С учетом
изменений, произошедших в законодательстве (отмена ряда налогов с оборота),
формула добавленной стоимости примет следующий вид:
ДС = А + (ОТ + ЕСН) + НДС + П,
(7)
где ЕСН - единый социальный налог.
Таблица – 4 Экономические показатели
ООО «Сармат» за 2007 год
Показатель
|
Обозначение
|
Значение
|
Доходы от реализации (данные налоговой декларации по
налогу на прибыль за 2007 год)
|
В
|
644793208
|
Внереализационные доходы (данные налоговой
декларации по налогу на прибыль за 2007 год)
|
ВД
|
-
|
Фонд оплаты труда (данные налоговой декларации по
ЕСН за 2007 год)
|
ФОТ (ОТ)
|
13358903
|
Потребление основных фондов (амортизация)
|
ПОФ (А)
|
1222750
|
Балансовая прибыль
|
ПР (П)
|
12476000
|
ДС = 1222750 + (13358903 + 3473315) +
1006740+12476000=31537708.
Согласно методике А. Кадушкина и Н.
Михайловой вводятся структурные коэффициенты:
·
доля
заработной платы в добавленной стоимости (включая начисления на заработную
плату):
Кот = (ОТ + ЕСН) / ДС;
(8)
Кот =(13358903+3473315) / 31537708 =0,533717225
·
удельный
вес амортизации в добавленной стоимости:
Ка = А / ДС;
(9)
Ка = 1222750 / 31537708=0,038771048
·
удельный
вес добавленной стоимости в валовой выручке:
Ко = ДС / В
(10)
Ко =31537708/656200000=0,048061122
В соответствии с действующей системой
налогообложения организация уплачивает следующие основные налоги:
1) НДС (расчет производится по ставке
20%):
НДС = ДС *18%/118% = 0,152542 ДС=0,153ДС;
(11)
2) единый социальный налог:
ЕСН = ДС*26%/126%= 0,206349ДС х Кот=0,206ДС*Кот
(12)
3) налог на доходы физических лиц:
Нп=0,13*(1-0,26/1,26)*Кот*ДС= 0,1032
ДС х Кот; (13)
4) налог на прибыль:
Нпр = 0,24 * (1 - НДС - Кот - Ка) х
ДС = 0,24 ДС х (0,847- Кот - Ка). 14)
Сумма основных
налогов, уплачиваемых организацией, позволяет определить долю добавленной
стоимости, расходуемую организацией на налоговые платежи, то есть налоговую
нагрузку:
НН = НДС + ЕСН + Нп + Нпр.
(15)
При подстановке коэффициентов формула
примет следующий вид:
НН = ДС (0,153+0,206*Кот+0,1032*Кот+0,24*(0,847-Кот-Ка)
=ДС*(0,356+0,07*Кот-0,24*Ка)=ДС*(0,356+0,07*0,534 -0,24*0,039) = 0,384*31537708=12110480.
Достоинством
данной методики является то, что сумма налогов соотносится с добавленной
стоимостью, то есть с источником дохода.
Общая зависимость
между ставками налогообложения и налоговыми поступлениями выведена Артуром
Лаффером (кривая Лаффера). При этом существует некий уровень ставок (золотая
середина), когда налоговые поступления в бюджет будут максимальными. Однако
соответствие текущего уровня номинального налогового бремени значениям золотой
середины кривой Лаффера остается открытым.
Методика
определения налогового бремени на конкретное предприятие состоит в установлении
соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и суммой
полученного им дохода.
Согласно одной из
методик налоговое бремя хозяйствующих субъектов оценивается как процентное
отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от
прочей реализации. Для анализа динамики налогового бремени должен быть выбран
такой показатель, который отражал бы действительный, и при том единый, источник
уплаты всех налогов, вносимых предприятием в бюджеты всех уровней и во
внебюджетные фонды.
Поэтому следующие
показатели налогового бремени основаны на сопоставлении уплачиваемых хозяйствующими
субъектами налогов и источников их уплаты.
Суть одной из
существующих методик исходит из положения, что каждая группа налогов в
зависимости от источника, за счёт которого они уплачиваются, имеет свой
критерий оценки тяжести налогового бремени.
