Налоги и налогообложение в экономическом аспекте
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАЛОГОВ. ОСНОВЫ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 3
1.1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ 3
1.2. ЭЛЕМЕНТЫ
НАЛОГА И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 3
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА 4
2.1. НАЛОГОВАЯ
СИСТЕМА 4
2.2. НАЛОГОВАЯ
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ 5
3.1. НАЛОГ НА
ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 5
3.2. ПЛАТЕЖИ ЗА
ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 9
3.2.1. Налог на добычу полезных ископаемых 9
3.2.2. Платежи за использование водных ресурсов 10
3.2.3. Плата за землю 11
3.2.4. Платежи за пользование лесным фондом 11
3.3. НАЛОГ НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 12
3.4. АКЦИЗЫ 14
3.5. ТАМОЖЕННЫЕ
ПОШЛИНЫ 16
3.6. ЕДИНЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ 17
3.7. СБОРЫ ЗА
ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
20
4. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ 21
4.1. НАЛОГ НА
ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ 21
4.2. УПРОЩЕННАЯ
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 22
4.3. ЕДИНЫЙ
НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
4.4. ТРАНСПОРТНЫЙ
НАЛОГ 25
4.5. НАЛОГ НА
ИГОРНЫЙ БИЗНЕС 25
5. НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 26
5.1. НАЛОГ НА
ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 26
5.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 28
5.2.1. Налог на имущество 28
5.2.2. Налог с имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения 29
6. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ 30
6.1. БУХГАЛТЕРСКИЙ
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 30
6.2. ОРГАНИЗАЦИЯ
Н. УЧЕТА 31
6.3. РЕГИСТРЫ
НАЛОГОВОГО УЧЕТА 33
6.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ
БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА 34
1.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАЛОГОВ. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ
Налоги являются основным источником
формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего
продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства при помощи человеческого
труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает
незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование
бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников
производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу
общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде
обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные
участники производства валового внутреннего продукта:
– работники,
своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие
определенный доход;
– хозяйствующие
субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счет налоговых взносов, сборов,
пошлин и других платежей формируются ф. ресурсы государства. Поэтому экономическое
содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются
между хозяйствующими субъектами и гражданами, с одной стороны, и государством,
с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налоги в
этих условиях становятся для государства главным методом мобилизации части
национального дохода. Аккумулируя посредством налогов денежные средства,
государство влияет на экономику, стимулируя или сдерживая развитие отдельных
отраслей, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая
платежеспособный спрос населения. По своему содержанию на макроэкономическом
уровне налог представляет собой долю
произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством
с целью реализации своих функций, а на микроэкономическом - это изымаемая доля
продукта, произведенного субъектами хозяйствования при осуществлении своей
деятельности.
Ф. ресурсы государства формируются и
за счет сборов. Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ.
лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении
плательщиков сборов государственными органами, органами местного
самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу
разрешений (лицензий). Главное отличие сбора от налога состоит в отсутствии требования
безвозмездной уплаты, Т.е. уплата сбора предполагает последующее совершение
разрешительных действий плательщиком. Например, уплата сбора на право торговли
позволяет плательщику сбора осуществлять торговлю на территории данного
субъекта Федерации.
Сущность налогов проявляется через их
функции.
Функции налогов. Налогам
присущи следующие функции: фискальная, экономическая и контрольная.
1.2.
ЭЛЕМЕНТЫ
НАЛОГА И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Число налогов велико, и структура их
различна, тем не менее для каждого из них должны быть определены нал-ики и
элементы налога. Если законодатель по какой-то причине не установил или не
определил хотя бы один из них, то обязанность нал-ика не может считаться
установленной. В этой ситуации в ряде случаев нал-ик имеет все законные
основания не уплачивать налог, а в ряде случаев - уплачивать налог наиболее
выгодным для себя способом. Четкое определение элементов налога способствует
планированию развития бизнеса, определению финансового результата
предпринимательской деятельности, что особенно важно при рыночных отношениях.
Элементы налога. В Налоговом
кодексе Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие элементов
налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены
нал-ик и элементы нал-ия, к которым относятся:
1)
объект и источник налога; нал. база; н. период;
2)
нал. ставка (норма н. обложения);
3)
порядок исчисления налога;
4)
порядок и сроки уплаты налога;
5)
бюджет или внебюджетный фонд, куда зачисляется н. оклад.
Субъект нал-ия (нал-ик) - это лицо, на
котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных
средств (организации и физические лица). Различают организации-резиденты и
организации-нерезиденты. Типичными признаками выступают: место регистрации,
место экономической деятельности и место управления. Резиденты отвечают перед
отечественным законодательством по всей сумме и видам доходов, а также по всем
видам налогов. Нерезиденты уплачивают налоги только от дохода, полученного на
территории данной страны. Этот же принцип применяется при исчислении налогов от
доходов физ. лиц.
В правовых документах, наряду с
понятием «нал-ик», определяются и такие элементы налога, как н. агент, сборщик
налогов и носитель налогов.
Объект нал-ия - это те
юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают
обязанность субъекта заплатить налог. Видами объектов нал-ия могут выступать
операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход,
стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной
объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с
наличием которого у нал-ика возникает обязанность по уплате налога.
