В КГ после второго месяца эксперимента значимых
различий в уровне прироста показателей волевых и физических качеств не обнаружено,
хотя, согласно статистической информации, наблюдались положительные изменения
этих показателей. Количество достоверных различий в показателях уровня развития
физических качеств значительно возрастает после второго месяца тренировочных
занятий в ЭГ в силе и скоростно-силовых и волевых качествах.
После третьего месяца основного педагогического
эксперимента в ЭГ по сравнению с КГ во всех показателях двигательных качеств
выявлены значимые различия в силе (р < 0,05; р < 0,01); скоростно-силовых
качествах (р < 0,01); скоростных способностях (р < 0,01); гибкости (р
< 0,05); выносливости (р < 0,05); координационных способностях (р <
0,05).
Анализ влияния ППВ в бодрствующем состоянии на воспитание у
обучающихся волевых и физических качеств в подготовительном периоде позволяет
сделать некоторые выводы.
Эффективность целенаправленной методики ППВ в
процессе воспитания волевых и физических качеств зависит от продолжительности
их применения в подготовительном периоде и особенностей самой методики.
Выявлено положительное влияние методики ППВ на темпы прироста как волевых, так
и физических качеств. Так, после первого месяца педагогического эксперимента
при использовании методики ППВ улучшились скоростные способности.
После второго месяца тренировок соответственно
улучшились: скоростно-силовые качества, скоростные способности - при
использовании методики ППВ.
После третьего месяца использования методики ППВ
оказали положительное влияние на уровень развития изучаемых всего комплекса
волевых и физических качеств.
Установлено, что использование экспериментальных
методик ППВ в тренировочном процессе приводит к эффективному воспитанию волевых
и физических качеств у обучающихся.
Анализ проблематики показал, что восточные боевые
искусства - явление очень сложное, многоликое и оценки его неоднозначны.
Очевидна однако, жизнестойкость традиции, ее необыкновенная приспособленность к
разным социально-историческим и культурным условиям, при неизменной притягательности
для современной цивилизации. Проникая в другие страны, утрачивают изначальную
ценность и обособляются три главных направления: лечебно-оздоровительная
гимнастика, спортивные единоборства и рукопашный бой.
Имея в виду эту глубинную культурологическую
предпосылку жизнеспособности восточных боевых искусств, можно выделить наиболее
уникальные черты традиции. Как род военной профессии и системы рукопашного боя,
эти искусства не являются чем-то исключительным. Множество аналогов мы находим
в истории разных народов – у древних египтян, скифов, славян, скандинавов и
других. А вот то, что целое семейство боевых искусств в средние века было
поднято от уровня просто боевой техники до уровня «воинского пути», сыграло в
развитии восточных боевых искусств решающую роль, и определило ее
общекультурную ценность.
Ключевую, «культурообразующую» роль, сыграли в
этой метаморфозе даосизм, чань-буддизм и дзэн. Их влияние оказалось
всепроникающим и проявилось не только в мировоззренческих установках, но и в
методах психологической подготовки, в конкретных методиках обучения технике и
тактике рукопашного боя
Школы боевых искусств исторически складываются
как общности, объединения, возглавляемые мастерами-учителями. Там существует
определенная иерархия, определяемая уровнем мастерства и духовной зрелости
членов школы - мастер, старшие и младшие ученики. Истоки этой иерархии лежат в
семейно-родовых устоях организации профессиональных средневековых объединений.
Личностная основа обучения в школах боевых искусств, их внутренняя сплоченность
и внешняя автономность требовали разработки особой разветвленной системы
личностно-профессионального отбора учеников, контроля за процессом обучения и
оценки его результатов. Размышляя сегодня об аспектах жизнеспособности
восточных боевых искусств, обсуждая перспективы развития этой традиции, мы не
можем не задумываться и о том, что именно и в каком отношении приемлемо для
наших современников и соотечественников. Совершенно очевидно, что нормы и
принципы средневековой, да еще и инонациональной культуры не могут сохраниться
без изменений. Достаточно обратиться для этого к опыту ассимиляции восточных
единоборств на Западе. В тоже время любое культурное наследие требует бережного
к себе отношения. Важно, отвергая преходящее, внешнее, не упустить вечное,
сущностное, имеющее общечеловеческую ценность.
Итогом дипломного исследования стала разработка
авторской методики тренировочного процесса. В связи с выявленными
противоречиями и недостаточной разработанностью проблемы использования системы методов
вербального гетеровоздействия в процессе воспитания моральных и физических
качеств обучающихся была разработана рациональная целенаправленная методика
Прямого преднамеренного внушения (ППВ) в бодрствующем состоянии, способствующая
совершенствованию процесса воспитания волевых и физических качеств на основе
оценки психического состояния, проявления и динамики волевых и физических
качеств обучающихся в группах начальной подготовки у-шу.
Началу тренировочного процесса должны
предшествовать: личная беседа, сочинение (с целью выявления мотива, целей и
задач обучения) и вводное занятие.
