Корпоративный
налоговый менеджмент как вид управленческой деятельности на предприятии все
больше входит в практику хозяйственной жизни России, а налоговый менеджер организации
(эксперт, консультант по налогам) становится все более значимой фигурой. В
последнее время в России корпоративный налоговый менеджмент стал предметом
деятельности многих аудиторских и консалтинговых фирм, работающих на договорной
основе с налогоплательщиками.
Корпоративный
налоговый менеджмент — это система управления налоговыми потоками коммерческой
организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов
принятия управленческих решений в области налоговых доходов и расходов на
микроуровне.
Корпоративный
налоговый менеджмент как звено целостной системы налогового менеджмента имеет
те же, что и последний, функциональные элементы, но со своими особенностями:
·
организация
процесса управления налоговыми потоками на предприятии;
·
корпоративное
налоговое планирование;
·
корпоративное
налоговое регулирование;
·
корпоративный
налоговый контроль (самоконтроль).
Организация
корпоративного налогового менеджмента в широком смысле — это совокупность
организационных форм и методов налогового планирования, налоговой оптимизации и
налогового самоконтроля; в узком — это подготовка и создание условий для
оптимизации налоговых потоков. Для организации управления налоговыми потоками
на предприятиях используется организационная структура финансового менеджмента.
Управлением
налоговыми платежами на большинстве российских предприятий занимается либо
специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия.
Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных
холдинговых структурах — в специально созданной налоговой службе) налоговыми
потоками занимаются специалисты — налоговые менеджеры. В их обязанности
входит:
·
участие в
разработке регламентирующих документов компании, устава и различных положений;
·
разработка
и обоснование применения эффективного налогового режима;
·
создание
и поддержание информационной базы по налоговому законодательству;
·
участие в
обосновании системы договоров и контрактов;
·
разработка
корпоративной налоговой политики и налогового бюджета; осуществление
корпоративного налогового планирования, прогнозирования и бюджетирования;
·
разработка
корпоративного налогового регулирования;
·
осуществление
внутреннего налогового контроля, анализ налогообложения компании;
·
обеспечение
выполнения внешнего налогового контроля (своевременное и полное представление
документации налоговым органам);
·
осуществление
налогового производства (своевременная постановка на учет в соответствующие
органы и перерегистрация, разработка налогового календаря и регулирование
платежей по отдельным налогам, взаимодействие с местными налоговыми и
финансовыми органами по налоговым льготам и другим налоговым вопросам);
·
выполнение
организационно-методической работы в области налогообложения в своей
организации;
·
другие
вопросы.
При рассмотрении
процессов налогового менеджмента на предприятии довольно сложно отделить процессы
планирования и регулирования в связи с их тесной взаимосвязью. Поэтому
основные методические направления налогового планирования и регулирования
рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация,
т.е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, расходов и прибыли путем
налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового
планирования и регулирования.
Корпоративный
налоговый контроль представляет собой систематическую деятельность,
направленную на организацию самоконтроля (наблюдения, проверки менеджерами
правильности начисления и уплаты налогов, движения входящих и исходящих
налоговых потоков, эффективности использования налоговой прибыли, а также
выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых
органов).
Организация и
реализация по элементам полноценного корпоративного налогового менеджмента
создают возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем, которые
не всегда удается решить в рамках других типов управления и видов менеджмента:
·
получить
дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих
благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;
·
более
полно учесть изменения внешней среды; стимулировать участников налогового
менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать
предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров;
·
обеспечить
более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов
хозяйствующего субъекта;
·
повысить
при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.
Важным критерием
решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом
корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени.
Если удельный вес налогов не превышает 15 % НДС предприятия, то потребность в
налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях
уровня налогового бремени необходима организация полноценного налогового
менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты
хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена
принимаемых управленческих налоговых решений (при условии их эффективности).
1.3. Основные
направления оптимизации налогов организациями в
рамках
корпоративного налогового менеджмента
Способы
оптимизации налогов. Способы налоговой оптимизации разнообразны по своей
природе. Наиболее популярные из них представлены на рисунке 2 (Приложение А).
Рассмотрим эти
методы более подробно. Суть метода замены отношений заключается в том, что
предприятие при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими
контрагентами выбирает гражданско-правовую норму с учетом налоговых последствий
ее применения. Иными словами, одни хозяйственные правоотношения,
налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам,
заменяются на другие близкие, однородные правоотношения, имеющие льготный режим
налогообложения, при этом экономическая сущность хозяйственной операции
остается неизменной. Необходимо отметить, что заменяться должны именно
правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная
сторона сделки, то есть замена не должна содержать признаков мнимости или
фиктивности, в противном случае сделка может быть признана недействительной.
Например, замена
внутрироссийского договора на Договор экспорта продукции позволяет перейти на
обложение НДС реализации товаров в режиме экспорта по ставке 0 %.
При замене
договора купли-продажи основного средства на договор лизинга основное средство
должно учитываться на балансе лизингополучателя. Выгоды: можно применить
повышающий коэффициент к норме амортизации; лизинговые платежи, направляемые
на выкуп основного средства, можно включать в расходы, учитываемые в целях
налогообложения.
В случае замены
разовых стимулирующих выплат премиями по результатам работы, предусмотренными
положением предприятия по системе оплаты труда, выплачиваемые премии подлежат
отнесению на расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли.
Метод разделения
отношений, как и метод замены, также основывается на принципе диспозитивности в
гражданском праве, но в данном случае происходит не замена одних хозяйственных
отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд простых
хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно.
Например,
отношения по поводу реконструкции здания целесообразно разделить на собственно
реконструкцию и капитальный ремонт, поскольку затраты на капремонт в отличие
от реконструкции, расходы на которую увеличивают стоимость основного средства
и производятся за счет чистой прибыли и других средств предприятия, относятся
на себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на
прибыль.