Общий
знаменатель, к которому в соответствии с данной методикой приводится уровень
тяжести налогового бремени хозяйствующего субъекта, представляет собой прибыль
предприятия.
В данном случае
используются следующие формулы определения уровня хозяйствующего субъекта:
Бр = ,
или (16)
Бр = (17)
где Бр – уровень
налогового бремени;
Нп -
налоги, уплачиваемые из прибыли;
Нс
– налоги, относимые на издержки производства и обращения;
Нф
– налоги, относимые на финансовые результаты деятельности;
Нр
– налоги, уплачиваемые из выручки предприятия;
Пр
– расчётная прибыль, включающая косвенные налоги и сумму затрат на производство
и реализацию;
Пч
– чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов.
Бр = 6906813/12476000=0,55
Эти показатели
отражают то, какая часть расчётной прибыли изымается у налогоплательщика в
форме налогов и каково соотношение суммарной величины уплаченных налогов и
прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика после уплаты этих налогов.
Следующий метод
количественной оценки налогового бремени хозяйствующего субъекта определяется
как соотношение созданной им и отдаваемой государству добавленной стоимости.
Добавленная стоимость по своей сути является доходом предприятия и достаточно
универсальным источником уплаты всех налогов. Этот показатель позволяет как бы
усреднить оценку налогового бремени для различных типов производств и
обеспечивает таким образом сопоставимость данного показателя для различных
экономических структур.
Используется
следующая формула:
Бр = (18)
где Н – сумма
уплаченных фактически налогов, за исключением налога на доходы физических лиц;
Дс –
добавленная стоимость.
На основании
анализа предлагаемых в экономической литературе подходов к содержанию понятия
«налогового бремени» или «налоговой нагрузки» представляется, что этот
показатель определяется на уровне хозяйствующего субъекта как отношение
показателей уровня налогообложения и соответствующих им
финансово-результирующих показателей (выручки, прибыли, чистого денежного
потока), либо величины капитала организации, являющейся следствием динамики
финансово-результирующих показателей.
Используемые при
оценке уровня налоговой нагрузки относительные показатели также должны формироваться
в соответствии с этими двумя основными методами исчисления показателей в бухгалтерском
учете:
1. Показатели,
сформированные в соответствии с методом начисления:
·
коэффициент
налогообложения выручки представляет собой соотношение налоговых издержек,
связанных с выручкой (акцизы, НДС за минусом возмещаемых) и величины выручки
(нетто) от продажи продукции, товаров, работ, услуг;
Кнв =
1006740/656200000=0,002=0.2%
(19)
·
коэффициент
налогообложения бухгалтерской прибыли представляет собой отношение суммы
налоговых издержек, относимых на прибыль до налогообложения (ЕСН, налог на
имущество и т.д.) к величине прибыли до налогообложения;
·
Кнбп=
4707908/14669000=0,321=32,1%
(20)
·
коэффициент
налогообложения чистой прибыли представляет собой соотношение суммы совокупных
налоговых издержек (всех начисленных налогов, в отношении которых организация
является налогоплательщиком, а не исполняет роль налогового агента за минусом
оборотных налогов – НДС и акцизов) к величине чистой прибыли, остающейся в
распоряжении организации после уплаты налогов.
·
Кнчп=6906813/12476000=0,554=55.4%
(21)
2. Показатель,
сформированный в соответствии с методом балансовых остатков – коэффициент доли
чистой налоговой задолженности перед государством в составе капитала
представляет собой соотношение кредиторской задолженности перед государством по
уплате налогов за минусом НДС по приобретенным ценностям к величине капитала
(валюте баланса) организации.
Кдчнз = (5323000-2304000)/177040000=0,017=1,7%
(22)
Как уже
отмечалось выше, если удельный вес налогов не превысил 15% общего дохода
организации, то потребность в налоговом планировании минимальна - за состоянием
налоговых платежей может вполне следить главный бухгалтер или его заместитель.
При уровне налогового гнета в пределах 20-35% в мелких и средних фирмах
целесообразна работа специалиста. Проведя анализ налогового бремени, можно
сделать вывод, что у фирмы есть потребность в специалисте в области налогового
менеджмента.
