При определении налоговой базы
необходимо учитывать место нахождения имущества и установленные ставки налога.
Она определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по
месту нахождения организации, каждого обособленного подразделения, имеющего
отдельный баланс, и каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне
места нахождения организации и обособленного подразделения, а также в отношении
имущества, облагаемого по разным ставкам.
Ставка налога. Ставка налога
на имущество юридических лиц устанавливается законами субъектов Российской
Федерации. Но она не может превышать 2,2%. Устанавливать нал. ставку для
отдельных организаций не разрешается. Законодательством допускается ее
дифференцирование по отдельным категориям плательщиков и имущества.
Налоговые льготы. По налогу на
имущество организаций налоговые льготы устанавливаются федеральным
законодательством. Они распространяются в основном на то имущество, которое
используется по прямому назначению для осуществления основных функций
организаций, а именно:
–
организации и учреждения уголовно-исправительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации;
–
религиозные организации;
–
общероссийские общественные организации инвалидов;
–
производство фармацевтической продукции;
–
объекты, признаваемые памятниками истории и культуры
федерального значения;
–
железнодорожные пути и федеральные автомобильные дороги общего
пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи;
–
имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических
консультаций;
–
имущество государственных научных центров;
–
иное имущество согласно законодательству.
До 1 января 2006г. федеральным
законодательством предоставлены льготы в отношении объектов жилищного фонда и
инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых
полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов
российской Федерации и (или) местных бюджетов, объектов социально- культурной
сферы, используемых для нужд культуры и искусства, образования, физической
культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Законодательные органы
субъектов российской Федерации имеют право расширить перечень налоговых льгот.
Порядок исчисления налога.
Налоговым периодом определен год, а отчетным периодом - первый квартал,
полугодие, девять месяцев. Законодательный орган субъекта Российской Федерации
вправе не устанавливать отчетные периоды. В этом случае поступления в
региональный бюджет будут осуществляться один раз в год после окончания н.
периода, что может привести к дефициту бюджета в течение календарного года.
Поэтому вряд ли законодательные органы регионов воспользуются этим правом.
Сумма налога исчисляется
нал-иками самостоятельно исходя из фактической среднегодовой стоимости
имущества (с учетом льгот) и ставки налога. Сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет по итогам н. периода, определяется с учетом ранее начисленных авансовых
платежей.
Сумма авансового платежа по
налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной
четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости
имущества. В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций,
не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, сумма
авансового платежа исчисляется по истечении отчетного периода как одна
четвертая инвентаризационной стоимости объекта на 1 января года, являющегося
налоговым периодом, умноженная на соответствующую нал. ставку.
Сроки уплаты. Налог и
авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате в порядке
и сроки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Нал-ики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не
позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а нал.
декларацию по итогам н. периода - не позднее 30 марта года, следующего за
истекшим налоговым периодом. Налоговые расчеты и декларация представляются в
налоговые органы по месту нахождения объекта недвижимого имущества.
Налог и авансовые платежи российских
организаций подлежат уплате в бюджет по месту нахождения имущества. Иностранные
организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по
месту постановки на учет в налоговых органах. Если иностранные организации не
осуществляют деятельность через постоянные представительства, то налог подлежит
уплате в бюджет по месту нахождения имущества.
4.2.
УПРОЩЕННАЯ
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Упрощенная система нал-ия была
введена Законом РФ от 29 декабря 1995г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе нал-ия,
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Цель ее введения
- создание более благоприятных экономических условий для деятельности
организаций малого бизнеса. Ныне действующая система вступила в действие с 1
января 2003г. Наряду с уже существующей тенденцией снижения количества
уплачиваемых налогов расширился круг плательщиков, введены принципиально новые
положения по порядку исчисления налога. Порядок исчисления и уплаты налога
регламентируется положениями главы 26І Н. кодекса Российской Федерации.
Упрощенная система нал-ия
является специальным налоговым режимом. Она применяется организациями и
индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой нал-ия. Переход или
возврат от одной системы к другой осуществляется на добровольной основе.
Применение упрощенной системы
нал-ия организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, НДС,
налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого
налога, исчисляемого по результатам хозяйственной, деятельности организаций за
н. период.
Применение упрощенной системы
нал-ия индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога
на доходы физ. лиц (по доходам, полученным от осуществления предпринимательской
деятельности) и вышеуказанных налогов уплатой единого налога, исчисляемого по
результатам хозяйственной деятельности за н. период.
Сохраняется обычный порядок
уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Иные налоги
организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную
систему нал-ия, уплачиваются в соответствии с общим режимом нал-ия.
Организации и индивидуальные
предприниматели имеют право перейти на упрощенную систему нал-ия при следующих
условиях:
1) по итогам 9
месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе, доход от
реализации не должен превышать 11млн. руб. (без налога на добавленную
стоимость). Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам,
полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную
систему не установлено;
2) в уставном
капитале доля других организации составляет не более 25%;
3) средняя
численность работников за н. период не превышает 100 человек;
4) остаточная
стоимость основных средств и нематериальных активов, находящихся в
собственности организации, не превышает 100млн. руб. Остаточная стоимость
имущества определяется на 1-е число месяца, в котором нал-ик подает заявление о
переходе на применение упрощенной системы нал-ия.
Ограничения по применению
упрощенной системы установлены и на определенные виды деятельности. Не вправе
ее применять:
–
организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
–
банки и страховщики;
–
негосударственные пенсионные фонды;
–
инвестиционные фонды;
–
ломбарды;
–
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
–
организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся
игорным бизнесом и (или) являющиеся участниками соглашений о разделе продукции,
занимающиеся производством подакцизной продукции, а также добычей и реализацией
полезных ископаемых (за исключением общераспространенных);
–
нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Заявление о переходе на
упрощенную систему нал-ия подают с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего
году, с начала которого нал-ики переходят на эту систему по месту своего
нахождения.