Источник налога - это средства,
используемые для уплаты налога. Выбор источника налога строго ограничен:
существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог,-
доход и капитал нал-ика.
Нал. база представляет
собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта нал-ия. Порядок
ее определения по каждому виду налога устанавливается законодательно. Она
необходима именно для исчисления налога, но непосредственно не является
обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог.
Н. период - календарный
год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании
которого определяется нал. база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет. Например, по налогу на прибыль налоговым периодом является год, а по
налогу на добавленную стоимость - месяц или квартал.
Законом установлено, что один и тот же
объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный
законом период нал-ия.
Ставка налога - это размер
налога на единицу нал-ия. По методу установления различают ставки твердые (на
каждую единицу нал-ия определен фиксированный размер налога, независимо от
получаемого плательщиком размера дохода, например 10 руб. за гектар пашни), и
процентные, или долевые (устанавливаются в виде доли от объекта нал-ия,
например 12% с каждого рубля налогооблагаемого дохода). Долевые ставки могут
быть пропорциональными (устанавливаются в виде единого фиксированного процента
к объекту обложения независимо от его величины), прогрессивными (процент
изъятия возрастает по мере роста величины объекта обложения), регрессивными
(уменьшаются по мере роста облагаемой базы).
При налогообложении устанавливаются и
комбинированные ставки, в которых сочетаются два вида ставок: твердые и
долевые. Они применяются при таможенном обложении, расчете сумм акцизных
платежей. Например, установлена ставка акциза на сигареты с фильтром в размере
60 руб. за 1000 шт. + 5% от стоимости товаров.
Порядок исчисления налога определяется
законом конкретно по каждому виду налога, т.е. налог может быть исчислен
нал-иком самостоятельно, налоговым органом или налоговым агентом.
Срок уплаты налога
определяется календарной датой или истечением периода времени, а также
указанием на событие, которое должно произойти.
Существуют три основных способа уплаты
налога:
1)
по декларации;
2)
у источника дохода;
3)
кадастровый.
Функционирование налога неразрывно
связано с понятиями «единица нал-ия» и «налоговые льготы».
Под единицей нал-ия понимают
единицу измерения налоговой базы. Она может выражаться как в денежной, так и в
любой другой форме. Например, единицей нал-ия по налогу на прибыль является 1
руб., а по налогу на землю - 1 мІ.
Налоговые льготы. Отдельным
категориям плательщиков предоставляются налоговые льготы, т.е. преимущества
перед другими плательщиками не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в
меньшем размере. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры
налога - объекта нал-ия, налоговой базы или окладной суммы - направлена льгота,
они могут быть разделены на три группы:
1)
изъятие (выведение из-под нал-ия отдельных предметов);
2)
скидки (льготы, которые направлены на сокращение налоговой
базы);
3)
н. кредит, под которым понимают льготы, направленные на
уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Понятие «кредит» условно и не
означает, что все виды н. кредита являются возвратными, а пользование налоговым
кредитом - платным. Налоговые кредиты можно разделить на виды по формам
предоставления льгот:
– снижение ставки
налога;
– сокращение
окладной суммы (валового налога), которая может быть сокращена как частично,
так и полностью, как на определенное время, так и бессрочно;
– отсрочка или
рассрочка уплаты налога;
– возврат ранее
уплаченного налога (части налога); зачет ранее уплаченного налога;
– замена уплаты
налога (части налога) натуральным исполнением (целевой н. кредит).
Принципы нал-ия. Использование
налогов в качестве основного источника доходов государства требует разработки
определенных правил (принципов нал-ия). Наиболее ярко и точно они были
сформулированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом (1723-1790) в
его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая вышла
в 1776г. Эти принципы нал-ия прошли испытание временем, актуальны и сегодня, их
по праву называют классическими. При формировании налоговой системы необходимо
руководствоваться следующими принципами:
– принципом
справедливости;
– принципом
определенности;
– принципом
удобства;
– принципом
экономии.
Со временем перечень был дополнен
принципами обеспечения достаточности налогов и подвижности налогов, выбора
надлежащего источника и объекта нал-ия, однократности обложения, научного
подхода к установлению величины ставок налога.
Исключительно важным, особенно в
условиях федерального государства, является соблюдение принципа четкого
разделения налогов по уровням государственного управления. Этот принцип
обязательно должен быть закреплен в законе и имеет в виду, что каждый орган
власти (федеральный, региональный, местный) наделен конкретными полномочиями в
области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и иных его
элементов.
Принципы нал-ия на практике
реализуются через методы нал-ия.
Под методом нал-ия понимается
установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта
нал-ия. Разработаны 4 метода нал-ия: равный, пропорциональный, прогрессивный и
регрессивный.
2.
НАЛОГОВАЯ
СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1.
НАЛОГОВАЯ
СИСТЕМА
Нал. систему можно определить как
совокупность: а) налогов и сборов, взимаемых государством; б) принципов, форм и
методов их установления; в) форм и методов н. контроля и ответственности за
нарушение н. законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|