Проведенные
различными методами расчеты налогового бремени хозяйствующего субъекта дают
различные цифровые значения, что, прежде всего, свидетельствует о возможности и
необходимости дальнейшего усовершенствования моделей и подтверждает наличие
определенных недостатков в каждой из них.
Базируясь на
результатах расчетов налогового бремени различными методами можно сделать
вывод, что амплитуда колебаний уровня налогового бремени составляет более 30%.
Проведенный
анализ показал, что наибольший объем в структуре налогового бремени у
рассмотренного хозяйствующего субъекта занимает НДС.
Необходимо еще
раз подчеркнуть, что использование того или иного элемента налогового
планирования должно быть основано на индивидуальном подходе к каждому
конкретному хозяйствующему субъекту. Только в этом случае он может получить
реальный эффект, выражающийся в увеличении финансовых результатов и снижении
текущих издержек в части налоговых платежей.
2.3. Учетная
политика как инструмент налогового менеджмента
При разработке
учетной политики предстоит решить следующие задачи:
·
сделать
бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания;
·
создать
систему налогового учета;
·
предусмотреть
определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему
законодательству;
·
создать
такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы
своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения.
Учетная политика должна быть действенным помощником, а не тем формальным
документом, который во избежание проблем необходимо представлять в налоговый
орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику
деятельности организации.
Учетные приемы,
формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания
затрат, имеют прямую связь с налогообложением организации и ее финансовым
положением. За счет выбора той или иной учетной методологии (в дозволенных
законом пределах) можно выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому
определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики
составляет одно из направлений эффективного налогового планирования.
Большинство
организаций, применяющих общий режим налогообложения, оптимизируют свою
налоговую нагрузку, рационально формируя учетную и договорную политику
предприятия.
В процессе
формирования элементов учетной политики организация имеет право выбора одного
из законодательно разрешенных вариантов отражения хозяйственных операций,
который впоследствии оказывает влияние на величину налоговых обязательств:
·
метод
определения даты реализации товаров (работ, услуг);
·
момент
признания доходов и расходов по налогу на прибыль организаций;
·
формирование
себестоимости продукции (работ, услуг) для целей налогообложения:
·
отнесение
расходов к прямым и косвенным;
·
оценка
материально-производственных запасов при выбытии;
·
порядок
исчисления амортизации по основным средствам и их списание;
·
создание
резервных фондов.
Показателем того,
насколько действенно использование учетной политики в целях налоговой
оптимизации, является величина эффекта «налоговой экономии», за счет которой
достигается увеличение ресурсов, остающихся в распоряжении предприятия. Данный
эффект возникает за счет непосредственного уменьшения величины взимаемых
налогов, а также за счет распределения финансовых потоков во времени, когда
первыми следуют меньшие платежи, а последними - большие суммы налоговых выплат.
Переоценку
объектов основных средств, по моему мнению, без особой необходимости проводить
нецелесообразно и можно не отражать в учетной политике (как это
справедливо сделано на всех обследованных предприятиях). В настоящее время не
наблюдается гиперинфляции, которая доводит балансовую стоимость активов
длительного использования до абсурда. К тому же процедура переоценки основных
средств в настоящее время является трудоемкой и затратной. И, как было отмечено
ранее, переоценка с повышающими коэффициентами ведет к увеличению остаточной
стоимости основных средств и, соответственно, налогооблагаемой базы по налогу
на имущество; понижающие коэффициенты ведут к уменьшению последующих
амортизационных начислений и затрат, следовательно, к увеличению будущей
налогооблагаемой прибыли.
В части
амортизации основных средств, с позиции налогового менеджмента предприятию
целесообразно производить максимальное списание объектов основных средств на
затраты в виде начисленного износа. При этом использование таких
способов, как способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости
пропорционально объему реализации, допускается лишь для целей бухгалтерского
учета. Для целей налогообложения в таких случаях приходится делать
корректировку, что весьма трудоемко. Поэтому, если позволяют затраты и
предприятие не войдет в зону убытков, для целей налогообложения наиболее
предпочтителен следующий вариант начисления амортизации по основным средствам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|