Если по итогам н. (отчетного)
периода доход нал-ика превысит 15млн. руб. или остаточная стоимость основных
средств и нематериальных активов - 100млн. руб., то нал-ик обязан перейти на
общий режим нал-ия с начала того квартала, в котором было допущено превышение.
Объектом нал-ия признаются
доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта
осуществляется нал-иком самостоятельно. Доходы и расходы признаются по методу
оплаты. Расходы на приобретение основных средств имеют свои особенности:
1) средства,
приобретенные в период применения упрощенной системы нал-ия, принимаются в
расходы в момент ввода их в эксплуатацию при условии их фактической оплаты;
2) если средства
приобретены до перехода на упрощенную систему нал-ия, то остаточная стоимость
основных средств включается в расходы на приобретение в зависимости от срока их
полезного использования:
–
срок полезного использования до 3 лет - в течение одного года
применения упрощенной системы нал-ия;
–
срок полезного использования от 3 до 15 лет - в течение
первого года - 50% стоимости, второго года - 30% стоимости, третьего года - 20%
стоимости;
–
срок полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет
равными долями от стоимости основных средств.
При этом в течение н. периода
расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.
Налоговые ставки:
–
6% - от дохода;
–
15% - от дохода, уменьшенного на величину расходов.
Порядок исчисления и уплаты.
Налог исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой
ставки. Нал-ики, которые применяют в качестве объекта нал-ия доходы,
уменьшенные на величину расходов, уплачивают минимальный налог в размере 1% от
доходов, если исчисленная в общем порядке сумма налога по итогам н. периода
меньше минимального либо когда отсутствует нал. база. В этом случае они вправе
в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между уплаченной суммой
минимального налога и суммой исчисленного в общем порядке единого налога в
расходы при исчислении налоговой базы за последующие налоговые периоды либо
увеличить сумму полученных убытков, переносимых на будущие налоговые периоды.
Нал-ики также имеют право
уменьшить нал. базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых
периодов, в которых применялась упрощенная система нал-ия в порядке,
предусмотренном для общей системы нал-ия.
Нал-ики, которые применяют в
качестве объекта нал-ия доходы, имеют право уменьшить сумму налога на сумму
фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
но не более чем на 50% от суммы налога.
Уплата единого налога
производится не позднее срока подачи налоговых деклараций: по итогам года - 31
марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного
квартала – 25-го числа месяца, следующего за кварталом.
Для организаций и
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему нал-ия,
действуют порядок ведения кассовых операций и представления статистической
отчетности. Они обязаны вести н. учет показателей своей деятельности,
необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги
учета доходов и расходов.
4.3.
ЕДИНЫЙ
НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Система нал-ия в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является специальным
налоговым режимом, применяемым нал-иком в обязательном порядке. Порядок исчисления
и уплаты регулируется положениями главы 26і НК РФ и Методическими
рекомендациями по применению этой главы, утвержденными приказом МНС России от
10 декабря 2002г. №БГ3-22/707, которые носят рекомендательный характер и
предназначены для использования работниками налоговых органов. Однако знание
требований контролирующих органов позволяет избежать разногласий при исчислении
налогов. Налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации,
которые определяют его элементы в пределах своей компетенции.
Система нал-ия в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется в
отношении следующих видов деятельности:
–
оказание бытовых услуг;
–
оказание ветеринарных услуг;
–
оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке
автотранспортных средств;
–
розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью
торгового зала не более 150мІ, палатки, лотки и другие объекты организации
торговли;
–
оказание услуг общественного питания, осуществляемых при
использовании зала площадью не более 150мІ;
–
оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и
грузов, осуществляемых предпринимателями и организациями, использующими
автомобили в количестве не более 20.
При этом надо учитывать, что
ограничения по площади торгового зала или зала обслуживания посетителей должны
соблюдаться по каждому объекту организации торговли и общественного питания.
Если хоть по одному объекту будет превышение указанных размеров, то нал-ик не
вправе применять данную систему нал-ия.
Уплата организациями и
индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты
совокупности налогов и сборов исходя из общеустановленной системы нал-ия, а
именно налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей - налога на
доходы физ. лиц), НДС, налога на имущество организаций и единого социального
налога.
Сохраняется обычный порядок
исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Нал-ики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в
наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством
Российской Федерации. При осуществлении нескольких видов деятельности,
подлежащих налогообложению единым налогом, и иных видов предпринимательской
деятельности нал-ик обязан вести раздельный учет имущества, обязательств и
хозяйственных операций в отношении каждого вида деятельности.
Основные понятия, используемые
при исчислении единого налога на вмененный доход:
вмененный доход - потенциально
возможный доход, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно
влияющих на получение дохода;
базовая доходность - условная
месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического
показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности;
корректирующие коэффициенты
базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного
фактора на результат предпринимательской деятельности, а именно:
К1 - учитывает совокупность
особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных
образованиях (в зависимости от места расположения) и определяется как отношение
значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности
нал-ика к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной государственным
земельным кадастром для данного вида деятельности;
К2 - учитывает прочие
особенности ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент
товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и иные
особенности;
К3 - коэффициент- дефлятор,
соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы,
услуги) в Российской Федерации.
Объект нал-ия и нал. база.
Объектом нал-ия для применения единого налога признается вмененный доход
нал-ика.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|