Тренировочный процесс в восточных единоборствах
должен строиться на следующих основных принципах:
·
Высокая мотивированность.
·
Непрерывность и систематичность.
·
Постепенность.
·
Единство ОФП и СФП.
·
Волнообразность нагрузки.
·
Цикличность.
·
Индивидуализация тренировочного процесса.
·
Сознательность.
·
Медитативность.
Важнейшим принципом является индивидуализация
тренировочного процесса, предполагающая учет личностных и психофизиологических
качеств обучающегося.
В ходе апробации Методики были сделаны следующие
выводы.
Эффективность целенаправленной методики ППВ в
процессе воспитания волевых и физических качеств зависит от продолжительности
их применения в подготовительном периоде и особенностей самой методики.
Выявлено положительное влияние методики ППВ на темпы прироста как волевых, так
и физических качеств. Так, после первого месяца педагогического эксперимента
при использовании методики ППВ улучшились скоростные способности.
После второго месяца тренировок соответственно
улучшились: скоростно-силовые качества, скоростные способности - при
использовании методики ППВ.
После третьего месяца использования методики ППВ
оказали положительное влияние на уровень развития изучаемых всего комплекса
волевых и физических качеств.
Установлено, что использование экспериментальных
методик ППВ в тренировочном процессе приводит к эффективному воспитанию волевых
и физических качеств у обучающихся.
1.
Абаев Н.В., Лепехов С.Ю. Методы регуляции социального поведения в
тайных религиозных объединениях старого Китая (на материале буддийских
объединений)// Источниковедение и историография истории буддизма.- Новосибирск,
«Наука», 1986.
2.
Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в
средневековом Китае.- Новосибирск. 1989.
3.
Абдульханова-Славская К.С. Деятельность и психология личности.-М.,
1980.
4.
Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и
практики: Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета,
1998. - 216 с.
5.
Алексеев А.В. Себя преодолеть! - М.: ФиС, 1985. - 192 с.
6.
Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального
интереса к педагогической деятельности. - Омск: ОГИФК, 1990. - 186 с.
7.
Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения //Вопросы
психологии.-1983.-№ 4.
8.
Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Изд. «Теория и
практика физической культуры». 2000. - 274 с.
9.
Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и
современность // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4.
10. Быховская И.М.
Восточные единоборства в системе ценностей и досуговой деятельности современной
молодежной субкультуры / Быховская И.М., Скороходов В.В. // Юбилейный сборник
трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 2.
11. Виленский М.Я.,
Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов
педагогической специальности. - М.: Высшая школа, 1989
12. Воронов И. А.
Китайская классическая концепция военного обучения.: Автореферат. ...канд. пед.
наук. Военный Университет. - М., 1996. - 26 с.
13. Воронов И.А.
Древние и современные аспекты китайской классической концепции военного
обучения. -СПб, 1996.
14. Воронов И.А.
Секретные боевые искусства Китая. - СПб.: Б&К, 2000. - 242 с.
15. Воронов И.А.
Психомоторные упражнения «72 воинских искусства Древнего Китая». Методическое
пособие. -СПб.; ЛНПС ЦСМ, 1996. - 1.0 п.л.
16. Воронов И.А.
Четыре психомоторных упражнения. Методическое пособие. -СПб.; ЛНПС ЦСМ, 1996.
(в соавторстве). - 0.5 п.л.
17. Во исполнение
Закона об образовании // Физическая культура в школе. 1993, № 6, с. 2 - 4.
18. Временный
государственный образовательный стандарт // Физ. культура в школе. 1993, № 6,
с. 4 – 9.
19. Гаськов А.В.,
Психофизические аспекты укрепления здоровья детей 7-14 лет средствами ушу //
Физическая культура-2001-№ 4.
20. Горбунов Г.Д.
Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986. - 208 с.
21. Деркач А.А.,
Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. - М.: ФиС, 1981. - 375 с.
22. Долин А.А., Попов
Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. М., «Наука», 1990.
23. Захаров Е.Н. и
др. Рукопашный бой. Самоучитель.- М.:Культура и традиции, 1994.
24. Захарова О.В.
Профессиональная ориентация школьников-спортсменов на специальность «Физическая
культура и спорт»: Автореф. канд. дис. - Омск: ОГИФК, 1989. - 22 с.
25. Ильин Е.П.
Мотивация и мотивы.-СПб.:Питер, 2002.
26. Ковалев А.Г.
Психология личности.-М., 1969.
27. Козин А.П.
Психогигиена спортивной деятельности. - Киев: Здоровья, 1985. - 128 с.
28. Концепция
учебно-тренировочной специализации физкультурного образования старших
школьников: Метод. пос. /Авторы-сост.: В.Г.Хромин, В.Н.Потапов, Е.В. Хромин,
И.И. Сулейманов. - Омск: СибГАФК, 1998. - 14 с.
29. Корецкий В.М.
Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в
системе дисциплин «специализаций»: Автореф. докт. дис. М.,1989.
30. Коротаева Н.В.,
Мильштейн О.А., Тышлер Д.А. Взаимоотношения тренера и спортсмена в
единоборствах: Метод. разраб. для студ., слушат. ВШТ и ФПК РГАФК. М., 1997. -
20 с.
31. Костяева А.С.
Тайные общества Китая в первой четверти XX века. -М., РАН, 1995.
32. Кречмер Э.
Строение тела и характер.- М.: Педагогика-Пресс, 1995.
33. Леонтьев А.Н.
Потребности, мотивы, эмоции.- М., 1971.
34. Литманович А.В.,
Штучная Е.Б. Структура профессиональной подготовленности специалиста по
восточным единобртсвам // Теория и практика физической культуры-2000.-№ 12.
35. Лубышева Л.И.
Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его
освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6.
36. Матвеев А.П.
Теоретико-методические основы формирования учебного предмета «Физическая
культура в общеобразовательной школе»: Докт. дис. в виде науч. докл. М.,
1997.-71 с.
37. Никифоров Ю.Б.
Опыт применения психорегуляции в подготовке дзюдоистов //Спортивная борьба:
Ежегод-ник. - М.: ФиС, 1985.
38. Орлов В.Б.
Ситуация. Проблемные ситуации по курсу «Педагогика физической культуры и
спорта»: Учеб. пос. для студ. ИФК. - Челябинск: ЧГИФК, 1992. - 66 с.
39. Платонов К.К.
Структура и развитие личности.-М., 1986.
40. Психорегуляция в
подготовке спортсмена /В.Н. Некрасов, Н.А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер.
- М.: ФиС, 1985. - 176 с.
41. Родионов А.В.
Вербальные средства воздействия на психическое состояние спортсмена
//Психическая саморегуляция: Сб. научн. статей. - Алма-Ата: Изд-во Казах. ГИФК,
1987. - 110 с.
42. Рубенштейн С.Л.
Основы общей психологии.-М., 1946.
43. Скворцов Г.И.
Допрофессиональная подготовка учащихся 5-6-х специализированных спортивных
классов: Автореф. канд. дис. Челябинск, 1997. - 20 с.
44. Станкин М.И.
Психолого-педагогические основы физического воспитания. – М.: Просвещение,
1987. – 224 с.
45. Стоунс Э.
Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М.: Педагогика,
1984. 472 с.
46. Хромин Е.В.
Учебно-тренировочная специализация как один из современных
теоретико-методологических подходов к совершенствованию физкультурного
образования школьников// Физическая культура –2001. - № 3.
47. Хромин Е.В.
Учебно-тренировочная специализация физкультурного образования старших
школьников: Автореф. канд. дис. Омск, 1998. - 24 с.
48. Ямбург Е.А. Школа
для всех // Адаптивная модель: Теоретические основы и практическая реализация.
- М.: Новая школа, 1997. - 352 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
План распределения
нагрузок
1-4 недели
Понедельник
|
утренний
комплекс (УК), медленный бег на 2 км, разминка (Р)
|
Вторник
|
основная
тренировка (ОТ)
|
Среда
|
УК,
медленный бег на 1 - 2 км, Р, упражнения на гибкость (Г)
|
Четверг
|
УК,
медленный бег на 1 - 2 км, Р
|
Пятница
|
ОТ
|
Суббота
|
УК,
медленный бег на 1 км, Р, упражнения на силу (С), Г
|
Воскресенье
|
УК
|
5 - 8 недели
тренировки
Понедельник
|
УК,
медленный бег на 2 - 3 км, Р, Г
|
Вторник
|
ОТ
|
Среда
|
УК,
медленный бег на 2 - 3 км, Р, Г
|
Четверг
|
УК,
медленный бег на 2 - 3 км, Р
|
Пятница
|
ОТ
|
Суббота
|
УК,
медленный бег на 2 - 3 км, Р, С, Г
|
Воскресенье
|
УК
|
9 - 12 недели
тренировки
Понедельник
|
УК,
медленный бег на 3 - 4 км, Р, Г
|
Вторник
|
ОТ
|
Среда
|
УК,
медленный бег на 3 - 4 км, Р, Г
|
Четверг
|
УК,
медленный бег на 3 - 4 км, Р
|
Пятница
|
ОТ
|
Суббота
|
УК, бег
3 км на время, Р
|
Воскресенье
|
УК
|
13 - 16 недели
тренировки
Понедельник
|
УК,
медленный бег на 5 - 6 км, Р
|
Вторник
|
ОТ
|
Среда
|
УК,
медленный бег на 5 - 6 км, Р, С
|
Четверг
|
УК,
медленный бег на 3 - 4 км, Р, Г
|
Пятница
|
ОТ
|
Суббота
|
УК,
медленный бег на 5 - 6 км, Р,С,Г
|
Воскресенье
|
УК
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|