При разделении
договора купли-продажи имущества на собственно договор купли-продажи и договор
на оказание информационно-консультационных услуг сумма, уплаченная по второму
договору, единовременно относится на себестоимость продукции. Выгоды:
уменьшается стоимость имущества и налог на имущество; в части услуг расходы
списываются единовременно, а не через амортизацию в течение нескольких лет.
Метод отсрочки
налогового платежа основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты
большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта
налогообложения и календарным периодом (месяц, квартал, год).
Метод прямого
сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда
налогооблагаемых операций или имущества и при этом не оказать негативного
влияния на хозяйственную деятельность предприятия. Среди прочего могут
использоваться:
· сокращение объекта
налогообложения при совершении операций купли-продажи и мены путем занижения
(завышения) стоимости товаров (работ, услуг) с учетом положений ст. 40 НК РФ
(до 20 % уровня цен по идентичным или однородным товарам);
· сокращение объекта обложения
по налогу на имущество путем проведения инвентаризаций, по результатам которых
списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально
устаревшее имущество;
· сокращение стоимости
налогооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки
стоимости основных средств в сторону снижения (повышения для обложения налогом
на прибыль).
Метод
делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту заключается в
передаче ответственности за уплату основных налоговых платежей специально
созданной организации, деятельность которой призвана уменьшить фискальное
давление на материнскую компанию всеми возможными способами. Данный способ
минимизации налоговых отчислений наиболее часто используется при планировании
налога на прибыль.
Использование
метода применения законодательно установленных льгот и преференций для
различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков стало
возможным благодаря установлению особых режимов налогообложения: для отдельных
отраслей, видов деятельности (сельское хозяйство, телекоммуникации,
научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и др.), наиболее
нуждающихся в государственной поддержке для обеспечения роста экономики и
экономической безопасности страны; отдельных групп налогоплательщиков
(организации, занятые в сфере малого бизнеса, инвесторы в порядке соглашений о
разделе продукции при разработке полезных ископаемых); отдельных территорий
(районы Крайнего Севера, свободные экономические зоны, технопарки и т.п.),
организаций, участвующих в решении социальных вопросов (трудоустройство
инвалидов, оказание благотворительной помощи некоммерческим организациям и
нуждающимся индивидуумам, помощь в проведении спортивных мероприятий и др.); предприятий,
ориентируемых на экспорт, и других субъектов.
Метод смены
юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений
предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос
самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения
базируется на праве субъектов РФ самостоятельно, в рамках установленных НК РФ
пределов, устанавливать конкретные ставки региональных и местных налогов (по
налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, земельному налогу) и
льготных режимов налогообложения определенных территорий Российской Федерации
(закрытые административные территориальные образования).
Перечисленные
методы в большинстве сепаративны (не взаимодействуют в комплексе друг с другом)
и краткосрочны. Наиболее эффективно такое сочетание методов налоговой
оптимизации, которое позволяет предприятию достичь поставленных целей (рост
продаж, прибыли и др.) в наиболее короткий промежуток времени с наименьшими
затратами с учетом долговременной перспективы экономического роста и финансовой
стабильности организаций.
Налоговое
бюджетирование и налоговый бюджет организации. В корпоративном налоговом
менеджменте особое значение имеет бюджетирование, в ходе которого
прогнозируются суммы налоговых платежей в планируемом периоде. Без налогового
бюджетирования сложно добиться реальности и эффективности общего
бюджетирования предприятия.
Налоговое
бюджетирование представляет собой результирующую часть корпоративного
налогового планирования, регулирования и контроля, а также комбинированный
способ оптимизации налоговых потоков хозяйствующим субъектом. Налоговое
бюджетирование основано на выборе оптимальных решений в области налоговых
доходов и расходов с целью получения максимума налоговой прибыли с последующим
принятием решений по её эффективному вложению (использованию). Конечной целью
налогового бюджетирования является обеспечение долгосрочной финансовой
стабильности организации. Результаты корпоративного налогового бюджетирования
должны отражаться в разрабатываемом организацией налоговом бюджете.
В налоговом
бюджете организации фиксируются результаты налоговой оптимизации. Модель
такого налогового бюджета, его структура и варианты возможных управленческих
решений представлены на рисунке 3 (Приложение Б).
В налоговом
бюджете отражаются все возможные налоговые доходы и расходы организации,
определяется общий налоговый результат управления налоговыми потоками и намечаются
адекватные решения о продолжении мер налоговой оптимизации или о рассмотрении
иных ее вариантов. Налоговый бюджет необходим организации для оптимизации налогов
и формирования платежного налогового календаря, дальнейшей оптимизации
финансовых параметров (потоков) компании и эффективного управления ими.
Аналитический налоговый бюджет не менее важен, чем плановый (оптимизированный)
бюджет. Он необходим для анализа и контроля соблюдения запланированных
параметров планового налогового бюджета, выявления ошибок, просчетов, узких
мест и их устранения.
Формирование
корпоративного налогового бюджета — достаточно трудоемкий процесс, зависящий
от многих экономических, финансовых и налоговых параметров, а также от характера
и агрессивности налоговой политики организации. Необходим большой массив
плановой, отчетной и оперативной информации обо всей хозяйственно-финансовой
деятельности, заключаемых договорах, планируемом объеме налоговых начислений и
налоговых платежей в целом и по видам налогов, с налогообразующими параметрами
и предполагаемой задолженностью организации перед бюджетом (включая реструктуризированную
задолженность). Тем не менее, грамотно поставленное налоговое бюджетирование
принесет организации существенный финансовый эффект.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|