приоритетными направлениями развития национальной
экономики и структурными преобразованиями в ней. Конечно, это не означает их
противопоставления друг другу, но, подчеркивая их взаимосвязь и определенное
единство, необходимо помнить об их различии.
Выделение
приоритетных направлений развития экономики — это скорее экономическая
политика, сориентированная на решение возникающих текущих проблем.
Следовательно, она имеет в своем составе мероприятия в большей степени средне-
и краткосрочного характера. Задача заключается в принятии экстренных и
неотложных мер воздействия на хозяйствующие субъекты путем создания
благоприятной или неблагоприятной рыночной, финансово-кредитной среды в соответствующих
сферах, чтобы добиться в них улучшения положения.
Когда речь идет о
структурной перестройке народного хозяйства такого уникального государства, как
Россия, необходимо добиться более эффективного взаимодействия формируемых
отраслевых и региональных звеньев российской экономики. Суть структурной
политики — сформировать оптимальную структуру народнохозяйственного комплекса,
чтобы наиболее эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества
ресурсы. Поэтому структурную политику необходимо отнести к всеобъемлющему
макроэкономическому мероприятию, тогда как приоритетные направления развития
экономики носят и мезо-, и микроэкономический, но всегда избирательный
характер.
Механизмы
реализации селективной структурной политики. Определяющим критерием
государственной селективной политики является повышение технического уровня
эксплуатационных и потребительских характеристик продукции и организация ее
выпуска на основе передовых технологий, используемых в сферах производственной
деятельности, избранных в качестве объекта приоритетных направлений. Это
требование предопределяется необходимостью осуществления изменений в самой
номенклатуре и структуре выпускаемой продукции и используемых технологических
приемах обработки. Такой подход позволяет осуществить комплексную увязку
изменений в одной сфере хозяйственной деятельности с преобразованиями во всех
смежных видах производств, выступающих в качестве как поставщиков агрегатов,
узлов, деталей, комплектующих изделий, так и потребителей готовой продукции.
Селективность
структурных сдвигов диктует необходимость выделения в качестве приоритетных
конкретные сферы хозяйственной деятельности, воздействуя на которые, можно было
бы получить мультипликационный и кумулятивный эффекты структурных изменений во
всем народнохозяйственном комплексе. При этом определение приоритетных сфер
деятельности в свою очередь диктует необходимость достижения вполне
определенных целей.
В частности,
можно выделить в качестве приоритетного направления конверсию предприятий
военно-промышленного комплекса (ВПК). Один из наиболее рациональных путей ее
проведения — это максимальное использование интеллектуального,
научно-технического потенциала и имеющихся научных результатов, конструкторских
разработок технологического оборудования и оснастки в родственных
производствах, выпускающих продукцию гражданского назначения. В этом случае
решается вопрос не простого насыщения рынка потребительскими товарами, но и
организации высокоэффективных и технически современных видов производств.
Следствием этого может быть изменение структуры не только производства, но и
потребления товаров и услуг, предназначенных для населения.
Составным
элементом реализации селективной государственной структурной политики выступает
система предприятий, функционирующих на базе государственной собственности. Это
те предприятия, приватизация которых запрещена законодательством России, а
также те из них, приватизация которых осуществляется только по разрешению
правительства Российской Федерации. Поэтому, наряду с реализацией программ
коммерциализации государственных предприятий, приемлемым является
непосредственное государственное инвестирование в производство, продукция
которого оказывает благоприятное воздействие на процессы структурной
перестройки национальной экономики.
Другим механизмом
активной структурной политики выступает система закупок продукции для
государственных нужд. Целенаправленная государственная политика размещения
заказов на заранее определенную номенклатуру уже выпускаемой и новой продукции
позволяет не только удовлетворить назревшие общегосударственные потребности в
тех или иных товарах и услугах, но и косвенным образом формировать новые
кооперативные технико-производственные и экономические связи между
предприятиями, выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками и
субподрядчиками. Это может предопределить образование крупных межотраслевых
технико-производственных или региональных комплексов.
Ограничения
селективности структурной политики. Проведение целостной государственной
структурной политики требует осторожности и взвешенности при реализации тех или
иных мероприятий. Нельзя забывать, что государственная поддержка в рамках этой
политики, хотя и направлена на отдельные предприятия и производства, тем не
менее, в ней сохраняется принцип отраслевого отбора, что чревато отрицательными
последствиями. Разрыв между условиями функционирования приоритетных и
неприоритетных производств, сфер хозяйственной деятельности и входящих в них
предприятий может привести к дискредитации самой идеи селективной структурной
политики. Предприятия, не включенные в зону приоритетного внимания, могут
испытать крупные финансовые и материальные затруднения. В результате
предприятия, пользующиеся государственной поддержкой и льготами, не получат
необходимых товаров и услуг из-за недостаточности развития неприоритетных сфер
хозяйственной деятельности[8].
1.5.
Концепция
структурной перестройки экономики России
В структуре
российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей
и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля
высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением»
экономической структуры.
Концепция
структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия
народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три
группы отраслей:
1) топливно-энергетический
комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать
иностранные инвестиции;
2) отрасли обрабатывающей
промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая,
энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в
государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;
3) отрасли обрабатывающей
промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке
(автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих
отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования
внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита.
В России за годы
реформ в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие
в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Одновременно
существенно сократился объем производства в отраслях, ориентировавшихся на
государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность,
сельское хозяйство).
Структурные
сдвиги на макроуровне проявляются в ограничении предприятиями ассортимента
наиболее конкурентоспособными видами продукции, освоении выпуска новых изделий,
зачастую на основе кооперации с иностранными партнерами. В результате
начинается постепенное оживление производства[9].
Вместе с тем,
структурная политика не должна противоречить основной линии в развитии
свободной рыночной экономики, на модернизацию посредством частной инициативы. В
этом известная трудность, вынуждающая к поиску нестандартных, гибких методов.
Они должны, исключать:
— какие-либо индивидуальные налоговые
или другие льготы;
— массированные государственные
субсидии и инвестиции, которые требовали бы увеличения налогового бремени;
— в том числе субсидирования через
регулируемые цены;
— установление каких-либо официальных
отраслевых приоритетов, подкрепленных бюджетным финансированием.
Эти ограничения
продиктованы накопленным опытом и принятой экономической стратегией в целом.
Поскольку все же
активизация структурной политики необходима и ее цель состоит в том, чтобы
содействовать опережающему развитию производства и экспорта готовых изделий,
высоких технологий, представляется целесообразным взять за основу следующие
принципы:
1. государственная поддержка
заключается в относительно небольших размерах финансирования;
2. поддерживаются продукты и
фирмы, уже проявившие себя на рынке, доказавшие свою конкурентоспособность.
Таким образом, будут выявляться реальные приоритеты;
3. финансовую поддержку получают
только претенденты, победившие на публичных, прозрачно организованных конкурсах[10].
Для ускорения
процесса перехода от экономического спада к росту процесс структурных
преобразований в экономике должен иметь государственную поддержку. Целью
государственной политики в этой сфере является создание национального
производства, выпускающего конкурентоспособную по мировым масштабам продукцию.
При выработке такой политики важное значение имеет выявление основных
особенностей отраслевой и воспроизводственной структур национальной экономики и
мировых тенденций изменения этих структур в процессе экономического развития[11].
1.6.
Инвестиционная
политика как фактор преодоления кризиса структурной несбалансированности
Важным рычагом
воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является
инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно
может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на
изменение структуры общественного производства и решение многих социальных
проблем.
В условиях
перехода к рыночной экономике основной задачей являются освобождение
государства от функции основного инвестора и создание таких условий, при
которых частный сектор в экономике был бы заинтересован в инвестиционной деятельности.
Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее
предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а, следовательно, и высоких
ставок процента банковского кредита; объемы инвестиций, особенно в
среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна
теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента. Эта
зависимость гласит, что чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений
инвестиций[12].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|